Конспект урока на тему «Волшебный клубок знаний»


Конспект урока на тему

Волшебный клубок знаний

Семенец Лариса Викторовна

I квалификационная категория

по должности учитель

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

учреждения Тюлькинской основной

общеобразовательной школы

Соликамского района

Пояснительная записка.

По сравнению с классно-урочной формой факультативный курс имеет ряд особенностей:

По своему содержанию он строго не регламентируется государственной программой. Однако на факультативных занятиях материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает при подборе заданий, я исходила из общего уровня знаний и умений учащихся. В моем классе есть учащиеся коррекционного вида, которым необходимо отрабатывать знания, полученные на уроках. Но и остальным учащимся закреплять и расширять свой кругозор.

Характеризуется многообразием форм и видов.

Занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств первоклассниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ученика.

Основным источником побуждения первоклассника к умственному труду на факультативном курсе может послужить интерес. Поэтому я пытаюсь заинтересовать учащихся через разнообразные задания.

Чтобы возбудить интерес к дополнительной работе, прежде всего надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением видеть что-то новое, узнать что-то до сих пор неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.

Привлечь первоначальное внимание детей к факультативному курсу можно разными способами: особым, красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики и русского языка, необычными вступительными словами учителя, создавшего этим ситуацию, в которую включены любимые детьми герои современных сказок и рассказов. Разве это не привлечет внимание ребят и не вызовет у них радостное удивление? Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, загадки, шарады, ребусы, несложные логические упражнения.

Устойчивый интерес к факультативному курсу поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. На самих занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся.

Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время факультативных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике и русскому языку, как к науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики и русского языка.

Через различные виды работы в их совокупности содействовать развитию познавательной деятельности учащихся: восприятию представлений, внимание, память, мышление, речь, воображение.

2.Формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, чтобы с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру и т. д.

3. Содействовать воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств. Воспитывать такие чувства, многие из которых связаны с умственной деятельностью, - так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающими из них чувств удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости или огорчения и т. д.)


Игровые и занимательные задания по математике И учеба, и игра: русский язык Занимательные материалы Внеклассная работа по математике в начальной школе И учеба, и игра: русский язык Занимательные материалы Смекай, считай Логические игры и задачи на уроках математики И учеба, и игра: русский язык И учеба, и игра: математика Занимательные материалы И учеба, и игра: математика И учеба, и игра: русский язык Игровые и занимательные задания по математике Занимательные материалы Внеклассная работа по математике в начальной школе Оживи алфавит И учеба, и игра: русский язык Концовки выше ниже толстый тонкий высокий низкий Игровые и занимательные задания по математике И учеба, и игра: русский язык И учеба, и игра: русский язык Игровые и занимательные задания по математике Начальная школа Игровые и занимательные задания по математике И учеба, и игра: русский язык Игровые и занимательные задания по математике Игровые и занимательные задания по математике Занимательные материалы Игровые и занимательные задания по математике Игровые и занимательные материалы по математике Занимательные материалы Игровые и занимательные задания по математике Занимательные материалы И учеба, и игра:

Русский язык

Игровые и занимательные задания по математике Занимательные материалы Игровые и занимательные задания по математике

№ Приложения

Сентябрь


Угадай загадки Буратино.

Различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.

Приложение 1.

Т. К. Жикалкина

стр.19.

Удивительные звуки.

Различение звуков гласных и согласных.

Приложение 2.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

стр.22

Самые легкие загадки на свете.

Развитие внимательности и сообразительности.

Приложение 3

И. Г. Сухин

. Стр.4.

Веселый счет.

Закрепление счета от 1до 10 и от 10 до 1.

Приложение 4.

В. П. Труднев

. Стр.32.

Октябрь


Озорные буквы.

Исправление ошибок и образование новых слов.

Приложение 5.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

. Стр.40.

От Хобота до Чирикина.

Определение названий животных, скрывающихся под определенным рядом слов.

Приложение 6.

И. Г. Сухин

. Стр.59.

.

Решение задач на сообразительность.

Приложение 7.

А. П. Тонких,

Т. П. Кравцова,

Е. А. Лысенко и др.

. Стр.8.

Кабутта.

Учить правильно произносить слова.

Приложение 8.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

. Стр.54.

Ноябрь


Рассеянный художник.

Развитие наблюдательности. Счет до шести.

Приложение 9.

Т. И. Тарабарина,

Н. В. Елкина

. Стр.16

Найти спрятавшиеся слова в внутри других слов.

Приложение 10.

И. Г. Сухин

. Стр.60.

Примеров много – ответ один.

Изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах десяти.

Приложение 11.

Т. И. Тарабарина,

Н. В. Елкина

. Стр.20.

Большие и маленькие.

Развитие памяти.

Приложение 12.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

. Стр.79.


Декабрь


Математическая эстафета.

Учить преобразовывать одни примеры в другие.

Приложение 13.

Т. К.Жикалкина

Стр.35

Путалка сочиняет.

Научиться рифмовать строчки.

Приложение 14.

И. Г. Сухин

. Стр.6.

Арифметические салки.

Закрепление состава числа 10.

Приложение 15.

В. П. Труднев

стр.22.

.

Отработка знаний алфавита.

Приложение 16.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

. Стр.18.


Январь


Игра

.

Развитие речи детей. Включение в активный словарь терминов

,
,
,
,
,
.

Приложение 17.

Т. К. Жикалкина

. Стр.11.

Путешествие в Город букв.

Отработка правильной постановки ударения.

Приложение 18.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

. Стр.49.

Спасение красавиц букв.

Отработка знаний алфавита.

Приложение 19.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

. Стр.21.

Математическая рыбалка

Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Приложение 20.

Т. К. Жикалкина

. Стр.22.

Февраль


Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой.

Отработка знаний алфавита. Развитие внимательности.

Приложение 21.

Журнал

№ 5-2004 стр. 108.

Контролеры.

Закрепление знаний состава чисел первого десятка

Приложение 22.

Т. К. Жикалкина

. Стр.29.

Расшифруйте слова.

Развитие внимательности и сообразительности.

Приложение 23.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова.

. Стр.19.

Цепочка.

Закрепление приемов сложения чисел в пределах 20, основанных на нумерации.

Приложение 24.

Т. К. Жикалкина

. Стр.33.

Март


Войти в ворота.

Закрепление знаний о составе числа.

Приложение 25.

Т. К.Жикалкина

Стр.27

Пропавшая конфета.

Развитие внимания и сообразительности.

Приложение 26.

И. Г. Сухин

. Стр.55.

Лучший следопыт.

Систематизирование и обобщение знаний детей.

Приложение 27.

Т. К. Жикалкина

. Стр.35.

Игра на внимание

Закрепление знаний нумерации чисел в пределах 20.

Приложение 28.

Т. К.Жикалкина

Стр.34

Апрель


Любители загадок.

Развитие памяти, сообразительности.

Приложение 29.

И. Г. Сухин

. Стр.51.

Почта.

Закрепление умения в решении задач.

Приложение 30.

Т. К. Жикалкина

. Стр.31.

Литературная викторина.

Отработка знаний творчества Сергея Михалкова

Приложение 31.

И. Г. Сухин.

. Стр.19.

Чяща и чюдовище.

Отработка знания правил правописания.

Приложение 32.

Т. И. Тарабарина,

Е. И. Соколова

. Стр.74.

Май


Найди себе пару.

Составление цепочки взаимосвязанных примеров. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Приложение 33

Т. К. Жикалкина

. Стр.28.

Найди рифму.

Развитие сообразительности.

Приложение 34.

И. Г. Сухин

. Стр.17.

Проверь Угадайку!

Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Приложение 35.

Т. К. Жикалкина

. Стр.29.

Список используемой литературы.

1.Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина И учеба, и игра: математика .

Ярославль Академия развития , 1998г.

2.Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина И учеба, и игра: русский язык .

Ярославль Академия развития , 1998г.

3. А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко, Д. А. Стогова,

С. В. Голощапова Логические игры и задачи на уроках математики .

Ярославль Академия развития , 1997г.

4. В. П. Труднев Внеклассная работа по математике в начальной школе

Москва Просвещение , 1975г.

5. Т. К. Жикалкина Игровые и занимательные задания по математике

Москва Просвещение , 1989г.

6.И. Г. Сухин Занимательные материалы

Москва ВАКО 2004г.

7.Журналы Начальная школа № 5, – 2004г.

Приложение 1.

Угадай загадки Буратино .

Цель: Различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.

Средства обучения: круг, квадрат, треугольник.

Содержание игры: Учитель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:

Что можно нарисовать из круга?

(яблоко, арбуз, мяч и т. д.)

Что можно нарисовать их квадрата?

(портфель, ящик, печенье и т. д.)

Что можно нарисовать из треугольника?

(елочку, парусную лодку и т. д.)

Приложение 2.

Удивительные звуки .

Цель: Различение звуков гласных и согласных.

Содержание: Отгадайте загадку

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)

- Какие звуки называют гласными, а какие согласными?

- Какие звуки главнее?

Попробуйте, скажите слова ШКОЛА, ПАРТА без согласных букв, а слова ЭХО, МАМА – без гласных.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Это название образовано от греческого слова фоне , что означает звук . В любом языке существует определенное количество звуков, или фонем. В русском языке их 42. Среди них различают звуки гласные и согласные. Как же все эти звуки правильно записать? А этому учит ГРАФИКА. Итак, звуки мы с вами слышим, а буквы видим. В русском языке 33 буквы. С их помощью можно записать все, что угодно.

Какие тут слова?

ПО…Т ПЛ…Г

Д…М П…ЛОТ А, О, У, Ы, И, Э

КР…Н К…МОК

Выберите пары слов по образцу:

Лето – лыжи (в первом слове Л – мягкий согласный, во втором слове Л – твердый согласный)

Белка, молоко, жираф, гусь, карандаш, чайник, люстра, сено, ворона, жук, барабан, кепка, мел, лампа, верблюд, гербарий, сабля, чудо.

Выберите пары слов, отличающиеся одним звуком друг от друга:

Кит, коза, крыша, дом, коса, дым, крыса, каска, уточка, рак, ком, сом, маска, удочка, мак, кот.

Игра Читай наоборот .

ЛОГ, ГОЛ, ЛЮК, ЛЕД, ПАРА, ЛЕН, ЛЕЙ, ТОК, ШЕЛ,

(учитывая звуки, а не буквы)

Приложение 3.

Самые легкие загадки на свете .

(загадки – шутки)

Цель: развитие внимательности и сообразительности.

Разгадать наши загадки легко. Для этого не нужно задумываться, ведь отгадка – последнее слово в вопросе!

Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?

Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев?

Кто уверен, что в будущем его ждет слава?

Что читает Роман?

Кому хорошо живется на свете?

Кто из девочек родился первого марта?

Какая игрушка в детском саду Машина?

Что катает на крыльце пес Шарик?

Кому привольно в поле?

Сколько в стае сорок?

Кто знает фамилию мальчика, который боится муравьев?

Как зовут продавца, у которого папа купил рулон толя?

Чего нет у косы?

Кто однажды вошел в клетку, где сидел лев?

Приложение 4

Игра Веселый счет

Цель: закрепление счета от 1 до 10 и от 10 до 1.

- Сейчас проведем игру-соревнование. Эту игру предложил Незнайка. Сам он в счете не силен и хочет посмотреть, как вы это делаете.

Перед вами две одинаковые таблицы с числами от 1 до 20.

Числа записаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Сначала будут соревноваться две команды. От каждой из них выйдут по одному ученику и встанут спиной к таблицам, а лицом к классу, в руки возьмут указки. По команде учителя эти ребята повернутся лицом к таблицам, и каждый на своей таблице сначала найдет число 1, покажет его указкой и одновременно назовет, затем найдет число 2, покажет его указкой и назовет, и так по порядку до 20. Тот, кто быстрее сосчитает до 20, будет считаться победителем, а значит, победителем будет и его команда. Приступаем к игре.

14 8 12 4

10 13 1 15

3 17 20 7

19 6 9 11

5 2 16 18

Приложение. 5.

Озорные буквы

Цель: исправление ошибок и образование новых слов.

Буква заблудилась

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И – хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами!..

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять капель перед сном.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась …

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Старый дедушка Пахом

На козле скакал верхом.

- Подумайте и скажите, какие буквы заблудились?

Озорные буквы.

Не давали буквам дела.

Им безделье надоело!

Надоело им скучать

И – пошли озорничать!

В карман к монтеру

Прыг!

А в кармане –

Ролики.

Из кармана в тот же миг выскочили... (кролики).

Как-то раз вздумали газели

С буквой Т затеять игры,

Чуть не съели их безжалостные …(тигры).

- Найдите ошибки и запишите правильно слова.

Фамолет пуловица

Маразин свег

Стакач шулавка

Варильки гавка

Мозлята иволка

Пеливан весня

Олотник апфека

Капусла ромната

Ченточка лисвок

Лумка вокмал

- Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово:

Крот склад

Плуг гроза

Уголь лампа

Мрак шарф

Гастроном корка

- Добавьте к словам один звук. Чтобы образовалось новое слово:

Точка дочка

Стол лень

Утка вол

Каска оса

Лещ пол

- Замените в словах один согласный звук, чтобы образовалось новое слово:

Галка колено

Блин цвет

Дуб игра

Ложь вера

Осел колос

Приложение 6

ОТ Хобота до Чирикина .

Цель: определение названий животных, скрывающихся под определенным рядом слов.

В некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали:

1. Хобот 13. Панцирка.

2. Будильник. 14. Повторюшка.

3. Гавчик 15. Порхайка

4. Дарюхвостка 16. Пучеглазка

5. Длинношей. 17. Сетькин

6. Клешня 18. Стукало.

7. Двугорбик 19. Тельняшка

8. Колючка 20. Толстопузик.

9. Листоедка 21. Фонтан

10. Медоноска 22. Берлогин

11. Мяука 23. Чирикин

12. Ночнушка.

- Какие животные скрываются под этими именами.

( Слон, петух, пес, ящерица, жираф, рак, верблюд, еж, гусеница, пчела, кошка, сова, черепаха, попугай, бабочка, лягушка (жаба), паук, дятел, зебра, бегемот, кит, медведь, воробей)

Приложение.7.

Смекай, считай .

Цель: решение задач на сообразительность.

Задачи на смекалку.

Какие цифры могут сказать про себя: Повернешь меня вверх (вниз) головой, стану цифрой я другой ?

У Наташи – кукла Маша,

Мишка плюшевый – у Паши,

У Танюшки – кошка,

У Жени – матрешка,

Лошадка – у Катюши,

Машина – у Илюши.

Сколько всего игрушек?

Сестре и брату мама предложила на завтрак по стакану молока. Дети спешили в школу и молоко не допили. На рисунке слева в стакане осталось молоко брата, а справа – сестры. Кто из них выпил молока больше? Как ты узнал?

Аня и Катя нашли по одному грибу. У Кати гриб был не меньше, чем у Ани. Покажи на рисунке, какой гриб нашла каждая из девочек.

Задачи – шутки.

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов

Гуляет в джунглях старый слон,

И одинок, и грустен он,

Но подошел к нему сынок,

И больше слон не одинок.

Сколько слонов теперь, ребята?

Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось?

Стоит в поле дуб. На дубе три яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось?

Приложение. 8.

Кабутта

Цель: правильное произношение слов.

У Оли в тетрадочке

Опять непорядки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу – написано

Слово кабутта …

Что такое кабутта?

Может зверюшка из леса,

Не простая – в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:

- Волшебное слово в тетрадке твоей!

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

- Ведь это как будто ,

Но только с ошибкой.-

Так вот что такое

Кабутта, кабутта,

Ведь это простое

Как будто , как будто .

Н. Слепакова.

- Будешь грамотно писать, сможешь поиграть в разные игры. Есть много интересных игр со словами. Вот такие, например: кроссворд, чайнворд, головоломка, ребус, криптограмма.

Приложение.9.

Рассеянный художник

Цель: Развитие наблюдательности. Счет.

Содержание.

Нужно взять необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов на картинках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

На улице Бассейной

Один художник жил.

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке? Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?

Приложение 10.

Прятки

Цель: развитие наблюдательности, сообразительности

А теперь поиграем в прятки. Но прятаться будут не ученики, а слова. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других слов (в начале, в середине, или в конце слова). Например, в слове баранка скрывается баран (БАРАНка), в слове икота (иКОТа), а в слове Василиса - лиса (ВасиЛИСА). Задача ребят – найти все спрятавшиеся слова.

1. ВОЛнушка. 15. пОВОДок.

2. гиГИЕНА. 16. пОМАРка.

3. голоСОВАние. 17. пОСЕЛок.

4. грЯЗЬ. 18. РАКета.

5.дОСАда. 19. серЕЖка.

6. заСЛОНка. 20. сКИТалец.

7. кЛЕЩи. 21. сОЛЕНЬе.

8. КОНЬки. 22. СОМнение.

9. КОТомка. 23. уКРОТитель.

10. мУЖчина. 24. череМУХА.

11. оБЫКновение. 25. шУТКА.

12.паЛИСАдник. 26.эЛЕВатор.

13. пеТЛЯ. 27. энциКЛОПедия.

14. поБЕЛКА. 28. Якорь.

А в словах Мякоть и браконьер спрятались сразу по два животных!

Найдите и их.

В слове Мякоть - як и кот . В слове браконьер - рак и конь .

Приложение.11.

Примеров много – ответ один .

Цель: Изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти.

Игровой материал: набор карточек с числами.

Содержание.

Игра имеет два варианта.

Играют двое. Взрослый кладет на квадрат карточку с любым однозначным числом, например с числом 8. В кругах уже обозначены числа. Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4. Если игрок не допустил ошибки, то он получает очко. Затем ведущий меняет число в квадрате, и игра продолжается. Может случиться так, что число в квадрате окажется маленьким и нельзя по указанным правилам заполнить пустые круги, тогда игрок должен закрыть их перевернутыми карточками. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Ведущий кладет карточку с числом на квадрат и сам же дополняет до него числа 2, 1, 3, 4 и т. е. ведущий заполняет пустые круги, умышленно допуская кое-где ошибки. Второй игрок должен проверить, кто из нарисованных птиц и зверей допустил ошибку, и исправить ее. В квадрат можно класть карточки с числами 5, 6, 7, 8, 9,10. Затем игроки меняются ролями. Выигрывает тот, кто обнаружит и исправит ошибки.

Приложение 12.

Большие и маленькие

Цель: развитие мышления, памяти.

- как называются маленькие люди?

- лилипуты?

- нет.

- карлики?

- нет. Они называются – дети!

- а как называются маленькие звери?

- мыши, суслики, хорьки…. Ой, их так много!

- Они называются – детеныши!

- назовите детенышей дельфина, бегемота, енота, леопарда, медведя.

Игра Кто мы? (по описанию надо узнать животное)

Я – травоядное животное, совершенно безвредное. Мое имя обозначает речная лошадь . Живу в африканских реках. А лошадь напоминаю большими широкими ноздрями и маленькими ушами. Длина моего тела достигает четырех метров, а вес – 3,5 тонны. У меня самый большой рот из всех млекопитающих, за исключением кита. Я умею быстро плавать и хорошо нырять. Под водой могу находиться 8 – 9 минут.

Мой аппетит соответствует размерам. В зоопарках мои родственники съедают 45 кг пищи ежедневно. Питаюсь я ночью, а днем отдыхаю. Кто я?

Я живу на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии. Мой предок – лама. Меня часто называют корабль пустыни . Могу подолгу обходиться без пищи и воды. Все запасы несу на спине, в одном или двух горбах. Когда горб пустеет, он теряет свою форму. Тогда горб свешивается со спины дряблыми складками. Перед путешествием мне дают соли, и тогда я могу выпить около 50 литров воды. Если я пойду медленно, то этой воды хватит примерно на 6 – 10 дней. Кто я?

Я – необычное и красивое животное. Моя Родина – Австралия. У меня четыре ноги, но я не бегаю, а прыгаю. Передние ноги – короткие и слабые. Мои задние ноги -= длинные и сильные. В длину могу прыгать на 10 метров, а в высоту – до 3 метров. На животе у меня есть карман (сумка). Поэтому меня называют сумчатым животным. Кто я?

Я – хищное животное. Мои родственники – кошки. Обитаю на севере Европы и Америки, а также в Азии и Африке. У меня высокие ноги, небольшие усы, а на ушах густые кисточки. Хочу отметить, что у меня острое зрение. Кто я?

Приложение 13.

Математическая эстафета

Цель: учить преобразовывать одни примеры в другие.

Содержание.

Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет примеры вида: 10 + 5 10 + 9 10 + 7

Вызываются к доске по одному ученику одновременно от каждой команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить пример, составить другой пример с этими числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составляют всех примеров с этими числами. Учащиеся по командам составляют цепочки взаимосвязанных примеров вида:

10 + 5 = 15 10 + 9 = 19 10 + 7 = 17

5 + 10 = 15 9 + 10 = 19 7 + 10 = 17

15 = 10 + 5 19 = 9 + 10 17 = 10 + 7

15 = 5 + 10 19 = 10 + 9 17 = 7 + 10

15 – 10 = 5 19 – 10 = 9 17 – 7 = 10

15 – 5 = 10 19 – 9 = 10 17 – 10 = 7

Побеждает та команда, которая раньше других составит правильно цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел.

В конце игры по одной цепочке примеров дети воспроизводят название компонентов сложения, переместительного свойства сложения, название компонентов вычитания.

Приложение 14.

Путалка сочиняет

Цель: научиться рифмовать строчки.

Как-то раз гном Путалка вернулся домой очень довольный:

Я научился рифмовать строчки! Вот послушайте:

1. Если зимой потеряешь дорогу,

Если затем набредешь на берлогу,

Того, кто там спит,

Ты, дружочек, не трожь!

Ведь, тот, кто там спит,

Называется еж!

2. Знают Гошка, Иришка и Кешка –

Нет фигуры сильнее, чем пешка.

3. По улицам бродил

Двугорбый крокодил.

Путалка гордо оглядел своих друзей, но вместо аплодисментов услышал смех.

Какие слова нужно сказать вместо: еж , пешка , крокодил ?

( Медведь , ферзь , верблюд )

Придумать свои рифмы.

Приложение 15.

Арифметические салки

Цель: Закрепление состава числа 10.

Содержание.

Дети становятся в круг. Один ученик является ведущим и становится внутри круга. У ребят, стоящих по кругу, прикреплены карточки с числами от 0 до 10. Это в том случае, когда, кроме ведущего, участвуют в игре еще 11 человек. Затем ученик – ведущий громко говорит число, например 8. Тогда ученик, стоящий в кругу и имеющий число 8, обегает круг, чтобы дотронуться ( засалить ) до ученика с числом 2, которое дополняет 8 до 10. Чтобы не ждать, когда его засалят , ученик с двойкой должен быстро догадаться, что дополняющее до 10 число находится у него, обежать круг в ту же сторону, что восьмерка . И встать на свое место. Если восьмерка не засалила двойку , то ученик с восьмеркой становится в круг. А бывший ведущий – на его место. При этом бывший ведущий одновременно получает от нового ведущего и карточку с числом8, прикрепляя у себя на груди.

Если восьмерка , засалила двойку , то ученик с числом 2 становится ведущим, отдавая свою карточку бывшему ведущему.

Примечание. 1. Если ведущий скажет громко число 10, то, кроме ученика, имеющего на карточке число10, должен обегать круг и ученик с числом 0.

Примечание 2. Если учеников, принимающих участие в игре, меньше 12, то соответственно не берутся числа 10. 9, 8, и т. д. и дополнение проводится до наибольшего из прикрепленных на карточках чисел. Например, в игре вместе с ведущим участвует 9 человек. Тогда в кругу будут стоять 8 человек с прикрепленными числами от 0 до 7. В процессе игры дополнение проводится до числа 7.

Примечание 3. Если играющих оказалось больше двенадцати, то дополнение можно вычислять и до соответствующего большего числа. Если, например, играющих 15, то дополняют до числа 14.

Приложение 16.

Оживи алфавит

Цель: отработка знаний алфавита.

Содержание:

Стихи про каждую букву алфавита

Вот буква вроде шалаша Разыгралась буква Б

Не правда ль, буква хороша! И бараном блеет:

И хоть она проста на вид, - Бэ-э!..

А начинает Алфавит.

Вот буква В Перед нами буква Г

Видна вдали - Стоит подобно кочерге.

Красивая, витая.

Как-будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

Этот домик – буква Д. На дворе - такая жалость! –

В домике – окошко. Наша лесенка сломалась.

Из трубы идет дымок, Наша лесенка сломалась,

А в окошке – кошка. Буква Е, зато осталась.

Д – это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

Е и Ё – родные сестры, Посмотри-ка: буква Ж

Различать сестер непросто. На жука похожа,

Но у буквы Ё две точки, Потому что у нее

Словно в лесенке гвоздочки. Шесть жучиных ножек.

З не просто завитушка, Буква И наискосок

З – пружинка, крендель, Примеряла поясок.

стружка. Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

Буква Й зовут И кратким . Ай да клоун!

Й как И в твоей тетрадке, Знаешь, кто он?

Чтобы Й не путать с И, Этот клоун –

Сверху галочку пиши. Буква К!

Алфавит продолжит наш Палочка и палочка,

Буква Л – лесной шалаш. Между ними – галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

На букве Н В этой букве нет угла,

Я, как на лесенке, Оттого она кругла.

Сижу и распеваю До того она кругла,

Песенки! Покатиться бы могла.

Букву П в спортивном зале Буква Р – на мачте парус,

Перекладиной назвали. Вдаль плывет, небес касаясь.

- Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

Полумесяц в небе темном Молоток стучит: Тук-тук!

Буквой С навис над домом. Букве Т я старый друг .

У – сучок. В любом лесу Всем известно без подсказки:

Ты увидишь букву У. Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Х – забавная игрушка, Стул чинил сегодня мастер.

Деревянная вертушка. Клеил он его и красил.

Деревянная вертушка - Мастер стул перевернул –

Ветру вольному подружка. Стал на Ц похожим стул.

Первой букве Посмотри на букву Ш –

В слове чтение - Буква очень хороша,

Букве Ч Потому что из нее..

Мое почтение! Можно сделать Е и Ё.

Буква Щ поможет нам Из ведра не просто так

Чистить зубы по утрам. Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твердый знак,

Чтобы не облиться.

А бедняжка буква Ы Буква Р перевернулась –

Бродит с палочкой, увы. Мягким знаком обернулась.

Буква Э на С дивится, Чтобы О не укатилось,

Словно в зеркало глядится. Крепко к столбику прибью.

Сходство есть наверняка, Ой, смотри-ка,

Только нету языка! Что случилось:

Получилась … буква Ю.

Буква Я

Всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы Я!

Игра Оживи Алфавит

( В нее играют 2 и более человек)

Ребята по очереди придумывают слова в алфавитном порядке. Например: первый – А – арбуз; следующий: Б – белка, и т. д. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибался.

Игра Расставь по Алфавиту

(Картинки с животными. Расставить в алфавитном порядке)

Приложение 17.

Игра Концовки

Цель: Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов выше , ниже , толстый , тонкий , высокий , низкий .

Содержание игры.

Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы). Например: Если сосна выше березы, то береза…(ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы …(тоньше ствола дуба).

Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова толстый , тонкий , круглый , высокий , низкий . Например, колобок…(круглый), Буратино … (тонкий), дядя Степа…(высокий), мяч…(круглый), соломинка…(тонкая) .

Приложение 18.

Путешествие в Город Букв

Цель: отработка навыка правильной постановки ударения

Содержание. Что такое ударение?

Что может произойти, если ударение в слове поменять:

КрУЖки – кружкИ

РазделИ – раздЕЛи

ЗаплачУ – заплАЧу

Попробуйте в словах изменить ударение, прочитайте слова парами. Изменится ли смысл слова?

ХлОПок - зАМок –

ПОЛки - пАРы –

ПрОПасть - дорОГа –

СтОИт - трУСить –

МелкИ - кроЮ

ПотОМ - стрЕЛки –

СушУ - мукА-

- Прочитайте слова с поставленным ударением, какой вариант верный?

РаботалИ гОВорили

РаботАЛи говорИЛи

РАБотали говОРили

РабОТали говорилИ

Приложение 19.

Спасение красавиц букв

Цель: Отработка знаний алфавита

Письмо от букв

Помогите, спасите!!!

Злой волшебник может заколдовать

Нас, если никто не выполнит правильно

его задания.

Мы станем неровными, грязными, кривыми.

Красавицы Буквы

Спишите слова, расположив их в алфавитном порядке:

Дежурный, арбуз, бабочка, класс, лев, машина, гора, тарелка, яблоко, окунь, письмо, зонт.

Продолжите алфавит: К… …Ч.

Запишите все гласные буквы.

Запишите любые пять согласных букв. На каждую букву придумайте по два слова.

Спишите слова. Подчеркните в них гласные буквы: фрукты, хлеб, ёжик, соль, вода.

Придумайте и запишите по два слова с согласными М, Ж.

Допишите согласные так, чтобы получилось три разных слова:

…ом, …ом, …ом.

Допишите согласные так, чтобы получилось два разных слова:

Пру… - пру… .

Сто… - сто… .

Спишите слова. Подчеркните букву, которая их различает:

Козы – косы, леса – лиса.

Приложение 20.

Математическая рыбалка

Цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства. Рисунки 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они ловят (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех наловит рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Приложение 21.

Сказка о буквах рассказанная Незнайка

Цель: отработка знаний алфавита, развитие внимательности.

Содержание. В рассказе Незнайки нужно найти и исправить ошибки, которые он допустил.

Рассказ Незнайки.

Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню.

Десять из них – гласные. Очень интересные буквы! Половина – волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому что они с помощью волшебной палочки могут превратить льва в мышку, а блоху – в огромный самолет.

А согласные буквы вообще чудаки! Некоторые говорят громко, звонко. Например, буквы п, т, х. А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите!

Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо – таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дружат только с и, и она делает их мягкими – мягкими.

А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их?

И вообще, что это за страна такая? Как она называется?

Приложение 22

Контролеры

Цель: Закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание. Учитель распределяет детей на две команды (например, ученики 1 варианта составляют первую команду, ученики 2 варианта – вторую команду). Два контролера у доски следят за правильностью ответов: один – за первой командой, другой – за второй командой.)

По сигналу учителя (движение руки) ученики первой команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число выполненных наклонов (например, 5). Ученики второй команды по сигналу дополняют число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3) . Затем они называют число выполненных ими наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками первой и второй команд, называется состав числа. Учитель говорит: 8 – это … , ученики продолжают: 5 и 3 . Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом. Если допущена ошибка, упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу (движение руки) сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.

Приложение 23.

Расшифруйте слова

Цель: развитие внимательности и сообразительности

Содержание.

Измените порядок букв и узнайте слово:

АРАМ, АЖАБ, ЛЁАК, НГМО, АЧЫС

Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы:

2 4 3 5 6 1 7 8

Л Б У Н И К К А

3 5 1 7 4 2 6

Ж И Н Ы Н О Ц

6 5 2 3 4 7 8 1

Ч И Т А Р О К С

Напишите буквы в словах в алфавитном порядке. Например: хоупл – лопух.

СМОТЫ, УГЬША, НЫБТИ, СВЬОА, ОНЕТ,

КИЖЁ, ШЁР

Приложение 24.

Цепочка

Цель: закрепление приемов сложения чисел в пределах 20, основанных на нумерации.

Средства. Круги разных цветов. Таблица разрядов.

Содержание. Учитель прикрепляет 1 кружок, затем правее прикрепляет сверху вниз несколько кружков. Один из учеников называет получившееся число, второй добавляет 1 кружок в правый столбик, третий составляет пример на сложение, четвертый называет сумму. Затем учитель иллюстрирует следующее число. Далее ведется аналогичная работа.

Приложение 25.

Войти в ворота

Цель: закрепление знаний о составе числа.

Средства. Разрезные карточки с числами от 0 до 10.

Содержание.

Дети берут карточки с числами 0, 1, …, 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с карточкой, чтобы их числа в сумме составляли число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает себе пару. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не разберутся. Остается ученик с цифрой 5. К нему входит еще один ученик с цифрой 5. Все дети, сидящие за столами, подтверждают правильность подбора пар.

Приложение 26.

Пропавшая конфета

Цель: Развитие внимания и сообразительности

Содержание:

После мультфильма Левша папа с Леной отправились гулять. Лена взяла папу за руку и спросила:

- Какая рука у меня правая?

- Ей ты держишь ложку, когда ешь. Ясно?

- Ясно. Мы с тобой сейчас идем и держимся за правые руки.

- Нет, твоя правая рука держит мою левую.

Лена оббежала папу и пошла с другой стороны:

- А теперь мы держимся за правые руки?

- Нет, моя правая рука держит твою левую. Непонятно? Давай поступим так: у меня есть две конфеты, мы возьмем их в правые руки и …

- Знаю, знаю, - перебила папу Лена. – Мы встанем спиной друг к другу и возьмемся за руки. И конфетки встретятся!

- проверим, - согласился папа.

Они встали, как предложила Лена, но конфеты не встретились. Лена очень удивилась.

У газетного киоска папа сказал:

- Ты пока думай, как нам взяться за руки, чтобы конфеты встретились, а я посмотрю: нет ли в продаже журнала Мурзилка .

Когда они пошли дальше, Лена взглянула на папу с хитрецой:

- Я догадалась, но хочу, чтобы ты сказал.

- Ладно, слушай, - улыбнулся папа. – Чтобы взять правой рукой правую руку, а левой рукой Левую, можно встать паровозиком . Становись впереди. Сейчас наши конфеты встретятся.

И папа с Леной снова взялись за руки.

- Чух, чух, чух! – поехал паровозик .

Но конфеты не встретились!

- Где же твоя конфета? – удивился папа.

А дочка почему-то покраснела.

- Ладно, Лена. Ешь и мою конфету! – засмеялся папа.

Потом он посадил Лену на плечи, и они пошли домой.

- Папа, а мы опять держимся правой рукой за правую, а левой рукой за левую, - обрадовалась Лена.

Дома дочка спрыгнула с папиных плеч и захлопала в ладоши:

- А я знаю, как нам ещё ухватиться можно. Надо встать лицом к лицу и протянуть друг другу руки: крест – накрест.

Вот ведь какая у меня младшая сестра! Сообразила!

(Обыграть рассказ-загадку)

Приложение 27

Лучший следопыт

Цель: систематизировать и обобщение знаний детей.

Средства. Схема расположения деревьев на доске.

Содержание.

Учитель сообщает детям условия игры: Мальчик отправляется по лесу в разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев). По его пути должны отправиться взрослые. В менее опасных местах он оставлял следы – около деревьев писал палочкой пример, обозначающий номер полянки, где останавливался . Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:

Дуб Сосна Береза

16 – 10 = 17 – 10 = 18 – 10 =

Ель Дуб Сосна

13 – 10 = 14 – 10 = 15 – 10 =

Береза Ель

12 – 10 = 10 – 9 =

Мы с вами следопыты. Мы должны расшифровать номера полянок и пройти по следам разведчика, показать путь его движения и рассказать, в каком направлении он двигался .

Учащиеся с помощью учителя намечают план действий:

Расшифровать номера полянок (решают примеры).

Показать мелом путь движения разведчика.

Рассказать и показать, в каком направлении двигался разведчик, употребляя слова слева направо , справа налево , между , слева от сосны и т. д.

Примечание. Слова, которые нужно употреблять в рассказе, учитель пишет на доске до проведения игры и предлагает детям прочитать их.

Если следопыт показывает путь движения разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (показывают красный круг). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок. Направление движения разведчика можно изменить многократно, записывая другие примеры под деревьями.

Приложение 28.

Игра на внимание

Цель: закрепление знаний нумерации чисел в пределах 20.

Содержание.

Ученик, поймав мяч, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. В игру вступает следующий ученик, который, получив мяч, продолжает счет. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 20.

Аналогично проводится обратный счет.

Приложение 29.

Любители загадок

Цель: Развитие памяти, сообразительности

Содержание.

Юра и Федя Федотов очень любят загадывать друг другу загадки.

- Красна девица сидит в темнице, а коса на улице? – спрашивает Юра.

- Дочь синьора Помидора, - отвечает Федя.

- Почему же она в темнице? – удивляется Юра.

- Потому что траву косила на земле принца Лимона.

- А от чего коса на улице?

- Да кто ж ее с косой в темницу –то пустит? – объясняет Федя и сам загадывает. – Черный Ивашка – деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет?

- Ну, это Буратино!

- Почему же он черный?

- А ты попробуй носом в земле черточку провести и чистым остаться! – смеется Юра.

А вы знаете правильные ответы на эти русские народные загадки?

(Загадывание загадок)

Приложение 30.

Почта

Цель: Закрепление умения в решении задач.

Содержание У учителя на столе марки и рисунки монет достоинством 1, 2, 3, 5, 10 рублей из вкладки учебника математики.

- Подумайте, в какой город вы хотите отправить письмо.

Дети называют разные города.

- А сколько стоит марка для письма (учитель показывает)

По вызову учителя дети отправляются на почту – к столу учителя – и просят марку.

- Мне надо отправить простое письмо в Ленинград, продайте, пожалуйста, марку.

Учитель продает марки. У учителя может не оказаться нужной марки; в таком случае он заменяет одну марку несколькими.

Приложение. 31.

Литературная викторина

Цель: Отработка знаний творчества Сергея Михалкова

Где говорится о дяде Степе, а где – о его сыне?

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча…

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

В светлой, солнечной палате,

Возле мамы, на кровати,

На виду у прочих мам,

Спит ребенок небывалый,

Не малыш, а целый малый –

Полных восемь килограмм!

В зной, в мороз ли – все равно

Раскрывает он окно.

Быстро делает зарядку,

Ест на завтрак яйца всмятку…

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: - Сядьте на пол,

Вам, товарищ, все равно!

На верблюде он поехал –

Люди давятся от смеха:

- Эй, товарищ, вы откуда?

Вы раздавите верблюда!

Он кладет на две лопатки

В школе лучшего борца –

Чемпиона по борьбе

Из седьмого класса Б

Приложение 32.

Чяща и чюдовище

Цель. Отработка знания правил правописания

Содержание.

Сон Маркеши.

Заблудился я в лесной чяще. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шыпы и упал. Смотрю, в кустах – чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг – чюдо! Проснулся…

- Какие слова написаны неправильно?

- Как надо их писать? (Повторение правил жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Отгадайте загадки.

Он ходит, голову задрав,

НЕ потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он. (Жираф)

Черные змейки,

Жёлтые шейки.

Ползут, извиваются,

Мышками питаются. (Ужи)

Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать. (Часы)

И др.

Приложение 33.

Найди пару

Цель: Составление цепочки взаимосвязанных примеров. Обобщение и систематизирование знаний учащихся.

Содержание. Учитель раздает детям цифры 0, 1, 2, 3, …,8. Затем вызывает к доске одного из них, например с цифрой1, другого с такой цифрой, чтобы в сумме получилось число 9. Следовательно, к доске выходит ученик с цифрой 8. Класс хором составляет пример на сложение: 1 + 8 = 9. Затем ученики, стоящие у доски с цифрами, меняются местами. Класс составляет второй пример на сложение и 2 примера на состав. Выходит следующая пара, например, с цифрами 2 и 7. Так же составляются примеры: 2 – на сложение и 2 – на состав И т. д.

Приложение 34.

Проверь Угадайку!

Цель. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Средства. Демонстрационный материал из пособия Примеры зависимости между величинами , таблицы 10 – 33

Содержание.

Учитель в каждом секторе размещает рисунки в соответствии с числами первого десятка: в первом секторе – 1 рисунок, во втором – 2, в третьем – 3. И т. д. Он сразу открывает 2сектора, дети считают число рисунков в них. Затем один из секторов быстро закрывается и предлагается детям первого варианта (первой команды) угадать число рисунков в закрытом секторе по общему числу рисунков в двух секторах и числу рисунков в открытом секторе. Дети первой команды рассуждают, например, так: 5 – это 3 и 2, из них видно 3 рисунка, закрыто 2 рисунка. Дети второго варианта (второй команды) проверяют правильность ответов детей первой команды, используя прием дополнения первого слагаемого до суммы. Они хлопают в ладоши и продолжают счет дальше, принимая за пункт отсчета одно из чисел. Например, если в открытом секторе 3 рисунка, а всего 5, дети, хлопая в ладоши, ведут счет: 4 – прибавил 2. Учащиеся сделали 2 хлопка, значит, закрыто 2 рисунка. Учитель дает детям возможность убедиться в правильности ответа, открывая этот сектор. Затем он открывает следующие 2 сектора, игра продолжается аналогично. Та команда побеждает, в которой ни один ученик не допустит ошибок или у ребят будет меньшее число ошибок.