Образование на территории Московской области

Введение

Актуальность данной темы заключается в её злободневности и неотложности. Ведь от качества образования зависит будущее всей страны. Качественная и эффективная работа сферы образования закладывает будущую успешную интеллектуальную культуру государства.

На сегодняшний день существуют две основные тенденции реформы образования в России:

- глобализация образования в условиях «информационного бума»; интеграция в общемировой образовательный процесс. - модернизация образования – элементы западных моделей на основе Российской системы. Пути выхода из кризиса: - увеличить финансирование образования и науки;

- мотивировать обучение и подготовку высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики и права, но и в различных отраслях промышленности, науки и культуры, а чтобы решить проблему образования – прежде всего в педагогической сфере (иными словами, люди должны жаждать знаний и любить своё дело - высокая степень мотивации);

- параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как было сказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сети культурно-этических ценностей и пользы образования как основного мотиватора наряду с достойной зарплатой; - реформа образования в России не должна в корне ломать традиций российского образования; необходимо принять от Западной модели всё самое лучшее, при этом, не разрушая той образовательной системы, которая вызывает уважение во всём мире; образованию нужна мягкая реформа.

Особый интерес заключается в рассмотрении состояния общего «образования» на территории московской области. Ведь эта область является самой обширной, густонаселенной и развитой во всей стране. А значит от её состояния зависит и состояние всей страны.

Цель данной работы – рассмотрение состояния сферы общего образования на территории Московской области и разработка ряда мероприятий для улучшения её функционирования.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

Изучение состояния сферы общего образования в Р.Ф.

Изучение состояния сферы общего образования на территории Московской области.

Рассмотрение государственных программ в сфере общего образования.

Разработка мероприятий для улучшения сферы общего образования на территории Московской области.

Курсовая работа состоит из трёх глав. Первая глава «Общие образование в Российской Федерации». В этой главе будет рассмотрено состояние сферы «образования» в Р.Ф.

Во второй главе рассматривается состояние общего «образования» на территории Московской области.

В III главе производится разработка ряда мероприятий для улучшения сферы общего «образования» на территории Московской области.

Глава 1. Характеристика государственной политики в сфере общего образования в Р. Ф.

Понятие и сущность общего образования

Понятие образования весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

Общее образование является базой любой последующей или сопровождающей его специализации, то есть углубленного развития специальных способностей к отдельным видам деятельности.

Вообще под общим образованием подразумевается первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно.

В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.

Целью общего образования является создание условий для формирования у человека способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.

А также целью образования является формирование социальной мобильности и адаптации.

Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Образование - важная составляющая структуры организации нашего государства.

Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования инидивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя целый ряд таких принципов, исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Однако, осознавая тот факт, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему:

- в содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы;

- в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности;

- в содержании образования необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий;

- в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

- сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей;

- в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом;

- необходимо реализовать межпредметные связи.

Несколько в иных формулировках, но мало отличающимися по содержанию, постулируются принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачевым. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки; из области искусства; из области труда; из области физического развития.

К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования Б.Т. Лихачев относит:

- общеобразовательный характер учебного материала;

- гражданская и гуманистическая направленность содержания;

-связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

- основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

- интегративность изучаемых курсов;

- развивающий характер учебного материала;

- гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

- взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;

- эстетические аспекты содержания образования.

Среди специальных принципов формирования содержания школьного образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки, в числе которых значатся:

- принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки;

- принцип политехнизма;

- принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены:

- принцип единства идейного содержания и художественной формы;

- принцип гармоничного культурного развития личности;

- принцип идейной общности и взаимосвязи искусств;

- принцип учета возрастных особенностей.

Принципы формирования содержания из областей труда и физического развития, в состав которых включены:

- принцип общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность;

- принцип связи труда с наукой;

- принцип соответствия детского труда требованиям современных профессий.

Легко заметить, что вся представленная выше номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципов, а именно:

- принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;

- принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;

- принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания школьного образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельного мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе и методов наук, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.

Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и другой.

Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.

Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Таковы принципы, факторы и общедидактические критерии формирования содержания общего школьного образования.

1.2 Состояние Российского общего образования

С 1990-х гг. российское образование меняет курс в сторону мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия. Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах давольно велики. К тому же преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании

Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям. Глобализация прежде всего вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи. Осознание «отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости».

Состояние общего образования в России далеко от идеального. Поддержка необходима не только городским школам, но и деревенским школам. Тема деревенских школ, действительно, острая. У большинства сельских школ нет даже части того, что имеют городские школы: нехватка грамотного преподавательского персонала, ужасное состояние школ, материально-техническая база на беднейшем уровне и много другое.

Динамичные изменения социально-экономических отношений, задача развития конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан. Поэтому все звенья образовательной системы: от дошкольных учреждений до вузовской науки – должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами. В эпоху «экономики знаний» и инноваций требуется государственная поддержка системы образования.

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, одобренными Правительством Российской Федерации, являются Концепция модернизации российского образования; Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, которые опираются на следующие базовые принципы:

- открытость к общественным запросам и требованиям времени;

- привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России;

- переход на современные образовательные технологии;

- развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

- переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

В соответствии с этими приоритетными направлениями на период до 2010 года был разработан, согласован и утвержден комплекс мероприятий по реализации данных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (поручение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № АЖ-П44-2534).

В настоящее время в системе образования функционирует около 128654 образовательных учреждений. В том числе:

46536 дошкольных образовательных учреждений;

60558 дневных общеобразовательных учреждений;

1699 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

1936 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии;

10020 образовательных учреждений дополнительного образования детей;

3594 учреждений начального профессионального образования;

2905 учреждений среднего профессионального образования;

1068 учреждений высшего профессионального образования всех форм собственности, имеющих 1621 филиал;

338 учреждений дополнительного профессионального образования.

В 2005 г. в Российской системе образования обучалось: в средней школе – 15,07 млн. человек; в учреждениях профессионального образования – 11,26 млн. человек, из них в учреждениях начального профессионального образования - 1,6 млн. человек, учреждениях среднего профессионального образования - 2,6 млн. человек, учреждениях высшего профессионального образования- 7,06 млн. человек (соответственно: 14, 23 и 63 процента от общего числа получающих профессиональное образование). В аспирантуре обучается 143 тыс. человек, в докторантуре – 4,5 тыс. человек.

В системе дополнительного профессионального образования ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации 1,5 млн. человек.

Всего различными формами образования, не считая дополнительного образования детей (музыкальные, спортивные, художественные школы и т.п.), охвачено 28,7 млн. человек.

В системе образования работает: в средней школе - 1,4 млн. человек; в начальном профессиональном образовании – 0,15 млн. человек; в среднем профессиональном образовании - 0,14 млн. человек, в высшем профессиональном образовании - 0,3 млн. человек. Всего занято на преподавательской работе (без учета воспитателей и педагогов дошкольного образования, работников детских домов и интернатов) около 2 млн. человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в России проживало 145 млн. человек, из них в возрасте старше 15 лет – 121 млн. человек. За последние годы произошел рост образовательного уровня населения России, главным образом, за счет лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, численность которых за период с 1989 г. увеличилась на 19,7 млн.человек, или на 54% и составляет 56,18 млн.человек.

Численность юношей и девушек в возрасте 16 – 29 лет, имеющих только начальное профессиональное образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70 % далее не учатся. Среди детей и подростков в возрасте 7 – 15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6 % от общего числа), которые по разным причинам не посещали образовательные учреждения, в том числе и по медицинским показаниям.

Расходы консолидированного бюджета на образование в 2005 г. составили 612,4 млрд.рублей или 3,47 % валового внутреннего продукта, из них 73,4% приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Правительством Российской Федерации, Минобрнаукой России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами управления образованием при активной поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации успешно осуществляется поэтапная реализация комплекса мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования.

К настоящему времени созданы необходимые механизмы реализации приоритетных направлений модернизации образования как в отрасли в целом, так и в субъектах Российской Федерации в учреждениях образования.

Сформирована система управления модернизацией образования, приняты и успешно реализуются соответствующие планы по выполнению Концепции модернизации образования, организован диалог с различными общественными и социальными группами, информационное, социологическое и кадровое сопровождение работ по модернизации образования.

В значительной степени, начиная с 2001г. и по настоящее время, сформирована нормативная правовая база проводимых Минобразованием России, а впоследствии Минобрнаукой России, широкомасштабных экспериментов по модернизации системы образования, подготовлено законодательное обеспечение введения государственных стандартов общего образования, совершенствования межбюджетных отношений в сфере образования, разрабатываются новые инструменты финансирования и управления в системе образования.

Особая роль отведена реализации приоритетного национального проекта «Образование» в сфере образования, который должен стать базовым для реализации на практике тех кардинальных разработок, которые заложены в Концепции модернизации российского образования и Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, что позволит поднять качество отечественного образования, создать основы для прорывного инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности.

Обеспечивается реальное увеличение доли расходов на образование как федерального, так и консолидированного бюджетов Российской Федерации, последовательное, хотя еще и недостаточное по объемам, повышение материального уровня педагогических работников.

Достигнут значительный рост капитальных вложений в новое строительство объектов образования, объемов капитального и текущего ремонтов, обновления материально-технической базы, включая поставку компьютеров в общеобразовательные школы, учебно-лабораторного оборудования в учреждения профессионального образования. Решены вопросы коммунальных платежей образовательных учреждений федерального подчинения.

Развитие образовательной отрасли, начиная с 2001 года обеспечивалось проектами в рамках 17 федеральных целевых программ и подпрограмм, по 9 из которых Минобразование России и впоследствии Минобрнауки России являлись государственными заказчиками. Практически все субъекты Российской Федерации сформировали и реализуют собственные программы развития образования.

Активно реализуются широкомасштабные эксперименты по основным направлениям модернизации образования, в том числе по:

новой структуре и содержанию общего образования (в 76 субъектах Российской Федерации);

введению единого государственного экзамена (в 76 субъектах Российской Федерации);

реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

подготовке к введению профильного обучения в старшей школе;

долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений;

развитию университетских комплексов;

реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих полномасштабное включение российской высшей школы в Болонский процесс;

совершенствованию качества и усилению практикоориентированного характера профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынков труда;

конкурсному размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием;

созданию условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи;

стимулированию инновационной деятельности молодых россиян;

работе со студенческой молодежью.

Оценивая ход выполнения комплекса мероприятий по реализации Концепции модернизации образования и работу, проводимую органами управления образованием всех уровней, коллективами образовательных учреждений, необходимо обратить внимание на следующие направления.

Требует уточнения Комплекс межведомственных мероприятий по реализации Концепции с учетом Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Образование» и взаимосвязанных с ними планов работы министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации с целью обеспечения скоординированных действий всех заинтересованных субъектов образовательной политики.

Необходимо, с учетом полученных результатов широкомасштабных экспериментов, внести соответствующие коррективы в графики их проведения.

Темпы намеченных преобразований сдерживаются отсутствием решения по таким принципиальным вопросам как принятие федерального закона о Государственном образовательном стандарте общего среднего образования, стимулирование инвестиций в образование, материальное обеспечение и социальная поддержка работников системы образования.

Требует дальнейшего совершенствования структура профессионального образования как по уровням, так и по направлениям подготовки специалистов, с учетом текущих и перспективных потребностей рынка труда, а также интеграции России в международный рынок образовательных услуг.

Актуальными для сферы образования на всех его уровнях остаются проблемы патриотического, нравственного, эстетического воспитания, утверждения норм здорового образа жизни. Реализуемые в настоящее время правовые, организационные меры противодействия распространению детского и подросткового алкоголизма и наркомании, безнадзорности и беспризорности, должны в большей степени опираться на богатейшие воспитательные ресурсы самого образовательного процесса, его содержания, средств индивидуального и коллективного психологического и педагогического воздействий на неблагополучных в социальном отношении детей и подростков.

С учетом реализуемой в стране административной реформы и перспектив развития межбюджетных отношений возникает необходимость в более четком законодательном разграничении компетенции и ответственности органов управления образованием разных уровней.

Требуется дальнейшее совершенствование системы управления образованием на основе принципов стратегического менеджмента, бюджетирования, ориентированного на конечный результат, внедрения современных информационных систем и баз данных, систем электронного документооборота и поддержки принятия решений, развития государственно-общественного характера управления образованием.

Необходимо расширить перечень предоставляемых услуг в целях обеспечения подготовки национальных кадров для зарубежных стран в образовательных учреждениях в соответствии с международными договорами Российской Федерации; поддержки экспорта образовательных услуг российскими образовательными учреждениями; удовлетворения потребностей граждан государств – участников СНГ и соотечественников в получении российского образования.

Актуальной является задача выработки механизмов интеграции образования и научной деятельности, создания научно-образовательных центров, технопарков и бизнес-инкубаторов для осуществления взаимодействия образования и инновационной экономики.

Особого внимания требуют вопросы, связанные с реструктуризацией и оптимизацией сети учреждений профессионального образования, формированием механизма взаимоотношений с регионами, обеспечивающего устойчивое функционирование системы и сохранение единого образовательного пространства; с реализацией значительно возросших объёмов инвестиционных программ, включая восстановление и развитие учебно-материальной базы образования Чеченской Республики; совершенствованием системы стипендиального обеспечения, повышением её роли в адресной социальной поддержке студенчества; воссозданием системы планового повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров и многие другие.

Ключевым элементом в российской системе образования является профессиональное образование. Достаточно сказать, что за последние пять лет число обучающихся в высших ученых заведениях России выросло более чем вдвое. Более чем вдвое увеличилось и количество высших учебных заведений, с учетом негосударственного сектора, а если включить сюда еще и филиалы вузов, то мы получим пятикратное увеличение. В то же время число преподавателей, имеющих ученую степень, выросло всего на 4 %. Этот процесс неминуемо привел к тому, что качество образования начало падать.

В последние четыре года число абитуриентов, поступающих в вузы, превышает число выпускников школ. Так в 2004 году 1,4 млн.чел. окончили школу, а поступило в вузы - 1, 7 млн. чел., что может свидетельствовать о движении в сторону, практически, всеобщего высшего образования. И данная ситуация отражала бы только позитив, обусловленный тем, что высшее образование увеличивает интеллектуальный потенциал общества, но при этом ухудшается качество подготовки интеллектуальной элиты общества, без которой оно активно развиваться не может.

В России начат процесс выделения ведущих университетов как центров для совершенствования и основ развития высшей школы. Необходимо выстроить абсолютно прозрачную систему определения критериев отнесения вузов к тому или иному уровню, а затем заложить систему классификации университетов в соответствии с этими требованиями.

Наряду с высшим профессиональным образованием большое внимание должно уделяться системе непрерывного образования. Важно правильно структурировать систему непрерывного образования. Во-первых, необходимо обеспечить максимальное участие работодателей и научных кругов в подготовке кадров для экономики и науки. Требуется разработать законопроекты об участии работодателей в образовательном процессе и о расширении круга организаций, предоставляющих услуги в области профессионального образования, их общественно-профессиональной аттестации и аккредитации. Во-вторых, профессиональное обучение не будет конкурентоспособно без базы общего образования, обеспечивающего интеллектуально-творческое развитие обучающихся, их профессиональное самоопределение.

Анализ результатов социологических исследований, включая обращения граждан, публикации в средствах массовой информации, показывает, что инновационные процессы, составляющие стержень модернизации, еще не всегда находят нужную поддержку и понимание в обществе. Необходимо расширять участие средств массовой информации, педагогических изданий в информировании всех слоев общества, обеспечить информационную открытость органов управления образованием всех уровней в решении задач модернизации российского образования.

Состояние образование в Р.Ф. напрямую зависит от всего состояния страны и её отдельных регионов. Особую важность имеет состояние Московской области, как центральной и более развитой во всей Р.Ф. Её состоянии в области общего образования я опишу во второй главе.

Глава 2. Реализация государственной политики в сфере общего образования на примере Московской области

2.1 Состояние общего образования в Московской области

Система образования Московской области - одна из самых крупных в Российской Федерации: 3965 образовательных учреждений, 1245404 обучающихся, 133848 работников. Начиная с 2006 года отмечается рост контингента обучающихся общеобразовательных учреждений, что обусловливает выдвижение в качестве приоритетных вопросов развитие сети общеобразовательных учреждений, создание современных условий обучения, обеспечение потребности в педагогических кадрах.

Ежегодно в строй вводятся новые образовательные учреждения, созданные по новейшим проектам, имеющие несколько спортивных залов, бассейны, тренажерные залы, творческие мастерские, информационные центры. В 2011 году - это 12 школ на 9267 мест и 20 дошкольных образовательных учреждений на 3240 мест.

Вместе с тем Московская область отличается неоднородностью муниципальных образований по показателям численности и плотности населения, что определяет актуальность задач обеспечения доступности качественных образовательных услуг в сельской местности. С этой целью осуществляются прямая поддержка малокомплектных школ по повышенным нормативам (в 2011 году перечень таких школ определен в количестве 124 учреждений, на их финансирование направлено 742,5 млн. рублей; при обычных нормативных расходах финансирование составило бы 364,9 млн. рублей), реализация программ дистанционного обучения с использованием ресурсов базовых школ, а также привлечение педагогов базовых школ к непосредственному ведению занятий в филиалах.

В области реализуется политика формирования в школах образовательной среды, отвечающей новому технологическому укладу, задачам формирования компетенций, востребованных в инновационной экономике. Первые классы общеобразовательных школ обеспечиваются современным высокотехнологичным оборудованием, учителя обучаются технологиям его использования.

По результатам регионального конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы, в 2011 году 73 школы получили комплекты инновационного оборудования, позволяющие проводить занятия, создавать и демонстрировать цифровые многомерные (3D) образовательные ресурсы, вести проектную деятельность.

Уровень оснащенности школ учебной компьютерной техникой в 2011 году составил 8,7 обучающегося на один персональный компьютер и 11,9 обучающегося на один персональный компьютер, используемый в учебном процессе (в 2010 году - 12,8 и 16,2 соответственно).

Все образовательные учреждения, реализующие программы общего образования, имеют доступ к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет). В 2011 году для обеспечения доступа к сети Интернет из бюджета Московской области выделено 24328 тыс. рублей.

Для обеспечения высокого качества образования в Московской области выделяются дополнительные средства для поддержки муниципальных общеобразовательных учреждений с высоким уровнем достижений педагогических коллективов по образованию и воспитанию обучающихся. В 2010/2011 учебном году субвенции объемом 874 млн. рублей получило 31 общеобразовательное учреждение (превышение объема их финансирования по сравнению с нормативным составило 39 процентов). В 2011/2012 учебном году по результатам оценки качества образования за 2010/2011 учебный год количество таких общеобразовательных учреждений составило 50.

Поддерживаются не только школы, но и учащиеся. В течение одиннадцати лет вручаются именные стипендии Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся успехи в науке, искусстве, спорте (количество стипендиатов составляет 1000 школьников, размер стипендии - 1500 рублей в месяц).

В целях удовлетворения запроса семей на сохранение и укрепление здоровья детей в школе реализуются меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, внедрение современных технологий, развитие материально-технической базы столовых, вовлечение школьников в программы формирования здорового образа жизни и занятия спортом. В 2011 году на реализацию мероприятий по совершенствованию организации школьного питания долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования Московской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.12.2008 N 1185/50 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы" (далее - ДЦП Московской области "Развитие образования Московской области на 2009-2012 годы"), выделены средства в объеме 150 млн. рублей.

Важнейшим направлением развития системы образования является формирование кадрового потенциала. В этой области в последние годы сохраняются проблемные зоны. Так, доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений ниже среднего по Российской Федерации, а показатель доли педагогов пенсионного возраста, напротив, выше.

В целях обеспечения мотивации к качественному труду в регионе осуществляется регулярное повышение заработной платы работников образования: с 2000 года она выросла в тридцать раз и сегодня является одной из самых высоких по отрасли среди субъектов Российской Федерации. В 2011 году заработная плата повышена не только учителям, но и всем работникам образования.

В системе образования Московской области действует система оплаты труда, направленная на установление тесной взаимосвязи уровня заработной платы с качеством и эффективностью работы учителя.

С 1 сентября 2007 года на территории Московской области используются две системы оплаты труда:

отраслевая система, ориентированная на результат, на основе ставок заработной платы (должностных окладов) (далее - Отраслевая система);

система оплаты труда на основе ученико-часа (далее - Модельная методика).

Применение двух систем оплаты труда подчеркивает специфику и особенности каждой из них, учитывая разную плотность населения, особенности территориального расположения школ, демографическую ситуацию малонаселенных сельских поселений, а именно:

в малокомплектных сельских общеобразовательных учреждениях, в общеобразовательных учреждениях с контингентом обучающихся менее 400 детей, в школах-интернатах и детских домах-школах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста положительный эффект достигается при применении Отраслевой системы;

в общеобразовательных учреждениях с контингентом обучающихся более 400 детей, наполняемостью классов не менее 24-25 человек, активно привлекающих молодых специалистов, положительный эффект достигается при применении Модельной методики.

Продолжена работа по поддержке лучших учителей. В 2011 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНП "Образование") по результатам конкурсного отбора лучших учителей для получения денежного поощрения 39 учителей получили по 200 тысяч рублей каждый из федерального бюджета и 221 учитель получил именную премию Губернатора Московской области в размере 100 тысяч рублей каждый.

В Московской области действует единая региональная образовательная сеть повышения квалификации работников образования, реализуемая модель повышения квалификации на основе кредитно-модульного подхода и балльно-рейтинговой оценки результатов обучения обеспечивает индивидуальные траектории непрерывного профессионального развития каждого учителя. В рамках персонифицированной базы данных о повышении квалификации работников образования Московской области на региональном и муниципальном уровнях осуществляется мониторинг профессионального развития педагогов.

Особое внимание уделено подготовке и повышению квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В 2011 году 6470 педагогических работников прошли обучение по использованию ИКТ в образовании.

Финансирование образования Московской области является одной из самых крупных статей бюджета Московской области. Расходы консолидированного бюджета Московской области на 2011 год по отрасли "Образование" составили более 83 млрд. рублей.

В Московской области предпринимаются меры по обеспечению эффективного использования бюджетных средств: Законом Московской области N 131/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области" уточнены нормативы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.

Главными результатами введения модели расчета бюджета Московской области с применением подушевого бюджетного норматива на учащегося стали следующие эффекты:

формирование бюджета Московской области производится исходя из формализованных, строгих и прозрачных критериев, что повысило прозрачность формирования бюджета и распределения финансовых средств;

произошло выравнивание бюджетной обеспеченности, сократилось влияние субъективных факторов;

созданы благоприятные условия, стимулирующие оптимизацию сети учреждений.

Перевод финансирования основных расходов на нормативную основу создал базу для выделения остальных средств на основе программно-целевого принципа, связанного с достижением конкретных результатов, при этом возросла роль самого образовательного учреждения, его администрации в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимума результата, особенно в условиях повышения конкуренции между общеобразовательными учреждениями.

Управление системой образования строится на основе программно-целевого подхода.

Организационной основой региональной образовательной политики является ДЦП Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы".

В 2011 году Правительством Московской области утверждены следующие долгосрочные целевые программы Московской области:

"Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов" (постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 922/35);

"Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы" (постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 924/35);

"Русский язык" на 2012-2015 годы" (постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 925/35);

"Комплексное развитие системы профессионального образования в Московской области на 2011-2015 годы" (постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 921/35).

Реализация указанных программ позволит обеспечить качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технологического потенциала системы образования Московской области.

В управлении системой образования Московской области реализуется региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО), позволяющая получать объективную картину для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования во взаимодействии с общественностью. РСОКО включает в себя оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, состояния региональной и муниципальных образовательных систем. Для этих целей разработан, утвержден и широко используется комплекс показателей системы оценки качества образования (областной, муниципальный и школьный уровни - всего более 500 показателей), дающий возможность оценить состояние ресурсной базы, уровня организации образовательного процесса и самое главное образовательные результаты.

Для оценки состояния образовательных систем в Московской области разработана и внедрена кластерная модель, включающая оценку всех трех основных составляющих качества образования - результата, процесса и условий обучения, что позволяет проследить эффективность деятельности и динамику развития муниципальных образовательных систем.

В 2011 году введена в работу региональная система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области, построенная на современном программном обеспечении и регулярно дополняемая новыми модулями (школьное питание, оценка уровня учебных достижений обучающихся по программам повышенного уровня и др.).

Система электронного мониторинга на основе динамических показателей и индикаторов позволяет своевременно выявлять ход реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в общеобразовательных учреждениях и модернизации региональной системы общего образования, получать результаты и определять проблемы в достижении нового качества образования.

Формирование и постоянная актуализация базы данных обеспечивает обратную связь в системе управления, позволяет в оперативном режиме получать данные о состоянии системы образования и отслеживать изменения, происходящие в системе образования в процессе ее функционирования и развития.

Таким образом, в системе образования Московской области создан комплекс условий, обеспечивающих как удовлетворение актуальных потребностей населения в качественном образовании, так и ориентацию системы на цели опережающего развития.

В то же время сохраняется ряд проблем, требующих решения. Среди них:

незавершенность институциональных реформ (доля образовательных учреждений, перешедших в статус автономного образовательного учреждения, не соответствует масштабам сети);

уровень подготовки общественных управляющих к государственно-общественному управлению на этапе реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" не соответствует уровню задач, решаемых школами;

продолжающееся "старение" учительского корпуса;

возрастание темпов информатизации образования требует создания специальных технологий и методов с целью увеличения эффективности повышения квалификации работников системы образования;

увеличение темпов социально-экономического развития региона, приводящее к быстрой смене систем расселения жителей и размещения объектов образования, не в полной мере соответствует структуре сетей социального обслуживания (учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта), что способствует возрастанию рисков несбалансированности образовательной сети и недостаточной эффективности бюджетных вложений в образование;

дальнейшее развитие системы выявления и поддержки талантливых детей и региональной системы сопровождения одаренных обучающихся в период обучения в общеобразовательном учреждении;

дальнейшее развитие комплекса мер по сохранению и улучшению состояния здоровья школьников.

Для решения этих и других проблем, обеспечения устойчивости достигнутых результатов необходимо продолжение модернизации системы общего образования.

Помимо целевых программ разработаны ожидаемое развитие общего образования до 2020 года.

Планируемые результаты развития системы до 2020 года:

  • будут сформированы муниципальные сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающие доступность образовательных услуг, современные условия обучения, индивидуализацию образовательных траекторий, эффективное использование ресурсов;
  • образовательный процесс в начальной и основной школе будет реализовываться на основе новых ФГОС;
  • во всех общеобразовательных учреждениях будет сформирована образовательная среда, адекватная уровню развития технологий, особенностям различных возрастных групп обучающихся, обеспечивающая безопасность и сохранение здоровья;
  • будет функционировать система привлечения, закрепления и непрерывного профессионального образования педагогов, обеспечивающая удовлетворение потребностей системы образования в кадрах высокой квалификации;
  • населению будет обеспечен полный доступ к информации об образовательных учреждениях, программах, качестве образовательных результатов, созданы условия для участия в управлении и контроле качества образования;
  • будет создана система выявления, учета и поддержки особых групп детей (дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, одаренные дети), сформированы механизмы разработки и финансового обеспечения образовательных программ, работающих с данными группами детей;
  • будет действовать региональная система оценки качества образования, включающая систему электронного мониторинга, ведущая регулярные мониторинги качества образования и социализации, комплексную динамическую оценку деятельности образовательных учреждений; инструменты оценки индивидуального прогресса учащихся на уровне школы и класса;
  • в общеобразовательных учреждениях будут реализовываться современные практики формирования гражданской идентичности, социальных компетенций, гражданских установок.

Конечные общественно значимые результаты (качество образования):

соответствие качества образовательных результатов учащихся запросам семей, мировым стандартам, перспективным потребностям общества и экономики;

  • готовность выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологичной экономике;
  • одинаково высокое качество общего образования независимо от места жительства, социально-экономического статуса семьи, состояния здоровья, снижение дифференциации общеобразовательных учреждений по качеству образования, сокращение отставания наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных;
  • высокий уровень развития социальных компетенций и гражданских установок учащихся;
  • удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Проанализировав состояние общего образования в Московской области, я постараюсь разработать мероприятия по улучшению деятельности органов местного самоуправления в сфере общего образования на примере Московской области.

Глава 3. Разработка мероприятий по улучшению деятельности органов местного самоуправления в сфере общего образования на примере Московской области.

Из-за обширности области все проводимые ранее мероприятия в отдельных районах имели индивидуальный характер. Для повышения эффективности образования возможно проведение “общих” мероприятий. А точнее таких, которые могут включать в себя, как несколько районов, так и всю область. При проведении такого вида мероприятий ликвидируется “застой” в системе органов местного самоуправления, вызванный однообразностью протекающего учебного процесса.

Проводимые мероприятия могут делится на:

  1. мероприятия несущие в себе фестивально-конкурсный характер.
  2. мероприятия по типу круглого стола.
  3. мероприятия несущие в себе профильно-конкурсный характер (проводимые по отдельным дисциплинам)
  4. мероприятия спортивного характера.

Помимо проведения “общих” мероприятий, возможны более локальные мероприятия. Они будут представлять собой фестивали отдельных школ, приуроченных к “дню открытых дверей”. В систему таких мероприятий будут входить:

  1. проведение концертов, постановка пьес.
  2. представление деятельности кружков школ.
  3. проведение спортивных состязаний.
  4. Проведение всевозможных турниров и конкурсов.

В отличи от других подобных мероприятий, эти будут нести “открытый характер”, а точнее будет реализована система мероприятия схожая с вузовыми днями “открытых дверей”.

Ещё одной важной проблемой в сфере общего образования является “старение” кадров. В связи с этим появляется необходимость проведения мероприятий по привлечению молодых учителей.

Одним из механизмов привлечения перспективных выпускников высшего или среднего профессионального образования для работы в школах является выплата единовременных пособий. Так же возможны мероприятия поддерживающие статус престижности профессии учителя.

Для улучшения деятельности органов местного самоуправления, так же могут проводиться аккредитации школ. Что означает получения ей права на выдачу аттестата государственного образца. Свидетельство об аккредитации, а также лицензия – это основные документы, дающие общее представление о школе, а именно о времени ее образования, образовательной программе, финансовом положении, квалификации преподавателей и многом другом. Помимо того, что школа прошедшая процедуру аккредитации имеет полное право выдавать аттестаты государственного образца, она финансируется государством, что немаловажно. Как правило, аккредитация школы проводится один раз в пять лет, для этого нужно представить документы в аттестационную комиссию, которая решает можно ли аккредитовать школу. Срок действия аккредитации пять лет, после истечения этого времени, процедуру необходимо повторить. Если школа приняла решение перейти на более высокий уровень, то есть из общеобразовательного учреждения в лицей или гимназию, то процедуру аккредитации необходимо проходить еще чаще, но как показывает практика, на это идут не многие школы. Аттестация- весьма сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, главным, безусловно является диагностика уровня облученности школьников. Для оценки уровня подготовленности ученики различных классов, начиная от младших, проходят различные тесты в рамках образовательной программы. Для того чтобы получить аттестацию уровень обученности должен превышать 50%, за последнее время, этот уровень вырос. Аккредитация также предполагает тестирование преподавателей, экспертизу учебной документации, в которую входит экспертиза программ, учебных планов и многое другое. Проверка соответствия условиям лицензирования предполагает проверку техники безопасности, охраны труда.

Последние время все чаще появляется проблема коррупции в сфере образования.

Главная причина коррупции – это всевластие бюрократии. Коррупция и бюрократизм в России разрослись до таких масштабов, что стали представлять собою серьезную угрозу национальной безопасности государства. Поэтому противодействие этим асоциальным явлениям становится важной задачей каждого гражданина.

Бюрократически устроенная власть не откажется от коррупционных отношений в своей деятельности, если на нее не будет оказываться давление со стороны общества. Давление может осуществляться через культурно организованный политический процесс.

В таком процессе существенная роль может принадлежать женщинам. Их в сфере образования работает более 80 процентов. Женщины, в среднем, более законопослушны, острее переживают несправедливость, допускаемую в отношении к ним и их детям, меньше мужчин вовлечены в бюрократические структуры. Они более решительны в отстаивании своих прав, часто бывают более методичными, чем мужчины, в достижении своих целей.

Уменьшить коррупцию можно. Уже есть страны, где коррупция фактически не заметна. Это Финляндия – первая в мире страна по уровню некоррумпированности. Россия по этому показателю оказалась на 127-ом месте, после Филиппин (126 место), перед Руандой (128 место). Замыкает этот список со 152-ым местом Камбоджа.

Коррупция существует там, где не отчитываются, открыто, о доходах и расходах, где не хватает гласности и критического анализа полученных результатов. В дореволюционной России имелись образцовые ежегодные отчеты царского министерства народного просвещения, где учитывалась каждая потраченная государственная копейка. Сейчас таких удивительных отчетов в России больше нет, как нет, впрочем, и народного образования. Оно расслоилось на массовое и элитарное.

Противодействие коррупции можно определяется следующим образом. Это скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

Образование - это процесс приобщения к цивилизации. Школа в таком процессе занимает ключевое место. Но она не справится с этой важной роль, если в ней возникнут коррупционные элементы. К счастью, школа меньше, чем другие учреждения, заражена вирусом коррупции. Но коррупция есть.

Она начинается с приёма детей в первые классы больших городов, там, где есть возможность выбора школы. Дело в том, что в наше время дети стали приходить в школу с весьма различающейся дошкольной подготовкой. Многие родители понимают, что качество преподавания и педагогическое мастерство конкретного учителя может существенно повлиять на судьбу их детей. А потому стремятся записать своих детей непременно записать в лучшие школы и в лучшие классы, где преподают лучшие учителя. Так возникает конкурс, и, соответственно, появляются попытки воздействия коррупционными формами на его результаты.

Устранить такие ситуации можно через повышение качества образования в каждой школе и в каждом классе. Но это в неблизкой перспективе. В качестве же временного решения в последнее время слабые школы стали объединять с хорошими школами. Тем самым фактор слабой школы как бы исчезал, хотя и не до конца, поскольку школы и учителя остаются теми же. Меняется вывеска, руководство и кое-что ещё. Качество же обучения в таких укрупнённых школьных комплексах улучшается тяжело.

Поэтому для решения этой проблемы можно проводить мероприятие по выявлению лучших классов и лучших учеников в школе. Но составление подобных рейтингов должно проводится не администрацией самой школы, а незаинтересованными представителями министерства образования.

Заключение

В данной работе был проведен анализ состояния общего образования в России и на территории московской области. На основе проведенного анализа были разработаны мероприятия по улучшению деятельности органов местного самоуправления в сфере общего образования на примере Московской области. По приведенным данным становится ясно, что вопросу о общем образование отводится довольно серьёзное место в жизни страны. На него тратится большое количество средств и сил. Многие проблемы 90-ых годов уже решены к 2012 году. Но некоторые всё ещё остаются злободневными. Например такая проблема, как рационализация досуга учащихся. Ведь количество кружков и секций все больше сокращается, а детская преступность растёт.

Или проблема в не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Работа преподавателей и учителей (также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опоры и достояния.

Список использованной литературы

  1. Бабанский Ю. К.: Педагогика – М.: Просвещение , 1983 .
  2. Бочкарев В.И. «Демократизация управления общим образованием в России»
  3. Куписевич. Основы общей дидактики. М., 1986.
  4. Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.
  5. Пидкасистов П.И.: Педагогика – М., педагогическое агентство, 1996.
  6. www.gov.ru – сайт Министерства образования РФ (новости, базы данных, газеты и журналы, нормативные акты)
  7. www.momos.ru – модарнизация системы образования московской области
  8. mo.mosreg.ru - министерство образования московской области
  9. www.mosreg.ru – правительство московской области
  10. минобрнауки.рф – министерство Образования и науки Р.Ф.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Образование на территории Московской области