Изменения технического состояния приборов и узлов тормозной системы автомобиля
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта,- обладающим большой маневренностью хорошей проходи-мостью и приспособленностью для эксплуатации в разных климатических и географических условиях. Он является весьма эффектив-ным средством для перевозок пассажиров и грузов на не большие и дальние расстояния.
В настоящее время в России и странах СНГ наблюдается значительный рост числа автомобилей, увеличение транспортного движения. Так пример, в России, по статистическим данным зарегистрировано более 1742500 единиц автотранспорта, из них 1285297 легковые (77,4% от их общего количества) находящегося в личном пользовании граждан.
В нашей стране применяется планово-предупредительная система тех-нического обслуживания и ремонта подвижного состава и (ППСТО и Р).
Сущность системы состоит в том, что техническое обслуживание явля-ется профилактическим мероприятием, принудительно по плану, через опре-делённый пробег или время, а текущий ремонт, в условиях АТП выполняется по необходимости, то есть после обнаружения дефекта или неисправности.
Постоянное поддержание высокой технической готовности автомоби-лей, обеспечение их работоспособности, безотказности и долговечности являются основными задачами различных предприятий автосервиса и служб эксплуатации автотранспортных предприятий. Для выполнения этих задач в
настоящие время на автомобильных предприятиях при техническом обслу-
живании автомобилей всё шире применяются средства механизации, диаг-ностики и новые формы организации труда. Поэтому, от персонала по обслу-живанию автомобилей и их ремонту, требуются не только знание их устрой-ства, но и практические навыки пользования современным оборудованием
умение применять при диагностике необходимые приспособления, инстру-мент, контрольно-измерительную аппаратуру и иное оборудование. Кроме того, работник должен знать и уметь применять на практике основные мето-ды и способы восстановления деталей технологию ремонтных работ, прово-дить испытания автомобилей после ремонта с целью обеспечение безопас-ности дорожного движения и охраны окружающей среды.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.
Положением о ТО и ремонте машин предусматривается два вида ре-
монта автомобилей и его агрегатов: текущий (ТР), выполняемый на АТП или СТО, и капитальный (КР), выполняемый на авторемонтных предприятиях.
Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается произ-водственно-технической службой, которая несёт ответственность за своевре-менное и качественное выполнения технического обслуживание и ремонта с соблюдением установленных нормативов, эффективную организацию труда ремонтно-обслуживающего персонала, соблюдения нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту.
Номенклатура профессий персонала, обеспечивающего исправное сос-тояния подвижного состава, включает рабочих различных специальностей,
техников и инженеров.
Важнейшей задачей технической эксплуатации автомобилей является совершенствование методов проектирования технической базы: АТП, гаражей и станций технического обслуживания, обеспечивающих выполнение всех выше указанных требований по содержанию парка автомо-
билей. Таким образом, для обеспечения высокой технической готовности подвижного состава АТП, возникает необходимость проектирования поточных линий ТО и ТР с целью их модернизации, путем корректирования
исходных данных нормативов ТО и ремонта, расчета годовой и сменной
программ по ТО, определения трудоемкости и расчета количества рабочих на объекте проектирования, выбора метода организации производства и метода организации технологического процесса.
В настоящее время современные автотранспортные предприятия нуждаются в основательной механизации ремонтных зон, линий, участков. Состояние организации ТО и ТР в современных условиях находится на низком уровне механизации. Это приводит к снижению производительности труда и повышению трудоемкости проводимых работ. При этом, роль и значение автомобильного транспорта в транспортной системе непрерывно возрастает.
Цели и задачи дипломного проекта заключаются в том, что бы подвести итог по пройденным за время обучения, в данном учебном заведении, дисциплинам; показать свои знания и умения по расчетам по проектированию автотранспортных предприятий и самостоятельному решению производственно-технических вопросов; по себестоимости работ технического обслуживания и текущего ремонта, полученных за время обучения и закрепление знаний по пользованию нормативной и справочной литературой.
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ:
1.1. Общая часть
1.1.1. Характеристика автотранспортного предприятия
Автотранспортное предприятие СТО «Спец» диагностика технического состояния автомобиля предназначено для грузоперевозок и других услуг населению г. Ангарска и близлежащих населенных пунктов. Юридический адрес: г. Ангарск ул. Карла Маркса 87. Также автотранспортное предприятие осуществляет хранение, ТО и ремонт автомобилей. Данное предприятие также занимается пополнением парка новыми автомобилями, технологическим оборудованием, запасными частями и материалами. Основу структуры предприятия составляют три подсистемы производства: основное, вспомогательное, обслуживающее. Основное производство выполняет работы по ЕО; ТО-1; ТО-2; ТР.
Вспомогательное подразделение обеспечивает работу основного производства. Техническая служба осуществляет руководство работой основного производства. В составе автотранспортного предприятия следующие службы и отделы: техническая служба, служба эксплуатации, безопасности движения, отдел материально-технического обеспечения, а также плановый отдел и бухгалтерия. Возглавляет автотранспортное предприятие генеральный директор, а техническое руководство возложено на главного инженера.
Средний суточный пробег одного автомобиля = 100км.
Средний годовой пробег одного автомобиля = 357000км.
Режим работы предприятия с 900 до 2000ч. 7 дней в неделю.
Подвижной состав автотранспортного предприятия СТО «Спец» диагностика технического состояния автомобиля эксплуатируются по дорогам 1, 2 и частично 3 категории.
Дороги 1-й и 2-ой категории имеют капитальное основание и усовершенствованное покрытие (асфальто- или цементобетон), которые обеспечивают движение по ним колесных транспортных средств с осевой
нагрузкой. Не превышающей 10 т.
Дороги 3-ой категории имеют облегченное усовершенствованное покрытие (дегтебетон, битумоминеральные смеси) которое также рассчитано на движение по ним транспортных средств с осевой нагрузкой, не превышающей 10 т, однако с меньшей интенсивностью.
Подвижной состав автомобильного транспорта составляет 25 единицы, в том числе:
Таблица 1.
Состояние автопарка
Показатель марка авт. |
габаритные размеры |
тоннаж |
собств. масса |
кол-во машин |
% к итогу |
не исп-равных |
% к итогу |
ЗИЛ-130 |
6675х1800х 2400 |
6000 |
5525 |
5 |
20 |
||
КамАЗ-5320 |
7435х2025х3650 |
8000 |
7080 |
20 |
80 |
||
Всего: |
25 |
100 |
Возрастной состав автомобильного парка распределяется следующим образом:
Таблица 2.
Структура автомобильного парка по срокам эксплуатации машин
Показатели |
1980 |
1983 |
1989 |
1990 |
1999 |
2000 |
ЗИЛ-130 |
5 |
|||||
КамАЗ-5320 |
10 |
6 |
4 |
|||
Всего: |
5 |
10 |
6 |
4 |
В условиях эксплуатации СТО «Спец» выделяются районы холодного, и умеренно-холодного климата с температурой по Цельсию от - 400 до +350, влажностью до 95%.
Таблица 3.
Зависимость периодичности ТО от условий эксплуатации
Категория условий |
Периодичность ТО, тыс. км. |
|
ТО-1 |
ТО-2 |
|
I легковые грузовые |
5,0 4.0 |
20,0 16.0 |
II легковые грузовые |
4,0 3.6 |
16,0 14.4 |
III легковые грузовые |
3,0 2,1 |
12,0 8,4 |
1.1.2. Характеристика проектируемого участка (зоны)
Текущий ремонт приборов тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130 выполняют на посту (отделении) по ТО и ремонту агрегатов, узлов автомоби-лей (КПП, ведущих мостов, тормозных и рулевых механизмов и т.д.), кото-рый предназначен для ТО, текущего ремонта и выполнения регулировочных
сцеплению, раздаточной коробке, карданным валам, редукторам ведущих мостов, рулевым механизмам, тормозным системам и дополнительному обо-рудованию автомобилей. Характерными работами по ремонту приборов и уз-лов тормозных систем являются:
- ремонт компрессоров;
- ремонт тормозных механизмов колес и стояночного тормоза;
- регулировки зазоров.
Отделение выполняет работы по заявкам, записанным в контрольных
талонах для всех производственных отделений АТП, выполненную работу
принимает мастер участка или бригадир отделения.
В настоящее время некоторое оборудование цеха выработало установ- ленный ресурс и вышло из строя, что создает неудобство и большие затраты времени на ремонт. Цех не имеет достаточного естественного освеще-ния, а искусственное освещение не обеспечивает нормальную освещенность ра-бочих мест. Площадь помещения соответствует требованиям, однако техно-
логические карты не содержат необходимой информации по трудоемкости отдельных операций, технических условий на выполнение работ для разных моделей автомобилей.
1.2. Конструкторская часть:
1.2.1. Подбор технологического оборудования
Агрегатное отделение предназначено для ремонта базовых деталей, сборки, испытания и окраски агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. Приборы и агрегаты шасси, неисправности которых невозможно устранить на постах обслуживания и ремонта автомобилей, прибор или агрегат снимается с автомобилей и направляется в цех (отделение) для диагностики и ремонта. Подлежащие ремонту приборы и агрегаты проверяются на стендах и возвращаются на тот же автомобиль. Если время ремонта больше времени простоя автомобиля в обслуживании и ремонте, то неисправный агрегат автомобиля заменяют на исправный из оборотного фонда (склада).
Подборку оборудования агрегатного отделения осуществляю следующим образом:
Таблица 4.
Организационная оснастка
Наименование |
Тип или модель |
Коли- чество |
Габаритные размеры (мм) |
Общая пло-щадь м2 |
1.Стеллаж для деталей |
4 |
1000х500 |
0,5 |
|
2.Ларь для обтирочных материалов |
1 |
500х300 |
0,15 |
|
3.Станок для расточки тормозных барабанов |
1 |
1060х830 |
0,8798 |
|
4.Телефон и радио |
1 |
Настольные |
||
5.Радиально-сверлильный настольный станок |
1 |
350х450 |
0,1575 |
|
6.Слесарный верст |
2 |
750х450 |
0,3375 |
|
7.Настенный шкаф для приборов и инструментов |
2 |
300х400 |
0,12 |
|
8.Стенд для разборки и регулировки сцеплений |
1 |
526х863 |
0,4539 |
|
9.Гидравлический пресс 40 т |
1 |
1520х840 |
1,2768 |
|
10.Стенд для ремонта редукторов, задних мостов |
1 |
740х482 |
0,3567 |
|
11.Стенд для клепки тормозных, накладок |
1 |
600х430 |
0,258 |
|
12.Подвесная кран-балка |
1 |
5000х250 |
1,25 |
|
13.Тиски |
2 |
|||
14.Стеллаж для инструментов |
1 |
1250х750 |
0,9375 |
|
15.Настольно-верстачный пресс, 3 т |
2 |
800х370 |
0,296 |
|
16.Стенд для- ремонта коробок передач |
1 |
500х780 |
0,39 |
|
17.Стенд для ремонта передних и задних мостов |
1 |
1020х720 |
0,7344 |
|
18.Ларь для отходов |
1 |
500х250 |
0,125 |
|
19.Раковина для мытья рук |
1 |
350х350 |
0,1225 |
|
20.Электрический рукосушитель |
1 |
Настенный |
||
21.Вертикально-сверлильмый станок |
1 |
1000х1000 |
1 |
|
22.Заточный станок |
1 |
850х620 |
0,527 |
|
23.Стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов |
1 |
935х650 |
0,60775 |
|
Итого: |
10,48 |
1.2.2. Технологические карты
Для наиболее рациональной организации работ по техническому обслу-
живанию, ремонту и диагностированию автомобиля, его агрегатов и систем
составляются технологические карты. На основании технологических карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также произво-дится распределение работ (операций) между исполнителями.
Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для контроля выпол-нения обслуживания (ремонта) узла, агрегата.
Технологическая карта составляется раздельно на вид обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри обслуживания по элементам. Например по ви-дам работ: контрольные, крепежные, разборочные, смазочные, заправочные и другие операции. В технологических картах указываются перечень операций,
место их выполнения, применяемое оборудование и инструмент, нормы вре-
мени на операцию, краткие технические условия, разряд работ и специаль-ность исполнителей. Формулировка операций и переходов должн а указы-ваться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелитель-ном наклонении.
Технологические карты по выполнению работ агрегатном отделении:
Таблица 5.
Технологическая карта регулировка тормозного крана
№ п/п |
Наименование операции |
Исполни-тель |
Место выполнения работ |
Оборудование и инструмент |
Норма времени |
Технологические условия |
Регулировка открытия впускного клапана |
Автомеханик |
Ключи гаечные 10, 12, 14, 17, 19 и 27 мм, плоскогубцы, отвертка, воздушный манометр со шкалой 010 кГ/см1, штангенглубиномер, специальный ключ для контргайки, специальный ключ для направляющей штока. |
90 мин |
|||
1. |
Отсоединить трубопровод, подводящий воздух к крану. |
|||||
2. |
Вывернуть из пробки 16 (рис. 58) соединительную арматуру. |
|||||
3. |
Нажать до отказа на педаль тормоза или потянуть большой рычаг 4 тормозного крана (если тормозной кран снят с автомобиля), затем линейкой или глубиномером измерить ход впускного клапана 15, который при полном ходе большого рычага 4 должен быть 2,53,0 мм. После регулировки под седлами клапанов должно быть не менее чем по одной прокладке. |
|||||
Регулировка давления воздуха в магистрали прицепа |
||||||
1. |
Запустить двигатель и довести давление воздуха в воздушных баллонах до 7 кГ/см2, при этом рычаг крана управления давлением воздуха в шинах должен быть в нейтральном положении (если кран снимался с автомобиля, подсоединить к постороннему источнику воздуха с давлением 7 кГ/см2). |
|||||
2. |
Остановить двигатель |
|||||
3. |
Подсоединить к соединительной головке пневматического привода тормозов прицепа манометр. |
|||||
4. |
Открыть разобщительный кран пневматического привода тормозов прицепа. |
|||||
5. |
Проверить показания манометра. При правильно отрегулированном кране давление должно быть в пределах 4,85,3 кГ/см2. При отклонении давления от этих величин кран необходимо отрегулировать, для чего:отсоединить тягу 1 привода тормозного крана и тягу рычага 17 ручного привода тормоза;снять крышку 3 корпуса рычагов;расшплинтовать, снять палец большого рычага 4 и тягу 1 привода тормозного крана;снять корпус 24 рычагов тормозного крана;ослабить контргайку 22 направляющего штока;вращая направляющую 6 штока 7, отрегулировать давление воздуха, подаваемого в магистраль прицепа, в пределах 4,8 5,3 кГ/см2 (при ввинчивании направляющей давление повышается) ;затянуть контргайку 22 и собрать привод крана, обратив особое внимание на положение уплотняющей прокладки крышки 3 корпуса рычагов. |
|||||
Регулировка свободного хода рычагов |
||||||
1. |
Свободный ход большого рычага 4 тормозного крана, не вызывающий перемещения диафрагм, должен быть в пределах 12 мм. Регулировать свободный ход регулировочным болтом 28. По окончании регулировки завернуть контргайку болта 28. |
|||||
2. |
Свободный ход рычага 17 ручного привода тормозного крана, не вызывающий перемещения диафрагм, должен быть в пределах 12 мм. Регулировать свободный ход болтом 27. По окончании регулировки завернуть контргайку болта 27. |
|||||
3. |
Рабочий ход штока 7 полости прицепа должен быть равен 5 мм. Регулировать ход штока болтом 25. По окончании регулировки завернуть контргайку. |
Таблица 6.
Технологическая карта полной регулировки тормозов колес
№ п/п |
Наименование операции |
Исполнитель |
Место выполнения работ |
Оборудование и инструмент |
Норма времени |
Технологические условия |
1. |
Ослабить гайки крепления осей колодок и сбли-зить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки (риски) поставлены на наружных, выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака (на заднем мосту автомобиля ЗИЛ-130 отпустить также и болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щитки). |
Водитель |
Ключ гаечный 11 мм, ключ накидной 32 мм, пассатижи, щуп пластинчатый № 6, домкрат с воротком, ключ шинных кранов, линейка масштабная. |
10 мин |
||
2. |
Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 11,5 кГ/см2, нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе, или воспользоваться сжатым воздухом от другого компрессора. При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики в одну и другую стороны, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание колодок проверять щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 2030 мм от наружных концов накладок. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки. |
|||||
3. |
Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза. |
|||||
4. |
Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры. |
|||||
5. |
Провернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозных камер для передних тормозов автомобиля ЗИЛ-130 был в пределах 1525 мм, а для задних тормозов автомобиля ЗИЛ-130 2030 мм. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются без заеданий. |
|||||
6. |
Проверить легкость вращения тормозных барабанов в от- торможенном состоянии. Зазор между тормозным барабаном и колодками примерно равен: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм. |
Таблица 7.
Технологическая карта регулировка ручного тормоза
№ п/п |
Наименование операции |
Исполнитель |
Место выполнения работ |
Оборудование и инструмент |
Норма времени |
Технологические условия |
1. |
Отвернуть контргайку тяги привода у автомобиля ЗИЛ-130. |
Автомеханик, водитель |
Ключи гаечные 14 и 17 мм, пассатижи. |
13 мин. |
||
2. |
Установить рычаг ручного тормоза в крайнее переднее положение. |
|||||
3. |
Отсоединить вилку и вилку тяги от рычага ручного тормоза. |
|||||
4. |
Переместить рычаг ручного тормоза на три зуба сектора. |
|||||
5. |
Отжать регулировочный рычаг рукой до прилегания колодок к барабану тормоза. |
|||||
6. |
Изменяя длину тяги путем навинчивания или свинчивания вилки, совместить ее отверстие с отверстием рычага ручного тормоза. |
|||||
7. |
Присоединить вилку к рычагу. |
|||||
8. |
Проверить качество регулирования, для чего установить рычаг вначале в исходное положение, а затем в заторможенное, при этом рычаг должен переместиться на четыре шесть зубьев сектора (четыре шесть щелчков). |
|||||
9. |
Зашплинтовать палец и затянуть контргайку вилки тяги. |
|||||
10. |
Если укороченная до предела тяга не обеспечивает затормаживание при перемещении стопорной защелки на шесть зубьев, то необходимо переставить палец штанги и палец тяги в следующее отверстие регулировочного рычага и рычага тормоза и зашплинтовать. После этого отрегулировать тормоза, как указано в пп. 19. |
1.3. Организационная часть:
1.3.1. Организация технологического процесса ТО и ремонта
Технологический процесс технического обслуживания определяется особенностями каждого вида воздействия, степенью специализации, а также количеством рабочих постов и рабочих мест.
Организация технологического процесса технического обслуживания и
текущего ремонта автомобилей выполняется по схеме: при возвращении с линии автомобиль проходит через контрольно-технический пункт (КТП), где
дежурный механик проводит визуальный осмотр автомобиля (автопоезда) и при необходимости делает в установленной форме заявку на ТР. Затем авто-мобиль подвергается ежедневному обслуживанию (ЕО) и в зависимости от
плана-графика профилактических работ поступает на посты общей или поэ-лементной диагностики (Д-1 или Д-2) через зону ожидания технического обс-луживания и текущего ремонта или зону хранения автомобилей. Схема тех-нологического процесса ТО и ТР на АТП смотри приложение.
1.3.2. Схема управления производством с применением ЦУПа
Среди прочих методов организации производства ТО и ремонта в настоящее время наиболее прогрессивным является метод, основанный на формировании производственных подразделений по техническому признаку (метод технологических комплексов) с внедрением централизованного управления производством (ЦУП).
Во главе отдела управления производством в системе ЦУП стоит начальник производства, которому подчинены две группы, а также мастера, начальники, бригадиры производственных участков. Основной задачей группы обработки и анализа информации является систематизация, обработка и анализ и хранение информации о деятельности всех подразделений технической службы.
Главный инженер АТП осуществляет руководство производством не только через начальника производства но и через непосредственно подчиненных ему начальников (начальник гаража, отдел снабжения, технического отдела, отдела ОГМ).
Наличие ЦУП позволяет организовать управление производством с применением автоматических систем управления (АСУ).
В настоящее время на большинстве АТП оперативное управление производством осуществляется из одного центра, одним должностным лицом.
При централизованном управлении руководит всеми работами по ТО и ремонту автомобилей начальник производства.
Оперативное руководство производством работ на постах обслуживания и ремонта автомобилей осуществляется диспетчером производства, непосредственно подчиняющегося начальнику производства.
На диспетчера возлагается организация выполнения работ на постах за минимальное время, подготовки автомобиля к выпуску, эффективное использование производственной базы. Диспетчеру подчиняются все работающие на постах, а при отсутствии начальника производством ему подчиняется весь коллектив производства.
В процессе производства диспетчер осуществляет контроль за ходом работ, устраняет имеющиеся отклонение и принимает все меры, чтобы роботы были выполнены в кратчаищие сроки.
Когда все работы по автомобилю выполнены, оформляется листок учета и его подписывает диспетчер и водитель. Затем автомобиль и листок учёта предъявляют механику ОТК, после проверки автомобиля, его направляют на линию.
Основные организационные принципы этого метода заключаются в следующем:
- управление процессом ТО и ремонта подвижного состава в АТП
осуществляется централизованно отделом управления производством.
- организация ТО и ремонт в АТП основывается на технологическом
принципе формирования производственных подразделений, при котором каждый вид технического воздействия выполняется специализированными подразделениями.
- подразделения, выполняющие однородные виды технических
воздействий, для удобства управления ими объединяются в производственные комплексы.
- подготовка производства комплектование производственного
фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест, мойка агрегатов, узлов и деталей перед отправкой в ремонт, обеспечение рабочих инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания, ТО и ремонта осуществляется централизованно комплексом подготовки производства.
- обмен информацией между отделом управления и всеми
производственными подразделениями базируется на двусторонней диспетчерской связи, средствах автоматики и телемеханики.
Таблица 8.
Схема управления производством с применением ЦУПа
1 административное; 2 оперативное подчинение; 3 деловая связь
1.3.3. Управление качеством
Приработка и испытание завершают ремонт агрегатов. Целью прира-ботки является подготовка трущихся поверхностей деталей к восприятию эксплуатационных нагрузок. Целью испытания агрегатов является выявление возможных дефектов, а также определение технико-экономических характе-ристик агрегатов в соответствии с техническими условиями на ремонт.
Продолжительность и режимы испытаний устанавливаются техничес-кими условиями на капитальный ремонт автомобиля. Некоторые узлы и дета-ли перед сборкой подвергают динамической и статистической балансировке.
Одним из важнейших этапов авторемонтного производства является контроль качества. Контроль и испытание автомобилей проводят для провер- ки комплектности, качество сборочных, регулировочных и крепежных работ, проверки работы и технического состояния всех агрегатов, механизмов и приборов, дополнительной регулировки, а также выявления соответствия технических показателей требуемым техническим условиям.
При пробеге проверяют также исправность и надежность работы всех систем, механизмов и соединений. При испытании на стенде дополнительно оценивают основные технические характеристики автомобиля: мощность двигателя; тяговое усилие; расход топлива и т.д. После испытания автомо-
биля пробегом или на стенде все выявленные дефекты устраняют, и авто-мобиль поступает на окончательную окраску, а затем на склад готовой про-дукции. Сдача автомобиля из ремонта проводится в соответствии с установ-ленной комплектностью. При выдаче из капитального ремонта должна быть приложена следующая документация:
- к автомобилю паспорт автомобиля, с отметкой авторемонтного предприя-тия о произведенном ремонте, указанием даты выпуска из ремонта, новых номеров шасси и двигателя, паспорт капитально отремонтированных автомо-биля и двигателя;
- к двигателю паспорт на отремонтированный двигатель, инструкции по эксплуатации двигателя в обкатный и гарантийный периоды.
В течении гарантийного срока все обнаруженные заказчиком неисправ-ности, возникшие по вине авторемонтного предприятия, должны быть устра-нены в течении трех суток со дня предъявления рекламации. Проблема ка-чества ремонта является в настоящее время одной из главных проблем авто-ремонтного производства. Схему управления качеством ТО и ТР смотри в приложении.
1.4. Техника безопасности и производственная санитария
1.4.1. Общие положения по охране труда
Охрана труда. Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на сохранения здо-ровья и работоспособности трудящихся. Система организационно-техничес-ких мероприятий и средств, предотвращающих производственный травма-тизм, носит название техника безопасности.
Одним из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда является обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периоди-ческий инструктаж всех работников предприятия. Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны 1 раз в 6 месяцев про-ходить повторный инструктаж, а лица, выполняющие работы повышенной опасности (вулканизаторщики, сварщики и др.), 1 раз в 3 месяца. При повтор-ном инструктаже подробно разбирают допущенные нарушения.
Все виды инструктажей, кроме вводного, проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и про-верку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомле-ние работников с имеющимися опасными и вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобре-тенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Мероприятия по охране окружающей среды, снижению вредного влия-ния автотранспорта на окружающую среду. Автомобильный транспорт, по-мимо выполнения огромной роли в современном мире вызывает многие от-рицательные процессы, последствия. С отработавшими газами в атмосферу выбрасывается тонны вредных веществ, которые отрицательно влияют на здо-ровье людей, загрязнение почв, отравляется растительный и животный мир.
Сточные воды, масла и отходы производства должны идти на сортиров-ку и подвергаться дальнейшей переработке. Для этого на АТП применяют: грязеотстойники, маслобензоуловители, а также различные очистные сооружения.
Автотранспортные предприятия должны обеспечить выполнение нор-
мативов, ГОСТов на предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработанных газах. Особое внимание надо уделить очистке сточных вод, снижению токсичности и аэрозольных выбросов на всех стадиях ТО и ремон-та подвижного состава.
В гараже проектируемого предприятия для снижения вредного влияния подвижного состава на окружающую среду предлагается внедрить следую-щие мероприятия:
- своевременная и качественная регулировка системы питания двигателей и выпуска отработавших газов путем внедрения дополнительного диагности- ческого оборудования;
- сливать отработанные жидкости, масла, кислоты в специальные емкости для последующей их утилизации на специальных заводах.
- разработка очистных сооружений на посту мойки автомобилей, дающих вы-сокую степень очистки воды, что позволит направить ее вновь на мойку;
- произвести озеленение территории предприятия.
Все цеха, участки, подразделения на АТП оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией с отоплением (СН и П.2.04.05-86). Вентиляционные системы должны быть всегда в исправном состоянии и располагаться в поме-щениях отдельно от других помещений.
Оптимальные метеорологические условия для рабочей зоны помещений (пространство до места, над уровнем пола или площадки, где находятся места постоянного пребывания рабочих) с учетом теплоизбытков, тяжести работы и периодов года должны быть в соответствие СН 245-71 и ГОСТ 12.1.005-76.
Освещение. Производственное освещение в зависимости от применяе-мого источника освещения делятся на 3 типа, а по функциональному назначе-нию на 5 типов. В зависимости от источника света: искусственное, естествен-ное, и совмещенное. В зависимости от назначения: рабочее; аварийное; эваку-ационное; охранное и дежурное.
Нормы предусматривают использование газоразрядных источников света. Использовать лампы накаливания только в случаях невозможности или технико-экономической нецелесообразности применения газоразрядных
источников света.
Производственный шум, ультразвук и вибрация. Источники шума на АТП: двигатели различных видов, станки, компрессоры, вентиляционные
системы и так далее. Ультразвук излучают установки для очистки и мойки деталей, механической обработки хрупких и твердых материалов.
Все эти источники оказывают отрицательное действие на организм и здоровье рабочих для борьбы с шумом, ультразвуком и вибрацией исполь-зуют различные решения:
- планируют специальным образом здания, применяют противозвуковые материалы;
- рационально размещают рабочих по местам и движение автомобильного транспорта на АТП и так далее.
1.4.2. Производственная санитария и защита окружающей среды
Мероприятия по снижению вредного влияния автотранспорта на окружающую среду.
Автотранспортные предприятия должны обеспечить выполнение нормативов, ГОСТов на предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработанных газах. Особое внимание надо уделить очистке сточных вод. Снижению токсичности и аэрозольных выбросов на всех стадиях ТО и ремонта подвижного состава.
В гараже проектируемого предприятия для снижения вредного влияния подвижного состава на окружающую среду предлагается внедрить следующие мероприятия:
- своевременная и качественная регулировка системы питания двигателей и выпуска отработавших газов путем внедрения дополнительного диагностического оборудования;
- сливать отработанные жидкости, масла, кислоты в специальные емкости для последующей их утилизации на специальных заводах.
- разработка очистных сооружений на посту мойки автомобилей, дающих высокую степень очистки воды, что позволит направить ее вновь на мойку;
- произвести озеленение территории предприятия.
Все цеха, участки, подразделения на АТП оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией с отоплением (СН и П.2.04.05-86). Вентиляционные системы должны быть всегда в исправном состоянии и располагаться в помещениях отдельно от других помещений. Концентрация вредных веществ представлена в виде таблицы.
Таблица 8.
Концентрация вредных веществ
Наименование вещества |
Величина предельно-допустимой концентрации.(мг/м3). |
1. Акролеин |
0,2 |
2.Свинец и его неорганические соединения |
0,01 |
3. Оксиды углерода |
20 |
4. Лигроин |
300 |
5. Оксиды азота |
5 |
6. Уайт-спирит (на С) |
300 |
7. Углеводороды |
300 |
8. Тетраэтилсвинец |
0.05 |
9. Бензит (на С) |
100 |
10. Метанол |
5 |
11. Хлорид водорода |
5 |
12. Сернистый альдегид |
1 |
13. Щелочи едкие |
0,5 |
Оптимальные метеорологические условия
Оптимальные метеорологические условия для рабочей зоны помещений (пространство до места, над уровнем пола или площадки, где находятся места постоянного пребывания рабочих) с учетом теплоизбытков, тяжести работы и периодов года должны быть в соответствие СН 245-71 и ГОСТ 12.1.005-76.
Допустимые и оптимальные параметры температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха представлены в виде таблице.
Таблица 9.
Допустимые нормы температуры, относит. влажности и скорости движения воздуха в рабочих зонах АТП.
Категория работ |
Температура воздуха, С |
Относительная влажность в % - тах. |
Скорость движения воздуха м/с. |
Температура воздуха в непосредственных раб. местах, С |
Легкая-1. |
19-25,С |
75 |
0,2 |
15-26, С |
Средней тяжести-2. |
15-21,С |
75 |
0,4 |
13-24, С |
Тяжелая-3. |
13-19, С |
75 |
0,5 |
12-19, С |
Освещение
Производственное освещение в зависимости от применяемого источника освещения делятся на 3 типа, а по функциональному назначению на 5 типов.
В зависимости от источника света:
1) искусственное;
2) естественное;
3) совмещенное;
В зависимости от назначения:
1) рабочее; 2) аварийное; 3) эвакуационное;
4) охранное; 5) дежурное;
Нормы предусматривают использование газоразрядных источников света. Использовать лампы накаливания только в случаях невозможности или технико-экономической нецелесообразности применения газоразрядных источников света.
Производственный шум, ультразвук и вибрация
Источники шума на АТП: двигатели различных видов, станки, компрессоры, вентиляционные системы и так далее.
Ультразвук излучают установки для очистки и мойки деталей, механической обработки хрупких и твердых материалов. Все эти источники оказывают отрицательное действие на организм и здоровье рабочих для борьбы с шумом, ультразвуком и вибрацией используют различные решения:
- планируют специальным образом здания, применяют противозвуковые материалы;
- рационально размещают рабочих по местам и движение автомобильного транспорта на АТП и так далее.
1.4.3. Техника безопасности и противопожарные мероприя
Требования к технологическим процессам и оборудованию. Оборудо-вание, инструмент и приспособления должны в течение всего срока службы соответствовать требованиям безопасности и правильности контроля изме-рения по ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.2.027-80. Оборудование устанавливают на фундаменты и крепят болтами. Опасные места ограждают. Все пульты уп-равления заземляют и зануляют. Пуск нового оборудования производят толь-ко после приема его комиссией с участием работников службы охраны труда.
Все работы, предусмотренные техническим обслуживанием или связан-
ные с ремонтом автомобиля, разрешается выполнять только на специально оборудованных постах, при этом автомобиль должен быть надежно затормо-жена, двигатель обязательно выключен и повешена табличка «Двигатель не пускать работает». Рабочий, выполняющий техническое обслуживание авто-мобиля на посту ТО должен неукоснительно соблюдать требования безопас-ности:
- после выполнения работ по пайке радиаторов и других приборов, перед приемом пищи, а также после смены необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом и щеткой, регулярно полоскать носоглотку, так как свинцовая пыль и пары свинца, обладая способностью накапливаться в организме человека при несоблюдении им мер личной безопасности и гигиены, вызывают хроническое отравление. Ногти рабочего во избежание попадания под них свинца следует коротко стричь и регулярно чистить. Для
профилактики перед началом работы руки надо смазывать вазелином.
- флюсы для пайки и кислота должны храниться раздельно в специально отведенных и регулярно очищаемых местах. В аптеке должна быть мазь от ожогов.
- нагретые паяльники необходимо класть на специальные подставки. Желательно применять низковольтные паяльники (42 В), включаемые через понижающий трансформатор.
- при работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним.
Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бензином, в котором содержится сильнодействующее вещество тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, деталей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Для удаления пролитого бензина применяются опилки, песок, хлорная известь
или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.
- особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жид-кость содержит в себе сильнодействующий яд этиленгликоль, попадание которого в организм, приводит к тяжелому отравлению. Тара, в которой
хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслуживания системы охлаждения, заправленной антифризом, необходимо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинский пункт для оказания помощи.
- тормозные жидкости и их пары также могут вызвать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.
- кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с
древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки.
Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.
- растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.
- во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные мероприятия:
- курить только в специально отведенных для этого местах; не пользоваться открытым огнем;
- хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную пот-
ребность; не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материа-
лов;
- проводить тщательную уборку в конце каждой смены;
- разлитое топливо и масло убирать с помощью песка;
- использованные обтирочные материалы нужно складывать в металлические
ящики с крышками и по окончании смены выносить в специально отведен-
ное для этого место.
- тушить возгорания необходимо пенными или углекислотными огнетуши-телями или струей распыленной воды. При невозможности тушения водой горящую поверхность засыпают песком, либо накрывают специальными асбестовыми одеялами.
2. РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
2.1. Исходные данные для проектирования
Для удобства выполнения расчетов в данной части дипломного проекта необходимо составить таблицу «Техническая характеристика автомобиля»
Таблица 10.
Пробег автомобилей
Марка авто-мобиля |
Количество автомобилей, имеющих пробег с начала эксплуатации до капитального ремонта в % |
Всего авто-моби-лей |
В том числе |
LCC, км |
Категория условий эксплуатации |
Dr рп. дней |
||||
До 0,25 L КР |
О.25..0,5 L КР |
0,05-0,75 L КР |
0,01 L КР |
Не прошедших КР |
Прошедших КР |
|||||
КамАЗ ЗИЛ Итого: |
20 5 |
15 |
35 5 25 |
25 |
100 |
II |
357 |
Таблица 11.
Технические характеристики автомобилей
Показатель марка авт. |
Габаритные размеры |
Собственная масса |
Тип дви-гателя |
Колея перед. колес |
Колея задней тележки |
Наружный R поворота |
КамАЗ-5320 20 шт |
2010х6180х2830 |
6800 |
КамАЗ-740 диз. |
2025 |
1850 |
9,3 |
ЗИЛ-130 5 шт |
1820х6480х2480 |
6470 |
ЗИЛ-130 карб. |
2000 |
2000 |
11,4 |
Всего: 25 |
Нормы пробега до КР для автомобилей КамАЗ = 300 000 км
Средний суточный пробег одного автомобиля = 100км.
Средний годовой пробег одного автомобиля = 62 750км.
Режим работы предприятия с 900 до 2000ч. 7 дней в неделю.
Количество дней работы в году = 357
2.2. Приведение парка к основной модели
Для удобства расчетов приводим парк к основной модели, например, КамАЗ-5320.
Приведение выполняется по видам воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2 или
ТР в зависимости от темы проекта) с помощью коэффициента приведения. Сущность приведения группы автомобилей к основной модели заключается в определении коэффициента приведения данной модели автомобилей к основ-ной, принимаемой к расчету, т.е. К пр = tпр L/(t Lпр),
где tпр , t - расчетные трудоемкости единицы ТО (ТО-1, ТО-2) соответственно приводимой и основной модели, чел-ч;
L, Lпр расчетные периодичности данного вида ТО соответственно для основной и приводимой моделей, км.
Расчетная трудоемкость и периодичность ТО определяется с помощью коэффициентов корректирования.
Число приведенных автомобилей,
АПР = Аи . К пр
где Аи - списочное количество приведенных автомобилей.
Тогда К пр ЕО для автомобиля ЗИЛ-130= 0,47х210/0,28х210=0,734;
К пр ТО-1 для автомобиля ЗИЛ = tпр L/(t1 Lпр)
=3.1х2520/ 3,8х 2520 = 0,81;
К пр ТО-2 для автомобиля ЗИЛ = tпр L/(t2 Lпр)
=12х1х10080/ 14,5х1х10080=082.
При выполнении проектов по текущему ремонту (зона ТР, рем. отделе-
ния и пр.) коэффициент приведения рассчитывается по формуле:
К пр = tТРпр /tТР,
где tТРпр , tТР расчетная трудоемкость ТР на 1000 км соответственно для основной и приводимой модели, чел-ч,
тогда К пр ТР для автомобилей ЗИЛ-130= 4,0/4,2=0,95
2.3. Выбор и корректирование нормативов ТО и ТР
Для удобства составления графика ТО и ремонта и последующих расчетов, значения пробегов между отдельными видами ТО и ремонта должны быть скорректированы со среднесуточным пробегом. Периодичность ЕО (LEO) обычно равна среднесуточному пробегу (Lcc). Периодичность ТО-1 (L1) и ТО-2 (L2) установлена для 1-й КУЭ, поэтому при эксплуатации подвижного состава в II КУЭ, в условиях холодного и умеренно-холодного климата, необходимо скорректировать периодичность ТО-1 и ТО-2 для этих условий. Корректировка заключается в подборе численных значений периодичности пробега в километрах для каждого вида ТО и ремонта, кратных между собой и среднесуточному пробегу и близких по своей величине к установленным нормативам.
Скорректированные периодичности могут быть следующими:
LEO = Lcc = 100 км;
L1 = 3500 х К1 х К3 =3500 х 0,8 х 0,9= 2520 км;
L2 = 14000 х КIII х КI\/ = 14000 х 0,8 х 0,9 =10080 км;
Так как при данной периодичности и среднесуточном пробеге данные периодичности не кратны между собой, то необходимо скорректировать их по среднесуточному пробегу. Для ТО-1 будет 2520:100 = 25,20 =25 тогда скорректированные периодичности ТО-1 и ТО-2 будут:
L1 = 2750 км;
L2 = 2750 х 4= 11000 км.
Например, межремонтный пробег автомобиля КамАЗ, эксплуатируе-мого в I категории условий эксплуатации, с учетом повышения долговечнос-ти автомобиля составляет 300 000 км. Норма пробега для II категории сни-жается на 20% и будет составлять 240 000 км.
Таблица 12.
Расчетные периодичности ТО и Р
Марка автомобиля |
Вид ТО, КР |
Периодичность |
|
Расчетная |
Принятая |
||
КамАЗ-5320 |
ЕО |
100 |
100 |
ТО-1 |
2520 |
2750 |
|
ТО-2 |
10080 |
11000 |
|
КР |
240000 |
240000 |
Выбор и корректирование нормативной трудоемкости ТО. Трудо-емкость одного уборочно-моечного воздействия равна:
tЕО = t нормЕО K2 K5 Kм чел-час
где t нормЕО - нормативная трудоемкость одного уборочного воздействия, чел-ч (0,3);
K2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (1,10)
K5 - коэффициент корректирования трудоемкости ТО в зависимости от количества технологически совместимых групп подвижного состава. (1,15)
Kм чел-час коэффициент механизации, снижающей трудоемкость ЕО =
100- (СМ + СО) ,
100
где СМ - % трудоемкости за счет применения моечной установки, при-
нимается за 50%;
СО - % снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обду-вом воздухом, принимается 15%;
Kм чел-час = 100 (50+15) : 100 = 0,35;
tЕО = 0,64 .1,10 . 1,15.0,35 = 0,28 чел-ч.
Трудоемкость ТО-1 равна:
tТО-1 = t нормТО-1 K2 K5 ,
где t нормТО-1 разовая нормативная трудоемкость одного ТО, чел-ч (3,8);
K2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от мо-
дификации подвижного состава и организации его работы (1,10);
K5 - коэффициент корректирования трудоемкости ТО в зависимости от количества технологически совместимых групп подвижного состава (1,15);
tТО-1 = 3,4 .1,10 . 1,15 = 4,3 чел-ч.
Трудоемкость ТО-2 равна:
tТО-2 = t нормТО-2 K2 K5 ,
где t нормТО-2 разовая нормативная трудоемкость одного ТО, чел-ч (15);
K2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от мо-дификации подвижного состава и организации его работы (1,10);
K5 - коэффициент корректирования трудоемкости ТО в зависимости от количества технологически совместимых групп подвижного состава (1,15);
tТО-2 = 14,5 .1,10 . 1,15 = 18,34 чел-ч.
Трудоемкость СО:
tСО = t ТО-2 ПН ,
100
где ПН - процент СО в зависимости от климатических условий (для
районов с холодным климатом принимается 30%).
tСО = 18,34 . 30: 100 = 18,34 . 0,3 = 5,5 чел-час.
Трудоемкость общего и поэлементного диагностирования: умножают-ся откорректированные трудоемкости ТО-1 и ТО-2 на соответствующую до-лю работ по Д-1 и Д-2,
tД-1 = t ТО-1 . СД - 1 чел.-ч,
100
где СД-1 - % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-
1 (10%);
tД-1 = 4,3 . 0,1 = 0,43 чел.-ч.
tД-2 = t ТО-2 . СД - 1 чел.-ч,
100
где СД-2 - % диагностических работ, выполняемых при проведении ТО-2 (10%);
tД-2 = 18,34 . 0,1 = 1,83 чел.-ч.
Таблица 13.
Расчетные трудоемкости ТО
Марка автомобиля |
Вид ТО |
Трудоемкость |
|
Расчетная |
Скорректированная |
||
КамАЗ 5320 |
ЕО |
0,64 |
0,28 |
ТО-1 |
3,4 |
4,3 |
|
ТО-2 |
14,5 |
18,34 |
|
СО |
5,5 |
||
Д-1 |
0,43 |
||
Д-2 |
1,83 |
Выбор и корректирование нормативной трудоемкости текущего ре-монта. Удельная нормативная скорректированная трудоемкость текущего ремонта определяется по формуле:
tТР = t нормтр K1 K2 K3 K4ср K5
где t нормтр - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч/1000 км.(6,9);
K4ср - коэффициент корректирования нормативов удельной трудоем-
кости ТР = 0,7;
tТР = 4,2 . 1,2 . 1,1 . 1 . 0,7 . 1,15 = 4,46;
Таблица 14.
Расчетные трудоемкости ТР
Марка автомобиля |
k1 |
k2 |
k3 |
k4ср |
k5 |
Трудоемкость |
|
Нормативная |
Расчетная |
||||||
КамАЗ |
1,2 |
1,1 |
1.0 |
0,7 |
1,15 |
4,2 |
4,46 |
2.4. Определение годового пробега парка.
Годовой пробег парка:
Lг = Aи aТ Iсс Дрг ,
Lг =Aи . aТ. Iсс . Дрг . Кэ= 25. 0,97 . 100.357 .0,96.= 873000 км
где Aи количество обслуживаемых автомобилей, шт;
aТ коэффициент технической готовности парка;
Iсс среднесуточный пробег одного автомобиля, км;
Дрг число дней работы автомобилей в году, дн;
Кэ коэффициент, учитывающий простои подвижного состава по
эксплуатационным причинам, К = 0,95 ..0,97;
Определяем коэффициент технической готовности за «цикл», т.е. время
работы автомобилей до КР:
аТ1 = Дэц/Дэц + Д рем.ц , = 0,97
где Д эц число дней эксплуатации автомобиля за «цикл», дн;
Д рем.ц , число дней простоев автомобиля в ТР и КР за «цикл» дн.
Число дней простоев автомобиля в ремонтах за «цикл»:
Дрем.ц = Дкр + dТО и ТР LКР :1000 К 4 = 12 + 0,3 . 240000:1000 . 0,7=62,4 дн.
где Д КР число дней простоев автомобиля в КР, дн (12).
dТО и ТР , число дней простоев автомобиля в ТО и ТР, дн./1000 км (0,3);
К 4 коэффициент простоя в ТО и ремонте, учитывающий пробег
автомобиля с начала эксплуатации (0,7);
Lкр пробег автомобиля до КР, км (240000).
Число дней эксплуатации автомобиля за «цикл»:
Д эц = Lкр : Iсс = 240000:100=2400 дня
2.5. Расчет годовой производственной программы по ТО и ремонту
Годовая производственная программа по ТО и ремонту в числовом выражении. Для расчета необходимо знать какие плановые технические воздействия организованы на предприятии (КР, ЕО, ТО-1, ТО-2, СО автомо-
билей). Для расчета годовой программы необходимо знать годовой пробег и периодичность плановых технических воздействий. Периодичности прини-маются по 1 категории условий эксплуатации и корректируются с учетом заданных условий эксплуатации.
Число КР: Nкр = Lг / Lcркр
Lcркр средняя взвешенная величина пробега до КР;
Lcркр = Lкр (1- 0,2 . АКР/Асс),
где Lкр - скорректированное значение пробега до КР (240000);
Асс списочное число автомобилей на АТП (25);
Акр количество автомобилей, прошедших КР,
принимается 15% от Асс, =3,75 =4;
Lcркр = 240 000 . (1 0,2 . 4/25) = 240000 . (1 0,032) = 232320 км
Nкр = Lг / Lcркр = 873000/232320 = 3,75 = 4
Годовая производственная программа по ТО-2, ТО-1, ЕО, СО:
N гТО-2 = LГ : L нТО-2 = 873000:11000=79,36=79
N гТО-1 = LГ : L нТО-1 = 873000:2750= 317,45=318
N гЕО = LГ : L нЕО = 873000:100 =8730
N гСО = 2 Аи = 2 . 25 =50;
С учетом выделения в самостоятельный вид работ Д-2,1 годовая про-
грамма по Д-2,1 составит:
N гД-2 = 1,2 . NТО-2 = 1,2 . 79 =94,8=95;
N гД-1 = 1,1 . NТО-1 = 1,1 . 318 =349,8 =350.
Для расчета годовых объемов работ необходимо знать годовую программу и удельные трудоемкости. Удельные трудоемкости принимаются по 1-й категории и корректируются с учетом заданных условий эксплуа-тации.
Трудоемкость ЕО: Тг ЕО = N гЕО . tн ЕО =8730 . 0,28 =2444,4 чел.ч;
Трудоемкость ТО-1, Т гТО-1 =t нТО-1. N гТО-1 + Тспр (1)= 4,3 . 318 + 205,11 = 1572,51 чел.ч;
где Тспр (1) трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-1; Тспр (1)= Стр . ТТО-1 . N гТО-1 = 0,15. 4,3 . 318 =205,11 чел.ч
Трудоемкость ТО-2: Т гТО-2 = tн ТО-2 N гТО-2 + Тспр (2)
=18,34 . 79 + 289,77 = 1738,63 чел.ч;
где tн ТО-2 нормативная удельная трудоемкость ТО-2, чел ч;
Тспр (2) трудоемкость сопутствующего ремонта при проведении ТО-2;
Тспр (2)= Стр . TТО-2 . N гТО-2 = 0,2 . 18,34. 79 =289,77 чел.ч
Трудоемкость сезонного обслуживания (СО):
ТСО = t СО N гСО =5,69. 50 = 279,5 чел.ч
Трудоемкость общего диагностирования Д-1:
ТД-1 = t Д-1 N гД-1 = 0,43 . 350= 150,5 чел.ч;
Трудоемкость углубленного диагностирования Д-2:
ТД-2= t Д-2 N гД-2 = 1,83 . 95 =173,85 чел.ч
Годовая трудоемкость всех видов ТО:
ТТО = ТгЕО+ТгТО-1+ТгТО-2+ТгСО +ТД-1 +ТД-2=2444,4 +1572,5+1738,63 +279,5+150,5+173,85 = 6359,38 чел.ч.
Годовая производственная программа по ТР. Годовой объем работ по
текущему ремонту определяется по формуле:
ТТР = Lг /1000 . t ТР = 873000/1000 . 4,46 = 3893,58 чел.ч;
где t ТР удельная трудоемкость ТР, чел/1000 км
Таблица 15.
Годовая производственная программа по ТО и ТР
Показатели |
Условные обозначения |
Численные значения |
Количество ЕО |
NEO |
8730 |
Количество ТО-1 |
N1 |
318 |
Количество ТО-2 |
N2 |
79 |
Количество СО |
NСO |
50 |
Количество КР |
NКР |
4 |
Количество диагностических Воздействий Д-1 |
NД-1 |
350 |
Количество диагностических воздействий Д-2 |
NД-2 |
95 |
Годовой объем работ по ЕО, чел.ч. |
TЕO |
2444,4 |
Годовой объем работ по ТО-1, чел.ч. |
T1 |
1572,51 |
Годовой объем работ по ТО-2, чел.ч. |
T2 |
1738,63 |
Годовой объем работ по СО, чел.ч. |
TCO |
279,5 |
Годовой объем работ по Д-1, чел.ч. |
TД-1 |
150,5 |
Годовой объем работ по Д-2, чел.ч. |
TД-2 |
173,85 |
Годовой объем работ по ТР, чел.ч. |
TТР |
3893,58 |
Кроме работ по ТО и ТР на предприятии должны быть организованы
работы по самообслуживанию, которые по «Положению о техническом обс-луживании и ремонте подвижного состава» составляют 20 30% от общего
объема работ по ТО и ТР автомобилей.
В зависимости от мощности предприятия принимается доля работ Квс
на предприятии общий объем работ составит:
ТАТП = ТТО + Т ТР . К4 =6359,38+3893,58. 0,7 = 7177,072 чел. ч.
Объем работ по самообслуживанию на предприятии составит:
Твсп = Т АТП Квсп = 7177,072. 0,25 =1794,268 чел. ч.
ТАТПобщ. =ТАТП + Твсп = 7177,072 +1794,268 =8971,34 чел.час
Таблица 16.
Распределение работ по самообслуживанию предприятия
Вид работ |
Доля % |
Место выполнения |
1. Работы по самообслуживанию АТП, в том числе: электротехнические механические слесарные сварочные жестяницкие медницкие трубопроводные кузнечные ремонтно-строительные и деревообрабатывающие |
24 10 16 4 4 1 22 2 16 |
Отдел главного механика (ОГМ) слесарно-механический цех ОГМ сварочный цех арматурно-жестянницкий цех медницкий цех ОГМ кузнечно-рессорный цех ОГМ |
2. Транспортные |
1 |
|
3. Перегон автомобилей |
0,5 |
|
4. Приемка, хранение и выдача материальных ценностей |
1 |
|
5. Уборка помещений и территории |
0,5 |
|
Итого: |
100 |
2.6. Определение годового объема работ проектируемого участка
В данном подразделе дипломного проекта необходимо произвести тех-нологический расчет агрегатного отделения, который заключается в установле- нии наиболее рационального метода организации технологического процесса ТО и ремонта, определения количества постов и линий обслуживания и ре-монта, расчете площадей помещений.
Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей. Более 50% объе-ма работ по ТО и ТР выполняются на постах. Число постов определяет выбор
планировочного решения предприятия и зависит от вида, программы и тру-доемкости работ, метода организации ТО и ТР и диагностирования автомо-билей, режима работы производственных зон.
Целесообразность применения того или иного метода организации ТО
в основном определяется числом постов, т.е. зависит от суточной (сменной)
программы и продолжительности воздействия. Поэтому в качестве основного критерия для выбора метода ТО может служить суточная (сменная) произ-водственная программа соответствующего вида ТО.
Режим работы зон ТО и ТР. Режим работы зоны должен быть согла-сован с графиком выезда и возвращения автомобилей с линии.
Режим характеризуется числом рабочих дней в году, продолжитель-ностью работы (числом рабочих смен, продолжительностью и временем на-чала и конца смены), распределением производственной программы по вре-мени ее выполнения. Число рабочих дней зоны зависит от числа дней работы подвижного состава на линии и вида ТО. Продолжительность работы зон оп-ределяется суточной производственной программой и временем, в течение которого может выполняться заданный вид ТО и ТР.
ТО-2 выполняется в одну или две смены. Суточный режим зоны ТР составляет две, а иногда и три рабочие смены, из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены производятся постовые работы ТР,
выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя.
Так как ТО и ремонт тормозных систем автомобилей выполняют в агрегатном отделении (участке), то определяем трудоемкость данного отде-ления по текущему ремонту будет:
Ттр.агрегат.отд.= Т тр . С агрегат. =3893,58 . 0,25 =973,395 чел-час,
где С доля работ, приходящая на агрегатный цех составляет 0,2
Определяем трудоемкость ТО-1, ТО-2 и СО
Тто-1.г.отд. = tто1 . С агрегат.= 1572,5 . 0,25 =393,125 чел-час;
Тто-2.г. отд. = tто2 . С агрегат.= 1738,63 . 0,25 = 434,6575 чел-час.
Общий объем работ по ТО и ТР отделения определяется суммирова-
нием величин по трудоемкости:
Т.г.отд=Ттр. агрегат...отд+Тто-1.г.отд.+Тто-2.г.отд.= 973,395+393,125+434,6575 = 1801,1775 чел-час.
2.7. Определение количества производственных рабочих мест
К производственным рабочим относятся рабочие различных зон и участков, непосредственно выполняющие работы по Т О и ТР подвижного состава. При таком расчете различают технологически необходимое (явоч-ное) и штатное (списочное) число рабочих:
Pi = Ti /ФР.М.
где Ti = 1801,1775 - годовая трудоемкость агрегатного отделения, чел-ч;
- годовой производственный фонд времени рабочего места при односменной работе, ч.
Годовой производственный фонд времени рабочего определяется расчетом:
,
где = 11 продолжительность рабочей смены, ч;
число календарных дней в году;
ДВ = 16 число выходных дней в году;
ДП = 8 число праздничных дней в году;
ДПП =8 число предпраздничных дней в году;
- час сокращения рабочего дня перед праздничными днями.
Рассчитаем годовой производственный фонд времени рабочего,
ФРМ = 11,0 . (365 16 8) 8 . 1 = 11 . 341 8 = 3743
Рассчитаем технологически необходимое число рабочих агрегатного отделения АТП;
Pi = 1801,1775/3743 = 0,48 1человека.
Штатное число рабочих зоны ТО и ТР АТП определяется по формуле;
,
где Ti - общая трудоемкость работ ТО и ТР АТП,
- годовой фонд времени одного производственного рабочего при односменной работе, ч.
,
где - число дней основного отпуска в году, по данным АТП;
- коэффициент, учитывающий болезни, потери рабочего времени по уважительным причинам, по данным АТП.
Произведем расчет годового фонда времени одного производственного рабочего;
ФПР. = (365 (16+8+36)) . 11 1 . 8 . 0,85 = 3355 6,8 =3348,2 3524,2
Рассчитаем штатное число рабочих АТП:
РШ = 1801,1775/3348,2= 0,54 1человек.
Общее число постов определяется по общей формуле;
,
где Тi трудоемкость работ по ТО и ТР=1801,1775;
- коэффициент неравномерности загрузки постов, по ОНТП-01-86;
ДРГ = 357 число рабочих дней в году зоны ТО-1(ТО-2);
С= 1- число смен;
= 11- продолжительность смены, ч;
- принятое среднее число рабочих на одном посту, для зоны ТО-1 (1 ТО-2);
- коэффициент использования рабочего времени поста для индивидуального поста;
Зная формулу, определим общее количество постов для зоны ТО и ТР;
Пi = 1801,18 . 1,1/357 . 1. 11. 2.0,98=1981,298/7696,92=0,45=1 [пост]
В зависимости от числа постов для данного вида ТО и уровня их спе-циализации работ по техническому обслуживанию автомобилей - приемлем метод универсальных и метод специализированных постов. Посты при лю-бом методе могут быть тупиковыми или проездными (прямоточными).
2.8. Расчет площади проектируемого участка (зоны)
Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяют-
ся на три основные группы: производственно-складские, хранения подвижно-го состава и вспомогательные.
Площади зон ТО и ТР рассчитывают по формуле: F3 = fa x3 kn
где fa площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным разме- рам), м2 ;
х3 число проходов; к коэффициент плотности расстановки постов,
зависящих от габаритных размеров автомобиля и расположения постов.
Площади участков (цехов, отделений) рассчитывают по площади по-
мещения, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его рас-становки. Тогда производим расчёт площади отделения по формуле:
Fотд = f сум . Кпл ,
где f суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным раз-
мерам оборудования, м2,
Кпл коэффициент плотности расстановки оборудования для кузнечно-рессорного отделения имеет значение 4,5 5,5.
Таблица 17.
Коэффициент плотности установленного оборудования
Наименование участка |
Коэффициент плотности |
Слесарно-механический; медницко-радиаторный; ремонта аккумуляторов; ремонта электрооборудования; ремонта таксометров и радиооборудования; ремонта системы питания приборов; обойный; краскоприготовительный |
3-4 |
Агрегатный; моторный; шиномонтажный; ремонта оборудования и инструмента |
4-4,5 |
Сварочный; жестяницкий и арматурный |
4-5 |
Кузнечно-рессорный; деревообрабатывающий |
4,5-5,5 |
На основании выбора соответствующего оборудования и производс-твенных расчетов, разрабатывают планировку каждого участка при этом минимальная площадь помещения на одного работающего должна
учитываться не менее 4.5 м2.
Итого: Fотд = f сум . Кпл =10,48. 4,5 = 47,16м2,
Принимаем размер отделения, согласно размеров подобранного помещения, равным 9 х 6 метров. Тогда площадь составит 54 м2 .
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Фонд заработной платы
Заработная плата начисляется, исходя из установленных на предприя-тии тарифов, сдельных расценок, окладов и сведений о фактически отрабо-танном работниками времени или сведений об объемах выпущенной продук-ции. Расчет зарплаты производится на основании таких документов, как штатное расписание, положение об оплате труда, приказы о приеме на работу и трудовые договоры. Данными документами устанавливается размер и фор-ма оплаты труда конкретного работника. Фонд заработной платы состоит из основного фонда, дополнительного фонда и фонда социального страхова-ния.
В цехе по ремонту работают 2 человека. Работа производится в одну смену. Смена 12ч. Работники имеют III и IV соответственно. Находим среднюю часовую ставку рабочего по формуле Сч=Смес/166,3, где Сч-минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда установленная Отраслевым соглашением по автотранспорту, 166,3 среднемесячный фонд рабочего времени, ч. Минимальный размер оплаты труда в Иркутской области составляет 5205 руб., тогда
СЧ=5205/166.3=31,3 рублей в час для работника I разряда., тогда согласно условию, имея работников III и IV разрядов часовые тарифные ставки будут находиться по следующей формуле:
Сч=Смес/166,3*Ктар. , где Ктар- тарифный коэффициент (справочно).
Соответственно:
Сч III раз.=Смес/166,3*Ктар.=31,3*1,2=37,6 руб.ч
Сч IV раз.=Смес/166,3*Ктар.=31,3*1,35=42,3 руб.ч.
Находим фонд заработной платы ремонтных рабочих III и IV разрядов.
Учитывая то , что при расчете заработной платы учитываются северный коэффициент и северная надбавка фонд заработной платы будет находится по следующей формуле:
ФЗПI.= Сч Iраз+(С/Н+Р/К)*Q, где ФЗПI.- фонд заработной платы работника I разряда; Сч Iраз- часовая тарифная ставка рабочего; С/Н*Р/К
северная надбавка и районный коэффициент соответственно; Q количество
рабочих часов в году. (166, 3 * 11)- 11-количество рабочих месяцев в году.
Таким образом, фонды заработной платы, с учетом годового объема рабочих часов 1760), рабочих III и IV разрядов будут равны:
ФЗПIIIР = (37,6*1760)+60%=105881,6;
ФЗПIVР=(42,3*1760)+60%=119116,8.
Таблица 18.
Тарифный коэффициент, ставки
Разряды |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,09 |
1,20 |
1,35 |
1,54 |
1,80 |
Часовые тарифные ставки для повременщиков |
166,3 |
181,267 |
199,56 |
224,505 |
256,102 |
299,34 |
3.2. Налоги на заработную плату и отчисления
Учитывая то, что рабочий обязан выплачивать налог на доходы физических лиц (ежемесячно), ставка которого составляет 13%, фонды заработной платы рабочих будут составлять:
ФЗПIIIР =105881,6-13%=92117 руб.
ФЗПIVР =119116,8-13%=90396,4 руб.
ФЗПобщ=92117+90396,4=182513,4
Отчисления в ПФ составят-23726,7 руб.
3.3. Расчёт себестоимости выполнения работ в отделении
Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.
По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.
Находим затраты на материалы при ТО-2 , ТО-1 , ЕО:
Затраты на материалы рассчитываются по формулам:
- На ТО 2, руб.: Мто-2 =Нто 2*Nто-2 ;
- На ТО 1, руб.: Мто-1=Нто 1*Nто-1 ;
- На ЕО, руб.: Мео=Нео*Nео;
- На ТР, руб.: Мтр=Нтр*Lоб/1000;
- Мто-2 + Мто-1+ Мео+ Мтр., где
Мто-2, Мто-1, Мео, Мтр затраты на материалы при ТО 2, ТО 1, ЕО, ТР соответственно;
Нто 2, Нто 1, Нео, норма затрат на материалы на одно воздействие (справочно). Нтр- норма затрат на материалы на ТР на 1000км пробега, руб.
Нормы устанавливаются по руководящим документам с учетом поправочного коэффициента, учитывающего рост цен.
Затраты на запасные части для текущего ремонта
- ЗЧтр= Нтр. зч* Lоб/1000., где ЗЧтр- затраты на запасные части
С учетом того, что автомобиль имеет Lоб - 43000 км пробега в год и принимая во внимание то, что периодичность ТО 2 через 11000 км., ТО 1через 2600 , то
Nто-2 =4; Nто-1=16; Nео=287;
Нто 2= 143руб.; Нто 1=101руб.; Нео=45руб.; Нтр=525 руб. (справочно, с учетом инфляции)
- МТО-2=4*143=572руб.
- МТО-1=16*101=1616 руб.
- МЕО=45*287=12915 руб.
- Мтр=525*43000/1000= 22575 руб.
Общие затраты на материалы при ТО 2, ТО 1, ЕО, ТР в год составят:
- =572+1616+12915+22575=37678 руб.
- ЗЧтр=4500*43000/1000=193500 руб.
Стоимость основных производственных фондов для начисления амортизации определяется в процентном отношении от стоимости подвижного состава или от стоимости оборудования, необходимого для ремонта и технического обслуживания автомобиля. В нашем случае необходимо найти сумму амортизации оборудования, используемого для ТО и ремонта тормозной системы ЗИЛ 130.
Первоначальная стоимость единицы оборудования находится по формуле:
Спер.=Цобор.*Кдост.,
где Цобор.- цена оборудования, руб., Кдост. коэффициент доставки; принять 1,05 (согласно методическому письму).
Таблица 19.
Перечень и стоимость оборудования, необходимого для ремонта трансмиссии
№ п/п |
Оборудование и инструмент |
Стоимость, руб. |
1 |
Стенд КИ-4998 для проверки тормозов |
44000 |
2 |
Станок для расточки тормозных барабанов и обточки тормозных колодок |
318000 |
3 |
Набор инструмента |
8649 |
ИТОГО: |
370649 |
Найдем первоначальную стоимость оборудования:
Спер.=Цобор.*Кдост.= 370649*1,05=389181,5 руб.
Амортизация основных производственных фондов, обслуживающих
процесс ТО и ТР, руб.:
Аопф= Спер.*На/100,
где На средняя норма амортизации оборудования, обслуживающего процесс ТО и ТР, % (принять 10%).
Аопф= 389181,5.*10/100=38918,2 руб.
Найдем полную себестоимость одного ремонта в среднем, руб.
S = , где З то-i- количество всех затрат на обслуживание, Ni-количество ТО-1, ТО-2, ТР, ЕО.
S=(ФЗПобщ+Зм+Ззп+Аопф)/Ni=(38918,2+37678+193500+182513,4)/307=1474 руб. на ремонт.
Таблица 20.
Калькуляция себестоимости
№ п/п |
Оборудование для ремонта тормозной системы |
Стоимость, руб. |
1 |
Амортизация |
38918,2 |
2 |
Затраты на запасные части |
193500,0 |
3 |
Затраты на материалы |
37678,0 |
4 |
Фонд заработной платы |
182513,4 |
5 |
Отчисления на социальные нужды |
23726,7 |
6 |
Себестоимость |
1474,0 |
Итого: |
477810,3 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При подготовке специалистов по ремонту автомобилей основное вни-мание уделяют изучению изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, причинам и закономерностям этих изменений, а так-же оценкам их влияния на показатели надежности и работоспособности авто-мобилей.
Выявление неисправностей в двигателях и агрегатах автомобиля пов-лекли за собой необходимость в изменении технологии их ремонта и спосо-бов восстановления деталей. При организации ремонта автомобилей и агрега-тов, имеющих сложную конструкцию и новые современные дополнительные системы, на ремонтных предприятиях требуются тщательная конструкторс-кая и технологическая подготовка авторемонтного производства, высокая подготовка инженерно-технического состава, обучение рабочих особеннос-тям ремонта новых марок машин.
В настоящее время идет процесс дальнейшего совершенствования тех-нологий ремонта автомобилей и агрегатов. Этот процесс реализуется путем внедрения в производство перспективных прогрессивных технологических процессов восстановления деталей с учетом их конструктивных особеннос-тей и возможных дефектов, повышения качества сборки агрегатов и механиз-мов.
В данной работе рассмотрены изменения технического состояния приборов и узлов тормозной системы автомобиля, освещены условия формирования системы поддержания работоспособности автомобилей, технологии и технологические процессы производства и ремонта приборов и узлов тормозной системы грузового автомобиля.
ЛИТЕРАТУРА
- Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для автотранспортных техникумов, Москва: Издательский центр «Академия», 2008.
- Коробейник А.В. Ремонт автомобилей: теоретический курс, учебник, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
- Коробейник А.В. Ремонт автомобилей: практический курс, учебник, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
- Румянцев С.И. Ремонт автомобилей: учебник для автотранспортных техникумов, Москва: «Транспорт», 1988.
- Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь: учебное пособие, Ростов - на - Дону: «Феникс», 2008.
- Бернарский.В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для автотранспортных техникумов, Ростов на Дону: «Феникс» 2009.
- Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт лег-ковых автомобилей: учебник для НПО, М: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Схема технологического процесса ТО и ТР
Схема технологического процесса ТО и ТР. на АТП:
основное движение; возможное движение; КТП контрольно-технический пункт;
ЕО ежедневное обслуживание* ТО техническое обслуживание; TP текущий ремонт;
Д-1 диагностика общая; Д-2 диагностика поэлементная;
Др. диагностика, выполняемая в процессе ТО и ремонта автомобилей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Схема технологического процесса ремонта компрессора тормозной системы ЗИЛ-130
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
План отделения по ремонту агрегатов
Рис. 3. Планировка отделения по ремонту агрегатов:
1 стеллаж для деталей; 2 ларь для обтирочных материалов;3 станок для расточки тормозных барабанов; 4 телефон и радио; 5 радиально-сверлильный настольный станок; 6 слесарный верстак; 7 настенный шкаф для приборов и инструментов; 8 стенд для разборки и регулировки сцеплений; 9 гидравлический пресс 40 т; 10 стенд для ремонта редукторов, задних мостов; 11 стенд для клепки тормозных, накладок; 12 подвесная кран-балка; 13 тиски; 14 стеллаж для инструментов;15 .- настольно-верстачный пресс, 3 т; 1б стенд для- ремонта коробок передач; 17 стенд для ремонта передних и задних мостов; 18 ларь для отходов; 19 раковина для мытья рук; 20 электрический рукосушитель; 21 вертикально-сверлильмый станок; 22 заточный станок; 23- стенд для ремонта карданных палов и рулевых механизмов.
1
Изменения технического состояния приборов и узлов тормозной системы автомобиля