Конспект урока Состав и строение атома
Тема: Состав и строение атома.
Образовательная: сформировать представления о строении атома; дать понятие протон, электрон, нейтрон.
Развивающая: характеризовать элементарные частицы (протон, электрон, нейтрон); определять элементарные частицы атома; развивать стремление самостоятельно добывать знания.
Воспитательная: воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся.
Этапы урока
I Организация начала урока
Цель: Настроить учащихся на урок. Здравствуйте ребята, садитесь. Надеюсь на сотрудничество и плодотворную работу на сегодняшнем уроке химии.
II Актуализация опорных знаний
Цель: Активизировать деятельность учащихся на выявление опорных знаний (существование химического элемента в трех формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества; уметь определять порядковый номер химического элемента и его относительную атомную массу при помощи «Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева»).
Ребята! Вы можете дать определения следующим понятиям?
Химия (это наука о веществах, свойствах и их превращениях)
Физическое тело (это все то, что нас окружает)
Вещество (это то, из чего состоит физическое тело)
Из чего состоит большая часть веществ? (из молекул)
А чем образованы молекулы? (атомами)
А что входит в состав атома?
Вот чтобы ответить на этот вопрос нам и поможет тема сегодняшнего урока.
И так тема: «Состав и строение атома»
Зная состав и строение атомов химических элементов, мы можем определить свойства веществ, а следовательно, их применение.
Медь – металла, проводит электрический ток – электропровода.
Алюминий – металл, легкий, самолетостроение.
Алмаз - образован атомами углерода, самый твердый, стеклорезы, сверла.
Графит – образован атомами углерода, мягкий, самый тугоплавкий твердые смазки, стержни карандашей.
Сегодня мы познакомимся со строением атома, с его элементарными частицами (протон, электрон, нейтрон), научимся определять элементарные частицы атома.
Для работы нам потребуется лист с наглядным материалом, он называется также как и тема нашего урока и рабочий лист учащегося, не забудь те его подписать.
Ребята! Вспомните, пожалуйста, в каких формах существует химический элемент?
Свободные атомы
Простое вещество
Сложное вещество
Что показывает относительная атомная масса? (Во сколько раз масса данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода)
1 этап
Для тог, чтобы понять, как вы умеете использовать эти знания, я вам предлагаю выполнить задание № 1 на листе с наглядными материалами.
Даны следующие химические элементы:
P (фосфор), O2 (кислород), K2O (оксид калия), K (калий), N2 (азот), NaCl (хлорид натрия), S (сера).
Задание.
Определите форму химического элемента.
Определите порядковый номер химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.
Определите относительную атомную массу химических элементов, которые находятся в форме свободных атомов.
Обменялись друг с другом листами, проверили, а затем сверили с правильным ответом на доске.
III Изучение нового материала
Цель: сформировать представления о строении атома; дать понятие протон, электрон, нейтрон.
Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого «атом» означает «неделимый». Но благодаря научным открытиям: физика Стони, Джозефа Томсона, Жана Перрена, Анри Беккереля и Эрнеста Резерфорда доказано, что атом сложная частица.
2 этап
Задание № 1
Рассмотрите планетарную модель строения атома:
1. Допишите предложения.
2. Ответьте на вопрос: Почему модель атома называется планетарной?
В центре атома находится положительно заряженное ………….., которое состоит из элементарных частиц …………………… и ………………………..
Заряд ядра равен числу ………………..в нем.
Вокруг ядра с большой скоростью движутся отрицательно заряженные …………….. по …………………………………………………….