Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний

PAGE 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 17

по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Тема: Санитарно – просветительная работа с младшими и старшими школьниками, обучение проведению уроков здоровья в школе. Задание на дом по составлению беседы для урока здоровья.

Цель: Разработать методы и принципы санпросветработы в различных группах школьников.

Место занятия: Комната гигиены.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, таблицы, слайды, планшеты, правила чистки зубов, крупные модели челюстей, демонстрационная зубная щётка, красители.

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация

Комната гигиены (поликлиники).

20

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы, памятки, листовки.

Бланки с контрольными ситуационными задачами. Тексты лекций, бесед и сказок составленные студентами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

10

Содержание занятия

Преподаватель начинает занятие с разбора вопроса о роли гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний. Далее путём вопросов и ответов студентов выясняются основные правила гигиены полости рта. Разбираются особенности, продолжительность чистки зубов, основные движения зубной щеткой для более полного очищения ротовой полости от пищевого детрита и мягкого зубного налета. Разбирается понятие профессиональной гигиены полости рта. Тщательно выясняются знания студентов о методах контроля и обучения правилам гигиены различных групп школьников, необходимому объёму обучающих и контролирующих мероприятий. Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

Основная часть занятия строится в виде обучения основным движениям зубной щётки при чистке зубов, правилам обращения с зубной щёткой и средствами гигиены.

Студенты практически обучаются гигиене полости рта и контролю за ее качеством. Одна группа чистит зубы с последующим контролем, другая - чистит зубы после выявления зубного налета.

Преподаватель контролирует процесс гигиены полости рта. Даются рекомендации по составлению беседы для урока здоровья.

Контрольные вопросы для выявления исходного уровня знаний студентов:

  1. Когда и как часто рекомендуется чистить зубы?
  2. Какова последовательность манипуляций при проведении гигиены полости рта?
  3. Как надо хранить зубную щётку и средства гигиены?
  4. Какие основные виды движений зубной щёткой необходимы при чистке зубов?
  5. Каковы порядок, последовательность, время, число движений должны быть при чистке зубов?
  6. Какие методы контроля за гигиеной полости рта имеются и как их надо использовать при обучении чистке зубов?
  7. Что такое контролируемая чистка зубов, как, кем и когда она должна проводиться?
  8. Как, кем и где должны обучаться дети правильной гигиене полости рта?
  9. Назовите правила употребления углеводов.
  10. Какие продукты рекомендуется использовать для улучшения самоочищения полости рта?

Освоение методов чистки зубов

Метод

Положение щетинок

Движения щетки

Очищаемая поверхность

Стандартный

Под углом 45° к поверхности зуба, щетинки в сторону десны.

Перпендикулярно к очищаемой поверхности.

То же.

Вертикальные – на верхней челюсти сверху вниз и на нижней челюсти – снизу вверх.

Круговые.

Возвратно – поступательные.

Вестибулярная, оральная.

Вестибулярная, оральная, жевательная.

Вестибулярная, жевательная, оральная.

Леопарда

Перпендикулярно к очищаемой поверхности.

То же.

Вертикальные.

Возвратно – поступательные.

Вестибулярная, оральная.

Жевательная.

Метод

Положение щетинок

Движения щетки

Очищаемая поверхность

Басс

Под углом 45° к поверхности зуба, щетинки в сторону десны.

Параллельно оси зуба.

Вибрирующие без перемещения концов щетины.

Возвратно – поступательные.

Вестибулярная, оральная, пришеечная область.

Жевательная.

Фонеса

Перпендикулярно к очищаемой поверхности.

Круговые.

Все.

Вращения щётки

Щетинки помещаются на слизистую десны.

Вращающие с продвижением на коронку.

Вестибулярная, оральная.

Рейте

Параллельно оси зуба.

Скатывающие от десны по коронке зуба.

Вестибулярная, оральная.

Чартера

Под углом 45° к десневому краю, щетинки в сторону коронки зуба.

Встряхивающие или круговые.

Вестибулярная, оральная, массаж десны.

Стилмана

Щетинки частично на пришеечной части зуба.

Перпендикулярно к жевательной поверхности.

Слабые вращательные.

Возвратно –

поступательные.

Вестибулярная, оральная, массаж десны.

Жевательная.

У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7 – 8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем.

Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога стесняются друг друга. Поэтому с данным контингентом детей нужна очень серьезная предварительная разъяснительная работа. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.

Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники.

Схема ориентировочной основы действия –

подготовки к проведению санпросветработы с младшими и старшими школьниками

Этапы проведения

Средства и условия проведения

Критерии и формы контроля

1. Выяснение характера аудитории.

Получение предварительных сведений о месте проведения санпросветработы, составе, интересах аудитории.

2. Составление плана беседы (лекции).

Значение принципов составления бесед.

План предусматривает введение, основную часть и заключение, правильное соотношение между ними.

3. Составление текста беседы (лекции).

Текст должен сочетать доступность изложения, быть последовательным, интересным, лёгким для чтения и восприятия.

4. Выбор приёмов и средств для использования в беседе.

Учет особенностей восприятия аудитории, возраст, психологические особенности. Подготовка наглядной информации, агитации и средств наглядности.

Средства и приёмы должны воздействовать на эмоции и чувства аудитории, быть яркими, образными, запоминающимися.

5. Составление окончательного варианта беседы, репетиция проведения работы.

Они должны сочетать достаточное воздействие, как на разум, так и на чувства аудитории.

Ситуационные задачи

  1. Необходимо провести беседу с девочкой 8 лет, плохо ухаживающей за полостью рта, Как Вы построите такую беседу? Какие будете использовать средства?
  2. В школе в 1 – 3 классах Вам предстоят беседы о необходимости и правилах гигиены полости рта. Как Вы построите такую беседу? Как её назовёте? Какие наглядные пособия будете использовать?
  3. Вами составлена беседа об уходе за полостью рта у детей. В ней использованы такие термины – заболеваемость, пораженность кариесом, интенсивность поражения, индекс КПУ, болезни пародонта, индекс гигиены, уход за полостью рта, состояние гигиены, рецидив кариеса, начальные кариозные поражения. Какие из указанных выше терминов допустимы, какие нежелательны и какие из них должны быть исключены из текста беседы? Чем их можно заменить?
  4. На прием к стоматологу привели 7 летнего ребёнка, плохо ухаживающего за полостью рта, индекс гигиены равен 4 балла. Каким образом Вы построите беседу с ним?
  5. Как провести урок здоровья в 8 классе?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300Mb.

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний