Конспект НОД в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) «Волшебница вода»
Автор: Сумкина Оксана Владимировна, воспитатель МБ ДОУ "ЦРР - Детский сад № 244 " г. Новокузнецка
Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по теме " Волшебница вода ". Это конспект познавательного занятия, где ребенок знакомится с состоянием воды в окружающей среде, проводятся опыты с водой, говорится о значении воды в природе.
Конспект НОД в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) "Волшебница вода "
Тема: "Волшебница вода "
Тип занятия: сообщение новых знаний о неживой природе.
Вид: поисково - познавательная деятельность с элементами экспериментирования.
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, различными явлениями (дождь, град, лед)
- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- показать значение воды в жизни живой природы;
- познакомить со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность;
- активизировать словарь детей: существительные (лед, дождь, пар, град); глаголы (замерзает, застывает, холодит, тает, ломается, блестит, скользит); прилагательные (прозрачный, холодный, скользкий, твердый, мокрый, бесцветная, бесформенная).
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать слажено, в команде; доброжелательным отношениям.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- развивать аналитико - синтетическое и ассоциативно - образное мышление, учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
·Видеоролик программы Би - Би - Си "Путешествие капельки воды ";
·Картинки для моделирования "Круговорот воды в природе ";
·Глобус, пипетка, стаканы с водой, с молоком;
·Салфетки;
·Таблицы на каждого ребенка "Кому нужна вода ";
·Фломастеры на каждого ребенка;
·Персонаж Капелька;
·Бумажные короны для детей капелек, корона мамы Тучки
Предварительная работа:
1. Изготовление атрибутов к игре "Мы капельки ".
2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
4. Беседы на тему: "Где можно встретить воду ", "Кто живёт в воде ".
5. Замораживание воды в формочках.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)
- Что у вас на ладошках?
- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях.
- Актуализация знаний детей о значении воды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где она живет?
- Молодцы!
- Давайте расскажем Капельке стихотворение.
(Чтение ребенком стихотворения о воде)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Модель глобуса
- Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода.)
- Какого цвета больше на нем?
- Значит, воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
- Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды
- Ребята, капелька спрашивает, знаете ли вы, сколько жидкости мы выпиваем за день? Давайте посчитаем: чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома пьем сок и т. д.
(Минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, ситро и т. д.)
- Вода обладает чудесными свойствами. Вода - это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменятся.
- В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!
- Ребята, Капелька сейчас Вам покажет про себя фильм, после просмотра которого вы должны будете ответить на вопрос: "Во что превращается вода? "
II. Получение познавательной информации с использованием ТСО.
Капелька предлагает детям посмотреть фильм "Путешествие капельки воды "
(обсуждение).
- Во что превращается Капелька воды?
(воспитатель обращает внимание на иллюстрации)
- В природе вода может быть в виде льда, дождя, града, пар
III. Моделирование круговорота воды в природе.
- Ребята, давайте вспомним, как путешествовала капелька.
Рассказы2-3 детей о путешествии капельки в природе.
"Солнышко сильно припекает и вода в реке, ручейке испаряется. Испаряясь, вода превращается в пар, который поднимается вверх. Пар охлаждается, превращаясь обратно в воду и образуя облака. Когда капелек воды в облаках становится много, они становятся тяжелыми и крупными. Облако не может их удержать, и капельки воды возвращаются дождем на землю. "
А теперь Капелька приглашает вас немного поиграть.
Физминутка
Мы капельки
Я ваша мама-тучка,
А вы мои - капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
- Ребята, Капелька приглашает вас поиграть с водой.
IV. Опытно-исследовательская деятельность детей.
Воспитатель: Капелька рассказала мне, что с ней можно играть, проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?
Опыт № 1. А какого цвета вода? Воспитатель предлагает в стакан с водой и в стакан с молоком положить любой предмет: пуговицу, камешек.
- Что вы видите? Виден ли предмет? Почему? Вывод: вода прозрачная.(показывает схему)
Опыт №2. - Предметы какой геометрической формы вы видите? Воспитатель переливает из стакана воду в различные геометрические формочки.
Вывод: вода бесформенная, принимает форму той фигуры, в которую мы ее наливаем. (показывает схему)
Опыт №3. Предложить детям льдинки (замороженные накануне занятия)
- Какой лед? Постучите!(твердый)
- Прокатите по столу! (скользкий)
- Приложите к щеке! (холодный)
- Положите в ладошки. Какие ладошки?
- Что происходит со льдом в тепле?
- А если мы воду поместим на холод, что с ней произойдет?
Вывод: Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду. (показывает схему)
Работа со схемами (с целью закрепления свойств воды)
- Вода - принимает форму той фигуры, в которую она налита.
- Вода - прозрачная
- Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду.
Капелька хвалит детей.
Мы много сегодня говорили о воде, о ее свойствах, о том как она путешествует по кругу.
- Дети, а теперь расскажите Капельке, кому нужна вода? (приглашаю детей к столу с карточками).
V. Закрепление знаний детей о значении воды
Игра "Кому нужна вода "
- Рассмотрите картинки, подумайте "Кому нужна вода? " и соедините палочкой.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
Итог: - Итак, ребята, кто сегодня у нас был в гостях?
- Во что вода может превращаться?
- Какими свойствами обладает? Молодцы!
(Ответы детей).
Капелька дарят на память своих подружек - "Капелек ".
Дружите с ними и берегите их!