Конспект урока по технологии Виды тепловой обработки овощей. Технология приготовления вареных, тушеных и жареных овощных блюд 5 класс
Тема.Виды тепловой обработки овощей. Технология приготовления вареных, тушеных и жареных овощных блюд.
Цель:1.Ознакомить учащихся со способами тепловой обработки продуктов, посудой и инвентарем для тепловой обработки, технологией приготовления овощных блюд;научить готовить вторые овощные блюда и подавать их к столу; расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.
2. Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.
3. Воспитывать культуру, эстетический вкус.
Оборудование:Таблицы, иллюстрации, учебники.
Инструменты и материалы:Разделочные доски, терка, кухонные ножи, сковороды, столовая посуда и приборы, желобковый нож.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1.По две ученицы от бригады получают карточки-задания.
Карточка-задание № 1.
ЗАДАНИЯ.
1.Выберите карточки с названиями продуктов, необходимых для приготовления винегрета.
2.Опишите технологию приготовления этого блюда.
КОМПЛЕКТ КАРТОЧЕК.
Картофель капуста свекла помидоры морковь соленый растительное огурец масло
Карточка-задание № 2.
ЗАДАНИЯ.
1.Выберите карточки с названиями операций первичной обработки овощей.
2.Какие операции обработки овощей выполняют при приготовлении винегрета. Охарактеризуйте каждую из них.
КОМПЛЕКТ КАРТОЧЕК.
Сортировка варка мытье нарезка тушение очистка жаренье запекание
2.С остальными ученицами проводится беседа по вопросам:
В чем пищевая ценность овощей?
Разгадайте кроссворд и назовите овощную продукцию.
Разгадайте кроссворд и перечислите виды нарезки овощей.
Сформулируйте общие правила приготовления салатов из сырых овощей.
Сформулируйте общие правила приготовления салатов из вареных овощей.
Перечислите правила безопасной работы при нарезке овощей.
ІІІ. Изучение нового материала.
1.Тема и цель урока.
2.Виды тепловой обработки овощей.
При приготовлении определенных блюд овощи, кроме первичной обработки, подвергают тепловой обработке. Известно несколько видов обработки. В ходе дальнейшего рассказа учитель опирается на схему «Обработка овощей» в учебнике.
Варка – это процесс нагревания и доведения продуктов (овощей и др.)до готовности в кипящей жидкости(воде, бульоне, молоке) или на пару.
Существуют несколько способов варки:
- В большом количестве воды(основной способ).
- На пару(без погружения в воду).
- В небольшом количестве воды или собственном соку(припускание).
Жаренье – это процесс нагревания продуктов (овощей и др.) в жире до обра-зования румяной корочки. Применяется для приготовления гарниров и заправок для супов.
Способы жаренья:
-В небольшом количестве жира(основной способ).
- В небольшом количестве жира до полуготовности(пассерование).
- В большом количестве жира(во фритюре).
Тушение – это комбинированный способ тепловой обработки, во время кото-рого продукты сначала обжаривают, а затем припускают(доводят до готовности)в небольшом количестве жидкости или соусе с добавлением кореньев, лука, специй.
Как вы думаете, какой из способов тепловой обработки позволит сохранить наибольшее количество полезных веществ в овощах?
3.Сохранность витаминов и питательных веществ при тепловой обработке овощей.
При тепловой обработке овощи теряют содержащиеся в них витамины и питательные вещества. Но эти потери не одинаковы при различных способах тепловой обработки овощей.
ЗАДАНИЕ.
Внимательно проанализируйте таблицу «Потери витамина С при тепловой обработке картофеля» и определите, что влияет на сохранность полезных свойств овоща при тепловой обработке.
ПОТЕРИ ВИТАМИНА С ПРИ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКЕ КАРТОФЕЛЯ.
ПОТЕРИ ВИТАМИНА С (%) |
|
Варка неочищенных клубней С погружением в холодную воду С погружением в горячую воду |
|
Варка очищенных клубней С погружением в холодную воду С погружением в горячую воду |
|
20 - 25 |
|
Приготовление пюре |
72 -78 |
Приготовление запеканки |
90 -92 |
Приготовление котлет |
93 - 95 |
В ходе работы учащиеся формулируют вывод: Чем длительнее процесс тепловой обработки овощей(запекание, обжаривание),тем больше теряется витамина С (до 95%)
Физминутка.
4.Правила приготовления овощей.
1. Очищенные овощи не следует длительное время держать в воде.
2. Нарезать овощи непосредственно перед тепловой обработкой.
3. Очищенные овощи(кроме свеклы и моркови) закладывать в кипящую подсоленную жидкость и варить при слабом кипении.
4. Уровень воды должен превышать уровень овощей не более, чем на 1,5 см.
5. Овощи варить в посуде с закрытой крышкой.
6. Картофель и морковь лучше варить на пару.
7. Для жарения овощи класть на сковороду с разогретым жиром.
8. Реже применять такие способы тепловой обработки, как тушение, припускание, приготовление пюре, при которых разрушается витамин С.
5.Посуда, инвентарь для тепловой обработки продуктов.
Какую посуду вы используете дома для варки, жаренья?
Для тепловой обработки овощей используют следующую посуду из нержавеющей стали или с эмалированным покрытием:
Кастрюли(для варки овощей и овощных супов);
Сковороды(для жарения, пассерования);
Пароварки(для варки нпа пару);
Фритюрницы(для жарения во фритюре);
Скороварки(с герметически закрывающейся крышкой).
Следует учитывать, что при поврежденном состоянии эмали потери витамина С при варке овощей значительно увеличиваются.
ІV. Подготовка к практической работе. Инструктаж к работе.
1.Мытье рук, одевание спецодежды.
2.Подготовка инструментов для работы.
3.Изучение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями, с электо-плитами, режущими и колющими инсрументами.
4.Повторение правил санитарии при выполнении практической работы.
5.Вводный инструктаж к проведению практической работы.
6.Требования к качеству готового блюда.
1.Изучается инструкционная карта:
«ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОВОЩНОГО РАГУ».
ПРОДУКТЫ(на одну порцию):Картофель – 75г, капуста – 40 г, морковь – 30 г, лук репчатый – 20 г, растительное масло – 20 г, томатный сок (паста) – 30 г, соль, спе-ции, зелень.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.
1. Выполнить первичную обработку овощей.
2. Обжарить на растительном масле картофель, капусту, морковь. Сложить в кастрюлю.
3. Лук обжарить до золотистого цвета, добавить томатный сок, протушить 5-7 мин. Вылить в кастрюлю.
4. Добавить специи, соль и тушить до готовности.
5. Разложить по тарелкам, украсить зеленью, подать на стол.
2.Проводится текущий инструктаж.
3.Проводится индивидуальная работа с учащимися.
4.Выполняется сервировка стола.
5.Проводится дегустация готового блюда.
6.Мытье посуды.
VІ. Закрепление новых знаний и навыков.
Проводится беседа с учащимися по вопросам:
Какие виды тепловой обработки вам известны?
Какие операции первичной обработки проходят овощи при приготовлении овощного рагу?
Каким инструментом пользуются при очистке картофеля?
Какой вид тепловой обработки используется при приготовлении овощного рагу?
VІІ. Итог урока.
1.Самоанализ деятельности учащихся.
2.Оценка работы бригад:
Общее оценивание работы бригад;
Индивидуальное оценивание.
3.Выставление оценок.
4.Анализ допущенных ошибок.
5.При приготовлении овощей используют разные виды тепловой обработки. Готовя овощные блюда, необходимо заботиться о сохранении в них витаминов и питательных веществ. С этой целью следует соблюдать основные правила варки, жарения и тушения овощей.
6.Домашнее задание
Подготовить сообщения об национальной кухне по темам: «Первые блюда», «Вторые блюда», «Особенности национальной кухни», «Традиционные праздники и блюда».