Малое предпринимательство в России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»
Факультет Высшая школа гостинично- туристической и спортивной индустрии
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа
на тему: «Малое предпринимательство в России»
Проверила: .
Выполнил студент: .
Высшая школа гостинично- туристической и спортивной индустрии 1 купрс Группа 190-19 Моисеев Иван Михайлович
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.1 Сущность малого предпринимательства в экономической системе
1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России
1.3 Развитие малого предпринимательства в России в современных условиях
1.4 Малое предпринимательство в сфере высоких технологий
2. Проблемы развития малого предпринимательства на современном этапе
2.1 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
3. Меры поддержки малого предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства
3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства
3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
[1] Малое предпринимательство один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для дипломной работы тему как «Малый бизнес» и «финансовые проблемы малого предприятия», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.
Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
[2] Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что:
- формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований
- малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.
Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.1 Сущность малого предпринимательства в экономической системе
[3]Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). Также под малым предпринимательством понимается "деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, в строительстве, на транспорте 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек;
- в оптовой торговле 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние годы не увеличивается, так как имеются серьезные трудности в организации их деятельности. Число малых предприятий по отраслям экономики приведено в таблице 1.
Как видно из таблицы, за последние годы уменьшилось число малых предприятий в таких ведущих отраслях экономики, как промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, образование.
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
[4] Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется следующими данными (таблица 2).
[5] Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
- численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
- вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
- ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
- навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности (ОКВЭД) приведены в таблице 3.
[3] Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.
Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
- привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.
1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России
[6] Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
Первый этап (1985-1987 гг.) для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.
1.3 Развитие малого предпринимательства в России в современных условиях
[7] Развитие малого предпринимательства в бывшем СССР началось с принятием в 1987 г. Закона о кооперации, в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий.
Основные показатели развития малого предпринимательства в России приведены в (табл. 4).
Несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, увеличивается число рабочих мест, предоставляемых ими как на постоянной основе, так и по совместительству и договорам.
Если рассмотреть динамику численности малых предприятий с 1998 года по 2006 (рисунок 1), то можно заметить рост их численности с 2002 по 2004 года, хотя и не значительный, менее 50 тысяч предприятий за два года. Начиная же с 2004 года, мы наблюдаем резкий рост численности малых предприятий. За два года численность малых предприятий резко возросла по сравнению с предыдущими годами, более чем на 100 тысяч, - в 2005 примерно на 55 тысяч, за 9 месяцев 2006 году почти на 50 тысяч.
Доля малого бизнеса в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах. Это недостаток нашей экономики сегодня, но зато это огромный резерв роста в будущем при правильной политике государства. МП способно относительно быстро организовать свою деятельность на должном уровне, и возможно оно станет одним из главных локомотивов российской экономики.
Сейчас все больше компаний разворачивают свою деятельность в предоставлении услуг малому предпринимательству. Например, компании, работающие в сфере предоставления услуг в области высоких технологий, с усилением конкуренции на рынке IT услуг начинают серьезно относиться к малым и средним предприятиям. Исходя из принципа «курочка по зернышку клюет», многие IT компании стараются адаптировать свои услуги именно под запросы мелкого клиента.
1.4 Малое предпринимательство в сфере высоких технологий
[8] Процесс создания, распространения и коммерциализации новшеств предусматривает взаимодействие множества субъектов на каждом этапе. Между генерацией идеи и широкомасштабным внедрением её результатов в деятельность крупных предприятий (что сопряжено с риском, ибо требует масштабных изменений) стоят малые высокотехнологичные фирмы (МВП), выполняющие функции отбора и доработки перспективных идей. Следовательно, главное условие создания в России инновационной экономики - развитие высокотехнологичного сектора. Поэтому при разработке целостной стратегии его развития необходим системный анализ проблем, мешающих становлению МВП, с учётом его особой роли в инновационной системе.
Для МВП существует два пути развития:
- самостоятельное освоение ниш мирового рынка высокотехнологичной продукции с перерастанием - в случае успеха - в средние и крупные фирмы
- разработка и выведение на рынок нового продукта (процесса) совместно с крупной корпорацией.
Соответственно МВП играют важную роль на ранних стадиях инновационного процесса: формирование концепции, создание макета, опытного образца, рыночное тестирование разработки, производство опытной партии и даже Полномасштабное промышленное освоение новшества. Крупное же предприятие может позволить себе рентабельное внедрение инноваций именно потому, что знания обладают практически нулевыми предельными издержками при их распространении. Следовательно, предприятие легко может развивать кооперацию с другими компаниями на основе научно-технической разработки либо расширять ассортимент выпускаемой продукции при наличии необходимой производственной базы.
Хорошо или плохо, если значительная часть экономики приходится на сырьевые секторы?
Во-первых, межстрановые сравнения подтверждают гипотезу о том, что значительная роль ресурсных секторов в экономике негативно сказывается на богатстве. Эмпирический анализ зависимости ВВП на душу населения от доли природных ресурсов в экспорте (контролируя показатели развитости стран и переходных экономик с помощью фиктивных переменных) по 130 странам свидетельствует о том, что доля сырья в экспорте имеет значимый отрицательный коэффициент.
Во-вторых, несмотря на то, что Россия не является членом ОПЕК, она не может проводить реально самостоятельную политику объемов поставок нефти на мировой рынок.
Низкие издержки позволяют участникам картеля быстро изменять уровень добычи нефти: они могут обвалить рынок, сбив цену ниже уровня затрат других производителей, все еще получая при этом прибыль. В России же себестоимость добычи барреля нефти колеблется от $5 до $10 (в странах Ближнего Востока около $2).
В-третьих, в будущем спрос на природные ресурсы может резко снизиться. При замене нефти и газа на другие виды энергии произойдет снижение спроса на данный товар и соответственно падение цен.
И, наконец, нельзя забывать о синдроме «голландской болезни». При сохранении высоких цен на нефть и росте мирового спроса сырьевая российская экономика, безусловно, будет расти. Однако это грозит тем, что ресурсы (труд, капитал) будут перетекать в данный сектор промышленности. Так как добыча полезных ископаемых не предъявляет на данном этапе большого спроса на высокие технологии, спрос на человеческий капитал (образование, наука) будет сокращаться. В результате Россия все больше будет отставать по уровню развития науки и технологий.
Таким образом, в российской экономике развитие сырьевого сектора является определяющим условием роста в будущем. Такая тенденция крайне отрицательна для страны, которая хочет построить диверсифицированную экономику.
Рассмотрим тенденции развития численности малых предприятий, относящихся к сектору « Наука и научное обслуживание» (табл. 5).
Наблюдается устойчивое снижение численности МВП как в абсолютном, так и в относительном выражении. Замечу, что снижение продолжалось и в 2004 2005гг., несмотря на очевидный прирост общего числа малых предприятий. Более того, снижение численности происходит исключительно за счёт ликвидации МВП, а не превышения числа ликвидированных над числом зарегистрированных.
В целом по стране говорить о динамичном развитии МП пока рано, но по отдельным отраслям и регионам ситуация стабильная. Прирост МП в стране с каждым годом увеличивается, но он, к сожалению не значителен.
2. Проблемы развития малого предпринимательства на современном этапе
2.1 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
[9] Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
- это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства,
- частного, преимущественно организационного характера.
Главная сложность при анализе нашей экономической политики связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту.
Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.
Между тем некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого предпринимательства, создаются центры развития или «инкубаторы» МП.
3. Меры поддержки малого предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства
[10] Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
- меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
- меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
- меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
- меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости, с учетом вложенных в указанные объекты средств.
Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников.
Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.
Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
[11] В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством, совместно искать и проводить в жизнь назревшие решения. Но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства.
3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства
[12] Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
[13] Основные направления поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.
1. Меры поддержки «прямого» действия, т.е. меры, прямо определенные самим законом, для использования которых нужно просто ссылаться на Закон. Они заключаются в том, что субъекты малого предпринимательства при государственной регистрации своей деятельности получают полное право не выполнять устанавливаемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительные требования и условия при регистрации.
2. Меры поддержки, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.1. Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд.
2.2. Учреждение государственных и муниципальных, в том числе специализированных, фондов поддержки малого предпринимательства;
2.3. Оказание поддержки в участии субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществление поддержки по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках;
2.4. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;
2.5. Осуществление мер по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
2.6. Осуществление мер по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2.7. Обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;
2.8. Оказание поддержки в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства;
2.9. Создание советов по развитию малого предпринимательства в регионе.
3. Меры поддержки, которые отнесены Законом к предмету иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
3.1. Законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждаются льготы для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. В качестве таких льгот можно рассматривать специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В частности, субъектами малого предпринимательства могут применяться:
А) система налогообложения на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Использование такой системы предполагает некоторые ограничения. Так, существует определенный перечень видов деятельности (ст. 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), подпадающий под ее действие. Кроме того, возможность применения системы налогообложения на основе единого налога на вмененный доход на территории отдельного субъекта РФ определяется на основании специального нормативно-правового акта (закона) регионального уровня, принятие которого субъектом Российской Федерации не является обязательным. Во всех регионах исследования приняты и действуют законы, вводящие систему налогообложения субъектов малого предпринимательства на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Б) упрощенная система налогообложения: применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В качестве объекта налогообложения субъект малого предпринимательства самостоятельно может выбрать доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов .
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, положения которого распространяются на индивидуальных предпринимателей и организации с определенной численностью работающих до 15 человек (в том числе работники филиалов).
Упрощенной системой налогообложения не могут пользоваться малые предприятия, производящие подакцизную продукцию, а также кредитные, инвестиционные, страховые фирмы, фондовые биржи, развлекательный бизнес, т. Е. те организации, для которых Министерством финансов РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Единым налогом облагается совокупный доход (за отчетный период), или валовая выручка. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и всеми видами затрат на производство продукции (услуг) и функционирование фирмы, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин и лицензионных сборов.
Валовая выручка от реализации исчисляется как сумма выручки от реализации товаров (услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных денежных поступлений.
Выбор объекта упрощенного налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.
Ставка единого налога на совокупный доход составляет 30 %, причем 10 % из них направляется в федеральный бюджет, а 20 % - в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.
3.2. Правительство Российской Федерации утверждает порядок представления малыми предприятиями государственной статистической и бухгалтерской отчетности, предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства
[14] К негосударственному сектору поддержки предпринимательства относятся предприятия и организации, созданные негосударственными структурами или при максимальном их участии. В первую очередь это общественные объединения и организации малого бизнеса - ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства.
За годы рыночных преобразований в России сформировалось по разным оценкам от полутора до двух тысяч межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях.
Объединения предпринимателей являются неотъемлемой частью гражданского общества и важнейшим инструментом обратной связи между бизнесом и государством, предпринимателями и обществом. Именно малый бизнес в силу своей специфики (разобщенность, отсутствие финансовых и организационных возможностей индивидуально взаимодействовать с властью, вырабатывать консолидированную позицию и отстаивать свои интересы), нуждается в совершенствовании, поддержке и развитии данного механизма.
В 90-х годах сформировались от полутора до двух тысяч межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях. В целом система предпринимательских объединений становится более упорядоченной и организованной, происходит углубление и диверсификация их отраслевой и профессиональной направленности.
Система комплексной поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровнях должна включать следующие обязательные элементы:
- необходимую нормативно-правовую базу (программу поддержки и развития малого предпринимательства; систему налоговых и иных льгот, стимулирующих создание новых предприятий и развитие предпринимательства в приоритетных для региона сферах; документы, регламентирующие процедуры легализации предпринимательской деятельности и др.);
- развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
- обеспечение возможности расширения рынков сбыта производимых товаров и услуг;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- диалог между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности;
В настоящее время можно выделить следующие направления поддержки малого предпринимательства, которые осуществляются негосударственным сектором:
- защита интересов малого предпринимательства;
- подготовка кадров для предпринимателей и субъектов малого предпринимательства;
- консалтинг;
- сервисное обслуживание (техническое, офисное, предоставление помещений и т.д.);
- лизинг;
- микрофинансирование;
- информационное обслуживание.
Деятельность сети региональных агентств в 2000 году характеризуется следующими показателями:
- оказано консалтинговых услуг по различным направлениям предпринимательской деятельности - свыше 20000;
- оказано услуг по регистрации предприятий - свыше 5000;
- прошли обучение по предпринимательским дисциплинам - 11000 человек;
- разработано бизнес-планов - более 1300;
- оказано услуг по экспертизе 870инвестиционных проектов;
- количество предпринимателей, получивших прямые инвестиции - 230 человек;
- количество клиентов, которым предоставлены информационные услуги - свыше 48000.
Рассмотрим процент участия субъектов МП в программах поддержки малого предпринимательства (диаграмма 1)
Заключение
[15] Возрождение российской экономики в русле углубления рыночных преобразований невозможно вне развития малого предпринимательства во всех его направлениях - от торговли до инновационного производства. Но, завершая анализ состояния малого предпринимательства в историческом и проблемном аспектах, приходится констатировать, что перспективы развития этого сектора экономики постоянно ухудшаются. В результате финансового кризиса августа 1998 года в первую очередь пострадали малые предприятия: снижаются количество малых предприятий и финансово-экономические показатели их деятельности, падает численность занятых в этом секторе экономики.
Все попытки разработать и реализовать достойную государственную политику так и останутся попытками, если не удастся создать работающий механизм взаимодействия между властью и предпринимателями.
Прежде всего, необходимо обязательное предварительное обсуждение всех законодательных актов, программ и мероприятий, касающихся вопросов регулирования и развития малого предпринимательства, с участием общественных объединений предпринимателей. Но этот процесс совершенно необходимо институционализировать, зафиксировав в соответствующих нормативных документах, как конкретно, через какие бюрократические процедуры будут реализованы взаимодействие и согласование интересов между властью и бизнесом.
[16] Можно сказать, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне. Если бы государство изменило свои взгляды на поддержку малого предпринимательства, то МП внесло бы достаточный вклад в развитие экономики России. Цель, поставленная в работе, была достигнута.
Список использованной литературы
- http://xreferat.ru/113/10601-1-maloe-predprinimatel-stvo-v-rossii.html
- http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России
- http://odiplom.ru/ekonomika/razvitie-malogo-biznesa-v-rf
- http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_47/IssWWW.exe/Stg/01-50.htm
- http://referatwork.ru/refs/source/ref-122534.html
- http://allreferat.wow.ua/referat/85307/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%FB_%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%FF_%EC%E0%EB%EE%E3%EE_%E1%E8%E7%ED%E5%F1%E0_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8.html
- http://www.bestreferat.ru/referat-287279.html
- http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65635a3ac68a5d53a89521316c37_0.html
- http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=3
- http://xreferat.ru/105/4285-1-gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-predprinimatel-stva.html
- http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=4
- http://files.stroyinf.ru/Data1/1/1426/
- http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=5
- http://www.nisse.ru/business/article/article_1501.html?effort#p2_2
- http://www.nisse.ru/business/article/article_1340.html#_Toc38964487
- http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=7
Приложение
- Таблица 1 «Число малых предприятий по отраслям экономики, тыс.»
Таблица 2 «Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях»
Таблица 3 «Основные экономические показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности (ОКВЭД)»
Таблица 4 « Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в РФ за 2002 2006гг., на начало года»
- Рисунок 1 «Численность малых предприятий»
- Таблица 5 «Численность малых предприятий (МП), относящихся к сектору «наука и научное обслуживание» тыс. ед
- Диаграмма 1 «Участие субъектов малого предпринимательства в программах поддержки»