Система государственного регулирования туристской деятельности
13. Система государственного регулирования туристской деятельности.
Управление и регулирование: соотношение понятий. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о государственном регулировании туристской деятельности. Принципы государственного регулирования туристской деятельности. Цели государственного регулирования туристской деятельности. Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности. Способы государственного регулирования туристской деятельности. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724.
Правовой статус Федерального агентства по туризму. Компетенция иных федеральных государственных органов в сфере СКСТ. Регулирования туристкой деятельности в субъектах РФ.
Управление и регулирование: соотношение понятий.
Государственное регулирование туризма важное звено в экономике страны, поэтому центральное место в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» занимает глава «Государственное регулирование туристской деятельности».
Следует остановиться на проблеме толкования процессов регулирования и управления.
Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общую дефиницию. Управление это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Исходя из данного определения, можно выделить основные задачи управления и в сфере туризма:
реализация цели (программы) функционирования системы;
поддержание заданного режима деятельности;
сохранение структуры.
Согласно другому подходу, это две различные функции. Управляющий позыв говорит, что делать, а регулирующий как делать. Учитывая, что туризм является особой отраслью, преимущественно образованной предпринимателями и в незначительной мере государственными структурами, управляющая посылка «что делать» влечет меру ответственности за конечный результат, поскольку предприниматель по определению исполняет свои функции по достижению прибыли за свой счет и на свой риск. Поэтому необходимо обратить внимание на то, что глава II ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящена государственному регулированию, а не управлению.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о государственном регулировании туристской деятельности.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» называет принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности,
Принципы государственного регулирования туристской деятельности.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности:
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,
содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Цели государственного регулирования туристской деятельности.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
охрана окружающей среды;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Способы государственного регулирования туристской деятельности.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
нормативного правового регулирования в сфере туризма;
разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
развития научных исследований в сфере туризма;
стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
информационного обеспечения туризма;
создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
оказания государственных услуг в сфере туризма;
взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
«Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает в статье 4, что «государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма».
Систему и структуру федеральных органов исполнительной власти устанавливает Президент РФ. На сегодняшний день система и структура федеральных органов исполнительной власти определяются Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
В соответствии с Указом федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму, находящееся в подчинении Министерства спорта туризма и молодежной политики РФ.
Правовой статус Федерального агентства по туризму.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 утверждено «Положение о Федеральном агентстве по туризму».
В соответствии с этим Постановлением Правительства РФ Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
- информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;
- осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;
- размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Агентства;
- осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
-взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях;
- создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
-организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
- реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.
Компетенция иных федеральных государственных органов в сфере СКСТ.
Наряду с Федеральным агентством по туризму отдельные функции государственного управления, сопряженные со сферой туризма, осуществляют и другие органы исполнительной власти:
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на которую возложены следующие функции:
организация и осуществление государственного и санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере зашиты прав потребителей;
осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
2. Министерство иностранных дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Наряду с общими вопросами Министерство иностранных дел:
оформляет в установленном порядке паспортно-визовую документацию;
оказывает содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации;
осуществляет меры по защите прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом.
3. Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия. В частности, в его компетенцию входит:
осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей необходимые условия для пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям;
осуществление контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей.
4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является национальным органом, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. В его компетенцию входят:
реализация государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, установления и использования стандартов и эталонов;
осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов Российской Федерации в области контроля за соблюдением требовании безопасности товаров (работ, услуг), в т.ч. в области туризма; обеспечение функционирования и развития систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизация с международными (региональными) и национальными системами зарубежных стран;
организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора.
5. Федеральная таможенная служба является учреждением, осуществляющим руководство системой таможенных органов РФ, с которой тесно связана сфера международного туризма. В его компетенцию наряду с общими вопросами входит:
взимание таможенных платежей;
таможенное оформление;
таможенный и валютный контроль.
6. Федеральная налоговая служба осуществляет важную для сферы туризма деятельность:
контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;
валютный контроль в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. и в области туризма).
7. Федеральная миграционная служба непосредственно связана с каждым туристом, т.к. осуществляет:
выдачу паспортов;
регистрацию и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
адресно-справочную работу;
регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, выдачу им документов на право проживания;
оформление документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу.
8. Министерство здравоохранения и социального развития РФ контролирует сферу туризма, т.к. в его компетенцию входит санитарно-эпидемиологический контроль, направленный на предотвращение распространения опасных инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Регулирования туристкой деятельности в субъектах РФ.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.
Государственное регулирование в сфере туризма на территории Тверской области до сентября 2011г. осуществлял орган государственной исполнительной власти - Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, созданный 19 июня 1996 г.
В сентябре 2011 г. его функции переданы министерству экономического развития Тверской области.
С 2005 г. Администрацией и Законодательным Собранием Тверской области разрабатываются и реализуются законы «Об областной целевой программе «Развитие туризма в Тверской области ». Областная целевая программа (ОЦП) ориентирована на создание условий для развития туристской отрасли Тверской области.
Для решения поставленных государственных задач, комитет выполняет сложную и многоплановую деятельность по разработке стратегии развития туризма в Тверской области и организации межотраслевого взаимодействия.
Функции комитета (Теперь, вероятно, это функции министерства экономического развития Тверской области.)
законотворческая деятельность по совершенствованию правового поля на региональном уровне;
разработка и издание разнообразной туристской литературы, включая серию тематических альманахов (культурно-познавательный и паломнический туризм, охота и рыбалка), путеводителей и каталогов. Постоянным партнером комитета по туризму является старейшее российское издательство «Вокруг света»;
представление туристско-рекреационного потенциала Тверской области на основных международных туристских выставках в России и за границей (Италия, Германия);
взаимодействие с муниципальными образованиями Тверской области по координации действий в туристской сфере, включая разработку и реализацию районных программ развития туризма, привлечение инвесторов, создание новых туристских маршрутов и проектов по развитию туристских зон;
формирование партнерских связей со средствами массовой информации по подготовке изданий, посвященных Тверской области, по проведению пресс-туров, конференций и семинаров, всего того, что способствует продвижению Тверской области как региона благоприятного для туризма и отдыха;
ведение мониторинга совместно с Росстатом, Информационным туристским центром Правительства г. Москвы по оценке состояния туристской сферы Тверской области в ЦФО и России в целом.
С целью привлечения туристов в разных уголках Тверской области комитетом по туризму проводится целый ряд самых различных мероприятий: крупнейшая в России Верхневолжская парусная регата в Конаково; фестиваль шансона памяти Михаила Круга в Твери; торгово-туристский фестиваль «Купеческий караван» в Торжке и др.
Примечание: при ответе на этот вопрос нужно знать, что:
Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Система государственного регулирования туристской деятельности