Методы исследования стоматологического статуса. Практическое освоение индексов интенсивности кариеса и гигиенических индексов
PAGE 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия № 19 20
по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Тема: Методы исследования стоматологического статуса. Практическое освоение индексов интенсивности кариеса и гигиенических индексов.
Цель: Закрепить навыки объективной оценки состояния гигиены полости рта и интенсивности кариеса.
Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.
Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, таблицы, слайды, муляж челюсти, рабочее место стоматолога профилактика, ноутбук, растворы для выявления зубного налета при определении индекса гигиены, наборы инструментов.
Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).
План занятия
Этапы занятия |
Оборудование |
Учебные пособия и средства контроля |
Место |
Время в мин. |
1. Проверка исходных данных. |
План содержания занятия. Наборы временных и постоянных зубов. Ноутбук. |
Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация. |
Комната гигиены (поликлиники). |
20 |
2. Практическое освоение индексов. Решение клинических задач. |
Смотровые наборы, медикаменты, красители. |
Бланки с контрольными ситуационными задачами. Медицинская документация |
|| |
74,3% |
3. Проведение итогов занятия. Задание на следующее занятие. |
Лекции, учебники, дополнительная литература, методические разработки. |
|| |
10 |
Содержание занятия
Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. Ведущую роль в определении уровня здоровья полости рта имеют количественные характеристики поражения зубов и пародонта, определяемые с помощью различных индексов.
Одним из основных индексов является интенсивность поражения зубов кариесом. С этой целью применяется определение количественных значений КПУ, где К количество кариозных (невылеченных) зубов, П количество леченных (пломбированных) зубов, У количество удаленных зубов или подлежащих удалению корней зубов. Сумма (К + П + У) всех пораженных и утраченных зубов характеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного человека. Существуют три разновидности этого индекса: КПУ зубов (КПУз), когда подсчитывается только число кариозных и пломбированных зубов обследуемого, КПУ поверхностей, пораженных кариесом (КПУ пов.) и КПУ полостей (КПпУ), когда подсчитывается абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах. Этот показатель более чувствителен, чем два первых.
Для временных зубов рассчитывается показатель кп число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса или соответственно кп пов (поверхностей) и кпп количество кариозных полостей и пломб. Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. Для сменного прикуса у детей рассчитываются два индекса кп для временных и КПУ для постоянных зубов. Общая интенсивность поражения кариесом зубов подсчитывается путем суммирования индексов кп + КПУ.
В 1972 году Т.Ф. Виноградовой на основе клинического анализа динамики развития кариеса зубов у детей была предложена классификация кариеса зубов, предусматривающая выделение трех степеней активности: первая, вторая и третья степени или компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная формы. Автор утверждает, что при таком подходе к оценке активности патологического процесса кариес зубов рассматривается как хронический патологический процесс организма, характеризующийся очаговой деминерализацией тканей зуба с образованием кариозной полости в зубе, способный на протяжении жизни ребенка обостряться, стабилизироваться, приобретать различную активность и находиться в разной степени компенсации хронического патологического процесса. Кариозная полость при этом является ведущим клиническим симптомом хронического патологического процесса. Количество кариозных зубов и количество кариозных полостей, их локализация, выявленные при обследовании, прирост кариозных зубов, кариозных полостей через год (прирост интенсивности) рассматриваются как симптомы кариеса, позволяющие на их основе определить степень активности патологического процесса.
В процессе занятия студенты самостоятельно отрабатывают и закрепляют навыки объективной оценки состояния гигиены полости рта и интенсивности кариеса Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.
Оценка активности кариеса по методике Т.Ф. Виноградовой (1972)
Возраст ребенка, лет |
Степень активности кариеса |
Цифровые значения интенсивности |
7 10 |
I степень (компенсированная форма) II степень (субкомпенсированная форма) III степень (декомпенсированная форма) |
КПУ+кп = до 5 КПУ+кп = от 6 до 8 КПУ+кп > 8 |
11 14 |
I степень (компенсированная форма) II степень (субкомпенсированная форма) III степень (декомпенсированная форма) |
КПУ+кп = до 4 КПУ+кп = от 5 до 8 КПУ+кп > 8 |
15-18 |
1 степень (компенсированная форма) II степень (субкомпенсированная форма) III степень (декомпенсированная форма) |
КПУ+кп = до 6 КПУ+кп = от 7 до 9 КПУ+кп > 9 |
Примечание: дети с очаговой деминерализацией эмали и с показателем КПУ в 9 лет больше 4 включаются в группу с декомпенсированной формой кариеса.
Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:
- Показатели заболеваемости кариесом детского населения.
- Определение распространенности кариеса.
- Определение интенсивности кариеса постоянных зубов, временных, в период смены, при поражении кариесом одной и нескольких поверхностей, наличии двух и более пломб и полостей.
- Определение прироста интенсивности кариеса зубов и полостей.
- Определение редукции кариеса при проведении профилактических мероприятий.
- Эпидемиологическое обследование детского населения по методике ВОЗ и оценка активности кариеса у 12 летних детей
- Показатели интенсивности, характеризующие первую, вторую, третью степени активности кариеса по Т.Ф. Виноградовой (компенсированная, субкомпенсированная, декомпенсированная формы).
Ситуационные задачи
- В детском саду осмотрено 30 детей. Кариозные и пломбированные зубы выявлены у 22. Определить распространенность кариеса.
- Обследована группа из 20 человек, из них 2 имели здоровые зубы, у 5 выявлено по 1 пломбированному или кариозному зубу, у 5 по 2, у 8 по 3. Определить средний показатель интенсивности кариеса в группе.
- При обследовании 20 детей в возрасте 8 лет обнаружено суммарно 38 зубов, пораженных кариесом, в них 36 пломб, 10 полостей, удалены 3 временных зуба и корни 1 постоянного, 4 человека кариозных зубов не имели. Определить интенсивность кариеса зубов и полостей.
- В группе детского сада средний показатель интенсивности кариеса был 2,4, а через год 3,4. Определить прирост интенсивности кариеса.
- В двух младших группах детского сада средний показатель интенсивности кариеса был 1,2. В одной из них (опытной) в течение 2 лет зубы ежедневно покрывалась фторлаком. Через 2 года в опытной группе интенсивность кариеса была 1,4, в другой (контрольной) 3,2. Определить редукцию кариеса.
- Определить и записать интенсивность кариеса зубов и полостей:
П а) V IV III II I | I II III IV V С |
П С С б) V IV III II I | I II III IV V О |
П в) V IV III II I | I II III IV V С2 О С |
П г) 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 С |
П С д) 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 С О |
ПС С2 е) V IV III II I | I II III IV V С П2 О |
Список литературы для подготовки к занятиям по разделу
«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:
Профилактический раздел.
А. ОСНОВНАЯ.
- Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
- Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. 360с.
- Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
- Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 744с.
- Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
- Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. Омск, 1997. - 315с.
- Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. М., 1997. 136с.
- Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. Изд. 5-е переработанное и дополненное. М.: Медицина, 2003. - 640с.
- Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. 2-е изд., испр. И доп. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 391с.: ил.
- Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 766с.: ил.
- Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
- Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. 164с.
- Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 344с.
- Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ 2001. 230с.
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 70с.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 87с.
- Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. 35с.
- Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. Иркутск, 1998. 52с.
- Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. 1999. - №7(77). 144с.
- Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. 292с.
- Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. СПб, 2003. - 112с.
Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО
С 2005 года
- Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. Омск, 2005. -211с.
- Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
- Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
- Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
- Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. Омск, 2007. - 68с.
Электронные учебные пособия
Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).
С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:
Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. Омск, 2011. 300Mb.
Видеофильмы
- Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
- «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:
- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.
- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.
Методы исследования стоматологического статуса. Практическое освоение индексов интенсивности кариеса и гигиенических индексов