Система государственного регулирования туристской деятельности

13. Система государственного регулирования туристской деятельности.

Управление и регулирование: соотношение понятий. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о государственном регулировании туристской деятельности. Принципы государственного регулирования туристской деятельности. Цели государственного регулирования туристской деятельности. Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности. Способы государственного регулирования туристской деятельности. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724.

Правовой статус Федерального агентства по туризму. Компетенция иных федеральных государственных органов в сфере СКСТ. Регулирования туристкой деятельности в субъектах РФ.

Управление и регулирование: соотношение понятий.

Государственное регулирование туризма — важное звено в экономике страны, поэтому центральное место в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» занимает глава «Государственное регулирование туристской деятельности».

Следует остановиться на проблеме толкования процессов регулирования и управления.

Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общую дефиницию. Управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Исходя из данного определения, можно выделить основные задачи управления и в сфере туризма:

— реализация цели (программы) функционирования системы;

— поддержание заданного режима деятельности;

— сохранение структуры.

Согласно другому подходу, — это две различные функции. Управляющий позыв говорит, что делать, а регулирующий — как делать. Учитывая, что туризм является особой отраслью, преимущественно образованной предпринимателями и в незначительной мере государственными структурами, управляющая посылка «что делать» влечет меру ответственности за конечный результат, поскольку предприниматель по определению исполняет свои функции по достижению прибыли за свой счет и на свой риск. Поэтому необходимо обратить внимание на то, что глава II ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» посвящена государственному регулированию, а не управлению.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о государственном регулировании туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» называет принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности,

Принципы государственного регулирования туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности:

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели государственного регулирования туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Способы государственного регулирования туристской деятельности.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности:

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

нормативного правового регулирования в сфере туризма;

разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

развития научных исследований в сфере туризма;

стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;

формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);

информационного обеспечения туризма;

создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

оказания государственных услуг в сфере туризма;

взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

«Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724.

ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает в статье 4, что «государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма».

Систему и структуру федеральных органов исполнительной власти устанавливает Президент РФ. На сегодняшний день система и структура федеральных органов исполнительной власти определяются Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Указом федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму, находящееся в подчинении Министерства спорта туризма и молодежной политики РФ.

Правовой статус Федерального агентства по туризму.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 утверждено «Положение о Федеральном агентстве по туризму».

В соответствии с этим Постановлением Правительства РФ Федеральное агентство по туризму осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

- информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

- осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

- размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Агентства;

- осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

-взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации интересов Российской Федерации в международных организациях;

- создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма. Порядок их создания, деятельности и ликвидации определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

-организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;

- реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.

Компетенция иных федеральных государственных органов в сфере СКСТ.

Наряду с Федеральным агентством по туризму отдельные функции государственного управления, сопряженные со сферой туризма, осуществляют и другие органы исполнительной власти:

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на которую возложены следующие функции:

— организация и осуществление государственного и санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере зашиты прав потребителей;

— осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

2. Министерство иностранных дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Наряду с общими вопросами Министерство иностранных дел:

— оформляет в установленном порядке паспортно-визовую документацию;

— оказывает содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации;

— осуществляет меры по защите прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом.

3. Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия. В частности, в его компетенцию входит:

— осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей необходимые условия для пользования учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям;

— осуществление контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей.

4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является национальным органом, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. В его компетенцию входят:

— реализация государственной политики в сфере стандартизации, метрологии и сертификации, установления и использования стандартов и эталонов;

— осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов Российской Федерации в области контроля за соблюдением требовании безопасности товаров (работ, услуг), в т.ч. в области туризма; — обеспечение функционирования и развития систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизация с международными (региональными) и национальными системами зарубежных стран;

— организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, за сертифицированной продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора.

5. Федеральная таможенная служба является учреждением, осуществляющим руководство системой таможенных органов РФ, с которой тесно связана сфера международного туризма. В его компетенцию наряду с общими вопросами входит:

— взимание таможенных платежей;

— таможенное оформление;

— таможенный и валютный контроль.

6. Федеральная налоговая служба осуществляет важную для сферы туризма деятельность:

—контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;

—валютный контроль в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

—регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. и в области туризма).

7. Федеральная миграционная служба непосредственно связана с каждым туристом, т.к. осуществляет:

—выдачу паспортов;

—регистрацию и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;

—адресно-справочную работу;

—регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, выдачу им документов на право проживания;

—оформление документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу.

8. Министерство здравоохранения и социального развития РФ контролирует сферу туризма, т.к. в его компетенцию входит санитарно-эпидемиологический контроль, направленный на предотвращение распространения опасных инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Регулирования туристкой деятельности в субъектах РФ.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Государственное регулирование в сфере туризма на территории Тверской области до сентября 2011г. осуществлял орган государственной исполнительной власти - Комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области, созданный 19 июня 1996 г.

В сентябре 2011 г. его функции переданы министерству экономического развития Тверской области.

С 2005 г. Администрацией и Законодательным Собранием Тверской области разрабатываются и реализуются законы «Об областной целевой программе «Развитие туризма в Тверской области ». Областная целевая программа (ОЦП) ориентирована на создание условий для развития туристской отрасли Тверской области.

Для решения поставленных государственных задач, комитет выполняет сложную и многоплановую деятельность по разработке стратегии развития туризма в Тверской области и организации межотраслевого взаимодействия.

Функции комитета (Теперь, вероятно, это функции министерства экономического развития Тверской области.)

—законотворческая деятельность по совершенствованию правового поля на региональном уровне;

—разработка и издание разнообразной туристской литературы, включая серию тематических альманахов (культурно-познавательный и паломнический туризм, охота и рыбалка), путеводителей и каталогов. Постоянным партнером комитета по туризму является старейшее российское издательство «Вокруг света»;

—представление туристско-рекреационного потенциала Тверской области на основных международных туристских выставках в России и за границей (Италия, Германия);

—взаимодействие с муниципальными образованиями Тверской области по координации действий в туристской сфере, включая разработку и реализацию районных программ развития туризма, привлечение инвесторов, создание новых туристских маршрутов и проектов по развитию туристских зон;

—формирование партнерских связей со средствами массовой информации по подготовке изданий, посвященных Тверской области, по проведению пресс-туров, конференций и семинаров, всего того, что способствует продвижению Тверской области как региона благоприятного для туризма и отдыха;

—ведение мониторинга совместно с Росстатом, Информационным туристским центром Правительства г. Москвы по оценке состояния туристской сферы Тверской области в ЦФО и России в целом.

С целью привлечения туристов в разных уголках Тверской области комитетом по туризму проводится целый ряд самых различных мероприятий: крупнейшая в России Верхневолжская парусная регата в Конаково; фестиваль шансона памяти Михаила Круга в Твери; торгово-туристский фестиваль «Купеческий караван» в Торжке и др.

Примечание: при ответе на этот вопрос нужно знать, что:

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Система государственного регулирования туристской деятельности