Конспект урока Состав и строение атома


Тема: Состав и строение атома.

Образовательная: сформировать представления о строении атома; дать понятие протон, электрон, нейтрон.

Развивающая: характеризовать элементарные частицы (протон, электрон, нейтрон); определять элементарные частицы атома; развивать стремление самостоятельно добывать знания.

Воспитательная: воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся.

Этапы урока

I Организация начала урока

Цель: Настроить учащихся на урок. Здравствуйте ребята, садитесь. Надеюсь на сотрудничество и плодотворную работу на сегодняшнем уроке химии.

II Актуализация опорных знаний

Цель: Активизировать деятельность учащихся на выявление опорных знаний (существование химического элемента в трех формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества; уметь определять порядковый номер химического элемента и его относительную атомную массу при помощи «Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева»).

Ребята! Вы можете дать определения следующим понятиям?

    Химия (это наука о веществах, свойствах и их превращениях)

    Физическое тело (это все то, что нас окружает)

    Вещество (это то, из чего состоит физическое тело)

    Из чего состоит большая часть веществ? (из молекул)

    А чем образованы молекулы? (атомами)

    А что входит в состав атома?

Вот чтобы ответить на этот вопрос нам и поможет тема сегодняшнего урока.

И так тема: «Состав и строение атома»

Зная состав и строение атомов химических элементов, мы можем определить свойства веществ, а следовательно, их применение.

Медь – металла, проводит электрический ток – электропровода.

Алюминий – металл, легкий, самолетостроение.

Алмаз - образован атомами углерода, самый твердый, стеклорезы, сверла.

Графит – образован атомами углерода, мягкий, самый тугоплавкий твердые смазки, стержни карандашей.

Сегодня мы познакомимся со строением атома, с его элементарными частицами (протон, электрон, нейтрон), научимся определять элементарные частицы атома.

Для работы нам потребуется лист с наглядным материалом, он называется также как и тема нашего урока и рабочий лист учащегося, не забудь те его подписать.

Ребята! Вспомните, пожалуйста, в каких формах существует химический элемент?

    Свободные атомы

    Простое вещество

    Сложное вещество


Что показывает относительная атомная масса? (Во сколько раз масса данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода)

1 этап

Для тог, чтобы понять, как вы умеете использовать эти знания, я вам предлагаю выполнить задание № 1 на листе с наглядными материалами.

Даны следующие химические элементы:

P (фосфор), O2 (кислород), K2O (оксид калия), K (калий), N2 (азот), NaCl (хлорид натрия), S (сера).

Задание.

Определите форму химического элемента.

Определите порядковый номер химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.

Определите относительную атомную массу химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.

Обменялись друг с другом листами, проверили, а затем сверили с правильным ответом на доске.

III Изучение нового материала

Цель: сформировать представления о строении атома; дать понятие протон, электрон, нейтрон.

Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого «атом» означает «неделимый». Но благодаря научным открытиям: физика Стони, Джозефа Томсона, Жана Перрена, Анри Беккереля и Эрнеста Резерфорда доказано, что атом сложная частица.

2 этап

Задание № 1

Рассмотрите планетарную модель строения атома:

1. Допишите предложения.

2. Ответьте на вопрос: Почему модель атома называется планетарной?

В центре атома находится положительно заряженное ………….., которое состоит из элементарных частиц …………………… и ………………………..

Заряд ядра равен числу ………………..в нем.

Вокруг ядра с большой скоростью движутся отрицательно заряженные …………….. по …………………………………………………….