Сборник заданий для формирования устных вычислительных навыков у младших школьников
Устный счёт 1-2 класс
Автор: Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО "Ейский педагогический колледж "
Описание работы: данный сборник будет полезен учителям начальных классов для проведения устного счёта в 1 и 2 классах. Многие задания можно использовать и в 3-4-ых классах, усложняя их соответственно, добавляя нужные примеры.
Задания для устного счёта в 1 классе.
1. Рассели жильцов.
Цель: закрепление знаний о составе числа.
Это – числовой домик. На каждом этаже две квартиры.В треугольнике живёт хозяин дома. На одном этаже может жить столько жильцов, сколько обозначает число - хозяин домика. Ваша задача расселить жильцов.
2. Незадачливый математик.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания;
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
2+3=_ 3+_=4 _+8=9 4+_=7 4_3=1
_-4=4 7-_=2 9+_=9 _-6=3 7+_=1
9_2=7 5+_=9 2+_=5 3_5=8 3_3=0
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10,9,+) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть?
Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.
Можно использовать данное задание на слайде. Очень удобно по щелчку возвращать нужные листочки с ответами на место
3. Забей мяч в корзину.
Цель: Закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания.
На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа. Задание: придумать как можно больше примеров, ответом на которые будет число над корзиной.
4. Расшифруй слово.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. Решите примеры. Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания.
4+3= и 7-2-1= н3-2+6=и 7+0+1-4=4 с
6-2= ж 5-4+1= о5+1+2=м 4-1+6-7=2 о
2+6= е 4-1-2= с9-3-3=ц 7-5+1+3=6 я
10-4=н 2+2+2= е8-5+1=н 2+3+4-8=1 р
7-4= о 3+4-2= ц4+3-2=а 9-9+5-0=5 и
10-5=е 4-3+2= л6+2-7=у 6-4+6-5=3 с
5-3= л (Солнце)(Умница)(Россия)
9-8= с
(Сложение)
5. Задачи в стихотворной форме.
Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20. Задачи читаются учителем вслух.
Пять малышек - медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
Скольким сон хороший снится?
(5-1=4)
Цапля по водешагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть – под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно!
(2+6=8)
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в с хоре голосов?
(7-2=5)
Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках ёж?
(10-8=2)
Что так начало греметь?
Ульи строит наш медведь.
Ульев сделал он лишь семь-
На два меньше, чем хотел.
Сколько ульев хотел сделать мишка?
(7+2=9)
При решении более сложных задач (в два действия) можно выставить карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действия дети ставят самостоятельно. Ветер дунул – лист сорвал
И ещё один упал
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать?
(1+1+5=7)
В кузове моем лежат.
Два опенка, пять маслят,
Пара рыжиковрумяных,
Сколько всех грибов, ребята?
(2+5+2=9)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Три несут былинку,
Пять несут иголки.
Сколько муравьев под елкой?
(2+3+5=10)
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Два – в раскрытое окно.
Сколько было их всего?
(3+1+2=6)
У меня стоят на полке
Два зеленых лягушонка,
Два медведя имышонка,
И чудесный кукушонок.
А еще стоит слоненок
И щенок с зашитым ухом,
Розовенькийпоросенок
С красной пуговкой на брюхе.
А теперь хочу послушать:
Сколько у меня игрушек?
(2+2+2+1+1+1+1=10)
Надоело нашей Леночке
По слогам слова читать.
Стала наша девочка
Водворе ворон считать:
«Одна на дереве сидит,
Ещё однав окно глядит,
Три сидят накрыше,
Чтобы все слышать!»
Так скажите, сколько птиц
Насчитал наш ученик?
(1+1+3=5)
Полюбили ребятишки
Приключенческие книжки.
Прочитал десяток Коля,
Надве книги меньше – Оля,
Сосчитайте, ребятишки,
Все прочитанные книжки.
(10+8=18)
В«Газике» ехало семь пассажиров
На автостанции вышло четыре.
Двое в автобус вошли у вокзала.
Сколько людей в том автобусе стало?
(7-4+2=5)
6. Задачи на развитие логического мышления.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти
Иван царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кощеево царство? (1)
Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда начала строить раньше Кая. Кто работал быстрее? (Кай)
Даша и Маша получили в школе пятёрки: одна – по математике, другая – по литературе. По какому предмету получила пятёрку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике? (Даша по математике, Маша по литературе)
Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса Барабаса в доме папы Карло. Один под кроватью, другой - в шкафу, а третий — в печке. Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Кто где спрятался?(Мальвина в шкафу, Буратино под кроватью, Пьеро в печке)
В понедельник Незнайка нарисовал одного коротышку, во вторник – двоих, в среду – троих и так до конца недели. Сколько коротышек нарисовал Незнайка в воскресенье? (7)
Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле? (карандаш)
Юра и Петя подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, ребята переправились на этой лодке. Как им это удалось? (ребята подошли к левому и правому берегу одной реки.)
7. Задачи-шутки.
Цель: Развитие критического и логического мышления.
Три мальчика, Коля, Петя и Миша, отправились в магазин. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашёл один Миша, если бы он пошёл в магазин? (3 рубля)
3 товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух товарищей - учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу?(3 товарища)
Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей? (2 свечи)
Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа?(одинаково)
Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)
Сколько орехов в пустом стакане?(нисколько)
Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)
Задания для устного счёта во 2 классе.
1. Незадачливый математик. (как в 1 классе)
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания; умножения и деления.
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
66+21=_ 33_3=11100_9=90047_12=59
54_15=69 4_3=12 56_8=4866_1=66
_+34=76 43-_=8978+12=__+13=15
2. Лабиринт.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания.
Учащиеся должны пройти через двое ворот лабиринта таким образом, чтобы значение суммы равнялось 13.
3. Разгадайте ребус.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания, развитие логического мышления.
_ _ - _ = 8
Возможны несколько вариантов ответов к ребусу:
10 – 2 = 8
11 – 3 = 8
12 – 4 = 8
13 – 5 = 8
14 – 6 = 8
15 – 7 = 8
16 – 8 = 8
17 – 9 = 8
4. Круговые примеры.
Цель: закрепление навыков вычитания и сложения круглых чисел.
Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого.
5. Соедините числа с их суммой разрядных слагаемых.
Цель: закрепление разрядного состава двузначных чисел.
36 40 + 8
63 80 + 4
48 30 + 6
84 60 + 3
6. Соедините выражения с одинаковыми значениями, не вычисляя.
Цель: закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.
7 + 69 + 6
9 + 88 + 3
5 + 76 + 7
6 + 98 + 9
3 + 87 + 5
6. Прочитайте только примеры с ответом 50.
Цель: закрепление действий над круглыми числами;
20 + 3080 – 40
20 + 2070 – 20
10 + 40 90 – 30
60 – 2040 + 10
30 + 20 70 – 30
40 + 2090 – 40
7. Задачи на сравнение.
Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Чем похожи числа?
а) 7 и 71;
б) 77 и 17;
в) 31, 38, 345;
г) 24, 54, 624;
д) 5 и 15;
е) 12 и 21;
ж) 20 и 40;
з) 333 и 444.
2. Чем похожи и чем отличаются числа?
а) 5 и 50;
б) 17 и 170;
в) 201 и 2010;
г) 8 и 800;
д) 14, 16, 20, 24.
3. Сравнить числа:
а) 26 и 4;
б) 31 и 48.
4. Сравнить фигуры:
а) треугольник и четырёхугольник;
б) круг и квадрат;
в) прямоугольник и квадрат;
г) прямоугольник и ромб.
8. Математические выражения.
Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Даны математические выражения: 3 + 4 и 1 + 6
Сравнить их между собой.
Ответ:
1) одинаковый знак действия (сложение);
2) первые слагаемые меньше вторых;
3) первые слагаемые – нечётные числа, а вторые – чётные;
4) в каждом выражении по два слагаемых;
5) результаты сложения одинаковые.
2. Даны математические выражения, сравнить их между собой.
а) 7 – 2 и 9 – 4;
б) 15 : 3 и 25 : 5;
в) 5 •6 и 15 • 2.
9. Сравнение чисел и фигур.
Цель: Развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Назвать группу чисел одним словом:
а) 2, 4, 7, 9, 6;
б) 12, 18, 25, 33, 48, 57;
в) 231, 564, 872, 954.
2. Назвать группу чисел одним словом:
а) 2, 4, 8, 12, 44, 56;
б) 1, 13, 77, 83, 95.
3. Назвать группу предметов одним словом:
а) треугольник, квадрат, круг;
б) квадрат, прямоугольник, ромб.
10. Задания на нахождение лишнего числа.
Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Даны числа: 1, 10, 6.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
Например:
1) лишним может быть 1, так как это нечётное число, а 6 и 10 – чётные;
2) лишним может быть 10, так как оно двузначное, а 1 и 6 – однозначные;
3) лишним может быть 6, так как для написания чисел 1 и 10 использована единица.
2. Даны числа 6, 18, 81.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
Например:
1) лишним является 6, так как оно однозначное, а 18 и 81 – двузначные;
2) лишним является 81, так как оно нечётное, а 6 и 18 – чётные;
3) лишним является 6, так как для написания 18 и 81 использованы цифры 1 и 8;
4) лишним является 81, так как числа 6 и 18 делятся на 2 и на 6 (т. е. имеют общие делители);
5) лишним является 6, так как числа 18 и 81 делятся на 9 (имеют общий делитель).
3. Даны числа: 48, 24, 9.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
4. Даны числа: 25, 5 36.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
5. Из ряда чисел или математических понятий выделить четыре, обладающих общим свойством. Пятый элемент этим свойством не обладает.
а) 4, 6, 8, 7, 35;
б) 2, 44, 22, 8, 9;
в) 3, 5, 44, 7, 13;
г) 300, 35, 44, 37, 29;
д) квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, круг;
е) луч, ромб, квадрат, многоугольник, прямоугольник;
ж) сумма, разность, произведение, слагаемое, частное;
з) слагаемое, делитель, вычитаемое, сумма, делимое.
11. Ребусы.
Цель: развитие логического мышления, устной речи.
Вы 3, 100 л, 3 тон, 100 лб, по 2 л, с 3 жка, 100 лица, ус 3 ца, мо 100 вая, 3 котаж, за 100 лье, смо 3 т, геоме 3 я, сес 3 ца, 1 аковые, р 1 ка, про 100, с 3 ж, о 5, на 100 й, за 1 ка, 1 очество,100 п, 2 шут, па 3 от, кар 3 дж.
12. Задания, развивающие логическое мышление.
Цель: развитие наблюдательности, абстрактного мышления.
1. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
а) …5, 7, 9, …;
б) …5, 6, 9, 10, …;
в) …21, 17, 13, …;
г) …6, 12, 18, …;
д) …6, 12, 24, …;
е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, …;
ж) 0, 1, 4, 9, 16, …;
Ответы:
а) 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, …;
б) 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, …;
в) 29, 25, 21, 17, 13, 9, 5, 1;
г) 0, 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, …;
д) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …;
е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17, …;
ж) 0, 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, …;
2. Даны ряды чисел. Необходимо заметить особенность составления каждого ряда и записать в нём 4 следующих числа:
а) 6, 9, 12, 15, 18, 21, …;
б) 5, 10, 15, 20, 25, 30, …;
в) 3, 7, 11, 15, 19, 23, …;
г) 16, 12, 15, 11, 14, 10, …;
д) 25, 24, 22, 21, 19, 18, …;
Ответы:
а) 24, 27, 30, 33;
б) 35, 40, 45, 50;
в) 27, 31, 35, 39;
г) 13, 9, 12, 8;
д) 16, 15, 13, 12.
13.Логические задачи
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти
Нарезной батон и пачка сахара весят больше, чем тот же батон и коробка конфет. Что весит больше - сахар или конфеты? (пачка сахара весит больше коробки конфет)
Сколько раз нужно отрезать, чтобы верёвку длиной в 10 см. разделить на части по 2 см. каждая? (4 раза)
Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Иванович. Как зовут гражданина? (Иван Николаевич)
Маша, Даша и Лена готовили на кухне. Кто-то варил кашу, а кто-то пёк печенье. Маша не варила кашу. Даша работала вместе с Машей, а Лена - отдельно. Что делала каждая девочка? (Маша и Даша пекли печенье, а Лена варила кашу)
Таня, Дима и Маша устроили соревнование. Один из учеников решил 15 примеров, второй – 17, а третий –Сколько примеров решил каждый школьник, если Маша решила примеров меньше, чем Дима, а Дима меньше чем Таня? (Маша - 15, Дима - 17, Таня - 19)