Предпринимательская деятельность в России
PAGE \* MERGEFORMAT3
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность предпринимательской деятельности……………………………5
1.1 Предпринимательство как метод хозяйствования………………………5
1.2. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности……………..8
1.3 Основные условия ведения предпринимательской деятельности…….10
2. Предпринимательская деятельность в России……………………………..13
2.1 Основа организации собственного дела в России……………………...13
2.2 Государственная поддержка предпринимательства в России…………14
2.3. Основные проблемы, связанные с ведением предпринимательской деятельности в российских условиях…………………………………….16
3.Зарубежный опыт предпринимательской деятельности………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Введение
Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 ч. 3, предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.
Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).
Цель написания данной курсовой работы изучение развития предпринимательства в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть предпринимательскую деятельность в России.
- Рассмотреть предпринимательскую деятельность зарубежом.
- Сравнить предпринимательскую деятельность в России и зарубежом.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и СИЛ.
В первой главе рассматривается «Сущность предпринимательской деятельности». Во второй «Предпринимательская деятельность в России». В третьей «Зарубежный опыт предпринимательской деятельности».
- Сущность предпринимательской деятельности
1.1. Предпринимательство как метод хозяйствования
Определяя предпринимательство как метод хозяйствования, важно учитывать главное условие самостоятельность и независимость субъекта, а также ответственность за принимаемые им решения, сопровождающиеся риском, стремлением к достижению коммерческого успеха, к увеличению прибыли [3, с.331].
В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ГК РФ, ст.2, ч.3). В теории и на практике предприниматели представляются как люди с неограниченной свободой в принятии любых решений, в том числе и хозяйственных. Действительно, предприниматели зачастую без какого-либо постороннего вмешательства сами выбирают сферу приложения средств и сил (способностей), определяют методы решения задач, а так же конкретные пути и средства достижения поставленных целей, полностью отвечая прежде всего своим имуществом за последствия принимаемых решений и совершаемых действий и поступков. Конечно, деятельность, не связанную с ответственностью за принимаемые решения и их последствия, нельзя назвать предпринимательством. Однако следует подчеркнуть, что в общественных отношениях ни один человек не обладает абсолютной свободой, т.е. возможностью принимать решения только по своему усмотрению, т.к. жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Истинная свобода, как это подтверждает практика, может составлять лишь в возможности принимать решения со знанием дела, т.е. знанием конкретных объективных и субъективных обстоятельств, действий и поступков и их последствий. Предприниматели, обладая соответствующими средствами (капиталами), приобретают тем самым определенную экономическую, а, в конечном счете, и политическую власть или возможность влиять на деятельность других людей, т.е. определять цели и характер их поведения и конкретных действий.
Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях неопределенности, неустойчивости и риска. Неопределенность имеет место не в результате незнания им того, к чему он стремиться, или плохого ориентирования в окружающей среде, а потому, что постоянно меняются условия его деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а это заставляет проводить быструю переориентацию производства и быта. Неустойчивость проистекает из того, что ни одна тенденция не продолжается слишком долго. В условиях рынка нет ничего постоянного все циклично: за взлетом следует замедление или падение деловой активности, затем вновь начинается оживление. Неопределенность и неустойчивость, постоянные изменения порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательства. Решение, принятое предпринимателем без элементов риска, по сути дела не является решением. Ради чего рискует предприниматель? На что нацеливает свою деятельность? Среди многообразных целей предпринимателя наиболее важны четыре: производство товаров и услуг, прибыль, социальные цели, развитие бизнеса. Как показано на схеме (рис.1), все эти цели взаимосвязаны.
Рис 1.
Риск оценивается вероятностью возникновения потерь того или иного уровня. Задумывая дело, разрабатывая проекты и планы, предприниматель обязан рассчитать, оценить, предвидеть вероятность тех или иных потерь. Если вероятность потерь, намного превосходящих ожидаемую прибыль, достаточно ощутима, осторожный предприниматель должен отказаться от такого дела. Иначе он рискует потерять слишком многое. В тоже время незначительный, допустимый риск возможен и неизбежен. Перестраховка в предпринимательстве ведет к упущенным возможностям получения прибыли. Именно прибыль является непосредственным мотивом, т.е. причиной и конечной целью предпринимательской деятельности. В западной экономической науке прибыль рассматривается по-разному: то как доход от факторов производства (капитала, земли и труда), то как вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение ими технических усовершенствований, то как плата за риск, связанный с организацией и ведением какого-либо дела. При всех условиях в обыденных экономических отношениях прибыль выступает как превышение доходов над расходами.
Есть свои закономерности формирования прибыли. В целях получения прибыли предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой. Общественная польза не является непосредственной целью предпринимательства, но она всегда должна подразумеваться и служить конечным ориентиром как необходимое условие получения прибыли. Многие предприниматели выступали и выступают в роли меценатов, участвуют в благотворительной деятельности, оказывают безвозмездную помощь бедным и т.п. Однако подобное является не неотъемлемым признаком предпринимательства, а скорее его побочным продуктом.
Таким образом, предприниматель это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.
1.2. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности
Субъекты предпринимательской деятельности - носители хозяйственных обязанностей и прав, которые наделены компетенцией и обладают неким обособленным имуществом. Они зарегистрированы в уставном порядке, осуществляют хозяйственную деятельность и приобретают права и обязанности исключительно от своего имени, а также самостоятельно несут имущественную ответственность. Субъекты предпринимательства - это те граждане, которые по закону могут заниматься подобной деятельностью. Законом установлено несколько групп таких лиц. В первую входят граждане РФ, которые никак не ограничены по закону в собственной деятельности. Вторая группа - это граждане иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства в пределах тех полномочий, которые установлены законами Российской Федерации. И третья группа - объединения граждан, имеются в виду партнеры или коллективные предприниматели.
Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Индивидуальные предприниматели это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.
Юридическое лицо это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. В рыночной экономике товарами объектами предпринимательской деятельности выступают услуги, физические объекты, коммерческая информация.
Объектами предпринимательства считаются три вида различной деятельности. Первая из них - инновационная (разработки, исследования, технические услуги). Вторая - производственная (по оказанию услуг и выпуску товаров). И третья - торгово-посредническая.
Объекты предпринимательской деятельности, как правило, могут продаваться и свободно покупаться. В виде исключения купля-продажа отдельных объектов может быть либо запрещена, либо ограничена законом (торговля оружием, наркотиками, ядами, природными ресурсами территориальных вод и континентального шельфа).
Различают движимое и недвижимое имущество.
К недвижимому имуществу (недвижимости) относятся объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного ущерба. Это здания, сооружения, земельные участки, насаждения и т.п. Сюда же относят воздушные и морские суда. Недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
К движимому имуществу относят такое, которое не может быть отнесено к недвижимости. Оно не подлежит государственной регистрации (мебель, бытовая техника, деньги, ценные бумаги).
Объектами предпринимательской деятельности являются также предприятия имущественные комплексы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Предприятие или его часть являются недвижимым имуществом и могут продаваться и покупаться.
Таким образом, субъектами предпринимательской деятельности выступают предприниматель основная фигура рыночной экономики, потребитель и государство. А объектами предпринимательской деятельности являются всё, что способно приносить прибыль.
1.3. Основные условия ведения предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность может вестись только самостоятельно либо физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическим лицом, участником которого может стать физическое лицо (гражданин).
Для ведения предпринимательства нужны следующие условия:
- стабильность государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
- положительная общественное мнение по отношению к предпринимателям и предпринимательству;
- льготный налоговый режим, обеспечивающий действенный стимул для предпринимательства;
- наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства (инновационные центры, специализированные фирмы, бизнес - центры, бизнес - инкубаторы, консалтинговые службы по вопросам управления, маркетинга, рекламы и т.п.);
- существования эффективной системы защиты интеллектуальной собственности;
- где бюрократизация процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов;
- предпринимательская этика;
- достаточное информационное обеспечение о положении на разных рынках.
Принимая решения в процессе ведения предпринимательской деятельности, мы не всегда видим всю картину целиком или не придаем значения важности тем или иным факторам, в этой связи возникают возможности для принятия решений, которые могут нанести некоторый ущерб деятельности, то есть возникают риски. Среди предпринимательских рисков можно выделить внешние, связанные с экономической ситуацией, положением на рынке, нормативной базой и др., и внутренние, идущие от организации предпринимательской деятельности, например качество бизнес-процессов, управления, исполнения, персонала и др[6, с.439].
И последний, но важный момент - ведение предпринимательской деятельности возможно только после успешного прохождения государственной регистрации, результатом чего станет получение Свидетельства о регистрации. Только наличие данного свидетельство открывает путь к ведению легальной предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и за ее пределами (внешнеэкономическая деятельность).За незаконное предпринимательство гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).
Таким образом, для эффективного функционирования предпринимательской структуры необходимы определенные экономические, социальные, правовые условия, наличие правоспособности (возможность иметь гражданские права и нести обязанности), дееспособности (способность своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности).
.
- Предпринимательская деятельность в России
2.1. Основа организации собственного дела в России
На начальном этапе создания собственного дела определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: Устав предприятия и Договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти. Для государственной регистрации в соответствующий орган предоставляются следующие документы:
- заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;
- Устав предприятия;
- решение о создании предприятия (постановление собрания учредителей);
- Договор учредителей о создании и деятельности предприятия;
- свидетельство об оплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов, приведенных выше. При государственной регистрации организации не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих ее местонахождение, указанное в учредительных документах.
Регистрация осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов проставлением специальной надписи (штампа) с наименованием регистрационного органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава организации, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
После завершения регистрации и получения свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения предприятия в Государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.
На заключительном этапе создания нового предприятия участники его полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации), открывают постоянный расчетный счет в банке, предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.
2.2. Государственная поддержка предпринимательства в России
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития предприятия, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).
Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.
В области пересечения целей и интересов государства и предприятия может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.
Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:
• законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;
• правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
• обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;
• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);
• государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграцонные потоки и т.д.;
• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.
2.3. Основные проблемы, связанные с ведением предпринимательской деятельности в российских условиях
Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.
Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непомерно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности (Россия стала страной с особо высокими налогами. По подсчетам экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, доля налогов и сборов в ВВП России достигает 60%, тогда как во Франции 44%, Италии 39%, Германии 38%, Великобритании 37%, Канаде 35%, Испании 34%, Японии 31%, США - 30% [9, с. 229] ).
Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции.
В России все необходимые условия развития предпринимательской деятельности имеются лишь частично, что накладывает отпечаток на формы и стиль предприятия. Можно отметить характерные особенности предпринимательской деятельности в современной России.
Процесс дележа собственности идет негласно и представляет собой почву для различного рода злоупотреблений и создания криминальных структур.
Значительный сектор экономики составляют государственные предприятия, большей частью полностью или частично бездействующие, поскольку исходная нерентабельность или огромная капиталоемкость не позволяют им справиться с трудностями организации рыночной деятельности.
Определенная часть предпринимательской деятельности не на целена на длительную перспективу, а служит исключительно средством накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере предпринимательской деятельности. Из организационных форм предпринимательской деятельности в современной России самой популярной и действенной оказалась акционерная форма. Можно назвать целый ряд причин популярности акционерных обществ в современной российской экономике:
Во-первых, акционерная форма создает возможность функционирования крупнейших предприятий, которые составляют основу нашей экономики. Зачастую акционерное общество единственный путь включения промышленных гигантов в рыночную систему.
Во-вторых, акционерные общества обладают значительной устойчивостью и огромным «запасом прочности» в неблагоприятные периоды, так как у них шире возможности накопления.
В-третьих, акционерная форма применима практически в любой сфере экономики, в промышленности и банковском деле, на транспорте и в торговле.
В-четвертых , акционерные общества имеют возможность через владение акциями друг друга образовывать единые промышленно финансовые комплексы, что позволяет контролировать всю производственную цепочку той или иной продукции.
Будучи крупными компаниями, акционерные общества не свободны от стремления к монополизации своей деятельности. Эта тенденция вдвойне опасна для России, стремящейся задействовать рыночный механизм, а значит, и конкуренцию. Фундаментом и своеобразным гарантом рыночной системы являются малые предприятия (фирмы).
В России малое предприятие пока весьма немногочислен. Различными формами негосударственной предпринимательской деятельности занято сейчас несколько десятков тысяч фирм. Между тем, согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как Россия, начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 3 млн фирм. Они должны способствовать решению ряда экономических задач:
Во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам;
Во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами;
В-третьих, создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы;
В-четвертых, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Все это многообразие задач делает развитие малого предпринимательства в России одним из важнейших направлений экономической реформы.
Основная трудность организации и функционирования малого предприятия в России заключается в проблеме его финансирования. Большие капиталы стремятся влиться в крупные экономические структуры. Небольших накоплений, как правило, недостаточно для создания собственного дела. В связи с этим малое предприятие более или менее развит только в торгово-закупочной и посреднической деятельности, которая обеспечивает довольно быстрый оборот капиталов и временно снимает финансовую проблему.
Следующая трудность для малого предприятия (как и для всей российской предпринимательской деятельности) это высокие налоги. Опыт развитых стран показывает, что поддержка малого предпринимательства немыслима без особых налоговых льгот, особенно если оно осуществляется в таких тяжелых экономических условиях, как в России, и практически с нуля. Высокие налоги совместно с инфляцией лишают малые фирмы возможности рас ширять, а то и просто поддерживать свое производство. Специфической проблемой малого предпринимательства в России является его правовая незащищенность. Выражается она в невозможности для мелких фирм пробиться через бюрократические препоны, а то и в прямых актах агрессии и насилия по отношению к мелкому предпринимателю. В связи с этим достаточно уютно чувствуют себя только те фирмы, которые имеют «крышу», т.е. имеют более крупного экономического или бюрократического покровителя. Иными словами, нарушается принцип частной автономии и свобода принятия экономических решений.
Эти и другие проблемы малого предприятия в России настоятельно требуют государственного вмешательства в форме экономической и юридической поддержки малого предпринимательства. Как показывает зарубежный опыт, такая поддержка включает льготное кредитование, льготное налогообложение, создание различных программ и фондов поддержки, образование специального министерства по делам малых предприятий. В России этот список необходимо также дополнить мерами борьбы с экономическим вымогательством и забюрократизированностью порядка образования малых фирм, а также пропагандой престижности малого предприятия.
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России сложный и противоречивый процесс, имеющим ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать. В 2004 г. Всемирный Банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса: понимание правил». По его данным, в России не самые благоприятные условия для ведения предприятия. Анализ возможности ведения предприятия рассматривался по пяти позициям. Так, было учтено время и средства, необходимые для того, чтобы открыть дело, набрать и уволить рабочую силу, заключить контракт, получить кредит и закрыть дело. Для того чтобы открыть бизнес, в России необходимо пройти 12 процедур, на Украине - 14 процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в США необходимо пройти всего 5 процедур, а в Канаде и Австралии лишь 2.
3. Зарубежный опыт предпринимательской деятельности
Анализ зарубежного опыта предпринимательской деятельности позволяет выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере затрагивают высокоразвитые страны. Первая это снижение административного воздействия на предприятие, предоставление ему большей свободы. Государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики. Социальная составляющая постоянно находится в числе её приоритетов.
Так, к быстрому росту мелких предприятий в США привело сокращение государственного вмешательства при самой разнообразной её поддержке. Методом естественного отбора здесь формируются лидеры будущего предприятия. Максимально упрошена процедура регистрации нового предприятия. Она занимает здесь один день и стоит от 5 до 10 долларов.
В Австралии создана и функционирует система, сдерживающая принятие нормативных актов, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию и обусловливающая излишние административные издержки. Цель реформы регулирования, которая проводилась здесь с середины 90-х годов XX века, повышение эффективности функционирования рынков с точки зрения потребителей. Основным способом достижения этой цели было провозглашено повышение ответственности предприятия за состояние дел в отрасли путем саморегулирования.
Общие принципы регулирования сформулированы в Австралии следующим образом:
· силы рыночной конкуренции обеспечивают наилучший выбор и выгоду для потребителя;
· правительство может рассматривать варианты вмешательства в экономику, если существуют «провалы» рынка, то есть рыночные силы не способны достичь равномерного распределения ресурсов, либо достижение равновесия требует высоких издержек, или доказана необходимость достижения конкретной социальной цели;
· добровольные кодексы поведения рассматриваются как предпочтительный метод вмешательства;
· если кодекс оказывается неэффективным, правительство может помочь регулировать отрасль более эффективно.
В каждом случае, когда доказана необходимость вмешательства в свободное функционирование рынка, сначала рассматривается возможность реализации наиболее мягкой опции саморегулирования затем квазирегулирования и лишь в самом крайнем случае прямого государственного вмешательства.
Саморегулирование в Австралии рассматривается как лучшая из возможных альтернатив преодоления «провалов» рынка, поскольку является гибким инструментом, предполагает более низкие издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предполагает дополнительных затрат со стороны государства. Государственная политика здесь в явной форме направлена на поддержку саморегулирования везде, где это возможно и целесообразно.
В Германии государство может вмешиваться в экономические процессы, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Особое значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых и средних предприятий. Антимонопольное законодательство в Германии препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке. Здесь приоритет отдаётся самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке.
Второе направление государственного регулирования предпринимательской деятельности его разнообразная поддержка.
Опыт Франции интересен стимулированием перемещения предприятий на периферию, в слабо развитые регионы. В этом случае малые и средние предприятия получают целевые кредиты на капиталовложения, структурную перестройку производства.
США характеризуются большим опытом создания «инкубаторов бизнеса», имеющих цель оказание помощи в создании новых предприятий. Они функционируют на основе субсидий федерального правительства; средств, получаемых от правительства штатов и муниципальных властей; помощи промышленных корпораций, учебных заведений, а также за счет арендной платы предпринимателей и процентов от продаж вышедших из «инкубаторов» и успешно работающих предприятий.
В США расширяется строительство технопарков. Активную роль здесь играют муниципальные власти. Создавая производственную площадку со всеми коммуникациями, в последующем они за символическую цену продают её предпринимателям, которые размещают на ней самые разнообразные производства.
Заключение
Предпринимательство как метод хозяйствования - самостоятельность и независимость субъекта, а также ответственность за принимаемые им решения, сопровождающиеся риском, стремлением к достижению коммерческого успеха, к увеличению прибыли.
Субъектами предпринимательской деятельности выступают предприниматель основная фигура рыночной экономики, потребитель и государство.
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. В рыночной экономике товарами объектами предпринимательской деятельности выступают услуги, физические объекты, коммерческая информация.
Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов. А в США регистрация осуществляется 1 день.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития предприятия, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
Для того чтобы открыть бизнес, в России необходимо пройти 12 процедур, на Украине - 14 процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в США необходимо пройти всего 5 процедур, а в Канаде и Австралии лишь 2.
Одним из основных препятствий на пути развития предприятия является обилие административных барьеров, которые позволяют предпринимателям открыть собственное дело. В настоящее время принято множество нормативных актов, а также проводится немало проверок, которые должны искоренить большинство преград, мешающих развитию бизнеса. К проблемам предпринимательской деятельности в нашей стране стоит отнести огромную коррупцию, с корой сталкивается предприниматель на каждом этапе своей деятельности.
Анализ зарубежного опыта предпринимательской деятельности позволяет выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере затрагивают высокоразвитые страны. Первая это снижение административного воздействия на предприятие, предоставление ему большей свободы. Государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики.
Список использованной литературы
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ 2014) ст. 2, ч.3
- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ 2014) ст. 171
- Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова.-2-е изд., испр.-М.:Дашков и К',2009.- 331 с.
- Бабук, И. М. Экономика предприятия: учебное пособие / И. М. Бабук. Минск: Информационно-вычислительный центр Министерства финансов, 2008. 326 с.
- Видяпин, В.И. Экономическая теория: Учебник / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлев, Л.С. Тарасевич. - М.: ИНФРА-М. 2003, 714 с.
- Горфинкель, В.Я. КУРС Предпринимательства: Учебник / В.Я. Горфинкель, В.Я. Швандар М.: Финансы, ЮНИТИ» 1997. 439 с.
- Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. Москва: ИнфраМ, 2009. 453 с.
- Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста М:ИНФРА-М, 2009. 608 с.
- Невская М.А. Предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: практ. пособие / М. А. Невская, К. В. Сибикеев. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 229 с.
- Рыжова, В. В. Экономическое управление организацией : учеб. пособие / В. В. Рыжова, В. В. Петров. М.: РИОР : ИНФРА-М, 2012. 246 с.