План—конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи
План—конспект урока музыки
Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
--воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);
--развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;
- учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.
Вид урока: «урок открытых мыслей», урок - беседа.
Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.
Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.
Средства обучения: Аудиозапись романса М. Глинка « Я помню чудное мгновенье» исп. С. Лемешев, М. Глинка « Вальс—фантазия», протрет композитора М. Глинка, романс С. Рахманинова « Осторовок» С. Лемешев, картина В. Борисова-Мусатова « У водоёма»; слайд—презентация; плакат « Средства музыкальной выразительности».
Ход урока:
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.
I Организационный момент.
II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.
Скажите, что за произведение мы с вами прослушали?
Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)
III Постановка цели занятия перед учащимися.
Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.
(строки стихотворения Пушкина и его портрет)
Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? (о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).
Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.
Тема урока сегодня, ребята «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи». Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина, о прекрасной эпохе 19 века. (тема урока)
IV Первичное усвоение новых знаний.
Одно из своих самых лучших стихотворений « Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн---красавице, светской львице, которая в своём доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.(А. П. Керн и салоны )
Учитель: Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения.
Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина. (портрет М. Глинка, название романса и его исполнитель)
Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)
Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя?( ответы детей).
Ученики: Музыка дополняет содержание романса.
Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?
К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)
Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п.
Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:
( « портрет Струйской» Ф. Рокотов и стихотворение Н. Заболоцкого)
читает учитель)
Можно ли посвятить этой картине, этой девушке романс Глинка, стихотворение Пушкина. (ответы детей)
Учитель: Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)
Учитель: Скажите—а это произведение созвучно с картиной Рокотова?
(портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова : « Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»)
Учитель: этот романс и вальс—фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин своё стихотворение. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.
V Первичная проверка понимания.
Мы с вами выяснили—что эти произведения искусства созвучны друг другу.
(стихотворение К. Бальмонта « Островок», картина В. Борисова—Мусатова « У водоёма», звучит фрагмент романса « Островок» С. Рахманинова)
Вокально—хоровая работа.
Исполнение песни « Первое сентября» сл. и муз. Николая Моткова
VI Обобщение и закрепление знаний
Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.
VII Информация о домашнем задании
Учитель: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.
VIII Рефлексия.
Учитель: Что вы делали на уроке?
Что вы на уроке сегодня узнали нового?
Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?
О чём вы хотели бы узнать побольше?
Поставьте себе оценки за работу на уроке—если вы ответили на все вопросы—поставьте «5», если вы ответила с одной ошибкой—поставьте себе «4», если у вас несколько ошибочных ответов—поставьте себе соответствующую оценку. Я думаю мы с вами ещё доработаем непонятные вам вопросы. Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!