Технологическая карта по географии Земля – планета Солнечной системы 5 класс
Гилина Марина Дмитриевна
Учитель географии МБОУ
«Каменская основная
Общеобразовательная школа»
Ильинского района Пермского края
Тема урока «Земля – планета Солнечной системы»
Цели:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Предметные: выделение отличительных признаков планеты Земля от других планет.
Метапредметные: совершенствование умений выделять проблему, формулировать вопросы, развивать смысловое чтение, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, делать выводы, свертывать информацию.
Задачи:
Личностные: организовать общение обучающихся в парах в процессе заполнения таблицы.
Предметные: определить отличительные признаки планеты Земля путем заполнения сравнительной таблицы
Метапредметные: найти в тексте учебника признаки планет, сравнить заполненную таблицу с эталоном, представить в виде схемы классификацию планет.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Познавательная |
Регулятивная |
Коммуникативная |
|||||
Осуществляе Мые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД |
|
1.Мотивация к знаниям. |
Демонстрация слайдов. |
Просмотр слайдов, ответы на вопросы |
Установление причинно - следственных связей |
Принятие учебной задачи |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью |
Нахождение общего решения в совместной деятельности |
Формулирование своего мнения. |
2.Актуализация знаний. |
Организация групповой работы |
Ответы на вопросы |
Анализ, сравнение, установление причинно - следственных связей |
Принятие учебной задачи |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью |
Нахождение общего решения в совместной деятельности |
Формулирование ответа на поставленный вопрос |
3. Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Формулирование проблемы. |
Организация беседы для выявления отличительных признаков планеты Земля, создание проблемной ситуации. |
Слушание, выдвижение предположений, формулировка вопросов и ответов на них |
Умение сформулировать тему урока, умение формулировать проблему, цель |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
Беседа. Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств. |
Понимание возможности различных позиций других людей и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
4. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы |
Организация работы групп, разработка формы схемы, таблицы, коррекция результатов работы. |
Поиск решения проблемы с Помощью учебника, Классификация планет по группам. Составление схемы «Планеты», заполнение таблицы «Сравнительная характеристика планет» по изученному материалу с выделением особенностей объектов изучения. Выделение отличительных признаков планеты Земля. |
Умение находить в тексте сведения и факты, данные в явном виде, выделять главное, осуществлять анализ, сравнение, классификацию, формулировать выводы |
Обмен информацией в группе |
Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. |
Контролирование правильности и полноты проведённого анализа содержания учебного материала в ходе заслушивания ответов членов группы. |
Осознанное построение речевого высказывания. Владение элементами коммуникативной рефлексии. |
5.Сравнение полученного результата с эталоном (контроль) |
Составление эталона |
Сравнение выделенных отличительных признаков планеты Земля с эталоном, предложенным учителем |
Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
Внесение необходимых корректив в полученный результат |
Самостоятельное оценивание правильности выполненной работы |
||
6. Включение полученных знаний в систему знаний |
Познавательные вопросы различной сложности |
Выбор задания посильной трудности. Ответы на вопросы. |
Анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей |
Выполнение заданий |
Различение способа и результата действия |
Ответы на предложенные вопросы |
Построение монологического высказывания |
7. Рефлексия. |
Учитель консультирует, помогает |
Самостоятельное оценивание результатов своего труда |
|||||
8. Домашнее задание |
Предлагает несколько заданий на выбор |
Выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей |
Адекватно оценивать свои возможности |
Приложение 1
Вопросы для актуализации знаний учащихся
Назовите небесные тела, входящие в состав Солнечной системы?
Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?
Сколько планет входит в состав Солнечной системы?
Самая ближняя к Солнцу планета?
Самая удаленная планета от Солнца?
Соседи планеты Земля?
Самая большая планета?
Самая маленькая планета?
Чем планета Земля отличается от других планет?
К какой группе планет относится Земля?
Почему температура на Венере выше, чем на Меркурии?
Приложение №2
Вопросы для закрепления (включение в систему знаний)
На какие две группы делят планеты?
Какие планеты относят к планетам земной группы?
Какие планеты относят к планетам – гигантам?
Какая планета самая большая в Солнечной системе?
Какой газ составляет основу атмосферы планет – гигантов?
На каком расстоянии от Солнца находится планета Земля?
Какими газами образована атмосфера Земли?
Почему вода на Марсе находится только в твердом состоянии?
Почему астрономы древности не знали о существование огромных планет Урана и Нептуна, хотя гораздо более маленькие планеты Меркурий и Марс были им хорошо известны?
За какое время солнечный луч достигнет Земли, если скорость света 300 000 км в секунду? Ответ выразите в минутах.
За какое время достигнет Солнца искусственный спутник, если его скорость 8 км в секунду?
Во сколько раз диаметр каждой из планет – гигантов больше диаметра Земля.
Приложение №3
Предлагаемые варианты домашних заданий:
Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопрос по изученному материалу.
Решить задачу.
Ю. А.Гагарин совершил свой первый полет в космос на корабле «Восток». Сравните скорость корабля «Восток» со скоростью современных космических кораблей, если он совершил один виток вокруг Земли (длина траектории полета 41 000 км) за 1 час 48 минут.
Составить синквейн «Земля».
Спланируйте последовательность действий при выполнении задания.
Современные космические корабли достигают лунной поверхности за 15 суток. Какова скорость современного космического корабля?