Конспект НОД в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) «Волшебница вода»


Автор: Сумкина Оксана Владимировна, воспитатель МБ ДОУ "ЦРР - Детский сад № 244 " г. Новокузнецка

Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по теме " Волшебница вода ". Это конспект познавательного занятия, где ребенок знакомится с состоянием воды в окружающей среде, проводятся опыты с водой, говорится о значении воды в природе.

Конспект НОД в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) "Волшебница вода "

Тема: "Волшебница вода "

Тип занятия: сообщение новых знаний о неживой природе.

Вид: поисково - познавательная деятельность с элементами экспериментирования.

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде.

Задачи:

1.Образовательные:

- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед)

- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;

- показать значение воды в жизни живой природы;

- познакомить со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность;

- активизировать словарь детей: существительные (лед, дождь, пар, град); глаголы (замерзает, застывает, холодит, тает, ломается, блестит, скользит); прилагательные (прозрачный, холодный, скользкий, твердый, мокрый, бесцветная, бесформенная).

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать слажено, в команде; доброжелательным отношениям.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- развивать аналитико - синтетическое и ассоциативно - образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

·Видеоролик программы Би - Би - Си "Путешествие капельки воды ";

·Картинки для моделирования "Круговорот воды в природе ";

·Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;

·Салфетки;

·Таблицы на каждого ребенка "Кому нужна вода ";

·Фломастеры на каждого ребенка;

·Персонаж Капелька;

·Бумажные короны для детей капелек, корона мамы Тучки

Предварительная работа:

1. Изготовление атрибутов к игре "Мы капельки ".

2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

4. Беседы на тему: "Где можно встретить воду ", "Кто живёт в воде ".

5. Замораживание воды в формочках.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)

- Что у вас на ладошках?

- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях.

- Актуализация знаний детей о значении воды.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где она живет?

- Молодцы!

- Давайте расскажем Капельке стихотворение.

(Чтение ребенком стихотворения о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Модель глобуса

- Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода.)

- Какого цвета больше на нем?

- Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.

- Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды

- Ребята, капелька спрашивает, знаете ли вы, сколько жидкости мы выпиваем за день? Давайте посчитаем: чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома пьем сок и т. д.

(Минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, ситро и т. д.)

- Вода обладает чудесными свойствами. Вода - это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменятся.

- В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница - наша вода!

- Ребята, Капелька сейчас Вам покажет про себя фильм, после просмотра которого вы должны будете ответить на вопрос: "Во что превращается вода? "

II. Получение познавательной информации с использованием ТСО.

Капелька предлагает детям посмотреть фильм "Путешествие капельки воды "

(обсуждение).

- Во что превращается Капелька воды?

(воспитатель обращает внимание на иллюстрации)

- В природе вода может быть в виде льда, дождя, града, пар

III. Моделирование круговорота воды в природе.

- Ребята, давайте вспомним, как путешествовала капелька.

Рассказы2-3 детей о путешествии капельки в природе.

"Солнышко сильно припекает и вода в реке, ручейке испаряется. Испаряясь, вода превращается в пар, который поднимается вверх. Пар охлаждается, превращаясь обратно в воду и образуя облака. Когда капелек воды в облаках становится много, они становятся тяжелыми и крупными. Облако не может их удержать, и капельки воды возвращаются дождем на землю. "

А теперь Капелька приглашает вас немного поиграть.

Физминутка

Мы капельки

Я ваша мама-тучка,

А вы мои - капельки-детки,

Пусть облако вас подружит,

А ветер веселый закружит.

В хоровод скорей вставайте,

И со мною повторяйте:

Мы будем весело шагать и улыбаться!

Руками солнышку махать и наклоняться,

Чтоб растения полить и животных напоить!

Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

- Ребята, Капелька приглашает вас поиграть с водой.

IV. Опытно-исследовательская деятельность детей.

Воспитатель: Капелька рассказала мне, что с ней можно играть, проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?

Опыт № 1. А какого цвета вода? Воспитатель предлагает в стакан с водой и в стакан с молоком положить любой предмет: пуговицу, камешек.

- Что вы видите? Виден ли предмет? Почему? Вывод: вода прозрачная.(показывает схему)

Опыт №2. - Предметы какой геометрической формы вы видите? Воспитатель переливает из стакана воду в различные геометрические формочки.

Вывод: вода бесформенная, принимает форму той фигуры, в которую мы ее наливаем. (показывает схему)

Опыт №3. Предложить детям льдинки (замороженные накануне занятия)

- Какой лед? Постучите!(твердый)

- Прокатите по столу! (скользкий)

- Приложите к щеке! (холодный)

- Положите в ладошки. Какие ладошки?

- Что происходит со льдом в тепле?

- А если мы воду поместим на холод, что с ней произойдет?

Вывод: Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду. (показывает схему)

Работа со схемами (с целью закрепления свойств воды)

- Вода - принимает форму той фигуры, в которую она налита.

- Вода - прозрачная

- Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду.

Капелька хвалит детей.

Мы много сегодня говорили о воде, о ее свойствах, о том как она путешествует по кругу.

- Дети, а теперь расскажите Капельке, кому нужна вода? (приглашаю детей к столу с карточками).

V. Закрепление знаний детей о значении воды

Игра "Кому нужна вода "

- Рассмотрите картинки, подумайте "Кому нужна вода? " и соедините палочкой.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

Итог: - Итак, ребята, кто сегодня у нас был в гостях?

- Во что вода может превращаться?

- Какими свойствами обладает? Молодцы!

(Ответы детей).

Капелька дарят на память своих подружек - "Капелек ".

Дружите с ними и берегите их!