Кем быть?


Не так давно я получил по электронной почте неожиданное письмо от моего бывшего ученика Лёши, который уже год как ушёл из нашей школы и куда-то запропал. Оно было совсем коротеньким: “Я к вам пишу по одному вопросу: кто такой Учитель Литературы для своих учеников?”

Что прикажете ответить? Я выдавил что-то из себя маловнятное и поинтересовался, а чего это, собственно, припекло? Оказалось, что Лёша, гуляючи по улице со своим другом-одноклассником Антоном, вдруг представил, что судьба ему — быть учителем. Тогда Антон спросил: а кто это такой — учитель литературы? Кем он должен быть своим ученикам? Тогда Лёша подумал и “сказал ему, что учитель литературы — прежде всего друг своего ученика и уже потом он что-то знает о жизни, о мире, о литературе”. Тогда Антон…

Короче, результат этого платоновского диалога через пару дней пришёл мне по той же почте в виде короткой выжимки. Читайте, коллеги! У нас есть ещё время поразмышлять над этими словами.

“Ввиду идеологичности предмета «литература» (особенно в условиях нашей страны, где нет национальной идеи, но зато есть русская литература) учитель неизбежно имеет дело с мировоззренческими вещами. Также он неизбежно учит не только литературе. Так как литература, по точному выражению Бахтина, является высшей формой существования языка, учитель литературы учит языку. Поскольку, по Лотману, структура и сущность языка изоморфна и изофункциональна структуре и сущности культуры, он учит и культуре. Он учит ориентированию в культурном пространстве — то есть тому, что является неизбежной основой мира наших отношений, мира наших поступков.

Отсюда — очень серьёзная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Которую надо на себя взять и которую надо нести. Гуманитарные предметы обладают одной спецификой — ресурсом рождения новых смыслов, актуальных не только для одного человека, но для коллектива. Коллектива класса, например. Учитель литературы вольно или невольно создаёт (должен создавать? должен стремиться создавать? должен осознавать, что создаёт?) некое поле. Поле общего смысла, со-бытия, общих текстов, общих высказываний. И почти всё рождается в этом поле под влиянием его энергии (энергии пульсирующих смыслов, их развития и их восприятия).

И главное. Литература (очень часто) учит тому, что жизнь богаче литературы, богаче наших представлений о ней. И этим она прекрасна. Поэтому очень важно не подменить жизнь литературой и литературу жизнью. Учителю литературы очень важно показать и ограниченность своего предмета”.

Вот какие разговоры, оказывается, могут вести на досуге эти “русские мальчики” о нас, родимых…

Сергей ВОЛКОВ