Сочинение на тему Пейзажная лирика Тютчева


Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева Тема природы всегда интересовала многих русских по­этов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Кра­сочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непрос­того явления. Особым чувством молодости жизни отмече­ны стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тют­чевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дис­гармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам.

Это делает его поступки хао­тичными и беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми. Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчи­нено единому, всемирному закону жизни. Природа самодос­таточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это мож­но проследить на примере таких стихотворений, как "Лет­ний вечер», "Утро в горах», "Снежные горы» и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину, гар­монию, которую передают ключевые слова "нега», "шепот», "трепет».

Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чув­ству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпи­теты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др. Например, в стихотворении "Летний вечер» поэт, чтобы полнее показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие слова, как "горячий», "ключевые воды», "зной», "раскаленный шар», "волна морская». Такое сопоставление сразу вызывает в памяти воспоми­нания о ночной свежести и умиротворенности природы. Другим подтверждением мысли о вечном покое могут слу­жить строки из стихотворения "Снежные горы»: ... И между тем как полусонный Наш дольний мир, лишенный сил, Проникнут негой благовонной, Во мгле полуденной почил.

Такое описание показывает нам самодостаточность и от­страненность природы от человека. Она равнодушна к стра­стям смертных, так как сама является вечной. Таинствен­но, как в первый день созданья: В бездонном небе звездный сонм горит... В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисо­вок, в которых выражена заветная мечта о возможном еди­нении человека и природы. Таково стихотворение "Осен­ний вечер».

Поэт передает "умильную, таинственную пре­лесть» увядания природы, это же чувствует и лирический герой. Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихот­ворении "Весенняя гроза», которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь по­вторяются слова "первый», "молодые», "весело», "смех» и др. Они передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово "весенняя» уже говорит нам о зарождении и разви­тии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и сти­хотворение "Как весел грохот летних бурь…

» гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и силу пробудившейся природы ("взме­тая», "нахлынувшая», "опрометчиво безумно», "дрожит», "широколиственно и шумно»). Иная тональность, у стихотворения "Море и утес», на­полненного философскими раздумьями. Сила природы на­правлена уже не на ее самообновление, как это утвержда­лось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная, агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы, неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии ве­ликий поэт X