АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.ГОРЬКОГО

Кафедра судебной медицины и медицинского законодательства.

Дисциплина: Правоведение.

БЛОК ИНФОРМАЦИИ.

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

2013г.


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Административное право является одной из ведущих отраслей правовой системы Украины, поскольку оно опосредует функционирование публичной власти и выступает необходимым условием и способом реализации Конституции Украины в важнейшей сфере — сфере исполнения законов и иных правовых актов. Оно тесно связано с исполнительной ветвью власти и государственным управлением, поскольку непосредственно регулирует соответствующие общественные отношения.

В то же время административное право призвано обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти в соответствии с конституционными требованиями «утверждения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина».

Общественное предназначение административного права заключается во внедрении и регламентации действительно демократических взаимоотношений между органами исполнительной власти и гражданами, именно таких отношений, при которых каждому человеку было бы гарантировано реальное соблюдение и охрана принадлежащих ему прав и свобод в сфере исполнительной власти, а также эффективная защита этих прав и свобод в случае их нарушения.

Административное право — это такая система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием органов государственного управления, государственным управлением сферами общественной жизни, функционированием административной юстиции и привлечением к административной ответственности.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Административное право регулирует общественные отношения, которые возникают в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Для этих отношений характерно то, что в них обязательным участником является соответствующий орган государственного управления (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Другой стороной правоотношений могут быть органы государственного управления, должностные лица, а также предприятия, организации, учреждения, общественные объединения или граждане.

Данные отношения регулируются нормативными актами, составляющими административное законодательство, по объему в значительной степени превосходят другие отрасли законодательства. Это обстоятельство обуславливает необходимость систематизации и кодификации административного законодательства. Примером является Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП,1984г.). Однако полная кодификация всех норм административного права в одном источнике невозможна из-за большего объема нормативного материала, относящегося к административному законодательству, и разнообразия различных отраслей жизни, где применяются нормы административного права.

Нормы административного права

и административно-правовые отношения

Норма административного права – установленное или санкционированное государством правило поведения, которое регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Источником административно-правовых норм, т.е. формой их внешнего выражения являются акты административного законодательства (законы, постановления, приказы, инструкции и т.п.). В конкретных нормах административного права определяются характер и границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения (деятельности) органов государственного управления, государственных служащих, предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере государственного управления. Они определяют задачи, функции и объем полномочий органов (субъектов) управления и правила поведения, обязанности и права тех, кем эти органы управляют (объектов управления).

Поскольку нормы административного права регулируют отношения в сфере государственного управления, большая их часть носит императивный (повелительный) характер. Они прямо обязывают совершать определенные действия, либо запрещают совершение тех или иных действий, либо разрешают или рекомендуют совершение действий при условии получения разовых дозволений. В любом случае нормы административного права, адресованные органам государственного управления или должностным лицам, чаще всего предоставляют им возможность делать только то, что прямо разрешено или предписано законам, а управляемым объектам и гражданам – все, что не запрещено законом (хотя нередко и гражданам прямо предписывается или разрешается тот или иной вариант поведения). Таким образом, важнейшей особенностью административно-правовых норм является их властный, повелительный характер.

Эта особенность отражается на административно-правовых отношениях, которые складываются в сфере государственного управления и регулируются нормами административного права. Эти общественные отношения получают государственно-правовое закрепление и становятся административно-правовыми отношениями. Они определяют права и обязанности их субъектов и придают этим отношениям характер властных отношений, так как предписывают, разрешают или рекомендуют одному из обязательных участников этих отношений – государственному органу управления, должностному лицу определенный вариант поведения. Конкретное административно-правовое отношение может возникнуть по воле любого субъекта (участника) отношения и согласие или желание второго не является обязательным для его возникновения. Предварительное согласование возможности возникновения административно-правового отношения не влечет никаких правовых последствий, поскольку окончательное решение вопроса всегда зависит от определенного государственного органа, должностного лица.

К числу административных относятся следующие виды общественных отношений:

  • отношения между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления (Кабинет Министров Украины – Министерство образования);
  • отношения между не соподчиненными органами государственного управления (Министерство юстиции – Министерство внутренних дел);
  • отношения между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями и учреждениями (Министерство образования – ВУЗ);
  • отношения между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями (областное управление юстиции – коллегия адвокатов);
  • отношения между органами государственного управления и гражданами (отдел социального обеспечения – гражданин, обращающийся с заявлением).

Юридическое своеобразие административного права проявляется в особом методе регулирования, в юридическом неравенстве участников (сторон), в односторонних юридически властных предписаниях.

Властный характер административно-правовых норм и административно-правовых отношений объясняется составом субъектов (участников) этих отношений и особенностью их правового поведения (деятельности).

Субъектами административно-правовых отношений могут быть органы государственного управления, лица, занимающие в этих органах определенные должности (служащие), а также граждане и объединения граждан. Правовое положение этих субъектов административно-правовых отношений неодинаково. Право реализации государственных функций в сфере государственного управления предоставляется органам государственного управления и государственным служащим и поэтому эти органы (служащие) являются обязательными субъектами административно-правовых отношений. Каждый орган государственного управления (служащий) получает возможность действовать от имени государства. При этом орган управления является частичкой государственного аппарата, в силу чего его предписания, указания и распоряжения обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы. Если с социальной точки зрения любой орган – это своеобразная «ячейка человеческого коллектива», в определенной степени организационно оформленная, то в государственно-правовом смысле – это носитель полномочий государственно-властного характера. По этой причине часть личного состава органов управления (определенная категория служащих) также наделяется властными полномочиями и выступает в качестве субъектов реализации государственно0властных функций органов управления.

Эти служащие именуются должностными лицами. Их правовой статус определен Законом Украины от 16 декабря 1993года «О государственной службе». Они наряду с органами государственного управления наделяются государственно-властными полномочиями и выступают в качестве субъектов государственного управления. Следовательно, некоторые субъекты административно-правовых отношений (органы государственного управления и их представители) выступают в качестве их организаторов, субъектов особого вида государственной деятельности, которая именуется государственным управлением.

Административное право и государственное управление

Государственное управление является одной из основных форм деятельности государства наряду с такими как законодательные функции, правосудие, прокурорский надзор. Порядок осуществления государственного управления (исполнительной власти) регулируется нормами административного права, а поэтому в теории и практике государственного строительства административное право получило наименование управленческое право.

Структура государственного управления отличается сложностью. Ее основными элементами выступают управляющие и управляемые системы, их субъекты и объекты. Это исполнительные и распорядительные органы, их аппарат, сферы и отрасли управления, предприятия и объединения, объекты инфраструктуры (транспорт, связь и др.), научные и социально-культурные учреждения, отдельные личности и т.п. Между субъектами и объектами управления постоянно поддерживается прямая и обратная связь. Они взаимодействуют, благодаря чему обеспечивается согласованность между индивидуальными работами каждого физического лица (работника) и выполняются общие функции, возникающие из движения всего производственного организма. В результате воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, обеспечивается взаимодействие между субъектами управления, которые при минимально возможной затрате сил и средств стремятся выполнить определенные виды работы с тем, чтобы достигнуть определенного результата. Различие между субъектами и объектами состоит в том, что управляемые объекты (отрасль хозяйства, предприятие, фирма, цех, отдельная группа работников и т.п.) осуществляют материальную деятельность, удовлетворяющую какую-либо потребность людей: производство какой-либо продукции, товаров народного потребления, предоставление услуг и т.д. Субъект же управления (орган или его руководитель) реализует соответствующие властные функции, направленные на прогнозирование, организацию, регулирование, координацию и контроль соответствующей материальной деятельности.

Государственное управление можно рассматривать как исполнительно-распорядительную деятельность определенной системы специально учрежденных государственных органов. Это, однако, не означает, что государственное управление составляет сферу деятельности исключительно исполнительных органов. Вопросы управления решаются и законодательными органами, которые осуществляют законодательное регулирование всех сфер общественной деятельности. Но основной объем исполнительной деятельности лежит на управленческих органах. Исполняя предписания законов, органы управления выполняют различные материально-технические операции и ведут повседневную оперативно-организационную работу. Они изучают положение дел на управляемых объектах, осуществляют прогнозирование их развития, организуют различного рода совещания, проводят контрольные мероприятия, намечают и осуществляют меры по улучшению сбора, обработки и использования управленческой информации и т.д. Вместе с тем организационно-исполнительный аспект деятельности органов управления непосредственно связан с их распорядительной деятельностью. В пределах своих полномочий органы управления нередко могут (либо обязаны) первичным образом решить многие вопросы управления, по которым нет законов и других актов представительских органов государственной власти. В таких случаях органы государственного управления используют правовые формы своей деятельности – издают правовые акты управления (постановления, приказы, инструкции, указания) либо совершают иные юридические действия (например, заключают сделки, договоры и т.п.). Но в любо случае деятельность органов государственного управления не должна выходить за рамки Конституции, закона и иных актов представительских органов государственной власти, поскольку государственное управление носит подзаконный, исполнительный характер. Следовательно, исполнительно-распорядительный характер деятельности органов государственного управления заключается в обеспечении повседневного управления делами общества в целом.

Под государственным управлением понимается организационно-властная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом осуществлении функций государства.

Административные правонарушения

Административная ответственность наступает за совершение правонарушений, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях(КоАП). Согласно ст. 9 КоАП административное правонарушение (проступок) - противоправное, виновное (умышленное) или неосторожное действие либо бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного правонарушения являются противоправность, общественная вредность и административная наказуемость.

Противоправность административного правонарушения–это нарушение общеобязательных правил, установленных государством. Административный проступок может выражаться как в противоправном действии, так и в противоправном бездействии.

В первом случае совершается действие, запрещенное законом (например, мелкое хищение государственного либо общественного имущества), во втором правонарушитель бездействует, когда закон требует активных действий (например, уклонение свидетеля от явки в суд).

Административное правонарушение, являясь деянием виновным, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При умышленной форме вины нарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит их вредные последствия и желает либо сознательно допускает наступление этих последствий. Неосторожность имеет место, когда лицо предвидит возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо не сознает противоправности содеянного, хотя могло и должно было ее сознавать.

Общественная вредность административного правонарушения означает, что оно причиняет вред охраняемым общественным отношениям: государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления. Этот вред может быть как материальным, так и иным (моральным, организационным и т.п.).

Административная наказуемость проступка выражается в том, что за его совершение законом предусмотрена административная ответственность. Административная наказуемость означает возможность применения к нарушителю административного взыскания.

Административная ответственность в области государственного управления представляет собой применение в установленном нормами административного права порядке и уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий к виновным в совершении административных проступков с целью их наказания, исправления и перевоспитания.

По юридической природе и функциональной роли в области государственного управления ответственность является проявлением одного из методов государственного управления-метода принуждения. Метод принуждения не доминирует в государственной управленческой деятельности. Основным методом этой деятельности признаётся метод убеждения, выражающийся в применении к подчинённым разнообразных мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера с целью добиться от них добровольного исполнения предписания правовых норм и требований органов управления. Однако опора на убеждение как основной метод государственного управления не исключает использования принудительных мер, поскольку интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы управления обеспечивали проведение в жизнь государственной воли разнообразными мерами, включая применение мер административной ответственности.

Подобно другим видам юридической ответственности административная ответственность характеризуется некоторыми общими системными чертами. В частности, она является определённой мерой государственного принуждения; наступает за нарушение виновным своих правовых обязанностей; сопровождается государственным и общественным осуждением и порицанием противоправного деяния и личности правонарушителя. Кроме того, она всегда связана с отрицательными для правонарушителя последствиями личного или имущественного характера, которые реализуются в соответствующих процессуальных формах. В отличие от других видов юридической ответственности для административной ответственности характерны внесудебный порядок её реализации, особый характер правовых последствий, применение её к организационно неподчинённым субъектам за нарушение административно-правовых обязанностей, образующих состав особого правонарушения, именуемого административным проступком.

Граждане несут административную ответственность по достижении ими 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по дела несовершеннолетних. В отдельных случаях, указанных в КоАП, они могут подлежать административной ответственности на общих основаниях (например, за мелкое хищение, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и д.р.).

Виды административных взысканий

Административное взыскание является мерой административной ответственности, наказания и влечет для нарушителя неблагоприятные последствия имущественного, морального или личного характера.

В статье 24 КоАП названы 7 видов административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предметов, конфискация, лишение специального права, исправительные работы и административный арест.

Предупреждение считается административным взысканием в том случае, если оно выносится в письменной форме или фиксируется иным установленным способом. Это взыскание носит характер морального осуждения правонарушителя, официального предостережения его от совершения административных правонарушений. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения.

Административный штраф – это имущественное взыскание, состоящее в изъятии у нарушителя определенной денежной суммы в доход государства и не носящее компенсационного характера.

Законом Украины «О порядке применения уголовных наказаний и мер административного взыскания в виде штрафа» установлено, что до принятия Верховной Радой Украины нового Кодекса Украины об административных правонарушениях установленные действующим законодательством штрафы (как мера административного взыскания) подлежат применению в десятикратном размере.

За ряд административных правонарушений на транспорте и в области дорожного хозяйства, предусмотренных КоАП, штраф налагается в 3-хкратном размере.

Соотношение между размерами штрафов и существующим на день принятия названного закона (17 июня 1992г.) минимальным размером заработной платы является постоянным и в случае последующего изменения этого размера сохраняется.

Возмездное изъятие предметов, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, заключается в его принудительном изъятии и последующей реализацией с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данное административное взыскание применяется за нарушение гражданами правил хранения или перевозки охотничьего оружия.

Конфискация – принудительное безвозмездное обращение имущества в собственность государства. Административное законодательство допускает конфискацию конкретного имущества – предмета, явившегося орудием или непосредственным объектом административного правонарушения, и денег, полученных вследствие совершения такого правонарушения.

Конфискация предметов применяется довольно часто (при спекуляции, контрабанде и т.п.). Конфискованным может быть, как правило, лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Предметы контрабанды конфискуются независимо от того, установлен их собственник или нет. Конфискация денег допускается, например, при мелкой спекуляции. В этом случае конфискуется полученный незаконно доход.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты) применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок до 3-х лет. В частности, лишение права управления транспортным средством предусмотрено за управление им в состоянии опьянения, за повторное нарушение правил проезда железнодорожного переезда и др.

Исправительные работы назначаются сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства за мелкое хулиганство, мелкое хищение и другие проступки. Исправительные работы может применить только народный суд (народный судья).

Административный арест – наиболее строгое административное взыскание, устанавливаемое и применяемое в исключительных случаях за самые серьезные правонарушения (мелкое хулиганство, проявление неуважения к суду, злостное неповиновение к законному распоряжению или требованию работника милиции и др.).

Административный арест выражается в краткосрочном (до 15 суток) лишении нарушителя свободы с использованием его на физических работах без оплаты и назначается только народным судом (народным судьей). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам І и ІІ групп.

Кроме рассмотренных взысканий КоАП предусматривает возможность применения к иностранным гражданам и лицам без гражданства административного выдворения за пределы Украины.

Порядок привлечения к административной ответственности. Органы и должностные лица, налагающие административные взыскания

Привлечение к административной ответственности осуществляется в порядке производства по делу об административном правонарушении, в котором выясняются все обстоятельства правонарушения, собираются и изучаются доказательства, избирается и реализуется конкретная мера взыскания.

Производство по делу начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, государственным инспектором, представителем общественной организации и др.). В нем фиксируется факт совершения проступка, его сущность и обстоятельства совершения, данные о личности нарушителя и другие необходимые сведения. Оформленный надлежащим образом протокол и другие материалы направляются органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело о конкретном административном правонарушении.

В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за безбилетный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако если нарушитель не согласен с налагаемым взысканием и отказывается уплатить штраф на месте, должен быть составлен протокол и производство осуществляется на общих основаниях.

Дела об административных правонарушениях могут разрешать уполномоченные органы и должностные лица: административные комиссии при исполкомах местных советов, исполкомах поселковых и сельских советов, районные (городские) комиссии по долам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством, народные суды (народные судьи), должностные лица органов внутренних дел, государственных инспекций и других органов (например, пожарного, санитарного, ветеринарного надзора, таможенных органов и т.п.).

Существует различный порядок рассмотрения дел. Однако любое дело рассматривается, как правило, в присутствии нарушителя. При необходимости могут быть вызваны свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчики. Интересы лица, привлекаемого к ответственности, может представлять адвокат.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, исследует все поступившие материалы, заслушивает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания либо о прекращении дела. Взыскание должно налагаться не позднее 2-х месяцев со дня совершения проступка либо со дня его обнаружения в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер поступка, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Принятое по делу решение должно оформляться постановлением, в котором фиксируются все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение 3-х дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Это правило имеет важное значение для реализации права на обжалование постановления.

Согласно закону постановление по делу об административном правонарушении в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, а также опротестовано прокурором. Постановление народного суда (судьи) окончательно и обжалованию в порядке рассматриваемого производства не подлежит. Постановление обжалуется, как правило, в вышестоящий орган (должностному лицу в народный суд), который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок. В этот же срок рассматривается протест. В зависимости от результатов рассмотрения жалобы или протеста уполномоченный орган либо должностное лицо может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить меру взыскания в пределах санкции соответствующей статьи, но только в сторону ее смягчения; наконец, оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения. Копия решения по жалобе в течение 3-х дней высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, и потерпевшему по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Если постановление о наложении административного взыскания не обжаловано и не опротестовано либо жалоба или протест оставлены без удовлетворения, орган (должностное лицо), вынесший постановление, обращает его к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида наложенного взыскания. Например, штраф должен быть уплачен нарушителем в 15-дневный срок со дня вручения ему копии постановления, а в случае его обжалования или опротестования – не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф в установленный срок добровольно не уплачен, постановление направляется по месту работы или учебы оштрафованного либо в орган социального обеспечения для вычета суммы штрафа из заработка нарушителя, пенсии или стипендии. В случаи отсутствия у оштрафованного заработка или невозможности по каким-либо причинам взыскать штраф из заработной платы, пенсии или стипендии, постановление направляется судебному исполнителю по месту жительства нарушителя для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении административное производство завершается.

Управление хозяйственной, социально-культурной

и административно-политической деятельностью

Управление хозяйством возможно в связи с тем, что оно представляет собой систему организаций общественного производства, основанную на единстве его элементов, включая предприятия, организации, фирмы и производственные комплексы (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.). Производственные комплексы, которые объединяют предприятия и хозяйственные организации, характеризующиеся однородностью производимой продукции и схожестью технологических циклов, образуют отрасли народного хозяйства, возникающие объективно в силу общественного разделения и кооперации труда, причем каждая из самостоятельных отраслей хозяйства может нормально функционировать и развиваться при условии взаимодействия с другими отраслями, что обусловлено общественным характером производства. Предприятия и хозяйственные организации, основанные на различных формах собственности и специализирующиеся на производстве различных товаров, в силу направленности их деятельности на обеспечение материальных и духовных потребностей общества как единого социального организма оказывается взаимосвязанными между собой общностью выполняемой социально-экономической задачи. Между ними складываются устойчивые отношения организационно-отраслевой и территориальной соподчиненности, что позволяет рассматривать хозяйство как единый комплексный объект управления. Функционирование этого объекта обеспечивается целостной системой органов управления, в совокупности образующих определенную иерархию во главе с Кабинетом Министров, который осуществляет общее руководство экономикой Украины. Оперативное управление конкретными отраслями народного хозяйства осуществляют разнопрофильные либо узко специализированные министерства, в частности Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта, Министерство лесного хозяйства и др.

Управление социально-культурным строительством также является необходимой, объективно обусловленной социальной функцией государства. Различные отрасли социально-культурного строительства представлены сотнями школ, внешкольных учреждений, средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, а также театров, клубов, библиотек, филармоний, музыкальных училищ и т.п. Это своеобразный комплекс организационных форм духовной жизни общества. Для того, чтобы этот комплекс действовал согласованно как единый скоординированный механизм, необходимо общее государственное руководство. Только в условиях такого руководства возможно рациональное и эффективное использование всех ресурсов, обеспечивающих здоровье, воспитание подрастающего поколения, повышение культуры и духовного богатства народа.

В условиях государственно-организационного общества для этой цели создается специальный аппарат органов отраслевого государственного управления. В зависимости от конкретной отрасли социально-культурного строительство, которой руководит то или иное звено этого аппарата, различаются системы органов государственного управления образованием, культурой, наукой, здравоохранением и социальным обеспечением. Каждая из таких систем органов отраслевого государственного управления возглавляется соответствующим центральным органом – министерством, в частности Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством социальной защиты населения.

Центральный орган управления соответствующей отраслью социально-культурного строительства выполняет множество разнообразных функций в области планирования, развития отрасли, капитального строительства, материально-технического обеспечения, организации труда и заработной платы и др. В целях выполнения указанных функций министерствам предоставляются определенные полномочия, на них возлагаются соответствующие обязанности.

Непосредственно руководство объектами социально-культурной сферы министерства осуществляют через местные органы управления, которые в свою очередь опираются на администрацию соответствующих социально-культурных учреждений и организаций (учебных заведений, научно-исследовательских организаций, учреждений здравоохранения и др.). При этом в своей деятельности по руководству объектами социально-культурного назначения они руководствуются действующим законодательством, в частности Законами Украины «Об образовании» (1991г.), «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (в редакции 1992г.), «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (1991г.), «Об основах социальной защищенности инвалидов» (1991г.) и др.

Управление в области административно-политической деятельности направлено на обеспечение государственных функций по обороне, государственной безопасности, организации общественного порядка, осуществление правосудия о прокурорского надзора, развитию международных политических и экономических связей. Эта деятельность в определенной мере осуществляется всеми государственными органами. Однако повседневное практическое осуществление задач в административно-политической сфере возложено на специальный аппарат органов государственного управления. Специальный аппарат управления в области административно-политической деятельности состоит из нескольких организационно обособленных систем органов государственного управления, обеспечивающих управление в области обороны (Министерство обороны), охраны общественного порядка (Министерство внутренних дел), юстиции (Министерство юстиции), иностранных дел (Министерство иностранных дел), государственной безопасности (Служба безопасности), а также внешних экономических связей (Министерство внешних экономических связей).

Большинство центральных органов управления в области административно-политической деятельности осуществляют свои полномочия через систему местных территориальных и межтерриториальных отраслевых органов, которые решают практические задачи оперативного управления отраслью административно-политической деятельности (обеспечение охраны общественного порядка и государственной безопасности, управление воинскими подразделениями и частями, организация и осуществление юридической службы и др.).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО