Экономика фирмы: цели, организационные формы

Экономика фирмы: цели, организационные формы

Фирма - это хозяйственная организация, преобразующая ресурсы в продукцию (товары и услуги). Главная ее цель — максимизация прибыли. Подчиненные цели — увеличение доли продаж собственной продукции на мировом рынке и лидерство среди себе подобных фирм, или по современной трактовке достижение удовлетворительного уровня. Фирма является основой бизнеса.

Бизнес - это дело, которое приносит прибыль.

Бизнес осуществляется людьми на свой страх и риск и под имущественную ответственность. Сразу оговоримся, что бизнес и предпринимательская деятельность (предпринимательство) - тождественные понятия.

Правовые формы фирмы.

Фирма выступает в трех правовых формах: единоличное владение; товарищество (партнерство) и корпорация.

Единоличное владение — ведение дел в личных интересах, т.е. владелец имеет материальные ресурсы и лично контролирует деятельность фирмы. К таким фирмам относятся палатки, кафетерии, рестораны, питейные заведения, заправочные станции, аптеки, парикмахерские и т.д. Они быстро появляются и быстро исчезают, но общая их численность растет.

Товарищество — форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении фирмой и ее управлении. Товарищество, или партнерство, как форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения. Само название объясняет суть этой формы. Сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг — это те сектора экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное владение и товарищества. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом лица распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. По степени участия в деятельности фирмы партнеры бывают разные. В некоторых случаях все они играют активную роль в деятельности фирмы, в других случаях — один или несколько участников могут быть «молчаливыми», т.е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении.

Корпорация — современная правовая форма бизнеса, отделенная от конкретных лиц. Она может приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять обходимые функции. Корпорация — наиболее эффективная организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала Ей присущ уникальный способ финансирования — через продажу облигаций и акций, что позволяет объединять в общий фонд финансов! ресурсы огромного числа отдельных лиц.

В развитых странах корпорации постепенно набирали силу, начиная с простейших объединений: пулы, корнеры, синдикаты, картели (1900 г.), до трестов (1950—1960 гг.), концернов (1970 г.) и конгломератов (1980—2000 гг.). В современной экономике развитых стран корпорации играют ведущую роль в организации бизнеса. Они относительно немногочисленны, но отличаются широким масштабом операций и крупными размерами.

Правовые формы фирмы. Их плюсы и минусы

Форма

Плюсы

Минусы

Единоличное владение — ведение дел в личных интересах

- легко учредить;

- относительно небольшой первоначальный капитал;

- личный контроль за деятельностью предприятия;

- ведет дело эффективно

- капитал ограничен;

- недоступность кредита;

- приходится лично выполнять все функции по управлению;

- рискует личными активами

Товарищество (партнерство) — совместное владение и управление на основе объединения капиталов

- достаточно легко учредить

(юридически);

- объединенный капитал (достаточный);

- банки предоставляют кредиты;

- специализация в производстве и управлении

- интересы партнеров могут не совпадать;

- нет гарантий в устойчивости и продолжительности бизнеса;

- высокая степень риска

Корпорация — правовая форма бизнеса, отделенная от конкретных лиц; акционерное общество

- широкая база привлечения капитала и легкий доступ к кредиту;

- при банкротстве личные активы сохраняются;

- обязательная специализация в производстве и управлении;

- возможность планирования и прогнозирования стратегического роста

- бюрократические сложности при регистрации;

- возможность злоупотреблений;

- проблемы двойного налогообложения

- разделение функций собственности и предпринимательства;

- конфликты между менеджерами и владельцами акций

Размеры фирмы.

Для того чтобы определить размеры фирмы используют показатели:

- количество занятых в ней работников;

- стоимость используемого ими капитала. Так как очень крупные фирмы, такие, как нефтеочистительные и химические заводы, используют огромные объемы дорогого капитального оборудования при сравнительно небольшом числе работников;

- выпуск продукции в стоимостном выражении.

В заключение можно сказать, что пока нет ни одного оптимального способа определения размеров фирмы.

Пути расширения фирм:

- увеличение сферы деятельности, или доли рынка, за счет объединения нескольких фирм. Есть несколько способов такого объединения: горизонтальное, вертикальное и диверсификационное (конгломераты);

- производство новых товаров на основе своей специализации или расширения ассортимента товаров. Например, фирма, выпускающая маленькие электромоторы, используя свою специализацию, выходит на рынки таких товаров, как электрополотеры, сушилки и стиральные машины. Или фирма, использовав свой опыт в технологии производства резиновых изделий, выходит на рынки спортивных товаров, обуви.

Причины расширения фирм:

- чтобы увеличить прибыль. Крупная фирма выпускает больше продукции, что позволяет сократить средние издержки и, соответственно, повысить прибыльность своего бизнеса;

- чтобы укрепиться на рынке. Чем крупнее фирма, тем больше ее доля (контроль) на рынке. Установить свой контроль над всем рынком является важным стимулом для расширения фирмы. Понятно, что фирма, контролирующая, скажем, 60—80% всего рынка, имеет гораздо больше власти, чем фирма, которой принадлежит только 10% рынка;

- чтобы обеспечить стабильность. Крупные фирмы, имеющие больше ресурсов, легче справляются с колебаниями спроса. Особенно устойчивое положение у многопрофильных фирм- фирм производящих несколько видов продукции (конгломератов). Совокупный спрос на разнообразные товары всегда стабильнее, чем спрос на какой-нибудь один из них.

Крупные фирмы.

Крупные фирмы представляют собой объединение нескольких фирм. Существует четыре варианта объединений, соответственно выделяют горизонтальные, вертикальные, диверсификационные и транснациональные фирмы.

1) Горизонтальные фирмы — это объединение фирм, которые производят или реализуют одинаковую продукцию. Примером такой интеграции может служить объединение двух и более фирм, выпускающих обувь, мебель, компьютеры и т.д. После горизонтального слияния выпускаемый продукт остается тем же. Основными причинами, побуждающими фирмы объединяться горизонтально, считаются:

максимизация прибыли;

увеличение контроля над рынком;

концентрация производства на более выгодном бизнесе.

Формами горизонтальной интеграции являются картели, синдикаты и пулы. Уже само название фирмы говорит о ее специализации на выпуске одного продукта или услуги (например, обувная, мебельная, компьютерная фирма).

2) Вертикальные фирмы — это объединение фирм, осуществляющих разные, но технологически связанные между собой стадии производственного процесса. Он сопровождается перемещением исходного ресурса по всей технологической цепочке с самого начала до конечной продукции в рамках одной фирмы. Например, производитель автомобилей, который имеет свое сталелитейное, шинное, лакокрасочное производство, применяет свое электрооборудование, двигатели и другие детали, и есть яркий представитель вертикальной фирмы. Он отличается от своего конкурента, который корпуса автомобилей, двигатели и другие комплектующие покупает у поставщиков, а сам занимается только сборкой всех компонентов в готовый автомобиль.

Таким образом, вертикальная интеграция — это единый производственный процесс. На сегодняшний день все крупные фирмы в развитых странах представляют собой вертикальное объединение фирм, формами вертикальной интеграции являются трест, концерн, холдинги консорциумы, сетевые индустриальные структуры, стратегические альянсы, ассоциации — добровольные объединения юридических или физических лиц. Фирма идет на интеграцию такого типа скорее всего потому, что хочет в большей степени контролировать качество сырья и материалов, а также своевременность их поставок.

Группа фирм, производящих одинаковую продукцию, представляет собой отрасль. В современной экономике очень трудно определить отрасль на практике. Например, как определить автомобильную отрасль промышленности, если производители автомобилей выпускают и другую продукцию: дизельные локомотивы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха. Поэтому классификация отраслей в современной экономике все больше начинает носить условный характер, так как ее основная деятельность нередко размыта побочными видами производств.

3) Диверсификационная фирма — это объединение фирм, не связанных между собой технологическим процессом, т.е. не производящих какую-то одну продукцию, например объединение фирм, производящих моторы и пищевые продукты. Такое объединение происходит в связи с тем, что перенакопление капитала в производстве моторов требует поиска его приложения в других отраслях, менее перегретых на данный момент и обладающих перспективным будущим. Вот и объединяются невзаимосвязанные отрасли. Такой тип фирм называется конгломератом.

Каждая из этих фирм работает не на полную мощность, а следовательно, имеет сравнительно высокие средние издержки. Объединение же таких фирм позволяет заставить их всех работать на полную мощность.

Бум крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е гг. минувшего столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е гг. Ho тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. Сейчас же развитие конгломератов происходит на чисто коммерческой основе.

4) Транснациональная, или многонациональная, фирма владеет и осуществляет контроль над фирмами в нескольких странах. Многие крупные фирмы мира являются многонациональными (например, «Дженерал моторc», «Форд», «Кодак»). Они напоминают спрута: голова (холдинг) в своей стране, а щупальца (зависимые фирмы) разбросаны по другим странам. Так, упомянутая американская фирма «Дженерал моторc» имеет филиалы в 35 странах мира. Ежегодный объем продукции нескольких многонациональных фирм нередко превышает объем национального производства (по стоимости) многих небольших стран. В развитых странах на многонациональные корпорации приходится 60% торговли промышленными товарами. Большинство подобных компаний находится в США, а также в Великобритании, Франции, Германии и Японии.

Эти мощные корпорации оказывают большое влияние на экономику тех стран, где они ведут свои операции. Такие фирмы могут использовать специализацию на международном уровне. Например, производитель автомобилей может наладить массовое производство двигателей в одной стране, коробок передач — в другой, а собирать свои автомобили в нескольких странах.

Инвестиционные решения многонациональных корпораций часто зависят от торговых барьеров. Если страна ставит высокие тарифные барьеры импорту автомобилей, многонациональная корпорация, которая их производит, может принять решение об открытии сборочного завода в данной стране, чтобы избежать высокой стоимости импорта своей продукции.

В большинстве стран, где многонациональные фирмы проводят свои операции, эти фирмы обычно являются экспортерами. Это объясняется тем, что их товары известны во многих странах, где фирмы имеют широкую сеть заводов, агентств, каналов сбыта, сервисных организаций и т.д.

Мелкие фирмы.

- производство нестандартных товаров. Некоторые люди хотят приобретать индивидуальные одежду, обувь, драгоценности. Рынок таких товаров всегда ограничен, поэтому производители не могут использовать методы массового производства;

- нестандартные ремонтные работы, поэтому существует много мелких фирм по ремонту домов, автомобилей, обуви, часов;

- личные услуги — люди предпочитают иметь дело с одним человеком. Семейный доктор, семейный адвокат, местный парикмахер и специализированные розничные магазины оказывают такие услуги, когда людям необходим индивидуальный подход;

- в небольших поселениях не нужны супермаркеты, там требуются предприятия малого бизнеса;

- производство дорогих товаров, таких как роскошные яхты, дорогие лимузины, высококачественные спортивные автомобили.

Как правило, государство принимает ряд программ, направленных на оказание помощи мелким фирмам. Им предлагаются административная поддержка и консультации. Кроме того, тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие, оказывается финансовая помощь. Гибкость — это самое большое преимущество малой фирмы перед крупной, поскольку мелкая фирма может гораздо быстрее приспособиться к изменениям запросов потребителей.

Экономика фирмы: цели, организационные формы