Обсуждение составленных материалов по санпросветработе со школьниками. Коррекция материалов составленных студентами
PAGE 2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.
практического занятия № 18
по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Тема: Обсуждение составленных материалов по санпросветработе со школьниками. Коррекция материалов составленных студентами.
Цель: Обсудить со студентами основные принципы, подходы, методики и формы санпросветработы в комплексе стоматологических заболеваний со школьниками.
Место занятия: Комната гигиены и профилактики.
Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, таблицы, слайды, памятки, листовки, тексты лекций и бесед, составленные студентами, ноутбук.
Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).
План занятия
Этапы занятия |
Оборудование |
Учебные пособия и средства контроля |
Место |
Время в мин. |
1. Проверка исходных данных. |
План содержания занятия. Ноутбук. |
Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентация. |
Комната гигиены (поликлиники). |
20 |
2. Решение клинических задач. |
Ноутбук, таблицы, памятки, листовки. |
Бланки с контрольными ситуационными задачами. Тексты лекций, бесед и сказок составленные студентами. |
|| |
74,3% |
3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие. |
Лекции, учебники, дополнительная литература, методические разработки. |
|| |
10 |
Содержание занятия
Преподаватель знакомит студентов с целями и задачами предстоящего занятия. Затем каждый студент зачитывает текст беседы или лекции, которую он написал дома. После обсуждения преподаватель корректирует каждую беседу и лекцию, указывает на недостатки, если они есть, допущенные ошибки. Акцентируется внимание на особенностях составления и проведения активных форм санпросветработы с разными возрастными группами школьников. Затем студентам задаются контрольные вопросы и ситуационные задачи для выявления усвояемости материала. Занятие заканчивается решением тестовых заданий.
Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:
- Какова роль медицинских знаний населения в профилактике стоматологических заболеваний?
- Каковы основные пути и способы получения знаний населения?
- Каковы главные активные методы санпросветработы со школьниками? Основные преимущества активных методов санпросветработы.
- Каковы методы пассивной санитарно-просветительной работы с детьми? Их преимущества и недостатки.
Схема ориентировочной основы действия
подготовки и проведение основных методов работы санитарного просвещения со школьниками
Этапы проведения |
Средства и условия проведения |
Критерии и формы контроля |
1. Выяснение характера аудитории |
Получение предварительных сведений о месте проведения санпросветработы, возрасте детей, их интересах. |
|
2. Составление плана беседы (лекции). |
Знание принципов составления бесед |
План предусматривает введение, основную часть и заключение, правильное соотношение между ними. |
3. Составление текста беседы (лекции). |
Текст должен сочетать доступность изложения, быть последовательным, легким для чтения и восприятия. |
|
4. Выбор приемов и средств для использования в беседе. |
Учет особенностей восприятия аудитории, возраст, образование и др. Подготовка наглядной информации, агитации и средств наглядности. |
Средства и приёмы должны воздействовать на эмоции и чувства аудитории, быть яркими, образными, запоминающимися. |
5. Составление окончательного варианта беседы, репетиция проведения работы. |
Они должны сочетать достаточное воздействие как на paзум, так и на чувства аудитории. |
Ситуационные задачи
- Как провести урок здоровья:
- в начальных классах,
- в средних классах,
- в старших классах.
- Какие наглядные пособия можно использовать при проведении санпросветработы в школе?
- В чем принципиальные различия в проведении бесед для детей различного возраста?
- Какими вопросами можно, выяснить у детей
- 7-8 лет,
- 10-12 лет,
- 14 и старше
эффективность проведенной санпросветработы?
- Правильным ли будет проведение урока здоровья и коррекции гигиенических навыков в старших классах отдельно у девушек и юношей?
Список литературы для подготовки к занятиям по разделу
«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»
кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).
Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:
Профилактический раздел.
А. ОСНОВНАЯ.
- Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
- Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. 360с.
- Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
- Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 744с.
- Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
- Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. Омск, 1997. - 315с.
- Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. М., 1997. 136с.
- Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. Изд. 5-е переработанное и дополненное. М.: Медицина, 2003. - 640с.
- Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. 2-е изд., испр. И доп. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 391с.: ил.
- Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 766с.: ил.
- Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
- Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. 164с.
- Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. 344с.
- Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ 2001. 230с.
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 70с.
- Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. Иркутск, 2001. 87с.
- Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. 35с.
- Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. Иркутск, 1998. 52с.
- Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. 1999. - №7(77). 144с.
- Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. 292с.
- Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. СПб, 2003. - 112с.
Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО
С 2005 года
- Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. Омск, 2005. -211с.
- Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
- Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
- Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
- Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. Омск, 2007. - 68с.
Электронные учебные пособия
Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
«О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).
С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:
Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. Омск, 2011. 300Mb.
Видеофильмы
- Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
- «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:
- Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.
- В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.
Обсуждение составленных материалов по санпросветработе со школьниками. Коррекция материалов составленных студентами