Конспект урока на тему «Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой»


бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

Детский сад общеразвивающего вида №17 Радуга

Конспект урока на тему

Тема осени в стихах вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой

подготовила воспитатель

Прохорова Светлана Акиндиновна

город Сокол 2015 год

Образовательные области

Познание , Коммуникация , Социализация , "Художественное творчество"

Цель: создание у детей интереса к творчеству вологодской поэтессы Т. Петуховой.

Задачи:

Образовательные:

    продолжать знакомить детей с творчеством Т. Л. Петуховой, расширяя представления об осени;

Развивающие:

    развивать поэтический вкус дошкольников, диалогическую речь, выразительность речи;

    развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников;

    упражнять в умении работать в парах, совершенствовать навыки сотрудничества.

Воспитательные:

    вызвать у детей эмоциональный отклик на стихи поэтессы;

    воспитывать гордость за талантливых земляков, интерес к культуре родного края, уважение к людям, прославившим наш край.


Предварительная работа:

экскурсия в библиотеку, разучивание стихов Т. Петуховой, беседы об осени,

разучивание песни "Черный кот" с движениями.

привлечение родителей к знакомству с творчеством Т. Петуховой.

Подготовка к занятию:

портрет поэтессы Т. Петуховой;

картинки на тему "Осень" к стихам;

заборчик, маски помидора и капусты, осенние листья, игрушка Кот, зонт, украшенный листьями, корзина с овощами,

листы бумаги, клей-карандаши, обложка книги,

мультимедиапроектор;

запись песни "Осенний танец"( сл. Т. Петуховой, муз. А. Гуляевой, шум дождя, музыка песни "Черный кот" ( сл. Т. Петуховой, муз. М. Петуховой)

видеопрезентация "Осень" (Viki. rdf. ru)

Ход:

1. Воспитатель: Дети, мы с вами недавно ходили на экскурсию. Где мы побывали?

Дети: В библиотеке.

Воспитатель: Что мы там видели?

Дети: книги, журналы.

Воспитатель: С кем познакомились?

Дети: с библиотекарем.

Воспитатель: О чём рассказали библиотекари?

Дети: о книгах, как сделана книга, как книги беречь и т. д.

Воспитатель: Вам понравилось в библиотеке?

Дети: да

Воспитатель: Как мы можем отблагодарить библиотекарей за интересную экскурсию?

Дети: купить подарок, что-нибудь подарить и т. д.

ВоспитатЕль: Какой самый ценный подарок будет для библиотеки?

Дети: книга

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать книгу своими руками и подарить библиотеке. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Что же мы поместим в книжку? Про что она будет?

Дети: стихи, рисунки и т п.

Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились замечательным человеком (Показываю портрет). Вы узнали, кто это?

Дети: Это вологодская поэтесса Татьяна Петухова.

Воспитатель: Что пишет Татьяна Леонидовна?

Дети: Стихи для детей.

Воспитатель: Вам нравятся стихи поэтессы? Чем они вам нравятся?

Дети: Стихи нравятся. Они про детей, про природу, про осень.

Воспитатель: Чтобы создать книгу, мы оправимся по следам стихов Т. Петуховой

2 часть:

По тропинке, по дорожке,

Взявшись за руки пойдем.

И стихи Татьяны Петуховой

Обязательно найдем.

(дети идут, взявшись за руки, и подходят к огороду )

Воспитатель: Дети, где мы с вами оказались?

Дети: в огороде

Воспитатель: Что делают осенью в огороде?

Дети: Собирают урожай, делают запасы на зиму.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру Доскажи словечко . Угадайте, какие овощи выросли на грядках:

Рос, подрастал сорванец

И вырос большой …… (огурец)

Дождик. солнышко люблю.

Я люблю где воздух чище!

Большой вырос …( кабачище).

Под лучами солнышка

Твои округляться бока.

Станешь сочна и крепка.

Будешь ты хороша

Для моего борща! (свекла)

Побежали в огород

Там в большие миски

Нарвали мы … (редиски)

Попадет она на зуб

Только слышно …. (хруп-хруп)

Распахнет в жару стручок

Свой зелёный пиджачок.

Посмотри-ка, посмотри,

Что за пуговки внутри?

Проще нет отгадки:

Там - …..(горошек сладкий).

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали.

Воспитатель: Ой, кажется, я слышу чей – то разговор на грядке. Кто это разговаривает?

Дети: помидор с капустой.

Чтение ребенком стихотворения Разговор на грядке

- Загорелый помидор

Завёл с капустой разговор:

- До чего ж ты бела,

Совсем не загорелая.

- Как могу я загорать,

Если платьев сорок пять!

Пока снимаю платьица,

Солнышко закатится!

Беседа по содержанию стихотворения:

- Почему помидор назван загорелым ? (он красный)

- Как разговаривает помидор с капустой? (важно, гордо)

- Как отвечает капуста помидору? (удивленно, обиженно)

- Как можно назвать капусту если платьев сорок пять ? (Модница)

Воспитатель: Давайте попробуем обыграть это стихотворение и назовем сценку Модница .

Детям на голову надеваются шапочки помидора и капусты. Разыгрывается сценка. Поощрение.

Воспитатель:

Что за шорох? Что за страх?

Кто – то прячется в кустах,

Страшно листьями шуршит,

Страшно ветками шумит.

Воспитатель: Кто же это? Посмотрим.

(достают спрятавшегося котенка – игрушку)

Воспитатель: Ах, вот кто здесь прятался! Споем песенку про кота. Исполняется песня Чёрный кот с движениями

(муз. М. Петуховой, сл. Т. Петуховой)

Нам сегодня у ворот

Повстречался черный кот.

От усов и до хвоста –

Весь сплошная чернота!

Розоватый только нос,

У кота пушистый хвост,

Желтоватые глаза,

Для мышей - гроза! Мяу!

Берегитесь, мол, кота,

Зубки остры у кота,

Притаился у куста

Кот, наверно, неспроста!

До чего же черный кот,

Может в баню не идет.

От усов и до хвоста

Весь сплошная чернота!

И решили мы тогда

Сами вымоем кота.

Мыли мылом и мочалкой,

Кот мяукал, но терпел.

Только после нашей бани,

Только после бани,

Кот ничуть – не побелел! Мяу!

Воспитатель: Какие замечательные стихи у Татьяны Петуховой, что композитор сочинил музыку.

Воспитатель: Кажется, зря вымыли кота, ведь коты любят мыться ….(дети – лапкой)

Воспитатель: Давайте отпустим кота, пусть бежит своей дорогой, а мы дальше пойдём.

Дети идут, взявшись за руки, и под музыку попадают в "осенний лес"

На экране появляется осенний пейзаж, на полу разбросаны осенние листья.

Воспитатель: Куда мы с вами попали? (в осенний лес)

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете?

Дети: на деревьях листья меняют цвет, опадают, солнце светит реже, идут дожди, птицы улетают в тёплые края, люди одеваются теплее.

Воспитатель: А чем богата осень?

Дети: красками, урожаем.

Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, присядем и отдохнём.

Дети садятся на стулья, на экране сменяются осенние пейзажи.

Воспитатель: Во все времена многие художники изображали на своих картинах осень, многие поэты посвящали ей стихи. У вологодской поэтессы Татьяны Петуховой тоже есть замечательные стихи про осень. Мы их с вами знаем и сейчас расскажем.

Дети читают стихи про осень.

- По лесу гуляет осень

Краше этой нет поры.

И в лукошках мы уносим

Леса щедрые дары.

Воспитатель: О каких щедрых дарах идет речь в стихотворении?

Дети: грибы, ягоды.

Полина знает ещё одно стихотворение про дар осени.

"Дар осени".

- Осеннее болото

Наряжает кто – то

Снова платье новое,

С бахромой зелёное,

А на нём горошины,

Точно бусы брошены.

Алые, блестящие,

Клюковки хрустящие,

Ты с поклоном собирай,

Дарит их родимый край.

Воспитатель: Про какой дар леса говорится в стихотворении?

Дети: про клюкву

Воспитатель: Вы пробовали лесную ягоду – клюкву? Какая она на вкус?

Дети: кислая

Воспитатель: Клюква полезна, в ней много витаминов.

Юля знает стихотворение про осень.

"Осень"

Красавица осень пришла

И принялась за дела.

Деревья сменили наряд

И закружился листопад.

Листья нарядные, разные,

Багряные желтые, красные.

Листья летят и летят

И улетая, кружат.

Но не вернутся назад

И опустеет наш сад.

Вопросы к детям:

- Почему поэтесса называет осень красавицей? (много ярких листьев разного цвета)

- Какое настроение возникает у вас в начале стихотворения? (радостное, веселое)

- Какие цвета нашла Т. Л. у осени? (багряные, желтые, красные)

- Листья багряные? Как вы понимаете эти слова? (темно - красные, багровые)

- В конце стихотворения говорится "и опустеет наш сад". Что с ним случится? (опадают все листья, деревья с голыми стволами)

Воспитатель: Отдохнули? А в лесу-то как хорошо! Давайте погуляем. Сколько листьев нападало, выберите себе красивый листочек. Потанцуем с ним.

Танец Осенний листок (муз. Алла Гуляева на слова Т. Петуховой).

Под конец танца слышен сильный шум дождя.

Воспитатель: Дети, что это шумит? Прячьтесь под мой зонтик.

Дети встают под зонт, слушают шум дождя, который постепенно стихает.

Ливень.

- Кажется, дождь кончился. Арина знает стихотворение про зонтик.

"Зонтик"

3 часть:

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка. Какие стихи мы сегодня услышали? Кто автор этих стихов?

Дети: Про осень, написала поэтесса Татьяна Петухова.

Воспитатель: Значит, какую книгу мы с вами можем создать?

Дети: Осень

Обложка книги уже готова (показ), а вы будете оформлять странички.

- Ребята, я предлагаю вам поработать в паре. На столах лежат картинки, карандаши. Подойдите к столам и догадайтесь, к какому стихотворению вы будете заполнять страничку.

Дети выбирают пару, называют стихотворение и начинают заполнять страницы книги.

Работа детей.

Воспитатель: Дети, у нас получилась книга?

Воспитатель: Как вы думаете, Почему у нас получилась замечательная книга стихов Т. Петуховой про осень?

Воспитатель: Молодцы! Мы смогли создать книгу, потому что вспомнили много стихов, написанных Вологодской поэтессой Т. Л. Петуховой. Странички книги получились яркими, красивыми, выполненными с любовью.

- Кому подарим эту книжку? (дети – библиотеке)

- Я уверена, что эта книга очень понравится читателям библиотеки. Спасибо!

Список использованной литературы

Вологодские писатели – детям ГОУ ДПО ВИРО под общей редакцией Е. Касаткиной, г. Вологда, 2007

Петухова Т. Весенние проталинки ГОУ ДПО ВИРО под общей редакцией Е. Касаткиной, г. Вологда, 2001 год

Петухова Т. Л. Разного роста мечты г. Вологда, Северо-Западное книжное издательство, 1991

Петухова Т. Л. Лохматый подарок Вологда, Полиграф-Книга, 2007

Петухова Т. Л. Дивное царство . Вологда, ИП Киселев А. В., 2015

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Блог Т. Петуховой Разного рода мечты u>

Мультимедийные презентации для дошкольников Viki. rdf. ru