Сценарий родительского собрания на тему «Переходный возраст»
Сценарий родительского собрания на тему «Переходный возраст».
Автор: Смирнова Лариса Владимировна
Место работы:
МОУ Большекошинская сош Тверская обл., Селижаровский р-н, д. Большая Коша
Должность: учитель математики
Цели:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
- профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Ход родительского собрания.
Слайд 1.
Сегодня на родительском собрании мы поговорим об особенностях переходного возраста, периода, в который неминуемо вступят ваши дети в ближайшем будущем или уже вступили. Поговорим и о том, как помочь ребенку преодолеть этот период с наименьшими потерями.
Слайд 2.
Переходный возраст не имеет четких границ. Медики и психологи утверждают, что его начало приходится на 11-12 лет и заканчивается возрастом 15-17 лет. Этот период очень важен для дальнейшего становления личности. В связи с этим родителей мучают вопросы:
- Чего ждать от ребенка?
- Как ребенку помочь пережить этот период с наименьшими потерями?
Слайд 3.
Особенности переходного возраста у каждого ребенка проявляются по разному. Но в любом случае этот период, с одной стороны, обуславливает изменения в физическом развитии и, с другой стороны, определенные психологические проявления.
Слайд 4.
В это время происходит существенная перестройка всего организма. Это период бурного, но в то же время неравномерного физического развития. Поэтому очень часто организм подростка начинает давать сбои. Недомогания во время переходного возраста, как правило, носят временный характер и вызваны тем, что некоторые органы и системы не успевают расти так же быстро, как растет сам подросток и поэтому не полностью справляются со своими функциями. В дальнейшем они «догоняют» в росте своего хозяина, и состояние подростка нормализуется.
Наиболее часто встречающимися болезнями переходного возраста являются прыщи, вегетососудистая дистония и подростковые депрессии.
Вегетососудистая дистония – это нарушение в работе вегетативной нервной системы, являющейся регулятором внутреннего равновесия в организме. Такие нарушения возникают из-за гормональных процессов, происходящих в организме, а так же из-за психо-эмоциональных перегрузок, которым подвержены подростки.
Симптомами этого заболевания являются учащённое сердцебиение, головокружение, потливость, пониженное давление, зябкость, боли в животе непонятного происхождения, повышенная утомляемость, раздражительность.
Прыщи в переходном возрасте появляются почти у всех подростков – и у мальчиков, и у девочек. Появиться они могут на лице, спине, груди, реже – и на других участках тела. А причиной их появления является увеличившаяся выработка кожного сала вместе с закупоркой выводных протоков сальных желез.
Из-за гормональных сбоев у некоторых подростков может увеличиться вес, это явление также временно.
Если имеются хронические заболевания, во время переходного возраста они могут обостряться.
Слайд 5.
Помогут справиться с этими проблемами несколько простых правил:
Соблюдение режима дня.
Соблюдение режима сна.
Правильное питание (увеличьте количество овощей и фруктов в рационе, не позволяйте употреблять острую и слишком соленую пищу, пить много кофе, есть много шоколада).
Уход за кожей лица и тела: необходимо постоянное очищение кожи от загрязнения и излишнего жира.
Слайд 6.
Немного статистики….
Переходный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 12-13 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
60% девочек в возрасте 12-13 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости,
обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
Слайд 7.
Совет: Необходимые замечания по поводу внешности нужно делать как можно деликатней. Старайтесь не критиковать физические особенности своего ребенка в этот период (долговязость, лишний вес). Это может привести к возникновению комплексов в дальнейшем.
Слайд 8.
Не менее важный аспект, связанный с переходным возрастом – Изменения в характере ребенка, в его поведении и психологическом состоянии.
Еще только вчера ласковый и послушный ребенок становится вдруг мнительным, обидчивым, грубым. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.
В психологии этот период называют периодом брожения психики.
В реальной семейной жизни и в отношениях с родителями этот процесс часто проявляется в психологическом "шараханье" ребенка из одной крайности в другую. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного пятилетку. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным во, вроде бы, уже давно оговоренных и привычных делах, связанных с уборкой собственной комнаты и походом за хлебом.
В основе поведения подростка лежит острая потребность в обретении власти и контроля над собственной жизнью. Стремление к автономии проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций и поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в мире "этих странных взрослых".
Что делать?
Позвольте ребенку почувствовать себя самостоятельным. Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно.
Не осуждайте за неудачи, а помогите разобраться в причинах случившегося. В переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых.
Психологи считают, что в период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т. д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него. Идеальный вариант – своя комната, в которой он может установить свои порядки и поддерживать чистоту без вмешательства взрослых. Конечно, не у всех семей есть такая возможность. Но в любой квартире можно предоставить в личное распоряжение подростка полку в шкафу, свою тумбочку и стол. И старайтесь ни в коем случае не вторгаться на его территорию.
Слайд 9.
Еще одна психологическая проблема переходного возраста - завышенные требования к самому себе. Ребенку кажется, что он выглядит хуже, чем остальные. Формирование комплекса мнимых недостатков – особенности переходного возраста.
Что делать?
Родители, которые столкнулись с проблемами переходного возраста, не должны считать их смешными, нелепыми и незначительными. Разговаривайте со своим ребенком. Дайте понять ребенку, что его проблемы вас действительно волнуют. Ему хочется чувствовать, что его любят просто за то, что он есть, а не за успехи и хороший характер. Это поможет справиться с неуверенностью и комплексами.
Слайд 10.
Очередная проблема –Подростковые депрессии - всепоглощающее чувство грусти, иногда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства. В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.
Что делать?
Для подростка сейчас самое главное - ваша поддержка. Ребенок должен чувствовать и знать, что он в любой момент может обратиться к вам за помощью.
Слайд 11.
«Плохая» компания.
В период переходного возраста авторитет в глазах подростка приобретают старшие товарищи, у ребенка могут появиться новые друзья, он длительное время проводит на улице. С этим связан риск приобретения вредных привычек.
Безусловно, нужно быть в курсе, с кем дружит ваш ребенок и чем он занимается на улице, какие мысли у него в голове, что творится у него в душе. Но если вы будете рыться у него в карманах или в ящиках стола, читать его письма или дневники, подслушивать, о чём он говорит по телефону – вы навсегда потеряете доверие подростка.
Слайд 12.
Самое важное – общение!
Не надо идти напролом! Намного лучше, если вы просто будете чаще общаться с вашим ребёнком, время от времени будете болтать с ним как будто ни о чём – о музыке, фильмах, о каких-то незначительных вещах, исподволь расспрашивая его о друзьях ребёнка, об их жизни. В доверительной беседе легче рассказать подростку об опасностях, которые подстерегают его вокруг, дать ему совет в затруднительной ситуации.
Можно рассказать ему и о своих друзьях детства, вспомнить, какие казусы случались с ними или с вами, когда вы были его ровесником, как вы поступали тогда и как бы вы поступили в такой же ситуации, обладая своим сегодняшним опытом. При этом такие истории должны содержать не только нравоучительные, но и забавные детали. Ребёнок будет рад открыть для себя, что вы чувствовали тогда то же самое, что и он сам сейчас, а значит – «вы с ним одной крови». И не сомневайтесь, что «мораль сей басни» он примет к сведению.
Слайд 13.
Подайте положительный пример.
Если у себя дома вы создадите обстановки нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, этим самым вы снизите риск приобретения вашим ребенком вредных привычек.
Слайд 14.
Искренне надеюсь, что эти советы помогут вам справиться с проблемами переходного возраста. Удачи в воспитании!