Сюжетно – ролевая игра «Больница» для старших дошкольников
Автор: Кузнецова Марина Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №186 городского округа Самара
Данный сюжет игры "Больница " предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетно - ролевая игра "Больница "
Программное содержание игры:
·развивать и обогащать сюжет игры "Больница ";
·отражать в игре труд медицинских работников;
·развивать интерес детей к этой теме путём наблюдений, бесед, чтения, советов и личного участия в игровой деятельности;
·побуждать к подражанию в игре не только внешней стороне действий взрослых, но и их отношению к людям, к труду;
·формировать умение объединяться в игре, распределять роли;
·воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.
Содержание игры
В начале года воспитатели выясняют посредством бесед об имеющихся знаниях у детей, о работе медицинского персонала. Вместе с детьми рассматривают уголок, отведённый под игру "Больница ". Дети видят в уголке кушетку, стол, накрытый белой скатертью. На столе стоят телефон, вертушка коробками от лекарств, а также пузырьки, баночки (из пластмассы). В уголке есть шкафчик с аптечкой ростомер. Уголок отделён от группы ширмой, на которой висят халаты, косынки и шапочки.
Вместе с детьми определить место каждого атрибута и строго следить за этим. Выявив знания, воспитатель сначала роль медсестры, врача берёт на себя, а затем эти роли поручаются отдельным ребятам. Воспитатель время от времени берёт на себя роль пациента, матери больной "дочки ". В сентябре воспитатель знакомит с произведениями К. Чуковского "Айболит ". И после бесед, после рассматривания иллюстраций поликлинику превращают в больницу для больных зверей. Произведение в течение года читается детям неоднократно.
В октябре с детьми проводится экскурсия в медицинский кабинет. Дети наблюдают, как врач слушает, смотрит горло, беседует с больным ребёнком. Затем все эти действия переносятся в игру. В ходе игры и используются загадки, пословицы, картинки. Воспитатель в одной из игр ещё раз показывает действие врача фонендоскопом.
В ноябре экскурсия повторяется, но теперь дети наблюдают, как медсестра делает укол. И в последующих беседах воспитателя с детьми строго разграничивается обязанность медсестры и врача. В играх дети передают свои наблюдения.
В ноябре - декабре в ходе игр все эти полученные знания закрепляются и повторяются, пополняются посредством бесед, рассматривания картинок, чтения художественной литературы.
В январе детей знакомят с работой "скорой помощи ". В игре прибавляются роли: шофёр скорой помощи, санитары. Поначалу поочередно воспитатель берёт роль на себя, а затем эти роли выполняют дети.
В течение года проводятся ещё экскурсии в медкабинет с целью осмотра шкафчика с лекарствами, наблюдения за взаимоотношениями врача и медсестры. Медсестра выполняет указания врача.
Повести работу с родителями о том, чтобы во время посещения поликлиники обратили внимание детей на работу регистратуры.
В конце года сходить на экскурсию в подготовительную группу и понаблюдать за игрой старших детей в больницу.
В итоге проделанной работы в конце года все дети могут выполнять в игре роли врача, медсестры, шофёра, санитаров.
Активизация словаря
Врач, медсестра, кушетка, термометр, фонендоскоп, шприц, грелка, шпатель, носилки, йод, зелёнка.
Атрибуты к игре
1.Кушетка
2.Подставка для лекарства
3.Набор медикаментов (коробочки)
4.Ростомер
5.Медицинские халаты
6.Косынки для медсестры
7.Шапочки для врача
8.Сумка с крестом
9.Шпатели
10.Термометры
11.Грелка
12.Фонендоскоп
13.Шприц
14.Биты, вата
15.Носилки
16.Телефон
17.Силуэт "Скорой помощи "
18.Ширма
Тематика занятий по месяца на весь год
Сентябрь
Задачи (программное содержание) |
Занятия |
Художественная литература |
Загадки, Пословицы |
Труд |
Руководство игрой |
Иллюстративно - наглядный материал |
Выяснить и закрепить имеющиеся знания у детей о работе медработников. Активизация словаря: врач, медсестра. |
1.Беседа о работе медперсонала. 2.Чтение произведения К. Чуковского "Айболит ". |
М. Познанская "Если внезапно случится беда, врач, медсестра вам помогут всегда " |
Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Градусник) |
Регулярно наводить порядок в уголке, где расположена игра. |
Показ выполнения простейших действий врача, медсестры. |
Внесение картинок, отражающих работу медсестры, врача. |
Октябрь
Учить детей простейшим игровым действиям, знакомым ребёнку по собственному жизненному опыту. Активизация словаря: термометр, фонендоскоп. |
1.Экскурсия в кабинет врача. Вопросы: - Что делает врач? (слушает, записывает). - Какая она? (ласковая, вежливая) 2.Эпизодическая беседа о том, что делает врач (слушает), чем слушает, какими предметами пользуется. |
М. Познанская "Про белый халат и наших ребят ". Сидоров "Больной мишка " |
Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Доктор) |
Наведение порядка в игровом уголке "Больница " |
1.Показ воспитателем действия врача с фонендоскопом. 2. придумывание воспитателем небольшого сюжета с небольшим количеством лиц с простыми предметами, действиями. (Таня заболела, пришёл врач и стал лечить). Поставил градусник, температуру высокая, послушал трубочкой, дал лекарство. |
Внесение фонендоскопа |
Ноябрь
Воспитание интереса к труду медсестры. Закрепить и дать новое о её труде. Формировать умение играть вдвоём, рядом. Активизация словаря: шприц, грелка. |
1.Экскурсия в медкабинет (наблюдение за тем, как медсестра делает укол). Вопросы: -Как работает медсестра? - Что она сейчас делает? -Чем пользуется, делая укол? 2. Разговор - беседа о работе медсестры (Что делает? Чем делает уколы? Как разговаривает с детьми?) 3.Показать предметы, с которыми работает медсестра (шприц, градусник, вата, бинт, йод, зелёнка). |
Чтение глав из книги А. Кардашова "Наш доктор ". Г. Глушнев "Я больной ", Ю. Шипаев "Я сегодня медсестра " |
Из резины я, друзья, Продаюсь в аптеке я. Холодна, когда пустая, и горячею бываю: кипятку налей в меня, и тебя согрею я. (грелка) |
Поделка порошков (из бумаги) |
Играя с детьми, воспитатель напоминает действие медсестры со шприцем. Поощрять совместную слаженную работу - игру. Взять роль медсестры, медсестра помогает врачу, подаёт ему инструменты, измеряет температуру, делает уколы. |
Внести шприц, грелку, картинку, где медсестра делает укол |
Декабрь
Закрепить и дополнить знания детей о работе врача. Воспитывать общие интересы, дружеские взаимоотношения в игре. Активизация словаря: Шпатель |
1.Экскурсия в медкабинет. Наблюдение за работой врача. -Что делает врач? (смотрит горло, язык). -Чем она пользуется? (шпатель - лопаточка). -Горло болит. Что делает врач? (вспрыскивает лекарство) 2.Эпизодическая беседа о видённой работе врача. 3.Беседа после игры. -Как дети играли? -Хорошо ли вели по отношению друг к другу? -Как обращается врач с больными? 4. Дидактическая игра "Что нужно врачу для работы? " |
Д. Ткач "Врач ", Викторов "Доктор ", Иван Миячев "Врач " |
Уборка в игровом уголке "Больница " |
Разговор с детьми на тему: "Как можно поиграть? " Уточнить приёмы лечения. Воспитатель в роли врача - образец действий врача. |
Внести шпатель |
Январь
Формировать у ребёнка интерес, внимательное отношение к игре товарища. Продолжать формировать умение играть вместе, распределять роли. Пополнять знания детей о работе скорой помощи. Активизация словаря: Носилки |
1.Эпизиодическая беседа о поведении врача (вежливый, внимательный, скромный). 2.Рассказ - беседа о работе скорой помощи. (Врач приезжает на дом, лечит, прослушивает, осматривает; медсестра делает уколы, кладёт грелку. В больницу кладут больного. Лечат его. По телефону сообщают о здоровье больных. 3. Аппликация "Машина скорой помощи " |
Влад Титов "Добрый врач ". Викторов "Доктор " |
Стирка косынок, шапочки для врача. |
Развитие сюжета (опрос воспитателя о последовательности действий врача). Дать совет, как договориться в ходе игры. |
Вести изображение машины "скорая помощь " (картины или фанера, носилки) |
Февраль
Продолжать формировать умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов. Развивать инициативу ребят. |
1.Сюжетно - ролевая игра "Врач приехал к больной |
Влад Титов "Добрый врач ". Викторов "Доктор " |
Стирка косынок, шапочки для врача. |
Развитие сюжета (опрос воспитателя о последовательности действий врача). Дать совет, как договориться в ходе игры. |
Вести изображение машины "скорая помощь " (картины или фанера, носилки) |
Март
Побуждать изображать в игре положительные стороны жизни и деятельности окружающих. Уметь в игре отражать труд врача, медсестры. |
Экскурсия в медкабинет. Уточнить работу медсестры и врача в процессе наблюдения. Обратить внимание, чем лечит врач, как выполняет указания врача медсестра (взаимоотношения путём советов, накоплений, прояснений). |
Отрывок из книги Михалкова "Дядя Стёпа на осмотре у врачей), С. Михалков "Прививка " |
У кого температура, ставлю градусник тому, а кому нужна микстура, и микстура, и микстуры дам ему. (Медсестра) |
Поделка порошков. |
Контроль за игрой. |
Апрель
Расширять знания детей о работе медработников. Продолжать формировать дружеские взаимоотношения в процессе игры. |
Провести работу с родителями, чтобы при посещении поликлиники обратили внимание на работу регистратуры. В группе эпизодические беседы о работе регистратуры. |
Маяковский "Кем быть " (отрывок). Синявский "Стану я ветеринаром ". |
Привлечь детей к поделке карточек для регистратуры. |
Напоминание о вежливом обращении друг с другом. |
Май
Продолжать формировать умение развивать сюжет игры. |
Экскурсия в подготовительную группу. Наблюдение за игрой старшими детей. |
С. Михалков "Для больного человека ". Е. Благинина "Алёнушка " |
Я хожу в халате белом, Занимаюсь важным делом. Не болели, чтобы детки, им даю глотать таблетки. (Врач). |
Советом способствовать развитию игры. Распределить между детьми роли. Предложить рассказать, что будет делать каждый. |