Международная терминология и классификация сестринской практики

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения России

Кафедра педиатрии №2

Международная терминология и классификация сестринской практики.

Стандартизация в сестринском деле.

Законодательство в здравоохранении.

Учебно-методическое пособие для студентов

Иркутск

ИГМУ

2012

УДК 614.253.52:371.38-025.45:161.1 (075.8)

ББК 57.3я73

М 59

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России в качестве учебно-методического пособия

для студентов педиатрического факультета медицинского вуза

от 15.11.2012

Составитель:

С. А. Гуцуляк – к.м.н., доцент кафедры педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

Рецензенты:

Жданова Е.И. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», доцент кафедры детских болезней с курсом детских инфекционных болезней, кандидат медицинских наук

Филиппов. Е.С. – ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», профессор кафедры педиатрии ФПК и ППС ИГМУ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ.

Гуцуляк, С. А.

Международная терминология и классификация сестринской практики. Стандартизация в сестринском деле. Законодательство в здравоохранении : уч-мет. пособие / сост. : С. А. Гуцуляк; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 28 с.

В учебно-методическом пособии рассматривается международная терминология и классификация сестринской практики. Освящены основные положения действующего федерального законодательства в области медицинской деятельности. Пособие предназначено для студентов педиатрического факультета медицинского вуза.

УДК 614.253.52:371.38-025.45:161.1 (075.8)

ББК 57.3я73

© Гуцуляк С. А., 2012

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2012

Содержание

Название раздела

Стр.

1

Значение изучения темы

4

2

Международная терминология и классификация сестринской практики

6

3

СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

17

4

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

19

5

Задания для самоконтроля

24

6

Тестовые задания

25

7

Рекомендуемая литература

26

Значение изучения темы: знание международной терминологии и классификации сестринской практики позволит будущим специалистам четко ориентироваться в значении многих медицинских понятий, освоить порядок составления сестринского диагноза, а в дальнейшем и сестринского вмешательства;

- учебное значение темы состоит в том, сформировать у студентов целостное представление о сестринской практике, раскрыть содержание научных подходов к формированию понятийного и терминологического аппарата сестринского дела, классификации сестринского процесса;

- профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицирован-ного специалиста, хорошо ориентирующегося в международной терминологии и классификации сестринского процесса;

- личностное значение темы развить у будущей медсестры профессиональную и моральную ответственность за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи пациенту.

Процесс изучения курса направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1):

- способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 6);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

б) профессиональных (ПК):

- готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2);

- способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8);

-способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9).

В итоге занятий, обучающийся должен:

знать:

- назначение и суть международной классификации сестринской практики

NANDA, ICNP;

- причины развития процессного подхода к сестринской практике;

уметь:

- грамотно использовать медицинские термины в своей деятельности;

- ориентироваться в основных элементах классификации сестринской практики;

- использовать знания для развития сестринской помощи и подготовки специалистов сестринского дела;

иметь:

- представление о классификациях сестринской практики и сестринских вмешательствах.

План изучения темы:

Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос)

Доклад рефератов по теме

Дискуссия по прочитанным рефератам

Итоговый контроль знаний:

- подведение итогов занятия.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

Самым серьезным недостатком в развитии сестринского дела как профессии и научной дисциплины оставалось отсутствие единого для всех медсестер терминологического и понятийного аппарата, иными словами, общего для всех медсестер профессионального языка. Терминологическая путаница создавала существенные препятствия для профессионального общения и взаимопонимания медсестер. Одному и тому же феномену давались разные названия - симптом, синдром, потребность, проблема пациента и т.д. Отсутствие классификации этих основополагающих для сестринской практики понятий, существенные расхождения в их определении приводили к тому, что представители других специальностей в здравоохранении и в первую очередь врачи все чаще стали высказывать свои сомнения относительно самостоятельного статуса профессии медсестры.

Врачи во всем мире используют общий информационный инструмент, который позволяет им понимать друг друга, описывать свою деятельность, сравнивать с другими и оценивать результаты. Периодически врачи его обсуждают, пересматривают, вносят изменения, коллегиально утверждают и вновь используют все без исключения, как обязательный международный профессиональный стандарт. Этим информационным инструментом или иными словами профессиональным языком является ни что иное как Международный классификатор болезней (МКБ). Последний его пересмотр, десятый по счету, был одобрен представителями всех стран на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве. В России переход на МКБ-10 начат с 01.01.99 г. в соответствии с приказом Минздрава РФ №3 от 12.01.98.

Попытки унифицировать и стандартизировать профессиональный сестринский язык неоднократно предпринимали медсестры в разных странах. Наиболее успешных результатов добились американские коллеги созданием классификации сестринских диагнозов NANDA, классификации сестринских вмешательств (NIC) и классификации сестринских результатов (NOC) исследовательского центра университета штата Айова США. К недостаткам этих документов медсестры относят несовершенство и сложность формулировок, неоднозначность некоторых понятий, несоответствие между классификациями сестринских диагнозов, вмешательств и результатов. И хотя создатели этих классификаторов продолжают свою работу над совершенствованием документов, Международный совет медсестер принял решение на своем съезде в 1989 г. в Сеуле о проведении международных исследований по разработке таксономии и классификации сестринской практики с привлечением ведущих ученых, научных центров, университетов и национальных сестринских ассоциаций.

После напряженной работы в течение 8 лет МСМ представил в 1996 г. на обсуждение первую версию классификации сестринской практики. К проведению экспертизы классификатора присоединялись национальные ассоциации медсестер из стран Африки, Азии и Латинской Америки, стран с разными культурами, уровнями экономического и социального развития, показателями заболеваемости, обеспеченности населения врачами и сестринским персоналом. Классификация была переведена на 16 языков мира, в том числе немецкий, испанский, французский, китайский, датский, греческий, итальянский, японский, румынский, шведский, португальский, исландский, норвежский и другие. Целью такой крупномасштабной экспертизы была проверка универсальной пригодности классификатора и возможности его повсеместного использования всеми медсестрами. Свои отзывы на первый вариант классификатора прислали национальные сестринские ассоциации Австралии, Бразилии, Чили, Канады, Франции, Норвегии, Кореи, Колумбии, США, Великобритании, Ганы, Сомали, Тайваня, Тринидада, Тобаго, Финляндии, Словении и десятков других стран.

Специальная комиссия МСМ, рассмотрев результаты экспертизы со всеми поступившими предложениями и замечаниями, доработала классификатор и в июне 1999 г. представила вторую редакции документа участникам Международной конференции, посвященной 100-летия МСМ, проходившей в Лондоне. Полное название документа - Международный классификатор сестринской практики (МКСП) или International Classification for Nursing Practice (ICNP). Его значение для сестринского дела трудно переоценить.

МКСП – профессиональный информационный инструмент, необходимый для стандартизации профессионального языка медсестер, для документирования сестринской практики, для подготовки кадров.

В соответствии с профессиональными подходами МСМ сестринскую практику описывают 3 основных составляющих компонента:

  • Сестринский феномен;
  • Сестринское действие (вмешательство);
  • Результат действия медсестры.

На основании чего, МКСП включает классификации по 3 блокам составляющих сестринской практики, определяет и стандартизирует структуру каждого блока по рубрикам и подрубрикам, устанавливает систему их кодирования, вводит четкие дефиниции для всех терминов и понятий, используемых в классификаторе.

Рассмотрим общие принципы классификации сестринской практики по ее основным составляющим.

1. СЕСТРИНСКИЙ ФЕНОМЕН

Феномен (гр. phainomenon являющееся) в контексте МКСП означает явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, по отношению к которому направлены профессиональные действия медсестры. МКСП определяет структуру сестринского феномена и всех входящих в него элементов, дает четкие дефиниции понятиям и терминам, описывающим содержание феномена. Комбинация отдельных терминов из классификации сестринского феномена определяет суть сестринских диагнозов. В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ФЕНОМЕНА

огласно МКСП сестринский феномен состоит из 8 составных элементов, классификация структурируется по каждому из элементов этого блока.

А. Фокус (лат. focus очаг) сестринской практики – это область (объект), привлекающая внимание медсестры и предполагающая определенные сестринские действия.

Примеры из классификации:

1А.1.1.1.3 Температура тела 1А.1.1.1.13.1 Боль

1А.1.1.1.3.1 Терморегуляция 1А.1.1.1.13.1.1 Боль онкологическая

1А.1.1.1.3.1.1 Гипертермия 1А.1.1.1.13.1.2 Боль кожная

1А.1.1.1.3.1.2 Перегревание солнечное 1А.1.1.1.13.1.2.1.Боль раневая

1А.1.1.1.3.1.3 Тепловой удар 1А.1.1.1.13.1.3 Боль скелетно-мышечная

1А.1.1.1.3.1.4 Гипотермия 1А.1.1.1.13.1.3.1.1 Боль от перелома

1А.1.1.1.3.2 Холодовой стресс 1А.1.1.1.13.1.3.1.2 Боль артритическая

и т.д. 1А.1.1.1.13.1.3.1.3 Боль мышечная

1А.1.1.1.13.1.3.1.4 Боль висцеральная

1А.1.1.1.13.1.3.1.4.1 Колика и т.д.

В. Суждение - клиническая оценка, мнение, заключение относительно состояния сестринского феномена, степени и уровня интенсивности его проявления.

Примеры: 1В.2 достижение

1В.2.1 достигший

1В.2.1.1достигший минимального уровня

1В.2.1.2 достигший некоторого уровня

1В.2.1.3 достигший высокого уровня

1В.2.1.4 достигший наивысшего уровня

1В.2.1.5 недостигший

С. Частота – величина, выражающая число случаев или повторений сестринского феномена в интервале времени.

Примеры: 1С.1 непрерывный

1С.2 периодический

1С.2.1очень часто

1С.2.2 часто

1С.2.3 иногда

1С.2.4 редко

1С.2.5 очень редко

1С.2.6 никогда

Заметим, что в МКСП даны стандартизированные значения перечисленных характеристик («очень часто» – число повторений более 9 во временном интервале; «часто» – 7-9; «иногда» – 4-6 и т. д.)

D. Продолжительность – продолжительность времени, в течение которого феномен существует.

Примеры: 1D.1.1 острый

1D.1.2 хронический

Е. Локализация – анатомическое расположение феномена.

Примеры: 1E.1.7 Рука

1Е.4.5 Глаз

1Е.4.6 Веко

В классификации данного элемента используется Международная классификация топографии систематизированной номенклатуры по медицине (SNOMED) и соответствующие ей коды.

F. Топография – расположение феномена относительно других анатомических образований или центральной оси.

Примеры: 1F.1.1горизонтально

1F.1.1.1 выше

1F.1.1.1.1 выше справа

1F.1.1.1.2 выше слева

1F.1.1.2 ниже

G. Вероятность – возможность возникновения феномена.

Примеры: 1G.2.1 риск

1G.2.1.1 очень высокий риск

1G.2.1.2 высокий риск

1G.2.1.3 некоторый риск

1G.2.1.4 небольшой риск

H. Распространенность – распространенность феномена среди населения.

Примеры: 1Н.1 индивид

1Н.2 группа

1Н.2.1 семья

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ/ОПИСАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДИАГНОЗА

Сестринский диагноз состоит из комбинации терминов, входящих в классификацию элементов сестринского феномена.

При составлении сестринского диагноза вводят основной термин из классификации элемента А (фокус) и термины из классификаций других элементов (В, С, E и/или др.), уточняющие или конкретизирующие диагноз.

По каждому из элементов сестринского феномена в сестринский диагноз допускается введение не более одного термина.

Пример комбинации терминов, составляющих сестринский диагноз.

ЭЛЕМЕНТЫ ФЕНОМЕНА

ВЫБРАННЫЕ ТЕРМИНЫ

А. ФОКУС

Боль

В. СУЖДЕНИЕ

Да (присутствует),

Высокий уровень

С. ЧАСТОТА

Периодически возникающая

Е. ЛОКАЛИЗАЦИЯ

Нога

F. ТОПОГРАФИЯ

Правая

Сестринские диагноз: Сильная (до высокого уровня) боль.

Сильная, периодически возникающая боль.

Сильная, периодически возникающая боль в ноге.

Сильная, периодически возникающая боль в правой ноге.

2. СЕСТРИНСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

В контексте МКСП сестринские действия – поведение медсестры в процессе профессиональной практики.

Сестринское вмешательство – действие, предпринимаемое медсестрой в соответствии с установленным сестринским диагнозом, для достижения определенного результата. Комбинация отдельных терминов из классификации сестринских действий определяет суть сестринского вмешательства.

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕСТРИНСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Согласно МКСП сестринское действие состоит из 8 составных элементов (рис.), классификация структурируется по каждому из элементов этого блока.

Рис. Элементы сестринского действия

  1. Тип действий – действие, выполняемое медсестрой.

Примеры из классификации: 2A.1 Наблюдение

2А.1.1 Установление

2А.1.2 Определение

2А.1.2.1 Обследование

2А.1.2.1.1 Аускультация

2А. 1.2.1.2 Пальпация

В. Задача – объект, явление, на которое направлено действие медсестры. Примеры:

2В.2.1.1.1.1.1.1.5 Дошкольник 2В.2.2.1.1.1 Жизненные признаки

2В.2.1.1.1.1.1.1.6 Школьник 2В.2.2.1.1.2 Пульс

2В.2.1.1.1.1.1.1.7 Подросток 2В.2.2.1.1.3 Частота дыхания

2В.2.1.1.1.1.1.1.8 Взрослый 2В.2.2.1.1.4 Ритм дыхания

2В.2.1.1.1.1.1.1.9 Старик 2В.2.2.1.1.5 Кровяное давление

С. Средство – средство, которое используется при выполнении сестринского действия. Примеры:

2С.1.1 Приспособления 2С.1.7 Оборудование

2С.1.1.2 Холодное обертывание 2С.1.7.1 Щетка

2С.1.1.3 Пузырь со льдом 2С.1.7.22 Шприц

2С.1.1.4 Грелка 2С.1.7.23 Пипетка

  1. Время – временные ориентиры сестринских действий (временные точки отсчета, интервалы, эпизоды, продолжительность времени между отдельными событиями).

Примеры: 2D.1.1 При поступлении

2D.1.2 При выписке

2D.3.3 Во время операции

Е. Локализация – анатомическая локализация действий медсестры или место, где выполняются сестринские вмешательства.

Примеры: 2Е.1.12.1 Рот

2Е.1.12.2 Угол рта

2Е.2.2 Больничная палата

2Е.2.13 Дома

F. Топография – анатомическое расположение относительно серединной линии или отдаленность от ….

Примеры: 2F.3 Вертикально

2F.3.1.Справа

2F.3.2 Слева

2F.3. Латерально

  1. Путь – путь, по которому выполняются сестринские вмешательства.

Примеры: 2G.1 Эпидурально

2G.20 Парентерально

H. Кто/ по отношению к кому выполняется сестринское действие.

Примеры: 2H.1 Индивид

2H.1 Группа

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ/ОПИСАНИЯ СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

Сестринское вмешательство состоит из комбинации терминов, входящих в классификацию элементов сестринских действий.

При составлении сестринского вмешательства вводят один термин из классификации элемента А (тип действия) и термины из классификаций других элементов (В, С, E и/или др.), уточняющие или конкретизирующие вмешательство.

По каждому из элементов сестринского действия допускается использование не более одного термина в описании сестринского вмешательства.

Пример комбинации терминов, описывающих сестринское вмешательство.

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ

ВЫБРАННЫЕ ТЕРМИНЫ

а. ТИП ДЕЙСТВИЯ

Снижение

b. ЗАДАЧА

Боль

с. СРЕДСТВО

Холод (пузырь со льдом)

h. КТО/по отношению к кому действие должно быть выполнено

Индивид

Сестринское вмешательство:

3. РЕЗУЛЬТАТ СЕСТРИНСКИХ ДЕЙСТВИЙ/ВМЕШАТЕЛЬСТВ

Определение понятия в контексте МКСП:

Результат – измерение или состояние сестринского диагноза после проведения сестринского вмешательства.

Ясно, что на результат влияют различные факторы.

Результаты измеряются изменениями в сестринских диагнозах, как показано ниже:

Для определения результата используется тот же подход, что и для установления сестринского диагноза.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса — планированию сестринской помощи. Врачебный диагноз

Сестринский диагноз

- определяет болезнь;

- может оставаться неизменным в течение всего времени болезни;

- предполагает лечение в рамках врачебной практики;

- как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме.

- нацелен на выполнение ответных реакций организма в связи с болезнью;

- меняется каждый день или даже в течение дня по мере того, как изме-няются реакции организма на бо-лезнь;

- сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики;

- с представлениями самого пациента о состоянии его здоровья

СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В сестринской науке под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств.

Сестринское вмешательство – действие, предпринимаемое медсестрой в

соответствии с установленным сестринским диагнозом, для достижения определенного результата. Комбинация отдельных терминов из классификации сестринских действий определяет суть сестринского вмешательства.

Результат – измерение или состояние сестринского диагноза после проведения сестринского вмешательства. Результаты измеряются изменениями в сестринских диагнозах.

В связи с явными трудностями стандартизации сестринской практики в целом, в России решено начать со стандартизации сестринских вмешательств, т. е. простых и сложных медицинских услуг, оказываемых сестрами. Проблема эта тоже не из легких.

Различие форм и методов обучения, многочисленные схемы и методики ухода за больными настойчиво требуют стандартизации, неких простых и понятных ориентиров. Другой аргумент в пользу стандартных сестринских технологий – развитие страховой медицины, нуждающейся в четких критериях качества медицинской помощи. За рубежом эту задачу выполняют многочисленные руководства (guidelines) по вопросам ухода и лечения, полезные как для врачей, так и для сестер. При этом в одной стране может существовать десяток руководств по одной и той же теме, т. к. нет жесткого централизованного

регулирования. Примеры любой желающий может посмотреть в открытом депозитарии на сайте www.guidelines.gov. Только когда по актуальной проблеме накапливается слишком много методического материала, не отражающего в полной мере последние достижения науки, принято создавать рабочие группы для выработки международного консенсуса (например, по астме, вирусным гепатитам, диабетической стопе и т.д.).

В России традиционным является централизованное регулирование профессиональных отраслевых стандартов. Приказом МЗ РФ № 354 от 8.12.98 «О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении» введены единые требования к разработке и внедрению стандартов ухода и лечения. Это в полной мере относится и к сестринским технологиям оказания простых и сложных медицинских услуг, ассортимент которых также определен приказами МЗ РФ. Уже подчеркивалось, что сестра должна быть полноценным членом медицинской бригады. Нет сомнения, что качественное выполнение стандартов сестринских простых (обучение пациентов, уход за венозным катетером и т. п.) и сложных медицинских услуг позволит повысить качество медицинской помощи в целом.

В настоящее время в России еще нет стандартов технологий, апробированных и утвержденных согласно приказу №354, но работа над этими документами активно ведется.

Существующие же «стандарты», разработанные различными регионами, городами и лечебно-профилактическими учреждениями, носят рекомендательный характер и не имеют силы подзаконных актов. Тем не менее, многие из них оказывают помощь в практической работе.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В нашей стране длительное время отсутствовало подробное пра­вовое регулирование деятельности медицинских работников по оказанию медицинских услуг. Раньше медицина редко соприкаса­лась с правом. Как правило, это было уголовное право.

Определенные изменения в обществе, прогресс медицины, появление частной системы здравоохранения наряду с государ­ственной и муниципальной - все это поставило на новую, более высокую ступень потребность в совершенствовании правового регулирования общественных отношений, связанных с медицинской деятельностью.

Нормотворческий процесс в этой сфере активизировался в связи с принятием ряда законодательных актов, и прежде всего Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Правовая ситуация в здравоохранении в настоящее время из­менилась. Сегодня медицина доступна для претензий и исков пациентов, которые могут защитить себя правовыми способами. Дефекты, допущенные при оказании медицинской помощи, могут стать основанием для привлечения медицинских работников к различным видам юридической ответственности - дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной.

Составной частью любой практической деятельности человека является информационный процесс, который во многом предопределяет и саму деятельность, и ее результаты. Каждый медицинский работник должен четко знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности пациента при оказании ему медицинских услуг. Он должен иметь представление о той ответственности, которая наступит для него в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих профессиональных обязанностей. Эти требования могут быть соблюдены только при наличии соответствующей нормативно-правовой базы.

Сегодня для медиков не существует иного пути, как овладеть началами юридического мышления и специфической правовой терминологией. Правовым аспектам информационного процесса в сфере здравоохранения и посвящен настоящий учебник. Изучение медицинскими работниками учебника направлено в конечном счете на улучшение качества оказания медицинских услуг.

В последнее время стремительно меняется правовая база здравоохранения. Вступают в силу новые федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

И юридическая, и медицинская практика убедительно свидетельствуют, что чем выше правовая культура медицинских работников, тем лучше исполняются ими профессиональные обязанности, тем выше эффективность и качество медицинской помощи, реальнее обеспечение прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья.

Используя полученные знания, медицинские работники должны уметь ориентироваться в действующем законодательстве, учитывать в профессиональной работе правовые нормы применительно к конкретным ситуациям.

Знание медицинскими работниками своих прав и обязанностей, оснований юридической ответственности, умение понимать и применять законы, давать оценку неправомерному поведению в правоотношениях врач - пациент и предвидеть его юридические последствия, знание прав пациента и различных групп населения в области охраны здоровья окажут значительную помощь в предупреждении конфликтов с пациентами, а также возможных врачебных ошибок и профессиональных преступлений.

Система действующего российского законодательства о здравоохранении

Система действующего в настоящее время российского законодательства о здравоохранении включает в себя нормативные правовые документы, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от органов, их принявших, и по сфере их применения. Возглавляет эту систему Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ее вторая глава (ст. 17 - 64) формулирует ряд принципиальных положений для жизни любого человека в нашем обществе:

-  о равенстве всех граждан перед законом и судом (ст. 19);

-  о праве на жизнь (ст. 20);

-  об охране достоинства личности государством, о невозможности подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);

-  о запрещении распространения информации о частной жизни человека (ст. 24);

-  о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);

-  о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);

-  о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

-  о праве на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

-  о государственной и судебной защите прав и свобод (ст. 45-46);

-  о государственной защите прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, компенсации причиненного ущерба (ст. 52).

В исключительном ведении государства находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики в области экологического и социального развития. В совместном ведении государства и субъектов Российской Федерации находятся регулирование вопросов охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, осуществление мер по борьбе с эпидемиями. Практическая реализация этих положений возложена на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации.

Основы отношений между конкретным человеком и государством в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.

Взаимоотношения между пациентом и врачом в нашей стране определяются, во-первых, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.

Основные направления деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации прав граждан в области охраны здоровья регулируются в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Этот документ является главным нормативным правовым актом для каждого медицинского работника, независимо от того, работает ли он в государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан состоят из 12 разделов.

В разделе I законодатель формулирует основные понятия, связанные с охраной здоровья граждан. В частности, охрана здоровья определяется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на укрепление здоровья каждого человека.

Раздел II разграничивает компетенцию в области охраны здоровья граждан между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными органами власти.

Раздел III определяет основы организации системы здравоохранения в нашем государстве.

Раздел IV формулирует основные права граждан при получении различных видов медицинской помощи.

Раздел V конкретизирует права отдельных групп населения при получении различных видов медицинской помощи.

Раздел VI содержит подробный перечень прав пациента при оказании ему медико-социальной помощи.

Раздел VII регламентирует медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.

Раздел VIII формулирует общие правила и основные гарантии для пациентов при осуществлении некоторых видов медицинской деятельности.

Раздел IX посвящен регулированию ключевых вопросов, связанных с проведением различных видов медицинской экспертизы.

Раздел X определяет общие условия медицинской и фармацевтической деятельности, основные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Раздел XI посвящен международному сотрудничеству нашего государства в области охраны здоровья.

Раздел XII определяет общие условия и виды ответственности за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.

В настоящее время система федерального законодательства о здравоохранении наряду с рассмотренными выше Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан включает в себя следующие законы:

-   «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

-   «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-   «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

-   «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

-   «О донорстве крови и ее компонентов»;

-   «О радиационной безопасности населения»;

-   «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

-   «О лекарственных средствах»;

-   «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

-   «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

-   «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

-   «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

-   «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России).

Ряд вопросов, связанных с медицинской деятельностью, регулируется в рамках традиционных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Законодательство Российской Федерации о здравоохранении постоянно развивается, отражая объективные процессы, которые происходят в нашем обществе.

Задания для самоконтроля

1.   Назовите основные этапы становления законодательства о медицинской деятельности в России.

2.   Раскройте положения Конституции Российской Федерации, посвященные охране здоровья граждан.

3.   Дайте общую характеристику Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

4.   Перечислите действующие федеральные законы, регулирующие медицинскую деятельность в России.

тестовые задания

1.Типы сестринских вмешательств:

а) взаимозависимые;

б) независимые;

в) зависимые;

г) все вышеперечисленное.

2.Медсестра может внести коррективы:

а) в цели ухода;

б) в план ухода;

в) только в сестринские диагнозы;

г) план лечения.

3.Сестринское дело - это:

а) наука и искусство ухода за больными;

б) оказание специализированной медицинской помощи;

в) выполнение технических манипуляций.

г) все перечисленное.

4.Ятрогения - это болезненное состояние, возникающее в результате неправильного:

а) поведения медицинского работника в отношении больного;

б) ухода за больным с психическим заболеванием;

в) определение диагноза психического заболевания;

г) медикаментозное лечение заболевания.

5. Сестринский процесс включает все этапы, кроме:

а) обследование;

б) сестринский диагноз;

в) планирование мероприятий;

г) назначение лечения.

6. Научный систематический метод организации и практической реализации медицинской сестрой профессиональных обязанностей называется:

а) сестринский диагноз;

б) сестринский процесс;

в) уход за больным;

г) все перечисленное

7. Первый съезд средних медицинских работников в России проходил в:

а) 1996 году;

б) 1998 году;

в) 1999 году;

г) 1997 году.

эталоны ответов к тестовым заданиям

Список тем УИРС.

- Международная организация медсестер, ее создание и цели.

- Значимость общения во взаимоотношениях медицинской сестры и пациента.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. – М.: ГОЭТАР – Медицина, 2009. – 256с.

Ю. И. Павлов, А. А. Холопов. ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов. Челябинск, 2006

Дополнительная литература

Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. – М., 2008.

Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. – М. : Медицина, 2008. – 411с.

Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 88 с.

Интернет-ресурсы:

http://medsestra.okis.ru/ - Данный сайт посвящен вопросам сестринского дела - теории и практике

http://book-i19.ru/uchebnaya-literatura/studentam-vuzov/texnicheskie-nauki-medicina-selskoe-xozyajstvo/medicina-farmakologiya/sestrinskoe-delo/ - учебники и учебные пособия

Подписано в печать,26.11.12. Формат 60х84 1/16

Тираж 30 экз. Заказ №831. Гарнитура Times New Roman.

Бумага офисная. Печать ризография. Усл. печ. л.3,49

Отпечатано в типографии ИГМУ

г. Иркутск, ул. Красного Восстания,1

PAGE \* MERGEFORMAT 28

Путь

Топография

Локализация

Время

Средство

Задача

Кто

Тип действий

H

G

F

E

D

C

A

B