Поэзия, ставшая подвигом


Поэзия, ставшая подвигом

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А. Т. Твардовский

Я работаю учителем русского языка и литературы в маленькой сельской школе. Знаю, как трудно найти в нашей глубинке необходимый материал для проведения уроков. Хотелось бы поделиться с коллегами своими наработками. Предлагаемый материал можно использовать при проведении урока литературы в 10–11-м классе на тему «Поэзия Великой Отечественной войны», а также как урок внеклассного чтения. По форме это литературно­музыкальная композиция.

Мои ученики с огромным желанием участвовали в проведении этого урока. Когда они узнали, какую короткую, но яркую жизнь довелось прожить поэтам Павлу Когану, Михаилу Кульчицкому, Всеволоду Багрицкому, Николаю Майорову, то сами вызвались готовить материалы для сообщений, учить стихи и песни. К уроку был подобран наглядный материал — портреты поэтов, томики стихов для выставки, записи песен военных лет. Всё это создало на уроке незабываемую атмосферу.

Ход урока

(Тихо звучит песня «Священная война». После припева музыка смолкает.)

Учитель. Прошли десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны. Эта песня заставляет нас вспомнить о том, что война — страшное испытание для всего народа. Свой долг с честью выполнили писатели, поэты. Они с оружием в руках защищали родину. Они создавали стихи и песни, которые помогали выстоять. Они погибали на фронтах войны...

По словам Павла Антокольского, “война истоптала начавшую колоситься ниву русской поэзии”. Более трёхсот писателей и поэтов пали смертью храбрых. Сегодня мы вспоминаем самых молодых из них. Среди них Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий. Они “ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы”. Эти талантливые “мальчишки” рассказали в стихах о своём поколении. Всмотритесь в лица этих людей, запомните их имена. Сегодня на уроке мы будем читать их стихи.

Сообщение учащегося о Павле Когане (1918–1942)

Павел Давидович Коган родился в 1918 году в семье служащего в Киеве. С 1922 года жил в Москве. Здесь окончил школу и в 1936 году поступил в московский Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В 1939 году перешёл в Литературный институт, продолжая заочно учиться в ИФЛИ. “Он был человек страстный, — вспоминает Давид Самойлов. — Так же горячо, как к стихам, он относился к людям. К друзьям — влюблённо, но уж если кого не любил, в том не признавал никаких достоинств”.

Активность отношения к жизни, к людям была чертой его характера. Весной 1941 года он отправился с геологической экспедицией в Армению, там и застала его война. Он возвратился в Москву, стремясь во что бы то ни стало попасть в действующую армию. Это удалось ему не сразу, так как по состоянию здоровья он не был годен к военной службе. После долгих хлопот он поступил на курсы военных переводчиков, затем был отправлен на фронт. Здесь он был назначен переводчиком, потом начальником штаба полка по разведке. Погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная под Новороссийском.

(Звучит фрагмент песни «На безымянной высоте».)

При жизни не было напечатано ни одного стихотворения поэта. Только в послевоенное время вышел его сборник «Гроза» (1960).

Ученица читает фрагмент стихотворения П. Когана «Лирическое отступление».

Есть в наших днях такая точность,

Что мальчики иных веков,

Наверно, будут плакать ночью

О времени большевиков.

И будут жаловаться милым,

Что не родились в те года,

Когда звенела и дымилась,

На берег рухнувши, вода.

Они нас выдумают снова —

Сажень косая, твёрдый шаг —

И верную найдут основу,

Но не сумеют так дышать,

Как мы дышали, как дружили,

Как жили мы, как впопыхах

Плохие песни мы сложили

О поразительных делах.

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучаясь, горячась.

Мы были всякими. Но, мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И всётаки пробьёмся мы!

Беседа по стихотворению

— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

— Каким предстаёт перед нами лирический герой и то поколение, от лица которого он говорит?

— В чём состоит основная мысль стихотворения?

Сообщение учащегося о Михаиле Кульчицком (1919–1943)

Михаил Валентинович Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. Окончив десятилетку, некоторое время работал на Харьковском тракторном заводе. Проучившись год в Харьковском университете, перевёлся на второй курс Литературного института им. Горького. Писать и печататься Кульчицкий начал рано. Первое стихотворение опубликовал в 1935 году в журнале «Пионер». “Он был труженик, — вспоминал Борис Слуцкий. — С самого раннего дет­ства гнул спину над стихами. Написал десятки тысяч строк порусски и поукраински. Оба языка знал одинаково хорошо. Переводил стихи с нескольких языков... Единственным видом имущества, которым он дорожил, была толстая бухгалтерская книга, куда записывались стихи”.

С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий в армии. В декабре 1942 года он окончил пулемётно­миномётное училище и в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт. Погиб под Сталинградом в январе 1943 года.

Ученик читает стихотворение М. Кульчицкого «Мечтатель, фантазёр, лентяй­завистник!».

Мечтатель, фантазёр, лентяй­завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: “лейтенант”

Звучит “налейте нам”,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда —

черна от пота —

вверх

скользит

по пахоте

пехота.

Марш!

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промёрзших ног

Наворачивается на чёботы

Весом хлеба в месячный паёк.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжёлых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневными Бородино.

Беседа по стихотворению

— Какой предстаёт война в изображении поэта?

— На сколько частей вы бы разделили стихотворение? По какому принципу?

— Проследите, как меняется ритм стихотворения. Как вы можете объяснить эти изменения?

Сообщение учащегося о Всеволоде Багрицком (1922–1942)

Поэт Всеволод Эдуардович Багрицкий — “сын поэта и сам поэт” — родился в Одессе. В 1926 году семья Багрицких переехала под Москву. После школы Всеволод учился в Государственной театральной студии. Писать стихи начал очень рано.

В действующую армию попал лишь после настойчивых просьб, в январе 1942 года, поскольку был освобождён от воинской службы по состоянию здоровья. Всеволод Багрицкий получил назначение в армейскую газету «Отвага» на Волховском фронте. Сослуживец Багрицкого Н. Родионов вспоминает: “В редакцию… явился подслеповатый человек, в очках, одетый почти полетнему, хотя стояла суровая военная зима. «Всеволод Багрицкий», — отрекомендовался он… Начались непрерывные бои. Надо было во что бы то ни стало прорвать кольцо блокады Ленинграда. Стояли сорокаградусные морозы, и наступающие бойцы шли по колено в снегу. Багрицкий был всё время с наступающими ударными частями, он редко появлялся в редакции, и то для того, чтобы сдать очередную корреспонденцию или очерк”.

Погиб Багрицкий при выполнении задания редакции в деревушке Дубовик, около Чудова. “Он похоронен на опушке леса, на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой наш художник Е. Вучетич вырезал надпись:

«Воин­поэт. Всеволод Багрицкий. Убит 26 февраля 1942 года.

Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли…»

Эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и часто их читал”.

В 1964 году вышла книга В. Багрицкого «Дневники. Письма. Стихи».

Ученик читает стихотворение В. Багрицкого «Ожидание».

Мы двое суток лежали в снегу.

Никто не сказал: “Замёрз, не могу”.

Видели мы — и вскипала кровь —

Немцы сидели у жарких костров.

Но, побеждая, надо уметь

Ждать, негодуя, ждать и терпеть.

По чёрным деревьям всходил рассвет,

По чёрным деревьям спускалась мгла.

Но тихо лежи, раз приказа нет,

Минута боя ещё не пришла.

Слушали (таял снег в кулаке)

Чужие слова на чужом языке.

Я знаю, что каждый в эти часы

Вспомнил все песни, которые знал,

Вспомнил о сыне, коль дома сын,

Звёзды февральские пересчитал.

Ракета всплывёт и сумрак рвёт.

Теперь не жди, товарищ! Вперёд!

Мы окружили их блиндажи,

Мы половину взяли живьём…

А ты, ефрейтор, куда бежишь?

Пуля догонит сердце твоё.

Кончился бой. Теперь отдохнуть,

Ответить на письма… И снова в путь!

Беседа по стихотворению

— Определите размер этого стихотворения. В чём его особенности?

— Как наше восприятие этого стихотворения зависит от особенностей его размера?

Сообщение учащегося о Николае Майорове (1919–1942)

Николай Майоров родился в Иванове в семье рабочего. Окончив школу, поступил на исторический факультет МГУ, а с 1939 года стал ещё посещать поэтический семинар в Литинституте. Писать начал рано, первые стихи напечатал в университетской многотиражке. Летом 1941 года вместе с другими студентами на сооружении противотанковых рвов под Ельней. В октябре 1941 года добился зачисления в действующую армию.

Вспоминает Борис Слуцкий: “Был октябрь 1941 года, один из самых тяжёлых для Москвы дней октября — 16 или 17 число. Немцы наступали где­то у Можайска. Их ещё не удалось остановить… Каждый час тысячи людей уходили и уезжали на запад, на юго-запад, на северо-запад — на фронт. Другие тысячи уходили и уезжали на восток, в эвакуацию. Вот в такой день на улице Герцена я встретил в последний раз в жизни Колю Майорова. Какой он был тогда — помню: хмурый, лобастый, неторопливый, с медленной доброй усмешкой на губах. «А я вот еду в военкомат — записываюсь в армию…»”

Николай Майоров был убит 8 февраля 1942 года на Смоленщине.

Ученик читает фрагмент стихотворения Н. Майорова «Мы».

Есть в голосе моём звучание металла.

Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым.

Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Мы жгли костры и вспять пускали реки.

Нам не хватало неба и воды.

Упрямой жизни в каждом человеке

Железом обозначены следы —

Так в нас запали прошлого приметы.

А как любили мы — спросите жён!

Пройдут века, и вам солгут портреты,

Где нашей жизни ход изображён.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы…

Беседа по стихотворению

— Перед нами портрет поколения. Каковы его основные черты? Сравните эти строки со строками Лермонтова о своём поколении (стихотворение «Дума»).

— Найдите переклички стихотворения Н. Майо­рова со стихотворениями Маяковского. Как их можно интерпретировать?

Учитель. Есть такое выражение: “Когда говорят пушки, музы молчат”. И всё же порой голос музы слышен гораздо громче голоса пушек. Пример тому — стихи молодых поэтов, погибших на войне. Прошли многие десятилетия, а мы читаем эти стихи, говорим о них, учим их наизусть. И чувствуем их так, как будто они написаны специально для нас. И, может быть, именно наша память — лучшая награда тем, кто отстоял нашу жизнь ценой своей в жестокие годы войны.

(Звучит песня «Землянка».)