Логика вопросов и ответов
red0;;МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
НПУ iм. М. П. Драгоманова
РЕФЕРАТ
На тему: Логика вопросов и ответов
Виконала: студентка 2-го курсу
рос группи
Степаненко Анастасiя
Київ 2014
План
Введение
- Определение вопроса и ответа
- Виды вопросов.
2.1 Правильно и не правильно поставленные вопросы
2.2 Закрытые и открытые вопросы
2.3 Уточняющие и восполняющие вопросы
2.4 Простые и сложные вопросы
- Виды ответов
3.1 Истинные и ложные ответы
3.2 Прямые и косвенные ответы
.3 Краткие и развернутые ответы
3.4 Полные и неполные ответы
- Логические основы аргументации
- Теория аргументации
- Логические ошибки. Требования к аргументам и тезисам
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С суждениями тесно связана такая форма мышления, как вопрос. Вопросы -- особая логическая реальность. По утверждению английского философа Р. Коллингвуда, логика, обращающая внимание только на ответы и пренебрегающая вопросами, -- ложная логика.
Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу - необходимый элемент логической культуры. И. Кант писал: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето".
Вопросы возникают там, где есть познавательная неопределенность. Вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение или отрицание чего-либо, в то время как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам, в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. Хотя сам вопрос не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений. Раздел логики, изучающий вопросы, называется эротетическая или интеррогативная логика. В ней "единицей мысли" выступает комплекс вопроса и ответа.
Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Без вопроса нет и не может быть познания. Великая познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Вопрос - могучий стимулятор развития знания. Отношения человека с окружающим миром могут быть представлены как своего рода диалогом, в котором вопросы и ответы постоянно сменяют друг друга.
-
Определение вопроса и ответа
Вопрос и ответ -- два взаимосвязанных термины, обозначающие особое направление умственно-речевой деятельности людей, субъектов познания и общения, на получение точного, полного знания (информации) об объективном мире и поиск нового знания (новой информации) Субъект х ставит различные вопросы в процессе познавательной и коммуникативной деятельности, на которые он получает различные отвечает види от других субъектов или дает ответа сам.
Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний. Логическая структура вопроса такова: 1) исходное знание; 2)требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию. Первая часть вопроса называется его предпосылкой, или базисом, а вторая - оператором вопроса. Именно это требование определяет вопросительную форму вопроса. Многие вопросы потенциально включают в себя также искомое знание. В явной форме оно содержится в программированных вопросах. Наконец, практически любой осмысленный вопрос связан с убеждением в существовании либо хотя бы одного истинного ответа (позитивная установка), либо как минимум одного ложного ответа (негативная установка). Например, следователь, задавая вопрос: "Кто звонил подозреваемому после 19 часов?", ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека. В вопросе содержится информация о том, что подозреваемому звонили после 19 часов (предпосылка вопроса), а словом "кто" выражено требование новой информации (оператор вопроса). Или другой вопрос: "Перестал ли Джон бить свою жену?". Его предпосылка, что Джон обычно бил свою жену. Требование уточнить эту информацию (слово "ли" вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произнесении) - оператор вопроса.
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Они не содержат побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении "Какой же студент не любит получать отличные оценки на экзамене?" содержится утверждение, что каждый студент любит получать отличные оценки на экзамене, а вовсе не вопрос. Или, например, в риторическом вопросительном предложении "Какой он юрист?" содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос.
В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса (datum questionis).
Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляю-щим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индукти-вной логики - Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания.
2. Виды вопросов
2.1 Правильно и неправильно поставленные вопросы
В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.
Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.
Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: “Какой размер обуви у снежного человека?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании снежного человека. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека.
В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или “провокационный”.
2.2 Закрытые и открытые вопросы
Вопросы могут бытьзакрытыми и открытыми.
Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.
Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов. Например, вопрос “Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации Украины?” является открытым, потому что человек может высказывать свое собственное мнение по этому поводу.
Этот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, “Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации Украины?” (Считаю ее деятельность удовлетворительной; считаю ее деятельность неудовлетворительной; не могу ответить).
2.3 Уточняющие и восполняющие вопросы
По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:
- уточняющие , или ли-вопросы;
- восполняющие , или что-вопросы.
Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: “Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?” “Действительно ли институт имеет третью степень аккредитации?” “Является ли должностной подлог преступлением?”
Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”; “Является ли ...”; “Так ли, что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимные выражения.
Схема ли-вопроса в символической записи выглядит следующим образом ? (p ), где “? ” - оператор вопроса, “p ” - суждение, истинность которого выясняется.
Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание о предмете ( Луне; институте; должностном подлоге.) и знание о возможном признаке этого предмета (вращаться вокруг Земли; иметь третью степень аккредитации; являться преступлением). Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.
Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р р . Отсюда другое название этого вопроса - закрытый или альтернативный вопрос.
Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: “Где состоялся Всемирный чемпионат по футболу 1998 года?” “Кто изобрел телефон?”
“Когда произошло последнее извержение вулкана Везувий?” Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.
Схема что-вопросов в символической записи выглядиттак:?х (р ), где “? ” - оператор вопроса, “х ” - переменная для вопросительного слова, “р ” - исходное, нуждающееся в дополнении суждение. В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: Где-то состоялся Всемирный чемпионат по футболу; Кто-то изобрел телефон; Когда-то произошло последнее извержение вулкана Везувий. Область поиска ответов на что-вопрос представляет собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? ( и т.д.) . Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах - месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос - это выбор истинного суждения из множества возможных, его также называют открытым вопросом.
2.4 Простые и сложные вопросы
Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными .
Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Для уточняющих вопросов простым будет вопрос, в котором выясняется истинность лишь одного суждения? (p ). Для восполняющих вопросов простым будет вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению -?х (р ).
Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:
- соединительными (конъюнктивными);
- разделительными (дизъюнктивными);
- смешанными (соединительно-разделительными).
Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, в котором выясняется истинность двух и более суждений.. Например, “Являются ли штраф и пеня дополнительными видами ответственности за нарушение обязательств?”. Например, “Верно ли, что договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной форме?”.
Для восполняющих вопросов сложным будет вопрос, включающий два и более вопросительных слова, а также вопрос, в котором вопросительное слово или слова относятся к двум и более суждениям. Примером конъюнктивного восполняющего вопроса может быть следующий вопрос: “Где и когда состоялось подписание актов о капитуляции фашисткой Германии и фашисткой Японии в конце второй мировой войны. Фактически он включает четыре конъюнктивно связанных простых вопроса:
1) “Где состоялось подписание акта о капитуляции Германии?”
) “Когда состоялось подписание этого акта?”
) “Где состоялось подписание акта о капитуляции Японии?”
) “Когда состоялось подписание этого акта?”
Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения - ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение - уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию.
3. Виды ответов
Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии или в процессе допроса - либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.
Среди ответов различают:
- истинные и ложные;
- прямые и косвенные;
- краткие и развернутые;
- полные и неполные.
По гносеологическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный , если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный , если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.
Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на восполняющий вопрос “Когда была принята Конституция Украины?” будет суждение: “Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года”. Прямым ответом на уточняющий вопрос - “Является ли дельфин рыбой?” будет суждение: “Нет, дельфин не является рыбой”.
Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. Так, для вопроса “Когда была принята Конституция Украины?” косвенным будет следующий ответ: ”Конституция Украины была принята накануне 5-ой годовщины независимости Украины”. На вопрос “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет ответ: “Дельфин относится к млекопитающим животным”.
При реконструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени принятия Конституции Украины, но и о времени наступления 5-ой годовщины независимости Украины. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией, о том что дельфин - это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.
По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.
Краткие - это односложные - утвердительный и отрицательный ответы: “да” или “нет”. Развернутые- это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос “Был ли Карл Маркс атеистом?” могут быть получены утвердительные ответы: краткий - “Да”; развернутый - “Да, Карл Маркс был атеистом. ”; отрицательные ответы: краткий - “Нет”; развернутый - “Нет, Карл Маркс не был атеистом. ”
Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными. По объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными . Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.
Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный уточняющий вопрос: “Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?” полным будет следующий ответ : “Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, дополнение - второстепенным членом .” На сложный восполняющий вопрос: “Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?” полным будет следующий ответ: “Памятник великому князю киевскому Владимиру Святославовичу установлен в 1853 году в Киеве в честь 770-летия крещения Руси. ”
Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос - : “Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?” - неполным будет ответ: “Нет, неверно, подлежащее является главным членом предложения”. На вопрос “Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?” - неполным будет ответ: “Памятник князю Владимиру Святославовичу установлен в честь 770-летия крещения Руси. ”
Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о роли сказуемого в предложении, а второй ответ не указывает время и место установления памятника.
Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос , таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.
Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.
Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих или “провокационных” вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты, т.е. люди прибегающие к логическим уловкам. Один из них - софизм “рогатый”, когда предлагают ответить на вопрос: “Продолжаешь ли ты носить рога?” В другой уловке софист спрашивает: “Продолжаешь ли ты бить своего отца?”
Скрытые в этих вопросах утверждения приводят к тому, что независимо от характера ответа на них - “да” или “нет”, отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога, или же, что он бил раньше или бьет сейчас своего отца.
Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный еще древним грекам софизм “куча”. Софист задает вопрос: ”Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?” На вопрос отвечают: “Да”. Софист продолжает: ” А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?” Снова ответ: “да”. Утвердительные ответы продолжаются до того момента, когда от кучи песка уже ничего не осталось.
Эта уловка строится на неопределенности понятия “куча”. Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие “куча” не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.
Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов - кто? что? где? когда? как? и т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.
В вопросе “Кто изобрел телефон?” под словом “кто” имеется в виду личность, но неясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: “когда” - эпоха, век, год, месяц, число; “где” - континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.
Особые трудности могут возникать при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос - “Является ли Рихард Вагнер французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин?” краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:
) “Рихард Вагнер является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;
) “Рихард Вагнер не является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;
) “Рихард Вагнер не является французским композитором, но является автором оперы “Лоэнгрин”.
Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос “Курение вредно или аморально?” ответить “Да”, то не ясно что имеется в виду:
- Курение и вредно и аморально;
- Курение вредно, но не аморально;
- Курение не вредно, но аморально.
Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае - развернутым отрицательным, а во втором - развернутым утвердительным ответами.
-
Логические основы аргументации - Теория аргументации
Доказательство и опровержение. Несмотря на то, что доказательство и аргументация являются весьма близкими понятиями, их нельзя считать тождественными. Аргументация более широкое понятие, поскольку является таким способом рассуждения, который включает в себя как доказательство, так и опровержение. В процессе аргументации ставится задача убеждения оппонента в истинности выдвигаемого тезиса и соответственно ложности антитезиса.
В формальной логике доказательство представляет собой обоснование истинности какого-либо суждения или системы суждений. Исходными суждениями доказательства являются аргументы, а то суждение, обоснование истинности которого является его целью, тезисом. Однако достоверность суждения, обоснованного посредством доказательства, не носит безусловного характера. В большинстве случаев доказанное суждение представляет собой лишь относительную истину.
Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
Тезис, аргументы и демонстрация это основные элементы структуры доказательства. В традиционной логике доказательства делятся на прямые и косвенные (непрямые). При прямом доказательстве истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Косвенное доказательство это такое, в котором заключение об истинности выдвинутого тезиса обосновывается путем опровержения некоторого другого суждения, находящегося в определенном отношении к тезису. Обычно рассматривают разделительные и апагогические доказательства.
В разделительном доказательстве используется метод исключения. Тезис представляет собой один из членов дизъюнкции суждений, о которой известно, что она истинна. Разделительное доказательство строится из опровержения всех членов дизъюнкции кроме одного, например:Чемпионом студенческой спартакиады мог стать либо А.,либо В., либо С.Известно, что не стали чемпионами ни А., ни В. Чемпионом стал С.
В апагогическом косвенном доказательстве (от греч. apagoge вывод) вывод об истинности тезиса делается путем опровержения противоречащего ему суждения (антитезиса) посредством выведения из последнего такого заключения, которое является ложным. Следовательно, ложное заключение свидетельствует о ложности антитезиса, что, в свою очередь, удостоверяет истинность тезиса. Это выведение называется «приведением к абсурду».
Опровержение это обоснование ложности определенного суждения. Опровержение высказывания есть доказательство его отрицания. Суждение, которое пытаются опровергнуть, в логике называют тезисом опровержения. Высказывания, с помощью которого опровергают данный тезис, называют аргументами опровержения. Существует три способа опровержения: 1) опровержение тезиса (прямое и косвенные); 2) критика аргументов; 3) выявление несостоятельности демонстрации. При опровержении тезиса можно использовать следующие два способа: опровержение фактами и сведение к абсурду. Доказывается ложность или несостоятельность аргументов, выдвинутых оппонентом в процессе обоснования своей позиции. Демонстрируются ошибки в форме доказательства, например, когда между тезисом и приведенными аргументами нет логической связи. В этом случае тезис так и остается не доказанным оппонентом Правила доказательного рассуждения и возможные логические ошибки. В логике обычно выделяют три группы правил доказательного рассуждения.
-
Логические ошибки. Требования к аргументам и тезисам
Правила и ошибки, относящиеся к тезису:Тезис должен быть ясным и точным.Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса аргументации. При нарушении данных правил могут возникнуть следующие ошибки:
1. Полная или частичная подмена тезиса. Это происходит, когда выдвинутый тезис «забывается» (умышленно или неумышленно), и на смену ему приходит другое положение, которое и аргументируется. 2. Довод к личности. Ошибка или уловка состоит в незаметном подмене доказательства выдвинутого тезиса ссылками на персональные особенности личности, выдвинувшей тезис.
Правила и ошибки, по отношению к аргументам доказательства:
Аргументы должны быть истинными. Приведенных аргументов должны быть достаточно для доказательства тезиса.Аргументы должны быть автономны, то есть их истинность должна быть доказана независимо от тезиса. Ошибки по отношению к аргументам доказательства:
1. Основное заблуждение. Ошибка происходит, когда ложное суждение принимается в качестве истинного аргумента. Ошибка может быть непреднамеренной. Например, долгое время истинным считалось суждение о том, что Земля плоская, так как, будь она круглой, люди не могли бы на ней удержаться на ногах. Соответственно, кругосветное путешествие невозможно.
2.Предвосхищение основания. Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на неопределенно истинные суждения (мнения, слухи и т. п.), которые только предвосхищают выдвигаемое положение, а не обосновывают его достоверно.
3. Порочный круг в демонстрации. Эта ошибка происходит, когда выдвигаемое положение обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же положением.
Список использованной литературы
- Алексеев П. В. , Панин А. В. Философия. - Изд. 2-е М., 2003.- с.126-127.
- Стрельник О. Н. Философия. М., 2002.- с 58
- Арюлин А.А Учебно-методическое пособие по изучению курса «Логика». К.,1997;
- Ерашев А.А., Сластенко Е.Ф. Логика. К.,1993;
- Хоменко Е.В., Алексюк И.А. Основы логики. К.,1996;
- Кириллов В.И, Старченко А.А. Логика., М.,1987.
- Логіка - Карамишева Н.В. 2011
23
Логика вопросов и ответов