Час общения в 6 классе. Конспект


Внеклассное мероприятие ко Дню смеха. Сценарий для 6 класса

Внеклассное мероприятие на 1 апреля "Скоморошина "

Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному дню театра и Дню смеха

Выпуск устного журнала, посвященного традициям русского театра. В журнале две части: информационная и актерская. Но учитель должен предупредить участников, что каждый из них играет роль: будь то журналист, Петрушка, цыган, Федот или царь. Пусть каждый постарается перевоплотиться, войти в свою роль.

Костюмы и реквизит - часть творческого задания. Это задание могут выполнить дети, не получившие никаких ролей: придумать смешные наряды, сделать яркий грим, найти смешной реквизит - здесь тоже нужно проявить фантазию и юмор.



Цели: расширить представления детей о театральном искусстве, познакомить с некоторыми страницами из истории русского театра; развивать творческие способности детей - воображение, фантазию; способствовать развитию эстетического вкуса детей; воспитывать интерес к истории отечественного искусства.



Форма: устный журнал.



Предварительная подготовка:

1. Распределить роли среди детей, для чего сформировать три группы:

• 1 - я группа (5 учеников) - журналисты: читают или пересказывают своими словами три страницы журнала;

• 2-я группа (3 ученика) - актеры: готовят сценку "Интервью с Фомой и Еремой ";

• 3-я группа (2 ученика) - актеры готовят сценку с Петрушкой;

• 4-я группа (5 учеников) - актеры: готовят инсценировку сказки "Про Федота-стрельца, удалого молодца ".

Каждая актерская группа выбирает себе костюмера и гримера.

2. Выбрать редактора журнала, который будет вести весь выпуск.

3. Можно назначить для каждой группы режиссера, который будет проводить репетиции, давать указания актерам.

Оборудование подбирает каждая актерская группа, также как и костюмы.

Оформление: маски, шары, кукла Петрушка, изображения народных музыкальных инструментов.

План классного часа

I. Вступительное слово "Театр начинается с Петрушки ".

II. Устный журнал "Скоморошина ".

1. Скоморошье ремесло. (Исторический очерк.)

2. Звезды ярмарки. (Репортаж из прошлого.)

3. Интервью с Фомой и Еремой.

4. На театральных подмостках. (Актерская проба.)

III. Заключительная беседа "Любите ли вы театр? ".

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа



I. Вступительное слово "Театр начинается с Петрушки "

(Звучит вальс из спектакля Е. Вахтангова "Принцесса Турандот ".)

Классный руководитель. 27 марта во всем мире отмечается Международный день театра. Это не просто профессиональный

Праздник актеров, это еще и праздник миллионов поклонников театрального искусства. Театр - это ни с чем не сравнимое искусство, особенность его в том, что оно отображает события, которые как бы происходят на глазах зрителей, так что они становятся свидетелями и соучастниками этих событий.

Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства.

А начиналось это искусство со скоморохов, с любимого всеми Петрушки. О них и пойдет сегодня речь в нашем устном журнале. Этот журнал мы готовили как театральное представление - старались и актеры, и костюмеры, и гримеры, и режиссеры, ведь театр - это искусство коллективное. Передаю слово редактору журнала {имя, фамилия).



II. Устный журнал "Скоморошина "

Редактор. Приглашаем вас на праздничный выпуск нашего устного журнала "Скоморошина ". Это специальный выпуск, посвященный Международному дню театра и Дню смеха. Познакомьтесь с содержанием номера.

Исторический очерк "Скоморошье ремесло ".

Репортаж из прошлого, он называется "Звезды ярмарки ".

Интервью с Фомой и Еремой - героями скоморошьих представлений.

А в конце актерская проба на "Театральных подмостках " - сценки в исполнении заслуженных артистов нашего класса.

Итак, открываем наш журнал. Передаю слово ведущим первой странички (имена, фамилии). Слушайте их исторический очерк "Скоморошье ремесло ".



1. Скоморошье ремесло (исторический очерк)

Ведущий 1. Древняя Русь любила обрядовые игры, веселье, всевозможные зрелища с ряжеными, любила кулачные бои, катание в санях, хороводы, лапту. Во всех этих обрядах, праздниках, играх, потехах отличались умельцы скоморошить - балагурить, плясать, петь, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, то есть изображать каких-то героев. Появились люди, для которых скоморошество стало ремеслом. Забавники, потешники, веселые ребята - так их называли в народе. Их искусство требовало большого умения, это отобразилось в пословице: "Всяк спляшет, да не как скоморох ".

Скоморохи бродили по селам и городам, водили медведей, разыгрывали веселые сценки, играли на свадьбах. Нередко состояли они и на службе при дворе, у бояр. В XVI в. скоморохи, как и другие ремесленники, селились селами, которые получалиназвания Скоморохово, а также в городских слободах. Например, возле Новгорода было двадцать девять селений, которые назывались Скоморохово. В Новгороде скоморохи занимали целыеулицы.

Ведущий 2. Шумной ватагой они приходили на какой-нибудь праздник. У них было много музыкальных инструментов: гудки, барабаны, тарелки, ложки, гусли, сопели, волынки.

Гудок - это смычковый инструмент типа скрипки, только у него смычком водят по верхней струне, а две нижние постоянно звучат. Барабан служил для того, чтобы привлекать внимание слушателей мощными глухими звуками. Сопель напоминала дудку с особым свистковым устройством. Волынка состояла из нескольких трубок, вделанных в мешок из кожи или пузыря, и издавала однообразный тягучий звук, откуда и пошло выражение "тянуть волынку ".

Скоморохи разыгрывали сценки, в которых использовали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Это были зародыши устных народных драм.

Актеры этих театров высмеивали власти, духовенство, богачей, сочувствовали простым людям. Народ отвечал им признательностью и любовью, а вот власти не жаловали скоморохов, не раз издавали грамоты, запрещающие скоморохам выступать по волостям, приказывали сжигать их музыкальные инструменты и маски. И церковь осуждала деятельность скоморохов, считала, что они развращают народ.

Порой скоморохи становились зачинщиками бунтов, бывали связаны с разбойниками.

Но несмотря на запреты, скоморошество получало все большее распространение на Руси.

Своими выступлениями скоморохи заложили основы русского театра, русской комедии.



2. Звезды ярмарки (репортаж из прошлого)

Редактор. На второй страничке журнала вас ждет репортаж из прошлого. Вместе с его ведущими (имена, фамилии) вы побываете H'j старинном театральном представлении.

Ведущий 3. "Звезды ярмарки " - так мы назвали наш репортаж из прошлого. Что это за звезды и кто их зажигает, мы узнаем, побывав на ярмарке, и не где-нибудь, а в самой белокаменной Москве! Чего здесь только нет! Кадки с брусникой и клюквой, корзины с душистыми пряниками, бочки с грибами и капустой, ленты, холстины, расписные горшки и ложки, а сколько игрушек - блестят, переливаются яркими цветами на солнце - деревянные, глиняные, соломенные, тряпичные... Детям все хочется купить. Кричат зазывалы, нахваливают свой товар. Но, перекрывая ярмарочный торговый гул, разносится голос артиста-кукольника: "Ребятушки, у Петрушки праздник, праздник! "

Артист-кукольник обвязал себя простыней, поднял свободный ее край вверх и устроил над головой нечто вроде сцены. Начинается представление бродячего кукольного театра. В главной роли Петрушка - любимый герой народных сказок, анекдотов, бывальщин и потешных комедий.

Вот он поочередно обманывает и побеждает воеводу, купца и черта и даже злобную старуху Смерть. Со своими врагами Петрушка расправляется беспощадно и весело, он развенчивает лицемерие, тщеславие и глупость. Кукольнику есть чем посмешить и взрослых, и детей.

Комедия начинается с классической сцены, во время которой Петрушка покупает у цыгана лошадь. Кукольник, потешая почтенную публику, говорит разными голосами: за Петрушку - хриплым высоким голосом, а за цыгана - басом. Артисту помогает специальная машинка, приставляемая к нёбу над языком.

По ходу действия Петрушка с выгодой для себя покупает лошадь, садится на нее верхом, но не может удержаться в седле. С жалобным воплем он падает на сцену, получая удары копытами. Народ покатывается со смеху.

На сцену суматошно выбегает доктор - один из тех знахарей - шарлатанов, которые во множестве бродили по Руси. Доктор грубо и бесцеремонно осматривает Петрушку, причиняя ему боль, в ответ получает затрещину. Завязывается драка. Появляется представитель власти, пытается разнять дерущихся. Сцена завершается тем, что Петрушка с палкой гонится за удирающими приставом и доктором.

А благодарная публика одобрительными возгласами поддерживает неунывающего Петрушку, смеется над его противниками и радуется его удали и смелости.

Ведущий 4. Не умолк еще зрительский смех, а на площадь уже высыпали скоморохи - представляют бывальщину о Нениле и ее сыне Вавиле. Тут и пантомима, и диалоги, и песни, и пляски.

Вот странствующие скоморохи приходят в дом к честной крестьянской вдове Нениле. Бродячие актеры приглашают ее сына Вавилу с собой скоморошить, потешать и развлекать людей.

Мы идем на Инишое царство

Переигрывать царя Собаку,

Еще сына его да Перегуду,

Еще зятя его да Пересвета,

Еще дочь его да Перекрасу...

Уж очень охота Вавиле стать скоморохом, и мать отпускает его. В селах встречные прохожие пугают скоморохов тем, что у царя Собаки двор окружен железным тыном-забором, а на каждой тычине торчат человечьи головы.

Но ничего не боятся веселые люди скоморохи. Ведь им помогают не только селяне-пахари, но и птицы, звери. Вот злой человек обидел скоморохов недобрым словом, и его наказали голуби: они прилетели стаей и склевали горох, что молотил обидчик. А молодица, полоскавшая белье и пожелавшая скоморохам доброго пути, увидела, что ее грубые домотканые холсты стали шелковыми и атласными.

Царь Собака, заприметивший в своем царстве веселых скоморохов, тотчас замыслил их погубить. Со всех сторон к музыкантам стала подступать вода. Но скоморохи не растерялись, "заиграли во гудочки ":

И пошли быки-то тут стадами,

А стадами тут да табунами,

Еще стали воду да упивати,

Еще стала вода да убывати.

Как ни старался царь Собака погубить пришельцев, ничего у него не вышло: вода нейдет, огонь не берет. В конце всех приключений Инишое царство досталось гудошнику, крестьянскому сыну Вавиле.

...Вокруг скоморохов собралась толпа, люди смеются, радуются, что хоть в сказке, а простой человек, крестьянский сын Вавила стал царем. Тут, расталкивая зрителей, к скоморохам направился городовой, но пока он пробирался сквозь толпу, артистов и след простыл.



3. Интервью с Фомой и Еремой

Редактор. Третья страничка журнала - интервью. В гостях у (имя, фамилия) очень странные герои...

Ведущий 5. Здравствуйте, дорогие слушатели! У нас в гостях герои скоморошьих представлений Фома и Ерема.

(Гости чопорно раскланиваются.)

Сначала разрешите вас представить. (Читает.) "Жили-были Фома и Ерема - родные братья, на них разные платья. Бороды у них как бороны, усы как кнуты. Они жили славно, пили-ели сладко, ходили хорошо... " Это я прочитал отрывок из русской народной сказки "Про Фому и Ерему ". Это про вас?

Фома и Ерема. Да-да, все правильно, это про нас. Е р е м а. Хорошо все начиналось, да, к несчастью, обломалось.

Ведущий 5. Пожалуйста, вот отсюда поподробнее. Когда у вас начались неприятности?

Фома. Да когда начали мы в жизни определяться, профессию выбирать.

Ведущий 5. Сначала вы вроде выбрали сельское хозяйство, захотели стать фермерами.

Ерема. Ну да. Надумали пашню пахать, принялись дело сряжать. Фома купил мерина...

Фома. Ерема - жеребца.

Ерема. Фома запряг соху...

Фома. Ерема - борону.

Ерема. Фома дорогу в селе пахал...

Фома. Ерема бороновал.

Ерема. Фому тут поймали...

Фома. Ерему сгребли.

Ерема. Фома убежал.

Фома. Но и Ерема не отстал!

Ведущий 5. И тогда вы решили...

Фома. И тогда мы решили, что не наше дело пахать...

Ерема. А наше дело торговать.

Ведущий 5. О! Бизнес - это сейчас так выгодно! Вы, как я понял, занялись торговлей?

Фома. Ну да, накупили, значит, холстов, съехали в Ростов и променяли холсты на свиные хвосты.

Ведущий 5 (потирает руки). Хвосты крутанули, дороже толканули?

Ерема. Ага, крутили, крутили, пока все хвосты не погнили.

Фома. Потому что не наше дело торговать-ходить...

Ерема. А наше дело рыбу ловить!

Ведущий 5. Да, говорят, рыбный бизнес - дело прибыльное.

Фома. Да какое там прибыльное!

Ерема. Вот Фома купил лодку...

Фома. А Ерема - челнок.

Ерема. У Фомы-то лодка с дыркой...

Фома. А у Еремы челнок без дна.

Ерема. Вот Фома стал тонуть, меня за ногу тянуть. Фома упал на дно...

Фома. А Ерема там давно!

Ведущий 5. Ну, на дне вы оказались в переносном смысле, значит, неправильно сориентировались в профессии.

Фома. Да у нас в народе всегда так, молодым, красивым да умным нигде ходу не дают.

Ведущий 5. Ну, то, что вы молодые и красивые, это не вызывает сомнений, но вы, оказывается, еще и умные?

Ерема. Мы, Фома да Ерема, в голове у нас все дома! Мы знаете, какие башковитые!

Фома. Вот, например, Ерема, отгадай-ка, брат, сколько у меня в кармане пряников - оба твои будут.

Ерема (считает на пальцах). Два!

Фома (достает из кармана пряники, считает). И как это он отгадал? Я ж говорю - у него ума палата, надо двигать в депутаты!

Ерема. А Фома по научной части отличился, кучу открытий сделал в биологии.

Ведущий 5. Да что вы говорите?

Ерема. Вот спросите у него, как отличить зайца от зайчихи.

Фома. Так это проще пареной репы - если заяц, то поскакал, а если зайчиха, то поскакала.

Ерема. А про цаплю - никто до него не догадался! Скажи-ка, брат, почему цапля стоит на одной ноге?

Фома. Да ежели бы цапля подняла и другую ногу, она бы упала.

Ерема. А еще мы разгадали научную загадку про море. Вот скажите, почему в море вода соленая?

Ведущий 5. Почему?

Фома. Да как же не быть морской воде соленой, когда в ней плавают селедки!

Ведущий 5. Да вы прямо самородки, я бы даже назвал вас гениями, только гений, как говорил Эйнштейн,-это 1 процент таланта, а 99 процентов трудолюбия.

Фома. А думаете, мы не трудолюбивые? Еще какие трудолюбивые! Вот у Еремы, к примеру, всегда руки заняты, его из-за этого раз даже ограбили и побили на охоте.

Ведущий 5. Да как же это вооруженного человека ограбили и побили в лесу?

Ерема. А что же мне было делать, ведь у меня обе руки были заняты: в одной руке было ружье, а в другой - палка.

Ведущий 5. Ну а чем вы сейчас занимаетесь? Какие ваши творческие планы?

Ерема. Ну, в основном Фома на печи лежит.

Фома. А Ерема мне помогает.

Ведущий 5. Ну а планы на будущее какие?

Фома. Да планы на будущее - опять же весна на носу, с печки - на крылечко, а летом под дубок на речной бережок.

Ерема. Придет осень - на крылечко, а зимой опять на печку!

Ведущий 5. Да, у вас очень насыщенная программа, ну а о чем вы мечтаете?

Фома (мечтательно). Как бы нам бы по девице...

Ерема (застенчиво). ...чтоб скорее пожениться!

Ведущий 5. Что ж, пожелаем, чтобы ваши мечты исполнились.

Фома. Спасибо, того же и вам, до свидания!

Ведущий 5. Не думайте, что эти ребята были такими глупыми, как представляются. У скоморохов эти герои себе на уме, и дурацкая маска им нужна была для того, чтобы легче было обмануть своих недоброжелателей, спорить с богатыми и сильными.



4. На театральных подмостках (актерская проба)

Редактор. Ну а теперь начинается самое интересное - актерская проба "На театральных подмостках ". Каждый может показать свои актерские способности. Приглашаем первую группу участников - миниатюра из театра Петрушки.

(Выходят актеры, разыгрывают миниатюру.)

Петрушка. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я ваш знакомый - му - сью-фон-гер-Петрушка. Пришел вас позабавить, потешить и с праздником поздравить.

(Появляется цыган с лошадью.)

Цыган. Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь-поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка. А тебе какое дело? Уж ты не доктор ли?

Цыган. Не бойся, я не доктор... Я цыган Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!

Петрушка. А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да проваливай.

Цыган. Мой знакомый француз Фома, который совсем без ума, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна.

Петрушка. Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Только хороша ли лошадь?

Цыган. Не конь, а диво: бежит - дрожит, спотыкается, а упадет - не подымается.

Петрушка. О-го-го! Вот так лошадь! Какой масти?

Цыган. Пегая с пятнами, золотая, с гривою, лохматая, кривая, горбатая - аглицкой породы с фамильным аттестатом.

Петрушка. О-го-го! Такую-то мне и надо. Дорого ли стоит?

Цыган. По знакомству недорого возьму: триста.

Петрушка. Что ты, дорого просишь!

Цыган. Сколько же дашь, чего не жалеешь?

Петрушка. Бери два с полтиной, да в придачу дубину с горбиной.

Цыган. Мало! Прибавь ребятишкам хоть на молочишко.

Петрушка. Хочешь сто рублей?

Цыган. Экой скупой! Прибавляй больше.

Петрушка. Хочешь полтораста с пятаком?

Цыган. Ну да делать нечего, по рукам - давай деньги.

Голос Петрушки. Погоди капельку, кошелек затерял. (Появляется с дубиной и начинает бить цыгана.)

Петрушка. Вот тебе сто, вот тебе полтораста!

(Цыган убегает.)

Петрушка. Лошадь совсем молодая! Ни одного зуба еще во рту нет, прощайте, ребята, прощай, жисть молодецкая! Я уезжаю.

(Лошадь брыкается.)

Петрушка. Тпру! Тпру! Стой, погоди! Тише, Васенька, а то я упа - ДУ и голову сломаю!

(Лошадь сбрасывает Петрушку.)

Петрушка. Ой, родимые, голубчики! Смерть моя пришла. Пропала моя головушка удалая!..

Редактор. Приглашаем вторую группу участников с миниатюрой из сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца ".

(Выходят актеры, разыгрывают миниатюру.)

Скоморох-потешник. Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче. Служба у Федота - рыбалка да охота. Царю - дичь да рыба, Федоту - спасибо. Гостей во дворце - как семян в огурце. Один из Швеции, другой из Греции, третий с Гавай - и всем жрать подавай! Одному - омаров, другому - кальмаров, третьему - сардин, а добытчик один! Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём - агромадный объем. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало, тут, как говорится, и сказке начало...

Царь.

К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас в дому закуски -

Полгорбушки да мосол.

Снаряжайся, братец, в путь

Да съестного нам добудь -

Глухаря, аль куропатку,

Аль ишо кого-нибудь.

Не смогешь - кого винить? -

Я должон тебя казнить.

Государственное дело -

Ты улавливаешь нить?..

Федот.

Нешто я да не пойму

При моем-то при уму?..

Чай, не лаптем щи хлебаю,

Сображаю, что к чему.

Получается, на мне

Вся политика в стране:

Не добуду куропатку -

Беспременно быть войне.

Чтобы аглицкий посол

С голодухи не был зол -

Головы не пожалею,

Обеспечу разносол!..

Скоморох-потешник. Слово царя тверже сухаря. Пошлет на медведя - пойдешь на медведя, а куда деваться - надо, Федя! Или дичь и рыба - или меч и дыба. Обошел Федот сто лесов, сто болот, да все зазря - ни куропатки, ни глухаря! Устал, нет мочи, да и дело к ночи. Хоть с пустой сумой, а пора домой. Вдруг видит - птица, лесная голубица, сидит, не таится, ружья не боится...

Ведущий 6. Дальше что было - голубица вдруг заговорила! Попросилась к Федоту домой. Принес Федот горлинку к себе, значит, в горенку. Сидит невесел, головушку повесил. Сидит Федот, печалится, с белым светом прощается. Глядь - а средь горенки заместо той горлинки стоит красна девица, стройная, как деревце!

Маруся.

Здравствуй, Федя!.. Ты да я -

Мы теперь одна семья.

Я жена твоя, Маруся,

Я супружница твоя.

Что молчишь, мил-друг Федот,

Как воды набрамши в рот?..

Аль не тот на мне кокошник,

Аль наряд на мне не тот?..

Федот.

На тебя, моя душа,

Век глядел бы не дыша,

Только стать твоим супругом

Мне не светит ни шиша!..

Ведущий 6. И поведал Федот Марусе о горькой своей участи - о том, что завтра царь ему отрубит голову за то, что не смог добыть дичи для царского стола.

Федот.

А такой я ни к чему

Ни на службе, ни в дому,

Потому как весь мой смысел

Исключительно в уму!..

Маруся.

Не кручинься и не хнычь!

Будет стол и будет дичь!

Ну-ко станьте предо мною,

Тит Кузьмич и Фрол Фомич!

(Хлопает в ладоши - появляются два дюжих молодца.)

Коли поняли приказ -

Выполняйте сей же час!

Молодцы.

Не извольте сумлеваться,

Чай, оно не в первый раз!..

Ведущий 6. Не раз довелось молодцам выручать Федота - стрельца и выполнять задания, которые давал царь, чтобы сжить Федота со свету, а самому жениться на Марусе. Но все преодолел храбрый стрелец с помощью своей мудрой женушки. И даже раздобыл по приказу царя То-Чаво-На-Белом-Свете-Вообче-Не-Может - Быть! В конце сказки Федот учиняет справедливый суд над царем, генералом и Бабой-ягой, оправляет их на остров Буян, а сам затевает пир на весь мир.

Скоморох-потешник. Был и я на том пиру, ел зернистую икру. Пров ел плов, Филат ел салат. Устин ел галантин. А Федот-стрелец ел соленый огурец. А как съел он огурец, тут и сказке конец! А что сказка дурна - то рассказчика вина. Изловить бы дурака да отвесить тумака, ан нельзя никак - ведь рассказчик-то дурак! А у нас спокон веков нет суда на дураков!

(Все кланяются, уходят.)

Редактор. Большое спасибо всем - и актерам, и зрителям, ведь театр - это их совместное творчество. Закрыта последняя страница нашего журнала. Спасибо всем за внимание и до новых встреч.



III. Заключительная беседа "Любите ли вы театр? "

Классный руководитель. Мы сегодня говорили, главным образом, о сатирических, комических традициях русского театра. Но есть в русском театре и другая традиция - драматическая. Ведь театр отражал жизнь, а жизнь народа в России никогда не была легкой и безмятежной. Нелегкой, часто трагической была и судьба актера. Но настоящие артисты находили свое счастье в творчестве и забывали обо всем, когда в зале гас свет, раздвигался занавес, на сцене зажигались волшебные огни прожекторов и начиналось чудо под названием "театр ".

(Учитель задает вопросы.)

- Приходилось ли вам бывать в театре?

- Какие пьесы вы смотрели?

- Какие пьесы вам больше по душе - комедии, трагедии?

- Кто ваш любимый театральный актер?

- Какой спектакль понравился?

- Была ли у вас мечта стать актером, актрисой?

- Чем вас привлекает эта профессия?

(Дети высказываются.)



IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас тема сегодняшнего классного часа?

- Какой момент вызвал наибольший интерес?

- Кто из участников вас удивил, обрадовал, огорчил?

- Как вы оцениваете свое участие в сегодняшнем мероприятии?

(Дети высказываются.)