Кодирование информации
ата проведения: 5.10.2012
Конспект урока
Класс: 8А1
Тема: Кодирование информации. Практическая работа №8
Тип урока: Практическая работа
Цель: Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека.
Задачи:
- образовательная:
1. Работа по формированию понятий код, длина кода, кодирование и перекодирование информации.
2. Работа по формированию навыков использования кодировки и перекодировки информации.
- воспитательная:
1. Формирование культуры поведения в кабинете информатики.
2. Работа по формированию трудолюбия, целеустремленности.
- развивающая:
1. Работа по развитию психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь.
2. Работа по развитию логических операций: анализ, синтез, конкретизация, обобщение.
Методы, используемые на уроке: рассказ, беседа.
Средства: Карточки с заданиями, доска, маркер, компьютеры.
Этап урока |
Время |
Деятельность практиканта |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Организационное начало 2. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу 3. Освоение нового материала 3.1. Освоение понятия «Код», «Длина кода» 3.2. Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую 4. Выработка практических умений и навыков, применение знаний на практике 5. Итог урока, рефлексия 6. Инструктаж по выполнению домашнего задания |
3 мин. 5 мин. 18 мин. 10 мин. 5 мин. 2 мин. |
- Здравствуйте ребята! Сегодня урок информатики у Вас проведу я меня зовут Айгуль Якуповна. Тема нашего сегодняшнего урока «Кодирование информации». Но прежде чем начать новую тему, я проверю ваше домашнее задание. Вашим дом. заданием было заполнить таблицу. Я пройдусь, проверю, и заодно раздам Вам карточки с заданиями. Вам предлагается тест из 5 вопросов. На все это Вам дается 5 минут. В этом тесте только один правильный ответ. 1.2.3 Кодирование информации. В процессах восприятия, передачи и хранения информации живыми организмами, человеком и техническими устройствами происходит ее кодирование. Код. Длина кода. В процессе представления информации с помощью знаковой системы производится ее кодирование. Результатом кодирования является кодирование последовательность символов данной знаковой системы, то есть информационный код. Примерами кодов являются последовательности букв в тексте, цифр в числе, генетический код, двоичный компьютерный код итд. Код состоит из определенного количества знаков (например, текстовое сообщение состоит из определенного количества букв, число- из определенного количества цифр итд), то есть имеет определенную длину. Количество знаков в коде называется длиной кода. Так, длина кода текста данного учебника составляет около 300 тысяч знаков, а генетический код человека в 10 тысяч раз длиннее, так как состоит из 3 миллиардов знаков генетического алфавита. Перекодирование информации из одной знаковой системы в другую. Информация, представленная с помощью естественных и формальных языков, может быть выражена в форме устной речи или в письменном виде. Каждая форма представления использует особую знаковую систему, ориентированную на способ ее восприятия. Устная речь использует в качестве знаков набор звуков (фонем) и рассчитана на слуховое восприятие. В основе письменной речи лежит алфавит, т.е. набор знаков (букв), которое человек воспринимает с помощью зрения. В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой. Так, в процессе чтения вслух производится переход от письменной формы представления информации к устной и, наоборот, в процессе диктанта или записи объяснения учителя происходит переход от устной формы к письменной. В процессе преобразования информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую происходит перекодирование информации. Перекодирование это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знак или группы знаков в другой знаковой системы. Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем. Ниже приведена таблица 1.2., которая устанавливает соответствие между гласными буквами русского алфавита и фонемами. В русской письменной речи только шесть гласных букв могут быть озвучены в устной речи соответствующими звуками. Для озвучивания остальных четырех гласных букв используются составные звуки, которые начинаются со звука [J] Таблица 1.2 Соответствие букв и знаков а [a] о [o] у [у] и [и] ы [ы] э [э] е [j]+[э] е [j]+[о] ю [j]+[у] я [j]+[а] Сейчас для закрепления материала мы с Вами сделаем практическую работу №8. в этой работе Вам необходимо сделать следующее: В текстовом редакторе Word определить числовые коды нескольких символов:
Запустите тестовый редактор Word командой Пуск---Все программы---Microsoft Office---Microsoft Word. Введите команду {Вставка---символ}. На экране появится диалоговая панель Символ. Центральную часть диалоговой панели занимает таблица символов. Для определения десятичного числового кода символа в кодировке Windows помощью раскрывающегося списка: выбрать тип кодировки кириллица (дес). В таблице символов выбрать символ (например, прописную букву «А»). В текстовом поле Код знака : появиться десятичный числовой код символа (в данном случае 192). Для определения шестнадцатеричного числового кода символа в кодировке Unicode (Юникод) из раскрывающего списка: выбрать тип кодировки Юникод (шестн.). В таблице символов выбрать символ (например, прописную букву «А»). В текстовом поле Код знака: появится шестнадцатеричный числовой код символа (в данном случае 0410). И так, Вам для кодирования информации предоставляются следующие слова:
Мы с Вами научились определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе. - Ребята, давайте подведем итог урока, и ответим на несколько вопросов: Итак, первый вопрос задаю я, а последующие вы, т.е по цепочке. Я начинаю. Второй вопрос задает первая парта. Первый ученик придумывает и задает вопрос, а второй отвечает. Потом второй задает вопрос и отвечает третий учащийся, т.е перекрестный опрос.
Итак, вашим домашним заданием будет _________________________ Перекодируйте с русского письменного языка на русский устный имя Юля. |
Учащиеся делают задания по карточке Учащиеся делают практическую работу Учащиеся отвечают на вопросы |
____________________ _____________ ______________ __________________
Подпись практиканта Подпись методистов Подпись учителя
Кодирование информации