Государственная политика в области борьбы с коррупцией

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что коррупция наносит прямой экономический ущерб личности, обществу и государству.
Но само понятие коррупция - это довольно сложное и неоднозначно понимаемое понятие, которое развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления и процесса протекающего в государстве.

Объектом данной работы является государственная политика в области борьбы с коррупцией.

Предметом изучения в представленной работе является роль неправительственных организаций в процессе противодействия коррупции.

К подобным организациям относятся как русские (общественного движение «Молодые юристы России»), так и международные (аргентинская неправительственная организация « AsociacinCivilFiscalesSinFronteras»). А также все негосударственные организации зарегистрированные как общественные организации в противовес коррупции.

Цель данной работы – раскрытие сути процесса противодействия коррупции в России и участия в этом неправительственных организаций.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющеюся государственную политику в области государственной политики по борьбе с коррупцией.
  2. Раскрыть роль неправительственных организаций в сфере борьбы с коррупцией.
  3. На основе анализа и собранной информации разработать программу по борьбе с коррупцией посредствам неправительственных организаций.

Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава «Теоритические основы государственной политики в области борьбы с коррупцией» даёт понятие о нормативно правовых актах и политической программе проводимой на территории Российской Федерации.

Во второй главе раскрывается основная тема этой работы. А точнее роль неправительственных организаций в борьбе с коррупцией на территории Российской Федерации.

В III главе производится анализ представленных данных и разрабатывается программа по борьбе с коррупцией посредствам неправительственных организаций.

Глава 1. Теоретические основы политики государства в области борьбы с коррупцией.

  1. Управление государственной политики в области борьбы с коррупцией в сфере экономики.

Проблема коррупции неоднократно определялась руководителями государства, как системная проблема. Системная коррупция – это признание того факта, что коррупция не просто распространена, но и воспроизводится в различных звеньях государственного аппарата и общества. По словам В.В.Путина, "для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция"1.

Специалисты подчеркивают разнообразие форм, уровней и последствий коррупции, которую, по их мнению, нужно рассматривать не только в этическом или экономическом аспекте. Коррупция выступает как один из важнейших факторов, делегитимизирующих государство и власть, она становится политическим вопросом, трансформируется в проблему национальной и государственной безопасности. Можно говорить о превращении коррупции в проблему глобального масштаба, решение которой требует глобальной кооперации и глобальных ответов.

Согласно данным другого опроса, проведенного ФOМ, 83% опрошенных сочли уровень коррупции в России чрезмерно высоким, причем 46% полагали, что он повышается. 34% респондентов считают, что ситуация не меняется. Идею конфисковать имущество коррупционеров одобряют 84% опрошенных, 80% считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за посредничество при даче взятки. В поддержку крупных штрафов высказались 77%, 56% согласны с проведением узаконенных провокаций для выявления коррупционеров.

Нельзя сказать, что до настоящего времени в России не предпринимались попытки разработать и реализовать те или иные концепции противодействия коррупции и теневой экономике, инициаторами которых выступали федеральные и региональные структуры, отдельные политики и научные коллективы. Равно как нельзя с уверенностью утверждать, что все эти концептуальные подходы в разной степени были ошибочными или несвоевременными. Так, 31 июля 2008 г. Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции.2 План состоит из четырех частей (разделов): первый раздел посвящен законодательному обеспечению противодействия коррупции, второй включает меры по совершенствованию органов государственного управления в целях противодействия коррупции, третий посвящен мерам по повышению профессиональной подготовки юридических кадров и правовому просвещению, и четвертый предполагает принятие первоочередных мер по реализации плана.

Россияне рассматривают противодействие коррупции как одну из важнейших задач модернизации. Опрос ВЦИОМа в июне 2011 года продемонстрировал высокий уровень поддержки упрощения процедуры увольнения с государственной службы лиц, подозреваемых в коррупции, 67% опрошенных считают ее важной и нужной. Наиболее позитивно воспринимают это предложение 35 - 44-летние респонденты (73%)3

Аналогичны результаты опросов, проведенных Общественной Палатой Российской Федерации. Из голосовавших на портале палаты 86% респондентов считают проводимую в стране антикоррупционную политику неэффективной, а 60% граждан придерживаются мнения, что уровень коррупции продолжает расти, несмотря на все принятые меры.

Но статус и порядок исполнения Национального плана противодействия коррупции не определен, поэтому он является скорее актом политической воли. Как и многие другие акты подобного уровня, план предполагает меры противодействия только коррупции, что является в корне ошибочным. В первом томе монографии «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике» авторским коллективом доказывается, что коррупция и теневая экономика — явления взаимосвязанные и взаимно порождающие друг друга, а поэтому рассматривать меры противодействия им вне единого комплекса непродуктивно.

Такая же методологическая ошибка допущена и в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»4. Фактом остается то обстоятельство, что спустя 15 лет после открытия общенациональной дискуссии на тему «сколько у нас коррупции и теневой экономики и как с ними нужно бороться» законопроекта доктринального уровня, закрепляющего основные направления и управленческие действия комплексной борьбы государства с коррупцией и теневой экономикой и объединяющего в рамках единого нормативного правового акта нормы антикоррупционного содержания и разной отраслевой принадлежности, разработано не было.

В России уровень ненаблюдаемой экономики составляет 25% от ВВП, в Чехии - 9%, Польше - 13%, Болгарии и Венгрии - по 16%, Латвии - 17%, Литве - 18%, Словакии - 22%, Белоруссии - 12%, Туркменистане - 14%, Казахстане - 27%, Армении - 29%, Молдавии - 31%, Киргизии - 48%5. По итогам прокурорских проверок в 2008 году по фактам коррупции было возбуждено 3400 уголовных дел. Среди обвиняемых были чиновники разного уровня, руководители муниципальных образований и заместители руководителей субъектов Федерации.

По данным исследования, проводимого в рамках совместного аналитического проекта Standard & Poor’s и Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе, российский индекс транспарентности 90 крупнейших российских публичных компаний составил только 56%7. Согласно данным Индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2008 год, опубликованного «Транспэренси Интернешнл», показатель России - 2,1 (ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять — наименьший)5.

Коррупция и теневая экономика сегодня являются одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций. Вследствие масштабности проявлений коррупции в России утвердился культ сверхкрупных проектов, финансируемых из средств бюджета на условиях фиксированных коррупционных вознаграждений. Малозатратные проекты, честный и социально ориентированный бизнес во многих случаях не получают должной поддержки чиновников, наделенных полномочиями оказывать такую поддержку, если в них отсутствует коррупционная составляющая.

Ожидания общества, связанные с демократическими преобразованиями последних десятилетий, не реализованы в результате неспособности государства и гражданского общества найти в себе силы для преодоления инерции коррупционного разложения и обуздания роста теневой экономики.

Россия не является участником Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. Причем только Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007г. № 129 было принято решение об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Однако названный Указ утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 и образованием Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Подготовленные рабочей группой предложения в законодательстве небыли реализованы. Проекты подобных законов с различным концептуальным содержанием обсуждаются российским парламентом с 1992 г., однако все они были сняты с рассмотрения или вообще не рассматривались. Вносившиеся в Государственную Думу проекты законов не предусматривали регулирования формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике (некоторым исключением является проект федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике»).

Попытки создать концептуальные основы государственной политики в области противодействия коррупции и теневой экономике в России предпринимались неоднократно начиная с 90-х гг. XX века, однако все они закончились неудачей, если не считать Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, действующую в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 4 и закрепившую приоритет борьбы с коррупцией как одной из основных угроз национальной безопасности, консолидацию усилий, направленных на борьбу с коррупцией, какодну из мер обеспечения национальной безопасности, а также Концепцию

национальной стратегии по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденную Президентом Российской Федерации 11 июня 2005 г. № Пр–984). Но эти документы являются достаточно общими и не отражают специфики противодействия названным явлениям. Кроме того, с управленческой точки зрения существенно отличаются документы типа «Основы политики» и самосодержание государственной политики, которое должно быть легитимно задано в более детальном виде, подразумевающем непосредственное ее исполнение. Одной из попыток создать платформу для борьбы с высоким уровнем коррупции можно также считать Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г., Федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О про- тиводействии коррупции». Однако указанные акты предполагают меры противодействия только коррупции, что является недостаточным. Федеральный закон «О противодействии коррупции» даже не предусматривает приведения актов Президента РФ и Правительства РФ в соответствие с его положениями. Организационные основы противодействия коррупции представлены достаточно слабо. А одна из ключевых новелл закона в части ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора, принятая в целях реализации так называемого принципа охлаждения связей, представляется достаточно «мягкой», а соответственно, действенность такой нормы маловероятна. Предлагаемый проект Доктрины не является альтернативой другим федеральным законам, направленным на решение конкретных и частных задач в сфере борьбы с коррупцией и теневой экономикой. Это синтез всех необходимых государственных управленческих мер. При подготовке проекта федерального закона учтен многолетний опыт разработки, обсуждения и принятия российским парламентом проектов законов о противодействии коррупции (борьбе с коррупцией), легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным (незаконным) путем, контроле соответствия крупных расходов и доходов. При подготовке данного законопроекта приняты во внимание практика применения законодательства РФ, содержащего антикоррупционные нормы и нормы, направленные на противодействие теневой экономике, опыт реализации всех ранее принимавшихся Президентом РФ и Правительством РФ решений в сфере борьбы с коррупцией и теневой экономикой, результаты отечественных и зарубежных научных исследований в области борьбы с коррупцией и теневой экономикой.


1.2 Нормативно-правовая база государственной политике в области борьбы с коррупцией.

Реализация Доктрины государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике осуществляется путем исполнения закрепленных в ней норм в форме принятия нормативных правовых и индивидуальных актов, обращений Президента Российской Федерации с посланиями к Федеральному Собранию Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных Доктриной государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике и законодательством Российской Федерации. Основные нормативные правовые акты, подлежащие принятию для реализации Доктрины государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике, формируют Программу правового обеспечения реализации Доктрины государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике, которая является ее неотъемлемой частью и обязательна для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

Основными международными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы борьбы с коррупцией являются:

1. "Национальный план противодействия коррупции" (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568).

3. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

4. Федеральный закон от 17.07.2009 г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

5. Федеральный закон от 25.12.2008 №274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»».

6. Федеральный закон от 25.07.2006 г. №125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию".

7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

8. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

9. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";

10. Указ президента РФ от 13.04.2010 №460 "О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы"

11. Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. №815 "О мерах по противодействию коррупции".

12. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. №885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Указ Президента РФ от 16.07.2009 г. №814 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. №885 ").

13. Указ Президента РФ от 01.07.2010 г. №821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов".

14. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

15. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 558 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

16. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера").

17. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 560 "О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

18. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 561 "Об утверждении порядка размещения, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставление этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования ".

19. Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"

20. Указ Президента РФ от 21.09.2009 №1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдение ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».

21. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 г. №92 "Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных актов и иных документов на коррупциогенность".

22. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.2007 г. №93 "О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и руководителей территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов " (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2009 г. №168 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.2007 г. №93»).

23. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.10.2009 №366 «О представлении информации о чрезвычайных происшествиях в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях Минюста России и о внесении изменений в приказ Минюста России от 21.12.2007 №247дсп».

24. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18.05.2009 г. №136 " Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции ".

25. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2009 г. №202 " Об утверждении Плана Минюста России по противодействию коррупции " (в редакции приказа минюста России от 01.06.2010 №129).

26. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24.08.2009 г. №262 " Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96 г.Москва “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”

28. Приказ Минюста Российской Федерации от 27 января 2011 г. №25 “Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов

Основополагающим правовым актом закладывающим базу государственной политики в области борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Закон принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Глава 2. Деятельность неправительственных организаций в сфере борьбы с коррупцией на примере города Москвы.

Суть антикоррупционной политики государства российского состоит в изучении природы коррупции, как сложного социального явления, выработке методологии его предупреждения и эффективных моделей противостояния коррупции, комплексных мер нейтрализации коррупционных деяний, устранения причин их порождающих.

Не только основные проблемы коррупции, но и тематика взаимоотношений современного общества и государства, бизнеса, или предпринимательского сообщества, и власти всегда были актуальны, и рассматривались учеными с разных позиций. В целях противодействия коррупционным отношениям важно, чтобы векторы развития антикоррупционной политики, как в гражданском обществе, так и внутри подсистем правоохранительной системы государства были одинаково направлены. Общественные объединения, некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты и иные институты гражданского общества принимают активное участие в государственно-общественно оценке и контроле антикоррупционной деятельности.

Кроме того, используя авторитет общественных институтов, они участвуют в популяризации, разъяснении и поддержке реализации антикоррупционной политики и задач, поставленных государством перед обществом и правоохранительными органами.

В современной России противодействие коррупции приобретает последовательное политическое и правовое обеспечение. За последние годы Российская Федерация стала участницей Группы государства против коррупции (ГРЕКО), ратифицировав в 2004 году Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, в 2006 году - Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».

Указанные мероприятия образовали стратегическую линию государственной политики в сфере противодействия коррупции в необходимом ресурсном обеспечении. При этом в содержании такой политики концентрированное выражение получила беспрецедентная для России система антикоррупционных средств, обладающих предупредительным, а не карательным (репрессивным) потенциалом. Экспертиза на коррупциогенность нормотворчества, разрешение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, декларирование доходов и обязательств имущественного характера госслужащими и их родственниками образуют такие средства. Их применение имеет не только превентивную антикоррупционную роль, но должно рассматриваться еще и в контексте изменений коррупции в криминологически значимых элементах. В соответствии с уникальными международно-правовыми инструментами Россия обязана проводить оценку национального законодательства и административных мер в целях предупреждения коррупции. В этом направлении отдельно были выделены роль и методология участия институтов гражданского общества. Особую роль играют институты гражданского общества, общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций, территориальных торгово-промышленных палат как структур независимых от органов власти и управления в нашем обществе.

Внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы не только проектов нормативно-правовых актов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, но и оценка в последующем действующих нормативных актов на коррупциогенность, публичное обсуждение выявленных при этом коррупционных факторов - существенный профилактический фактор со стороны общества, влияющий на снижение масштабов коррупции.

Проведение мониторинга деятельности малого и среднего бизнеса дает возможность для выявления наиболее подверженных коррупции структур органов власти и управления, надзорных органов либо конкретных должностных лиц, чиновников. Одна из основных задач противодействия коррупции – формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, разъяснение положений законодательства России по противодействию коррупции, обнародование фактов пресечения коррупционных деяний. Прозрачность деятельности органов власти в целом, информированность предпринимательства по жизненно важным для него вопросам означает создание предпосылок для более динамичного развития малого и среднего бизнеса. Чаще всего предприниматели малого и среднего бизнеса обращаются по нарушениям своих прав в области применения налогового законодательства. Работники ИФНС порой превышают полномочия в целях достижения показателей в своей деятельности любыми способами и трактовками нормативных актов. Одним из инструментов реализации антикоррупционной политики может служить проведение различных мониторингов. Проведение мониторинга отдельно взятой структуры органов власти и управления, открытое обсуждение проблем, не только позволит выявить причины и условия, порождающие коррупцию, но и создаст профилактический барьер противодействия ей для недобросовестных чиновников. Генеральным прокурором Российской Федерации Чайка Ю.Я и Президентом Торгово-промышленной палаты России Примаковым Е.М. подписано (09.06.2009) соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам укрепления законности и правопорядка в сфере предпринимательской деятельности и обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, также выработке мер противодействия коррупции. Прокурором города Москвы Семиным Ю.Ю. и Председателем правления Московской ТПП Котовым Ю.И. подписано (21.06.2009; см. приложение 6) соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности в сфере предпринимательской деятельности.

Важно, чтобы и государство, и бизнес-сообщество, и граждане осознали опасность коррупции для страны, выработали единую стратегию по реализации комплекса антикоррупционных мер, направленных в первую очередь на профилактику и минимизацию масштабов коррупции.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Цели, задачи и функции торгово-промышленных палат указаны в Законе Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах» и отражены в Уставах палат. Так, в соответствии со статьей 3 названного закона, торгово- промышленные палаты в Российской Федерации создаются в целях содействия развитию экономики, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства и связей (торгово-экономических, научно-технических) предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.

Назовем лишь некоторые из задач палат:

  1. организация взаимодействия с государственными органами и социальными партнерами;
  2. содействие развитию системы делового образования, в

организации инфраструктуры развития предпринимательства, в развитии экспорта, урегулированию экономических споров.

В соответствии со статьей 16 закона РФ от 7.07.1993 №5340-I ТПП России принимает участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со статьей 12 упомянутого закона торгово-промышленные палаты имеют право:

  1. осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;
  2. представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;
  3. проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров;
  4. издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;
  5. самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности.
  6. осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Выделение этих задач и функций из общего спектра деятельности палат не случайно. Все они связаны в большей или меньшей степени с необходимостью взаимодействия, как с различными ветвями государственной власти, так и субъектами предпринимательской деятельности, либо с замещением функций государства.

Социологические опросы, проведенные палатой (ТПП России и Московской ТПП), показывают, что коррупция в системе госслужбы делает нестабильными общественные отношения, способствует развитию напряжения в обществе. Таким образом, торгово-промышленные палаты находятся в самом центре общественных отношений.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции, являются:

  • противодействие властей: органы власти неохотно предоставляют общественности информацию о своей деятельности, о процедурах принятия решений, недоброжелательно относятся к попыткам некоммерческих общественных организаций контролировать их деятельность.
  • недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции: отказы участвовать в общественных слушаниях, экспертизах, контрольных органах. Причина этому - неверие в свои силы и надежда на доброго правителя, т.е. преобладающий субъектный тип политической культуры россиян.

Для обеспечения эффективного общественного участия необходимо решить эти проблемы. Первая из них решается более или менее просто: в законодательные акты вносятся изменения, предписывающие органам власти предоставлять информацию, и разрешающие участие и контроль со стороны структур гражданского общества. Представителям органов власти, кроме этого, предлагается пройти обучение в системе гражданского образования, где они получат сведения об общественных фондах, о пользе прозрачной власти, социальном партнерстве и др.

Решение второй связано с изменением типа политической культуры и представляет собой значительно более длительный и трудоемкий процесс. Для его ускорения предлагается:

  1. развивать структуры гражданского общества, в первую очередь общественных организаций и их коалиции. В России коалиции успешно создавались для контроля за выборами: «Мы граждане», «За честные выборы», «Голос».
  2. развивать систему гражданского образования в школах и институтах, создавать специальные центры гражданского образования. Использовать опыт таких организаций, как «Институт права», «Гражданин ХХI века» и др.
  3. обмениваться опытом и внедрять перспективные формы общественного участия в других регионах.

Общественные организации способны осуществлять исследовательскую работу по изучению коррупции и борьбе с ней, заниматься просветительской антикоррупционной деятельностью. Например, сегодня чрезвычайную актуальность приобретает общественный мониторинг деятельности судов, в целом правоохранительной системы. Общественные организации в состоянии компетентно вести мониторинг коррупционной ситуации в системах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и в других сферах.

Общественные организации могут использовать и такой серьезный инструмент в антикоррупционной деятельности, как публичное обсуждение законопроектов и важных государственных целевых программ. Между тем, в стране до сих пор не сложилась устойчивая практика общественных обсуждений.

Уместно в этой связи привести список федеральных программ, ни одна из которых не стала предметом общественного обсуждения, экспертизы и контроля: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»; «Развитие образования на 2000-2005 годы»; «Развитие единой образовательной и информационной среды в 2001-2005 годы»; «Интеграция науки и высшего образования России в 2002-2006 годы»; «Молодежь России» (2002-2006 годы); «Электронная Россия»; «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Ни одна из этих программ в обществе широко не обсуждалась ни на этапе разработки, ни в процессе реализации. По существу налогоплательщики не знают, насколько эффективно расходуются их средства, каков результат данных федеральных программ. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» подготовил законопроект «Об общественном обсуждении». Его цель - установить процедуры общественного контроля над деятельностью Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания России посредством открытого общественного обсуждения законопроектов и важных государственных целевых программ. Основными принципами общественного обсуждения являются всеобщность обсуждения, равенство прав граждан России на участие в обсуждении, свобода и осознанность их волеизъявления, объективность и гласность обсуждения, обязательность рассмотрения и учета поступивших в ходе обсуждения предложений.

Общественные организации могут использовать в антикоррупционной деятельности и такой важный инструмент, как обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации российские граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» разработал законопроект «О гарантиях права граждан Российской Федерации на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации». Законопроект закреплял право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в указанные органы и организации, определял основные принципы рассмотрения обращений граждан.

В настоящее время в нашей стране уже действует Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Установлены виды обращений (петиции граждан, предложения, заявления, жалобы и др.). Определяется порядок рассмотрения обращений граждан, контроль над соблюдением законодательства об обращениях граждан, ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Большое значение для противодействия коррупции имеет деятельность Центра стратегических разработок. В частности, представляет значительный интерес разработка Центра, осуществленная в рамках проекта «Анализ и мониторинг коррупциогенности федерального законодательства и его правоприменения».

Большой вклад в разработку методик выявления коррупциогенных норм права, формирование антикоррупционного общественного сознания в стране, подготовку предложений по борьбе с коррупцией вносит Региональный общественный фонд «Информация для демократии» (Фонд ИНДЕМ).

Таким образом, научное сообщество, эксперты исследовательских центров, общественных фондов и организаций выработали и накопили интересные предложения по формированию и проведению эффективной антикоррупционной политики в стране.

Важнейшей неправительственной организацией по борьбе с коррупцией на территории города Москва является Московский антикоррупционный комитет при МТПП. Согласно Положению о нем, является экспертной, функциональной и консультационной общественной организацией по выработке антикоррупционных мер и предложений для Правления (Президиума) Московской ТПП и создается решением Президиума Палаты. Комитет не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на общественных началах под руководством Правления МТПП. Решения, принимаемые Комитетом, носят рекомендательный характер и могут вноситься для рассмотрения на заседания Правления (Президиума) МТПП с последующим направлением в органы власти и управления города Москвы.

Выработка конкретных антикоррупционных мер, подготовка независимой правовой экспертной оценки (экспертизы), подготовка предложений и правовых экспертных заключений по противодействию и устранению фактов коррупции, в органы власти и управления, в Гордуму и Правительство г. Москвы рассматриваются на заседании Правления (Президиума) МТПП.

В своей деятельности Комитет руководствуется Законами РФ оти7.07.1993 №5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ от 31.07.2008 №ПР-1568т, Законом города Москвы от 27.03.2002 №17 «О Московской торгово-промышленной палате», Уставами города Москвы и Московской ТПП,

Распоряжением Мэра Москвы от 27.08.09 РМ-295, а также Положением

о комитете. Так, в соответствии с п.2 ст.6 Закона №17-2002 Москвы о МТПП

и в целях содействия развитию предпринимательской активности Палата по обращениям заинтересованных лиц осуществляет следующие действия:

  1. производит подготовку и предварительную экспертизу учредительных документов вновь образуемых субъектов предпринимательской деятельности;
  2. дает экспертную оценку документов, представленных для лицензирования установленных законодательством видов деятельности. заключения по проектам законодательных актов города Москвы.
  3. имеет право осуществлять независимую экспертизу и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти города Москвы, затрагивающих интересы

предпринимателей. Поэтому и антикоррупционный комитет при Московской ТПП создан в целях:

- проведения независимой экспертной оценки (экспертизы) правовых нормативных актов органов власти и управления, изучения текущей коррупционной ситуации;

- выработки конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия структур власти и управления в городе Москве и общественных организаций в деле противодействия коррупции, ликвидации ее прямых и косвенных последствий, обеспечения защиты законных прав и интересов организаций и предприятий;

- содействия созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, всемерному развитию всех видов предпринимательства, введению антикоррупционных стандартов, установление единой системы запретов, ограничений и разрешений в целях предупреждения коррупции, развитию экономики Москвы, ее интегрированию, как в российскую, так и

в мировую хозяйственную систему, формированию современных промышленной, финансовой и торговой инфраструктур, торгово- экономических и научно-технических связей предпринимателей Москвы с предпринимателями других регионов России и зарубежных стран.

Антикоррупционный комитет при МТПП решает следующие задачи:

a) организует и проводит комплексное изучение коррупционной ситуации во всех сферах и структурах экономики и бизнеса в Москве. Оказывает помощь московским предприятиям и предпринимателям членам МТПП по вопросам противодействия коррупционным фактам и явлениям, связанным с осуществлением их хозяйственной и экономической деятельности;

b) организует консолидацию интересов общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, представителей экономики и бизнеса, общественных деятелей науки и культуры для обеспечения эффективного и конструктивного диалога с органами государственной власти и органами местного самоуправления по выявлению и устранению причин и условий коррупционных фактов и явлений, направленных против прогрессивного развития всех видов предпринимательской деятельности, противоречащие экономическим интересам города Москвы, предприятий и

предпринимателей;

c) создает Экспертный совет для проведения независимой правовой оценки (экспертизы) законопроектов и нормативных правовых актов органов исполнительной власти города Москвы и РФ, затрагивающих интересы предпринимателей. Подготавливает экспертные заключения по независимой правовой оценке и по согласованию с Правлением МТПП направляет их в высшие законодательные инстанции;

d) организует и проводит совместно с бюро экономической безопасности МТПП семинары, дискуссии и обсуждения, «круглые столы» с приглашением представителей правоохранительных структур, адвокатуры и судебных органов. Принимает участие в формировании общественного мнения по вопросам, касающимся противодействия и искоренения антикоррупционной деятельности;

e) привлекает к работе антикоррупционного комитета юристов судей Арбитражного суда при МТПП, экспертов бюро экономической безопасности (далее БЭБ МТПП), специалистов экономистов из числа представителей бизнес сообщества членов МТПП (гильдии и комитетов) по конкретным коррупционным фактам для выработки целевых антикоррупционных мер и последующей реализации;

f) укрепляет и развивает взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации города Москвы, совместно с бюро экономической безопасности МТПП обеспечивает подготовку и публикацию выработанной методики противодействия коррупции;

g) организует подготовку и подписание соглашений о взаимодействии с прокуратурой, ГУВД и УФНС города Москвы, УФСБ по городу Москве и Московской области, с иными правоохранительными и судебными органами, структурами Правительства Москвы в целях обеспечения противодействия коррупции. К функциям Московского антикоррупционного комитета при МТПП отнесены:

  1. Анализ экономических факторов, влияния чиновников разных структур власти и управления на возникновение и повсеместное насаждений системы «откатов», вымогательств – коррупционной составляющей во всех сферах деятельности экономики и предпринимательства.
  2. Организация Экспертного совета МАКК и участие совместно с БЭБ МТПП в осуществлении экспертизы на коррупциогенность законопроектов и правовой оценке нормативно-правовых актов, определяющих контрольные и разрешительные функции чиновников в области конкурсных и тендорных комиссий, в сфере распределения бюджетных средств, госзаказов, различных работ и услуг. Отработка механизмов противодействия коррупционным схемам, системам «откатов» и вымогательств. Подготовка заключения экспертизы о независимой правовой оценке каждого коррупциогенного фактора.
  3. Изучение всех материалов по борьбе с коррупцией в России, выделение методологии и методов противодействия коррупции, апробированных иными антикоррупционными организациями. Выборка наиболее эффективных методов, антикоррупционных мер и включение их в существующую методику для дальнейшего использования в работе комитета при МТПП.
  4. Участие совместно с БЭБ МТПП в формировании и использовании информационных банков данных по антикоррупционной деятельности по различным направлениям предпринимательства.
  5. Содействие московским предприятиям и предпринимателям в освоении, использовании и распространении антикоррупционной политики, методологии и методики противодействия коррупции, разработанной антикоррупционным комитетом Московской ТПП.
  6. Оказание содействия московским предприятиям и предпринимателям в получении информационно- консультационной помощи по вопросам противодействия коррупции.
  7. Подготовка предложений по организации и участию в работе конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам коррупции в городе Москве и ТПП по ЦФО.
  8. Привлечение московских научных и деловых кругов к работе конференций, симпозиумов, «круглых столов» по проблемам коррупции.


Глава 3. Разработка программ по борьбе с коррупцией в сфере экономики посредствам неправительственных организаций на территории города Москвы.

Целью данной программы должно стать снижение уровня коррупции в сфере экономики и поддержание экономической жизнедеятельности общества путем повышения эффективности координации деятельности государственных органов и неправительственных организаций.

Задачами программы являются обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции; совершенствование нормативно-правовой базы предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений; оптимизация форм, методов, средств противодействия коррупции; взаимодействие со структурами гражданского общества и неправительственными организациями.

Необходимыми ресурсами и источниками финансирования программы может служить бюджет города Москвы. Объем расходов по мероприятиям, финансируемым за счёт средств городского бюджета, будут определятся в соответствии с законом г.Москвы.

Программа делится на два этапа.

На первом этапе производится реализация мер по обеспечению информационной прозрачности принятия решений государственными органами, завершены процессы оптимизации разрешительных и административных полномочий органов государственного управления, а также реформирования системы государственных закупок на основе перехода к системе электронных форм государственных закупок, введено правовое регулирование процессов лоббирования и предотвращения конфликта интересов должностных лиц при исполнении ими функциональных обязанностей. Особое внимание будет уделено процессам вовлечения в антикоррупционную деятельность организаций гражданского общества, формированию правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства. А так же:

  1. Дальнейшее укрепление экономической и политической стабильности в стране.
  2. Оптимизация разрешительных и административных полномочий органов государственного управления.
  3. Рост доверия гражданского общества к государственной власти.
  4. Расширение диалога между обществом и властью, бизнесом и властью.
  5. Дальнейшее развитие антикоррупционного мировоззрения в обществе и активизацию антикоррупционной деятельности
  6. Сокращение масштабов теневой экономики

На втором этапе предусмотрено завершение введения эффективного механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, создания системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств, передачи отдельных разрешительных функций институтам гражданского общества, внедрения мер по максимальному сокращению наличного оборота денежных средств и противодействию легализации денежных средств, полученных противозаконным путем. Будет осуществлена четкая правовая регламентация форм и механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения. Ко второму этапу относятся и:

  1. Рост активности неправительственных организаций, политических партий и общественных объединений в проведении антикоррупционной политики.
  2. Создание условий для дальнейшего роста экономики и улучшения инвестиционного климата.
  3. Расширение международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией.
  4. Укрепление престижа государства на международной арене.

Коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.

Программа базируется на выполнении следующих функциональных принципов: комплексности, системности, преемственности, реализуемости, действенности и результативности.

Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития и различается лишь масштабами.
Борьба с коррупцией в городе Москве определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. В соответствии с , борьба с коррупционными проявлениями приняла системный и комплексный характер. Осуществляется постепенная децентрализация функций центральных государственных органов с поэтапной передачей части их функций в регионы и частный сектор и увеличение значимости роли неправительственных организаций чему свидетельствует создание Московского антикоррупционного комитета при МТПП. Так же сокращается сфера монополии и создаются условия для развития конкуренции в сфере оказания государственных услуг, внедряется принцип «одного окна» при обслуживании населения.

Для реализации поставленной задачи:

1)Необходимо улучшить качество и сократить сроки предоставления услуг гражданам и организациям путем внедрения электронных государственных услуг и обеспечить доступ к электронным базам данных.

2)Внедрить процедуры, содействующие прозрачности принятия своевременности исполнение судебных решений.

3)Развивать правовые и административные механизмы, обеспечивающие открытость разработки и исполнения бюджета, а также доступ граждан и организаций к информации о распределении и использовании государственных средств.

4)Обеспечить последовательную передачу ряда специальных разрешительных функций институтам гражданского общества;
обеспечить четкую правовую регламентацию проведения проверок субъектов частного предпринимательства.

5)Создать новые неправительственные организации для поддержки в борьбе против коррупции.

6)Привлечь региональные и коммерческие СМИ к помощи в распространении антикоррупционой программы.


Заключение

В данной работе был раскрыта и проанализирована государственная политика в области борьбы с коррупцией. Также проведены исследования в отношении неправительственных организаций и выявлена их роль в процессе борьбы с коррупцией. Следует отметить, что поднятая тема является очень сложной, тяжёлой и в то же время, к сожалению, бесконечно актуальной для нашей страны. Имею в виду тему борьбы с коррупцией. Общепризнанно, что коррупция является одним из самых существенных препятствий для экономического роста и развития. Это, конечно, и международная проблема и проблема каждой отдельной страны. Потому что не существует государств, где бы это явление отсутствовало.

Большое значение для уровня коррупции имеет, конечно, и история того или иного государства, традиции, склонности национального характера, масса других вещей. В этом смысле коррупция в России имеет, как это ни печально, вековые традиции. И сегодня она пронизывает всю нашу жизнь.

Справедливо и то, что среди причин высокой степени коррупции в нашей стране является и несовершенство политических институтов, и непрофессионализм наших бюрократов и, с другой стороны, просто непонимание и незнание, нежелание знать, зачастую законы со стороны населения. И здесь государству и гражданскому обществу нужно вести работу с самыми разными социальными, экономическими и политическими группами. Привить правовую культуру можно только, начиная этим заниматься с самого раннего возраста, изучая законы, изучая правовую практику со школьных лет. Это, конечно, дело педагогов – подумать о том, как лучше здесь действовать. Но, тем не менее, эти решения принять надо.


Список использованной литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"
  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  3. Астанин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). СПб.: Юридический Центр – Пресс, 2009.
  4. Астафьева Т.А. Международно-правовой опыт борьбы с коррупцией.// Молодые юристы – науке и практике. Владивосток, 2005.
  5. Асташина Е.Е. Противодействие коррупции через образование (методические материалы). – Самара, 2006
  6. Болотина Т.В., Иоффе А.Н., Миков П.В, Кишенкова О.В. Методические материалы для учителя к курсу “Право в нашей жизни» Москва. АПК и ППРО. Центр Гражданского образования, 2007
  7. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004
  8. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М.,2005
  9. Дамм И.А. Коррупция в российском избирательном процессе. М., 2006
  10. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М.: Новый учебник, 2003.
  11. Малько А.В «Антикоррупционная политика в современной России» Саратов: Изд-во СГАП, 2006. 
  12. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1999.
  13. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная

политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Монография в 2 тт. Т. 1. — М.: Научный эксперт, 2008.

  1. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика», Издательство «Проспект», М., 2006
  2. www.peo.ru - Скажем «нет» взятке в образовании!
  3. www.com-cor.ru - Комитет по борьбе с коррупцией
  4. www.stopcorruption.ru - Общественный антикоррупционный комитет
  5. www.mostpp.ru

1 http://premier.gov.ru/events/news/18006/

2 «Российская газета», № 164, 5 августа 2008 г.

3 http://oprf.ru/files/dokument2011/dokladantikorrupciya.pdf

4 СЗ РФ, 2008, № 52, ст. 6228.

5 <http://www. transparency. org.ru/CENTER/cpi_08.asp>.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Государственная политика в области борьбы с коррупцией