Методы исследования стоматологического статуса. Практическое освоение индексов интенсивности кариеса и гигиенических индексов

PAGE 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 19 – 20

по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Тема: Методы исследования стоматологического статуса. Практическое освоение индексов интенсивности кариеса и гигиенических индексов.

Цель: Закрепить навыки объективной оценки состояния гигиены полости рта и интенсивности кариеса.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП №1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, таблицы, слайды, муляж челюсти, рабочее место стоматолога – профилактика, ноутбук, растворы для выявления зубного налета при определении индекса гигиены, наборы инструментов.

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Наборы временных и постоянных зубов.

Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация.

Комната гигиены (поликлиники).

20

2. Практическое освоение индексов. Решение клинических задач.

Смотровые наборы, медикаменты, красители.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

Медицинская документация

— || —

74,3%

3. Проведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

10

Содержание занятия

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. Ведущую роль в определении уровня здоровья полости рта имеют количественные характеристики поражения зубов и пародонта, определяемые с помощью различных индексов.

Одним из основных индексов является интенсивность поражения зубов кариесом. С этой целью применяется определение количественных значений КПУ, где К — количество кариозных (невылеченных) зубов, П — количество леченных (пломбированных) зубов, У — количество удаленных зубов или подлежащих удалению корней зубов. Сумма – (К + П + У) – всех пораженных и утраченных зубов характеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного человека. Существуют три разновидности этого индекса: КПУ зубов (КПУз), когда подсчитывается только число кариозных и пломбированных зубов обследуемого, КПУ поверхностей, пораженных кариесом (КПУ пов.) и КПУ полостей (КПпУ), когда подсчитывается абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах. Этот показатель более чувствителен, чем два первых.

Для временных зубов рассчитывается показатель кп — число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса или соответственно кп пов (поверхностей) и кпп — количество кариозных полостей и пломб. Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. Для сменного прикуса у детей рассчитываются два индекса кп — для временных и КПУ — для постоянных зубов. Общая интенсивность поражения кариесом зубов подсчитывается путем суммирования индексов кп + КПУ.

В 1972 году Т.Ф. Виноградовой на основе клинического анализа динамики развития кариеса зубов у детей была предложена классификация кариеса зубов, предусматривающая выделение трех степеней активности: первая, вторая и третья степени или компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная формы. Автор утверждает, что при таком подходе к оценке активности патологического процесса кариес зубов рассматривается как хронический патологический процесс организма, характеризующийся очаговой деминерализацией тканей зуба с образованием кариозной полости в зубе, способный на протяжении жизни ребенка обостряться, стабилизироваться, приобретать различную активность и находиться в разной степени компенсации хронического патологического процесса. Кариозная полость при этом является ведущим клиническим симптомом хронического патологического процесса. Количество кариозных зубов и количество кариозных полостей, их локализация, выявленные при обследовании, прирост кариозных зубов, кариозных полостей через год (прирост интенсивности) рассматриваются как симптомы кариеса, позволяющие на их основе определить степень активности патологического процесса.

В процессе занятия студенты самостоятельно отрабатывают и закрепляют навыки объективной оценки состояния гигиены полости рта и интенсивности кариеса Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

Оценка активности кариеса по методике Т.Ф. Виноградовой (1972)

Возраст ребенка, лет

Степень активности кариеса

Цифровые значения интенсивности

7 – 10

I степень (компенсированная форма)

II степень (субкомпенсированная форма)

III степень (декомпенсированная форма)

КПУ+кп = до 5

КПУ+кп = от 6 до 8 КПУ+кп > 8

11 – 14

I степень (компенсированная форма)

II степень (субкомпенсированная форма)

III степень (декомпенсированная форма)

КПУ+кп = до 4

КПУ+кп = от 5 до 8 КПУ+кп > 8

15-18

1 степень (компенсированная форма)

II степень (субкомпенсированная форма)

III степень (декомпенсированная форма)

КПУ+кп = до 6

КПУ+кп = от 7 до 9 КПУ+кп > 9

Примечание: дети с очаговой деминерализацией эмали и с показателем КПУ в 9 лет больше 4 включаются в группу с декомпенсированной формой кариеса.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Показатели заболеваемости кариесом детского населения.
  2. Определение распространенности кариеса.
  3. Определение интенсивности кариеса постоянных зубов, временных, в период смены, при поражении кариесом одной и нескольких поверхностей, наличии двух и более пломб и полостей.
  4. Определение прироста интенсивности кариеса зубов и полостей.
  5. Определение редукции кариеса при проведении профилактических мероприятий.
  6. Эпидемиологическое обследование детского населения по методике ВОЗ и оценка активности кариеса у 12 – летних детей
  7. Показатели интенсивности, характеризующие первую, вторую, третью степени активности кариеса по Т.Ф. Виноградовой (компенсированная, субкомпенсированная, декомпенсированная формы).

Ситуационные задачи

  1. В детском саду осмотрено 30 детей. Кариозные и пломбированные зубы выявлены у 22. Определить распространенность кариеса.
  2. Обследована группа из 20 человек, из них 2 имели здоровые зубы, у 5 выявлено по 1 пломбированному или кариозному зубу, у 5 – по 2, у 8 – по 3. Определить средний показатель интенсивности кариеса в группе.
  3. При обследовании 20 детей в возрасте 8 лет обнаружено суммарно 38 зубов, пораженных кариесом, в них 36 пломб, 10 полостей, удалены 3 временных зуба и корни 1 постоянного, 4 человека кариозных зубов не имели. Определить интенсивность кариеса зубов и полостей.
  4. В группе детского сада средний показатель интенсивности кариеса был 2,4, а через год – 3,4. Определить прирост интенсивности кариеса.
  5. В двух младших группах детского сада средний показатель интенсивности кариеса был 1,2. В одной из них (опытной) в течение 2 лет зубы ежедневно покрывалась фторлаком. Через 2 года в опытной группе интенсивность кариеса была 1,4, в другой (контрольной) – 3,2. Определить редукцию кариеса.
  6. Определить и записать интенсивность кариеса зубов и полостей:

П

а) V IV III II I | I II III IV V

С

П С С

б) V IV III II I | I II III IV V

О

П

в) V IV III II I | I II III IV V

С2 О С

П

г) 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6

С

П С

д) 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6

С О

ПС С2

е) V IV III II I | I II III IV V

С П2 О

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).

Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.

«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».

Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.

Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.

Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300Mb.

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Методы исследования стоматологического статуса. Практическое освоение индексов интенсивности кариеса и гигиенических индексов