Конспект урока по истории Что изучает история 5 класс


Тема урока: Что изучает история.

Цели урока: сформировать понятие «история как наука», показать для чего история необходима людям.

Задачи: 1. Познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло;

2. Развивать умение работать с текстом.

Основные понятия: История, факт.

Основные вопросы урока: 1. История – наука о прошлом.

2. Как работают историки.

Ход урока

История – наука о прошлом

1. Вызов. (слайд1)

- Вы начинаете изучать историю. Вам уже приходилось знакомиться с тем, что происходило когда-то в прошлом. Читали рассказы по истории нашей Родины – России, слушали воспоминания участников Великой Отечественной войны. По фильмам знаете, как выглядели первые автомобили или летательные аппараты. Наверное, читали книги, видели фильмы о древних государствах мира и событиях, которые произошли много лет назад.

- (слайд 2) Рассмотрите иллюстрации. Что общего между ними? (что было в прошлом).

- (слайд 3) Прочтите небольшой текст. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история. «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей. История помогает узнать, как люди жили когда-то, чем они занимались, к чему стремились, какие горести и радости испытывали. Люди творят историю».

2. Основная часть.

- (слайд 4) Запишем определение, что такое история. «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей».

- Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работают. Зоология изучает все, что связано с миром животных. Анатомия – устройство человеческого тела. Науки бывают самые разные. Со многими из них вы познакомитесь в школе.

- Давайте поработаем с предложением. Сначала уберем « в прошлом». Что получаем? Жизнь людей и человека в отдельности изучают многие науки. Например, медицина занимается изучением человеческих болезней, их лечением и предупреждением. Анатомия человека – устройством его тела. Поэтому «наука, изучающая жизнь людей», совсем не обязательно может быть историей.

- Уберем фразу «жизнь и деятельность». Однако прошлое изучают многие науки. Например, геология изучает не только как устроена Земля, но и историю земной поверхности: какие моря, горы были когда-то, когда они исчезли. Какие животные были на Земле в древности, какие планеты появлялись во Вселенной миллионы лет назад – все это тоже история. Но не история человека.

- (слайд 5) Давайте составим схему.

- С кем связана история? Что изучает история?

- Правильно ли высказывание «Наука, которая изучает жизнь, и деятельность людей называется историей»? (нет, нет слова о прошлом)

- Как вы считаете, грамотно ли построено определение: «Наука о прошлом называется историей»? (нет, не хватает деятельности и жизни людей)

- Как вы понимаете выражение «люди творят историю»?

- (слайд 6) Составим схему «Что дает человеку история».

Как работают историки.

- (слайд 7) Прочитайте текст и выпишите себе: название науки, которую вы начали изучать, из какого языка пришло это слово, что оно означает в переводе на русский. Слово «история» пришло к нам из греческого языка. Оно означает «рассказ о прошедшем, об узнанном»

- (слайд 8) Познакомимся с исторической личностью. Геродот – отец истории. Прочитаем о нем информацию «Древнегреческий историк (V в. до н. э.). До нашего времени дошел его труд «История», который считается первым историческим сочинением. Поэтому Геродота называют «отцом истории».

- (слайд 9) А теперь поработаем с историческим документом – отрывком из сочинения Геродота. «По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царскую власть младшему.»

-Что в этом повествовании неправдоподобно, вымышлено?

- Люди во времена Геродота верили мифам. Действительные события и вымысел тесно переплетались между собой.

- (слайд 10). Познакомимся с определением факт. «Все, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, ученые называю фактом. В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Значит, слово «факт» имеет и другое значение – «правда», «истина»

- (слайд 11-12) Посмотрите на иллюстрации. Эти исторические события были в разное время и в разных местах. Каждое событие имеет свое место и время.

- Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы. с которых любой историк начинает изучать прошлое.

- Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствия оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.

- (Слайд 13) Запишем главные вопросы истории.

- (слайд 14) давайте побудем историками. Посмотрите на репродукцию художника А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» и ответе на вопросы: Что произошло? Где произошло? Когда произошло?

Итог урока

- О чем мы с вами сегодня говорили? О чем узнали?

- С какими определениями мы с вами познакомились?

- Какие главные вопросы историка?

3 Домашнее задание.

- (слайд 15) Запишите в таблицу данные.