Изображение Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад»


Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе "Вишневый сад» Пьеса "Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году. Проблематика ее была актуальной для того времени, она от­вечала на вопросы, которые волновали русское общество в начале XX века. Чехов показал в пьесе гибель дворянского класса в резуль­тате распада экономических устоев дворянского общества и его духовного кризиса, гибель, которая была исторически за­кономерна. Остатки феодально-дворянского строя и быта должны были рухнуть и неминуемо рухнули под напором ка­питализма. На смену Раневским и Гаевым пришла новая об­щественная сила — буржуазия, воплощенная в образе пред­приимчивого купца-промышленника Лопахина. Лопахин — умный энергичный делец, человек новой фор­мации, вышедший из рядов крепостного крестьянства.

Огром­ная энергия, предприимчивость, широкий размах работы — все эти черты характерны для него. Человек он вообще добрый, сердечный, что ясно из его отношения к Раневской. Он пред­лагает правильный план спасения имения Раневской, но та отвергает этот план, считая его недостойным. Лопахин не лишен эстетического чувства и восторгается картиной цвету­щего мака, но трезвый практический ум его всегда направлен на деловые операции. Он тут же говорит, что получил от этого мака сорок тысяч доходу. Трофимов отмечает, что у Лопахина "тонкие, нежные пальцы, как у артиста... тонкая, нежная душа». Лопахин становится хозяином имения, созданного трудом его предков.

И здесь он торжествует, здесь проявляются черты Лопахина-стяжателя, Лопахина-хищника: "Пускай все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!». Чехова волнует вопрос о том, кто способен унаследовать богатство русской жизни, символом которого выступают в пьесе роскошный вишневый сад и усадьба Раневской. Лопахин не способен возвыситься до понимания общенациональных ин­тересов. Этот покупатель помещичьих усадеб варварски унич­тожает вишневый сад, равного которому в России нет. Сам того не подозревая, он выполняет роль "хищного зверя», съе­дающего "все, что попадается ему на пути». Думая о будущем России, Чехов пристально всматривается в черты новой демократической молодежи. "Вечный студент», разночинец, сын лекаря Трофимов представляет демократи­ческие силы страны, которые противостоят и паразитизму бар­ства, и разрушительной деятельности приобретателей.

Трофи­мова отличает горячая вера в торжество справедливости жизни в недалеком будущем. Он говорит Лопахину: "Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только воз­можно на земле, и я в первых рядах». На вопрос Лопахина, дойдет ли он, Петя отвечает, что дойдет или укажет путь дру­гим. Вот почему этот человек исключительно честен, не скован предрассудками, лишен приобретательских интересов. В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. Человек бескорыстный и самоотверженный, стойкий перед лицом жестокости и невзгод, твердо уверенный, что он идет по верному пути, Петя в то же время мало знает жизнь: он витает в облаках романтических представлений, несколько чудаковат, а иногда и смешон. Писатель не идеали­зирует Трофимова, изображая его обыкновенным, средним ин­теллигентом, человеком безусловно передовых убеждений, но не лишенного слабости и недостатков. Сам Чехов признавал, что образ Трофимова у него недоработан в силу цензурных соображений.

Полезная общественная функция таких, как Трофимов, заключается в пробуждении общественного само­сознания. Своей критикой несправедливой жизни, защитой человеческого достоинства, призывом к свободной жизни он содействует пробуждению сознания Ани, зарождает в ней жажду разумного духовного мира. Эта роль Трофимова нахо­дит отражение в языке данного литературного персонажа. Ра­зоблачая, убеждая, призывая, Трофимов говорит взволнован­но, эмоционально. Идеи Трофимова в их яркой, образной форме доверчиво впитывает в себя Аня. Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом похожа на мать. В начале пьесы Аня беспечна, так как она привыкла жить беззаботно, не думая о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взгля­дами и жизненным укладом. Новые взгляды ее еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.

Обращаясь к матери, Аня говорит: "Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!» В этом восторженном, полном глубокого чувства и поэзии восклицании Ани речь идет о цветущем, роскошном саде, в который должна превратиться вся Россия. "Здравствуй, новая жизнь!» — эти слова в конце пьесы еще убедительнее доказывают близость счастья, "шаги кото­рого уже слышны». Трофимов и Аня — это молодая Россия, Россия будущего, которая идет на смену России раневских и лопахиных. Так выразились в "Вишневом саде» веяния освободитель­ного движения и страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни.

Социальное значение "Вишневого сада» состоит в том, что в этой пьесе Чехов выразил уверенность в близости событий, которые превратят Россию в "новый цветущий сад». Заблуждения Чехова состояли в том, что он, немного не дожив до 1905 года, не видел главной революционной силы — пролетариата, а будущее России видел в разночинной интел­лигенции.