Знаки: форма и значение

ата проведения: 21.09.2012

Конспект урока

Тема: «Знаки: форма и значение»

Класс: 8а1

Тип урока: объяснения нового материала

Цель: познакомить учащихся со способами кодирования информации с помощью знаков.

Задачи:

- образовательная:

1. работа по формированию понятий «знак», «форма знака», «значение знака»;

2. работа по формированию навыков использования знаков в форме символов, сигналов;

- воспитательная:

1. формирование культуры поведения в кабинете информатики;

2. работа по формированию трудолюбия, целеустремленности;

- развивающая:

1. работа по развитию психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь;

2. работа по развитию логических операций: анализ, синтез, индукция, дедукция, конкретизация, обобщение.

Методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческая работа.

Средства: тест «Информация. Информационные процессы», презентация по теме урока, карточки с понятиями.

Этап урока

Время

Деятельность практиканта

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационное начало урока

2. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу

2.1. Тест на тему «Информация, информационные процессы»

3. Освоение нового материала

3.1. Работа по освоению новых понятий

3.2. Проведение дидактической игры «Пойми меня» («Крокодил»)

4. Выработка практических умений и навыков, применение знаний на практике

4.1. Шифр Цезаря

4.2. Шифр Аштаб

4.3. Составление алгоритмов шифрования (работа в парах)

5. Итоги урока, рефлексия

6. Домашнее задание

3 мин.

5 мин.

12 мин.

18 мин.

5 мин.

5 мин.

8 мин.

5 мин.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведем мы. Зовут нас Айгуль Мухтаровна и Гульфия Рауфовна. Тема сегодняшнего урока «Знаки: форма и значение».

- Как вы думаете, о чем мы на уроке будем разговаривать?

- Для чего используются символы?

Молодцы, а теперь вы решите тест. В тесте пять вопросов, на один вопрос отведена одна минута. За один правильный ответ – 1 балл.

Тест по теме: «ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Выберите правильный вариант ответа:

  1. Информацию, изложенную на доступном для приёмника языке, называют:
    1. полезной;
    2. понятной;
    3. актуальной;
    4. полной;
    5. достоверной.

  1. Информацию, существенную и своевременную в настоящий момент, называют:
    1. актуальной;
    2. полезной;
    3. понятной.
    4. полной;
    5. достоверной.

  1. Наибольший объем информации человек получает при помощи:
    1. вкусовых рецепторов.
    2. органов осязания;
    3. органов слуха;
    4. органов обоняния;
    5. органов зрения.

  1. Перевод текста с одного языка на другой можно назвать:
    1. процесс хранения информации;
    2. процесс защиты информации;
    3. процесс получения информации;
    4. процесс обработки информации.
    5. процесс передачи информации.

  1. Обмен информацией - это:
    1. просмотр телепередачи;
    2. наблюдение за поведением собаки на улице;
    3. разговор по телефону;
    4. написание диктанта.

Оценки за тест вы узнаете на следующем уроке.

Форма знаков

- В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

- Ребята, какие знаки относятся к зрительным?(ответы учащихся) Правильно, к зрительным относятся знаки, воспринимаемые с помощью зрения.

- Ребята, а какие знаки относятся к слуховым знакам? (ответы учащихся) Верно, к слуховым относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы.

- Для слепых разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации.

- Особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

Сигналы
- Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов.

- Какие вы сигналы знаете?

Верно, к световым можно отнести сигналы светофора, к звуковым - сигналы школьного звонка, к электромагнитным волнам - сигналы радио и телевидения.

Значение знаков

- Знаки отображают объекты окружающего мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).

- Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер. Примером такого знака могут служить  первые иероглифы, возникшие на заре письменной речи.


- Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ, ноты, любые современные буквы или цифры и пр.


- В современном мире широко используется шифрование, которое использует секретный ключ в качестве соглашения о связи формы символов с их значениями. Если секретный ключ неизвестен, то содержание передаваемого текста понять невозможно.

Один и тот же символ может иметь различное значение в разных знаковых системах. Например, знак «О» используется в качестве:

буквы «О» в русском алфавите;

буквы «О» [оu] в английском алфавите;

цифры 0 в системах счисления;

символа химического элемента «О»  (кислорода) в таблице Д. И. Менделеева.

- А теперь поиграем с вами в очень интересную игру. Для этого нам понадобится один доброволец.

- Теперь ты берешь одну карточку и с помощью жестов и мимики пытаешься объяснить, что у тебя на карточке написано. Но помни, что ты должен объяснять без слов!

- Есть наука криптография. Ребята, кто знает, что изучает эта наука?(ответы учеников)

- Сейчас мы с вами рассмотрим шифр Цезаря и шифр Аштаба.

Шифр Цезаря

- Юлий Цезарь в книге "Записки о галльской войне" описывает шифр, в котором буквы заменяются в соответствии с подстановкой, в которой каждая буква сдвинута на три позиции вправо.

_

a

b

c

d

e

f

g

h

i

j

k

l

m

n

o

p

q

r

s

t

u

v

w

x

y

z

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Пример: YGBPGGFBOQTGBUPQUBHQTBDCVXGTBUMKKPI (we need more snow for better sking) ошибка!

- Под шифрованием понимается такое преобразование информации, которое делает исходные данные не читаемыми и труднораскрываемыми (дешифрованными) без знания специальной секретной информации – ключа.

- Открытый текст превращается в шифрограмму и становится нечитаемым без использования дешифровывающего преобразования.

(буква)= (буква)+2, где – функция, определяющая номер буквы зашифрованного текста

- функция, определяющая номер истинной буквы

В шифре Цезаря каждая истинная буква заменяется буквой, стоящей впереди нее через одну.

Шифр Аштаб

Кодирование информации с помощью этого шифра состоит в том, что первая буква заменяется последней, вторая – предпоследней и так далее.

Я

Ю

Э

Ь

Ы

Ъ

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Пример: ЖЦКОРЬОЯТТЯ СЯ ЛОРФЪ ЦСКРОТЯМЦФЦ

Ответ: ШИФРОГРАММА НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

- Ребята, сейчас вы в паре придумаете свой собственный шифр. Рассаживаемся за компьютеры и открываем программу Paint.

- Давайте подведем итог урока и узнаем, что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Итак,

1.Какие формы знаков существует?

2.Какие знаки относятся к зрительным? К слуховым?

3. Какие сигналы вы знаете?

4. При помощи чего человек получает наибольший объем информации?

5. Что понимается под шифрованием?

- Запишите домашнее задание.___________________________________________________

- Спасибо за урок, до свидания!

Подготовка учащихся к уроку

Ответы: о знаках;

для долговременного хранения информации и передачи на расстояния

Учащиеся делают тест

Ответы: буквы, цифры, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки

Ответы: звонок, сирена, гудок

Ответы: световые, звуковые, электрические, электромагнитные волны

Выходит один ученик

Наука криптография изучает шифры

Звуковые, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые

Буквы, цифры, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки;

Звонок, сирена, гудок

Световые, звуковые, электрические, электромагнитные волны

Органов зрения

Преобразование информации, которое делает исходные данные не читаемыми и труднораскрываемыми

____________________ _____________ ______________ __________________

Подпись практиканта Подпись методистов Подпись учителя

Знаки: форма и значение