Отличительные признаки психических процессов

  1. Отличительные признаки психических процессов

Психические процессы выделяются из совокупности всех физических явлений рядом признаков

  1. Предметность (феномен психической проекции) - механизм любого психического процесса описывается в терминах физиологии, однако результат психического процесса можно описать только словами, которые обозначают признаки внешнего мира. Например, ощущение можно описать лишь через признаки объекта, которые его вызывает: форма, цвет, размеры, запах, вкус. Таким образом, механизм психического процесса относится к органам, в которых он протекает, а его результат - к внешнему миру. То есть в психике пространственно … место, где формируется психический образ, и место, куда он проецируется. Правильная локализация – результат работы парных анализаторов.
  2. Субъектность – итоговый результат психического процесса не может быть сформулирован на физиологическом языке внутренних явлений в органе-носителе, то есть по физиологическим изменениям невозможно понять, на что реагирует организм. Фактически субъектность является оборотной стороной предметности.
  3. Чувственная недоступность – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению. Внешнему наблюдению доступны только физиологические процессы, проходящие в органе. Самому субъекту открыты только результаты физиологических процессов.
  4. Спонтанная активность – поведение не может быть непосредственно выведено из физиологических сдвигов внутри организма или из физических свойств, воздействующих на него стимулов, то есть психическая активность производит впечатление свободной, независимой от внешних и внутренних факторов. Чем психика проще, тем меньше степень свободы и чем психика сложнее, тем свободнее особь в своих поступках.

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО

  1. Предметность.

Исходный признак какого-либо акта как психического эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней динамике процессов, протекающих в его органе.

  1. – механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности.
  2. – конечные, итоговые характеристики любого психического процесса в общем случае могут быть описаны только в терминах свойств и отношений внешних объектов, физическое существование которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и которые составляют его содержание.

Так, восприятие или представление, являющиеся функцией органа чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости и т.д. воспринимаемого или представляемого объекта. Мысль может быть описана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает, эмоция – в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произвольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий, по отношению к которым соответствующие действия или поступки совершаются. Таким образом, процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата в психическом акте отнесены к разным предметам: первая – к органу, вторая – к объекту.

  1. Субъектность.
  2. – в картине психического процесса, открывающей носителю психики свойства ее объектов, остается совершенно скрытой, не представленной вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях органа-носителя, которые данный процесс реализуют.

Итоговые, конечные параметры психического процесса не могут быть сформулированы на собственно физиологическом языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

  1. Чувственная недоступность.
  2. – психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.

Своему носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в субстрате, открытые с той или иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним характеристик психического процесса другого человека.

Человек не воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.

Внешнему же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

  1. Спонтанная активность.

Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.

Это форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического выделения "одушевленных" существ (животных) как частной формы живых организмов.

Особенность: на всех уровнях поведения – от простейшего локомоторного акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно выведены ни из физиологических сдвигов внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов"; психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.

  1. Психофизическая и психофизиологическая проблема. Закон Вебера-Фехнера.

Психофизическая проблема – вопрос о взаимоотношении психического и физического.

Психофизиологическая проблема – проблема связи психических явлений с физиологическими процессами, происходящими в организме. Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, которые изучает физика, и не как ряд электрических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциалов в различных частях коры, предмет изучения физиологии. То есть психофизическая и психофизиологическая проблемы заключаются в изучении феномена проективности и субъективности.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата», с другой – необходимо учесть зависимость её от объекта, который она отражает. Материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости и рассматривает психику, как нечто производное; идеализм, напротив, утверждает первенство и независимость психики. В традиционной психологии господствовали дуалистические теории, разъединявшие, противопоставлявшие друг другу психику и организм. Современная психология исходит из принципа психофизиологического единства, внутри которого и психическое, и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Одной из открытых закономерностей между психическим и физическим является закон Вебера-Фехнера.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 г., Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они ощущались как разные. Это соотношение выражено в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной (у/у=к). Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы между ощущениями можно рассматривать как равные, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (интеграл) едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Отношение между величиной раздражителя и величиной ощущения он выразил в логарифмической формуле: E=k, где k и С – некоторые константы. Это и есть психофизический закон Вебера-Фехнера. Однако ряд открытых явлений не укладывается в закон Вебера – Фехнера. В частности, это касается протопатической чувствительности, когда прикосновение либо не вызывает ощущения вообще, либо вызывает боль.

В 20 веке Стивенс уточнил закон Вебера-Фехнера, заменив логарифмическую функцию степенной: S=k

Ю. М. Забродин предложил свое объяснение психофизического соотношения, сформулировав обобщенный вариант основного психофизического закона, в котором объединены логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.

Весьма сложна, и до сих пор нет ее окончательного и общепринятого решения. Формально она может быть выражена вопросом: как соотносятся процессы физиологические и психические? В широком смысле это - вопрос о месте психического в природе; в узком - проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае ее правильнее называть психофизиологической.

Предлагалось два основных варианта решения, получивших названия принципа взаимодействия психофизического и принципа параллелизма психофизического. Однако оба они наталкиваются на существенные трудности.

Можно предложить иное решение проблемы психофизической. Оно схоже с монистическим вариантом параллелистического решения: имеется единый материальный процесс, а физиологическое и психологическое - просто две его различные стороны. Но требуется глубже и четче понять, что это за единый процесс и что представляют собой его различные стороны. С гносеологических позиций, в любой науке вырабатывается некая система представлений о закономерностях мира, но далее происходит онтологизация этих представлений: объект объявляется тем, что о нем сейчас думают. Можно говорить о реальном мире и мире наших представлений, теорий о нем - модельном мире. Тогда процесс онтологизации описывается как превращение модельного мира в мир реальный; ошибка, в которую при этом впадают, называется синдромом Пигмалиона. Сама онтологизация - процесс естественный и необходимый в науке. Но в критические периоды ее развития - в периоды смены теорий - разграничение реального и модельного миров полезно и даже необходимо. К таким критическим проблемам и относится проблема психофизическая. Что же это за единый процесс, сторонами коего являются процессы физиологические и психические? И в каком смысле нужно понимать их как стороны единого процесса? Строго говоря, ответить на этот вопрос невозможно, ибо для описания некоего процесса нужно выбрать согласованную систему понятий - уже выделить какой-то аспект, какую-то сторону процесса. Для частичного преодоления этой трудности можно взглянуть на вещи с возможно более общей и непривычной позиции-с позиции «марсианина», глядящего на со стороны и обладающего к тому же необыкновенными возможностями. Наблюдая один и тот же процесс - жизнедеятельность людей - через разные «фильтры», он мог бы видеть то эмоциональные состояния, то потоки и скопления информации, то биохимические процессы, то математические формулы модельного мира... Итак, мозговые и психические «процессы» (не имеющие самостоятельного существования) оказываются лишь двумя сторонами из многих сторон, выделяемых из процесса жизнедеятельности. «Фильтры», выделяющие эти стороны - это прежде всего методы познания. Следует только опасаться онтологизации этих сторон.

ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА

- основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении немецкого физиолога Э. Вебера, который установил (1830—34), что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.)

З: логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=klogP + c, где k и с - некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.

Отличительные признаки психических процессов