Природные зоны Африки. Конспект урока

Приложение 1.

Конспект урока

по теме:

«Природные зоны Африки»

7 класс

Выполнила:

Суханова С.А.- учитель географии

МОУ «Бутырской СОШ»

Бутырки - 2008

Природные зоны Африки.

А мне сродни простой жираф,

И леопард изысканный и важный,

И в чаще трав таящийся удав,

И носорог свирепый и отважный.

Н.С. Гумилев.

Цель урока:

- продолжить формирование представлений и знаний о природе Африки. Задачи:

- познакомиться с особенностями растительного и животного мира природных зон Африки;

- продолжить формирование чувства любви к природе, окружающему миру.

Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш дом –Земля. 7 класс», рисунки учащихся «Животные Африки», кроссворд «Животные Африки», карточки с заданиями.

Ход урока:

I Организационный момент.

(Показ слайдов презентации)

А мне сродни простой жираф,

И леопард изысканный и важный,

И в чаще трав таящийся удав,

И носорог свирепый и отважный.

Так писал о Африке и африканских животных Н.С. Гумилев. Итак тема сегодняшнего урока: «Природные зоны Африки».

Ребята, давайте сегодня определимся с планом работы на уроке:

  1. Актуализация знаний;
  2. Изучение нового материала;
  3. Закрепление;
  4. Домашнее задание.

II Актуализация знаний.

Нам необходимо вспомнить то, что мы изучили на прошлом занятии.

Работа с карточками. ( 4 человека)

Карточка № 1.

  1. Назовите самый большой остров Африки. (Мадагаскар).
  2. Назовите имя английского ученого, открывшего водопад Виктория, реку Конго, озеро Ньяса. (Д. Ливингстон)
  3. Назовите высочайший вулкан Африки. (Килиманджаро).

Карточка № 2.

  1. Как Африку пересекает экватор и начальный меридиан? (Экватор пополам, меридиан на западе материка).
  2. Назовите океаны, омывающие берега Африки. (Атлантический и Индийский).
  3. Назовите горы, которые лежат на северо –западе Африки. (Атлас).

Карточка № 3.

  1. Назовите единственный залив Африки. (Гвинейский).
  2. Назовите самую длинную реку Африки. (Нил).
  3. Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго).

Карточка №4.

  1. Назовите пролив, отделяющий Африку от Европы. (Гибралтарский).
  2. Какое плоскогорье находится на востоке Африки. (Восточно – Африканское).
  3. В каком месте Африки температура воздуха поднимается до 70 °С? (Сахара).

Работа у доски (2 человека).

Задание: составить характеристики рек Африки по плану. (Нил и Конго)

План описания реки.

  1. В какой части материка течет?
    1. Где берет начало? Куда впадает?
    2. В каком направлении течет?
    3. Объясните зависимость характера течения реки от рельефа?
    4. Определите источники питания рек.
    5. Каков режим реки, и как он зависит от климата?

Работа с классом.

Задание: работа с географической картой.

Показать на карте: реку Нил, озеро Ньяса, озеро Чад, реку Замбези, реку Нигер, реку Конго, озеро Виктория, озеро Танганьика.

Вывод о реках Африки.(электронный учебник)

Реки Африки относятся к бассейнам двух океанов: Индийского и Атлантического. Одни имеют тихий характер течения, так как протекают по равнинам, – это Нил, другие - Конго и Замбези имеют пороги и водопады. Питание рек и характер течения определен особенностями климата и географического положения материка.

III Изучение нового материала.

План изучения темы( записан на слайде презентации).

  1. Растительный и животный мир влажных экваториальных лесов;
    1. Растительный и животный мир саванн и редколесий;
    2. Растительный и животный мир пустынь и полупустынь.

Переходим к изучению нового материала. Итак, тема сегодняшнего урока «Природные зоны Африки». По ходу моего рассказа о природных зонах Африки вы должны заполнять таблицу. Учащимся предлагается просмотр презентации. (Презентация №1).

Природная зона

Климатический пояс

Растительный мир

Животный мир

Влажные экваториальные леса (по обе стороны от экватора и вдоль Гвинейского залива)

Экваториальный

(большое количество тепла и влаги круглый год)

Разнообразен по составу. Около 1000 видов растений, многоярусность.

Верхний ярус: фикусы, пальмы.

Средний: лианы.

Нижний: папоротники.

Влажные экваториальные леса непроходимы, многие деревья имеют ценную древесину.

Почвы: красно – желтые филларитные.

Много птиц, грызунов, насекомых, обезьяны, карликовые бегемоты, леопарды. В рыхлой почве и травяной постилке прячутся змеи, ящерицы, муравьи. Большой вредитель влажных экваториальных лесов – муха – цеце.

Саванны занимают 40 % площади материка.

Субэкваториальный (сухая жаркая зима и влажное жаркое лето).

Баобабы, пальмы, акации, разнотравье.

Почвы здесь красно – бурые.

Антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, бегемоты, страусы, грызуны, термиты.

Пустыни и полупустыни.

Тропический пояс (круглый год жаркая и сухая погода).

Скудная растительность: колючие кустарники, верблюжья колючка, акации. Богаты растительностью только оазисы.

Антилопы, верблюды, ящерицы, черепахи, гиена, в реках: крокодилы.

А теперь трое ребят выйдут к доске и заполнят таблицу, а мы сверим, что получилось.

Вывод о природных зонах Африки.

Влажные экваториальные леса – это вечное, царствующее лето. Множество растительности, богатый животный мир.

Саванны Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений.

Скудная растительность характерна для пустынь и полупустынь. Хотя много животных обитают в пустынях Африки.

(Просмотр электронного учебника).

Работа с картой.

Задание: показать на карте основные природные зоны Африки.

Вам дано было заранее домашнее задание, мини – исследование «Интересные факты из жизни африканских животных». Послушаем наших докладчиков.

Верблюд. Легенда о фантастической выносливости верблюда далека от реальности. Если животные могут неделями обходиться без воды, то только при наличии хороших пастбищ. Без воды верблюд может обходиться 4-5 дней. На привале выпивает до 100 литров воды. Верблюд переносит на себе 100-200 кг., и проходит до 100 км.

Хамелеон. Он родственник ящерицы. За малоподвижные лапы получил длинный язык, которым ловит насекомых. У хамелеона очень вкусное мясо и много врагов, поэтому для самосохранения он меняет свою окраску.

Жираф. У них нет фамилий, нет имен, они не откликаются на клички. Но нет абсолютно двух похожих жирафов. Кенийские зоологи утверждают, что рисунок на теле жирафа так же неповторим, как отпечатки пальцев человека.

Окапи. Живут в тропических лесах Африки. Это маленькие, очень робкие животные, по окраске похожи на зебру, из семейства жирафовых. Цвет шерсти коричневый, а ноги покрыты черно – белыми полосками. Своим сорокаметровым языком окапи совершают удивительные вещи: могут лизать себя за ушами. Внутри рта, по обе стороны окапи имеют карманы, в которых хранят пищу.

Муха – цеце. После ее укуса наступает сонная болезнь. Муха убивает тысячи голов скота и уносит множество человеческих жизней.

Бородавочник. Это дикая африканская свинья, на голове которой выступают бородавчатые наросты. В поисках пищи он роет землю, а глаза защищают эти самые бородавки. Бородавочник очень смешно выглядит, когда спасается бегством: он поднимает вертикально свой хвостик с кисточкой и мчится галопом, а когда достигнет своей норки, моментально разворачивается и проникает в нее.

IV Закрепление.

1. Выставка рисунков.

2. Кроссворды (проверка по слайдам презентации).

Кроссворд №1.

  1. Дерево африканской саванны. (эбеновое дерево).
  2. Очень хитрый и забытый, зеленый, полосатый. (крокодил).
  3. Очень мелкие они, очень сильные они, эти наши.. (муравьи).
  4. Раз очки взяла и книжку, а зовут ее..(мартышка).
  5. Сильно он разинул рот, булки просит…(бегемот).
  6. В яркой шубе, без затрат ходит важный… (леопард).
  7. Он размером, будто шкаф. длинношеий наш..(жираф).

Кроссворд №2.

  1. Головой качает он, добрый, старый, милый …(слон).
  2. Очень страшная, лохматая, обезьяна волосатая. (горилла).
  3. Чтоб ходить им без труда у него в горбу еда. (верблюд).
  4. Прячет голову от страха в толстый панцирь… (черепаха).
  5. Он кивает толстым рогом, помогайте…(носорогам).
  6. Очень сильно жалит он, этот страшный …(скорпион).
  7. Эта птица всем возьмет, да одной ногой побьет. (страус).

Молодцы, все справились с заданием. А знаете ли вы стихи об Африке?

А в Африке, а в Африке на Черной Лимппопо

Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

И рыщат по дорогам слоны и носороги,

И говорят сердито: «Что ж нету Айболита?».

А рядом бегемотики схватились за животики,

У них у бегемотиков животики болят,

А рядом страусята визжат, как поросята,

Ох жалко, жалко бедных страусят.

Да, это знаменитое стихотворение К.И. Чуковского , о добром докторе Айболите.

Творческое задание. «Современная жизнь животных в африканской саванне» (сообщение ученика).

Беседа:

А почему животные Африки оказываются в опасности, что им угрожает?

Животным угрожает опасность от браконьеров.

А как вы считаете, нуждается ли природа Африки и ее животные в охране?

Правильно, многие животные занесены в Красную книгу, а в Африке есть много заповедников и национальных парков, которые охраняются государством от браконьеров.

Просмотр электронного учебника «Национальные парки Африки».

Давайте сделаем общий вывод по уроку.

Вывод: Очень разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки материка. Но не смотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.

А в конце мне хочется закончить наш урок стихотворением русского поэта Н.С. Гумилева.

Как люблю я бродить по таким же дорогам,

Видеть вечером звезды, как крупный горох,

Выбегать на холмы за козлом длинноногим,

По ночам зарываться в седеющий мох.

И я вижу, как знойное солнце пылает,

Леопард, изогнувшись, ползет на врага,

И как в хижине дымной меня поджидает

Для веселой охоты мой старый слуга.

V Домашние задание.

§ 25, работа с контурной картой «Природные зоны Африки» (нанести на контурную карту природные зоны Африки).

PAGE 9

Природные зоны Африки. Конспект урока