Знаки: форма и значение
ата проведения: 21.09.2012
Конспект урока
Тема: «Знаки: форма и значение»
Класс: 8а1
Тип урока: объяснения нового материала
Цель: познакомить учащихся со способами кодирования информации с помощью знаков.
Задачи:
- образовательная:
1. работа по формированию понятий «знак», «форма знака», «значение знака»;
2. работа по формированию навыков использования знаков в форме символов, сигналов;
- воспитательная:
1. формирование культуры поведения в кабинете информатики;
2. работа по формированию трудолюбия, целеустремленности;
- развивающая:
1. работа по развитию психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь;
2. работа по развитию логических операций: анализ, синтез, индукция, дедукция, конкретизация, обобщение.
Методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческая работа.
Средства: тест «Информация. Информационные процессы», презентация по теме урока, карточки с понятиями.
Этап урока |
Время |
Деятельность практиканта |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Организационное начало урока 2. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу 2.1. Тест на тему «Информация, информационные процессы» 3. Освоение нового материала 3.1. Работа по освоению новых понятий 3.2. Проведение дидактической игры «Пойми меня» («Крокодил») 4. Выработка практических умений и навыков, применение знаний на практике 4.1. Шифр Цезаря 4.2. Шифр Аштаб 4.3. Составление алгоритмов шифрования (работа в парах) 5. Итоги урока, рефлексия 6. Домашнее задание |
3 мин. 5 мин. 12 мин. 18 мин. 5 мин. 5 мин. 8 мин. 5 мин. 2 мин. |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведем мы. Зовут нас Айгуль Мухтаровна и Гульфия Рауфовна. Тема сегодняшнего урока «Знаки: форма и значение». - Как вы думаете, о чем мы на уроке будем разговаривать? - Для чего используются символы? Молодцы, а теперь вы решите тест. В тесте пять вопросов, на один вопрос отведена одна минута. За один правильный ответ 1 балл. Тест по теме: «ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ» Выберите правильный вариант ответа:
Оценки за тест вы узнаете на следующем уроке. Форма знаков - В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. - Ребята, а какие знаки относятся к слуховым знакам? (ответы учащихся) Верно, к слуховым относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы. - Какие вы сигналы знаете? Верно, к световым можно отнести сигналы светофора, к звуковым - сигналы школьного звонка, к электромагнитным волнам - сигналы радио и телевидения. - Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).
буквы «О» в русском алфавите; буквы «О» [оu] в английском алфавите; цифры 0 в системах счисления; символа химического элемента «О» (кислорода) в таблице Д. И. Менделеева. - А теперь поиграем с вами в очень интересную игру. Для этого нам понадобится один доброволец. - Теперь ты берешь одну карточку и с помощью жестов и мимики пытаешься объяснить, что у тебя на карточке написано. Но помни, что ты должен объяснять без слов! - Есть наука криптография. Ребята, кто знает, что изучает эта наука?(ответы учеников) - Сейчас мы с вами рассмотрим шифр Цезаря и шифр Аштаба. Шифр Цезаря - Юлий Цезарь в книге "Записки о галльской войне" описывает шифр, в котором буквы заменяются в соответствии с подстановкой, в которой каждая буква сдвинута на три позиции вправо. _ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Пример: YGBPGGFBOQTGBUPQUBHQTBDCVXGTBUMKKPI (we need more snow for better sking) ошибка! - Под шифрованием понимается такое преобразование информации, которое делает исходные данные не читаемыми и труднораскрываемыми (дешифрованными) без знания специальной секретной информации ключа. - Открытый текст превращается в шифрограмму и становится нечитаемым без использования дешифровывающего преобразования. (буква)= (буква)+2, где функция, определяющая номер буквы зашифрованного текста - функция, определяющая номер истинной буквы В шифре Цезаря каждая истинная буква заменяется буквой, стоящей впереди нее через одну. Шифр Аштаб Кодирование информации с помощью этого шифра состоит в том, что первая буква заменяется последней, вторая предпоследней и так далее. Я Ю Э Ь Ы Ъ Щ Ш Ч Ц Х Ф У Т С Р П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Пример: ЖЦКОРЬОЯТТЯ СЯ ЛОРФЪ ЦСКРОТЯМЦФЦ Ответ: ШИФРОГРАММА НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ - Ребята, сейчас вы в паре придумаете свой собственный шифр. Рассаживаемся за компьютеры и открываем программу Paint. - Давайте подведем итог урока и узнаем, что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Итак, 1.Какие формы знаков существует? 2.Какие знаки относятся к зрительным? К слуховым? 3. Какие сигналы вы знаете? 4. При помощи чего человек получает наибольший объем информации? 5. Что понимается под шифрованием? - Запишите домашнее задание.___________________________________________________ - Спасибо за урок, до свидания! |
Подготовка учащихся к уроку Ответы: о знаках; для долговременного хранения информации и передачи на расстояния Учащиеся делают тест Ответы: буквы, цифры, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки Ответы: звонок, сирена, гудок Ответы: световые, звуковые, электрические, электромагнитные волны Выходит один ученик Наука криптография изучает шифры Звуковые, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые Буквы, цифры, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки; Звонок, сирена, гудок Световые, звуковые, электрические, электромагнитные волны Органов зрения Преобразование информации, которое делает исходные данные не читаемыми и труднораскрываемыми |
____________________ _____________ ______________ __________________
Подпись практиканта Подпись методистов Подпись учителя
Знаки: форма и значение