«Евгений Онегин»: от романа к опере и обратно
В марте 1877 года композитор Пётр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая даёт ему идею написать либретто к опере по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чайковский, поражённый этой мыслью, заявляет, что «Онегин» — “святая книга”, к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать его мысли и ночью и днём, и Чайковский, используя текст Пушкина, сам пишет Либретто. (Либретто — литературный текст оперы, её основа.) В 1881 году оперу ставят в Москве, в Большом театре, силами студентов Московской консерватории. Композитор настаивал на том, чтобы арии героев Пушкина исполняли молодые, начинающие певцы.
Роман (бессмертное произведение) Пушкина начинается со вступления, в котором поэт знакомит нас со своим героем. В опере тоже есть вступление — это Увертюра, что значит “открытие” в переводе с французского.
Прослушивание увертюры к опере.
— Чья же это музыкальная характеристика?
(Это первая музыкальная характеристика Татьяны.)
— Чем объяснить тот факт, что героиней увертюры у Чайковского является Татьяна, а не Онегин?
(Для композитора, как и для многих читателей и критиков романа, именно Татьяна является главной героиней произведения.)
— Вспомните, какой рисует свою героиню Пушкин?
(Простой, мечтательной, поэтичной, с глубоким внутренним миром, богатым воображением, одинокой.)
— Какой предстаёт Татьяна в музыке, что в её характере подчёркивает музыка?
(Она грустит, её тема звучит в миноре, неторопливо, спокойно, плавно, в музыке часты остановки, в ней слышатся паузы, вздохи.)
— Мы увидели, как создаётся образ нашей героини в поэзии и музыке. Сейчас посмотрим фрагмент фильма