Педагогическая работа при прохождении практики по дисциплине «Анализ Хозяйственной Деятельности»

red79;;;;НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Отчет

по педагогической практике

магистранта 1 курса магистерской программы по направлению подготовки 080100.68 «Экономика»

_______________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Магистрант ________________________ ____________________________

(Фамилия и инициалы)

Руководитель

практики ____________________________ ___________________________

(Фамилия и инициалы)

Оценка за практику ______________________

(прописью)

Смоленск 2014

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании кафедры финансов, экономики и управления

Протокол №___ от «___» ___20___г

Заведующий кафедрой

_______________Г.З. Тищенкова

Индивидуальный план работы

по педагогической практике

магистранта 1 курса магистерской программы по направлению подготовки 080100.68 «Экономика»

Смоленского гуманитарного университета

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

Руководитель практики, Ф.И.О. _________________________________________________

. Сроки прохождения практики: с 25 ноября 2013г. по 19 января 2014г.

2. Место прохождения: ________________________________________________________

. План педагогической практики:

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

1.

Ознакомительная работа

1.1.

Участие в конференции по педагогической практике магистрантов 1 курса

26 ноября

1.2.

Ознакомиться с постановкой учебно-воспитательного и учебно-методического процесса на кафедре Финансов, Экономики и Управления

27 ноября-

30 ноября

1.3.

Ознакомиться с оформлением отчетной документации по педагогической практике

2 декабря

1.4.

Присутствовать на занятиях у преподавателей кафедры: Петушковой Г.А. по дисциплине «Микроэкономика» со студентами –курса очного обучения; Моргун Т.Н. по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»,

Сальникова А.Г.по дисциплине «Модели и методы принятия управленческих решений»

в течение практики

2.

Учебно-методическая работа

2.1.

Посещение лекционных занятий по дисциплине «Экономический анализ» со студентами 2 Высшего Профессионального Образования по специальности «Экономика»

в течение практики

2.2

Проведение запланированных лекционных занятий по дисциплине «Экономический анализ» со студентами 2 Высшего Профессионального Образования по специальности «Экономика»

в течение практики

2.3

Разработка и проведение лекционного и семинарского занятия по дисциплине «Экономический анализ» со студентами Высшего Профессионального Образования по специальности «Экономика»

13 декабря-14декабря

2.4

Разработка конспектов семинарских и практических занятий по дисциплине «Экономический анализ»

в течение практики

2.5

Проведение педагогического анализа семинарского (практического) занятия на тему «Объем производства и реализации продукции »,

21 декабря

2.6.

Осуществить своевременное написание документации, согласно программе педагогической практики

в течение практики

3.

Организационно-воспитательная работа

3.1.

Участие в мероприятиях недели экономического отделения

24 декабря

декабря

3.2.

Проведение викторины для школьников 9-11 классов

4 января

3.3.

Участие в работе секций Дня науки в СГУ

11 января-

января

4.

Другие виды работы

4.1.

Принять активное участие в НИР кафедры

в течение практики

выполнено

4.2.

Принять участие в заседаниях кафедры

в течение практики

выполнено

4.3.

Ознакомиться с планированием и документацией учебно-воспитательного процесса кафедры финансов, экономики и управления

в течение практики

выполнено

Магистрант __________________ ____________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Руководитель практики _______________ ____________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

Общая характеристика НОУ ВПО «Смоленский Гуманитарный Университет»……………………………………………………………………..6

Факультет компьютерных технологий, экономики и дизайна………………8

Педагогическая работа при прохождении практики по дисциплине «Анализ Хозяйственной Деятельности»…………………………………………………10

Характеристика группы Второго Высшего Профессионального Образования по специальности «Экономика»……………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………….16

Приложение……………………………………………………………………..17

Введение

Практика является обязательным разделом основной образовательной

программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку магитсранта. Практики проводятся в организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Цель педагогической практики – ознакомиться с организацией учебного процесса в вузе, структурой и функциями его учебных подразделений, директивными и нормативными документами по деятельности вуза и организации учебного процесса, проводимыми в вузе научно-методическими работами; овладение начальными навыками педагогического мастерства; выполнение задания на практику, которое заключается в подготовке и проведении (под контролем руководителя) одного из видов учебных занятий, методической разработке на проведение одного из видов занятий, участии в научно-методической работе.

Основной задачей практики является приобретение опыта педагогической работы в условиях учебного заведения. А также задачи:

- углубление и закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин: педагогика, педагогическая психология, методика преподавания психологии, психология личности и коллектива и специальных дисциплин;

- освоение навыков практической работы преподавателя;

-изучение и описание кафедры, где проводится практика, ознакомление с особенностями его функционирования;

Место проведения практики: Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Смоленский Гуманитарный Университет» на кафедре «Финансов, Экономики и Управления».

Общая характеристика НОУ ВПО

«Смоленский Гуманитарный Университет»

Смоленский гуманитарный университет, созданный в 1992 году, стал первым в Смоленской области негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. В 1998 году вуз получил государственную аккредитацию. В 2003 году вуз одним из первых негосударственных учебных заведений в Российской Федерации был аккредитован в статусе "Университет".

В настоящее время Смоленский гуманитарный университет является крупнейшим негосударственным учебным заведением в Смоленской области и по результатам мониторинга Министерства образования и науки РФ входит в число эффективных вузов России. В 2010 г. и в 2012 гг. Смоленский гуманитарный университет был признан победителем конкурса "Лучшие вузы Центрального федерального округа" и стал обладателем "Национального знака качества".

С 2011 г. в СГУ реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения (ФГОС ВПО) и продолжается освоение основных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов 2-го поколения (ГОС ВПО). Всего в настоящее время в Смоленском гуманитарном университете реализуется 29 основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО) и 6 программ послевузовского образования (аспирантура). В СГУ разработана долгосрочная Концепция развития университета и определена его Миссия.

Научно-исследовательская работа в Смоленском гуманитарном университете ведется на высоком уровне. За последние шесть лет защищено 5 докторских и 30 кандидатских диссертаций, опубликовано 89 монографий, 132 ВАКовских статьи, издано более 200 учебников и учебных пособий, из них 9 с грифами. Научный журнал "Региональные исследования" в 2011 г. включен в список ВАК. Большой популярностью среди специалистов пользуется также научно-практический журнал "Общественное питание: современные тенденции". В вузе сформированы 4 научные школы, включающие в себя более десяти научных направлений. За отчетный период преподаватели СГУ получили 57 грантов РГНФ и РФФИ, 2 гранта Русского географического общества, 4 международных российско-белорусских гранта. За последние шесть лет на базе университета проведено 48 международных и всероссийских конференций.

Многогранна международная деятельность СГУ. Основные образовательные программы успешно осваивают не только россияне, но и граждане зарубежных стран, прежде всего из Ближнего Зарубежья. Выпускники, успешно прошедшие государственную аттестацию, наряду с государственным российским дипломом могут получить Европейское приложение к диплому. С семью вузами зарубежных стран университет имеет прямые договоры о совместной научно-исследовательской и учебно-воспитательной работе, что на протяжении многих лет позволяет организовывать зарубежные стажировки преподавателей и практики студентов. Около десяти лет на базе университета действуют международные экзаменационные центры по английскому языку "TOEFL" и немецкому языку "Австрийский диплом".

Особое внимание в СГУ уделяется формированию всесторонне развитой личности. Это предусматривает не только учебную деятельность, но и целенаправленную работу по патриотическому, эстетическому, физическому воспитанию молодежи.

В октябре 2012 г. Смоленский гуманитарный университет отметил 20-летие с момента своего образования. За эти годы вуз стал одним из лучших вузов России и самым крупным и эффективным негосударственным образовательным учреждением Смоленской области.

Факультет «Компьютерных технологий, экономики и дизайна»

Декан факультета Компьютерных технологий, экономики и дизайна –Могрун Татьяна Николаевна, которая является кандидатом экономических наук, доцентом.

Структуру ФКТЭиД образуют три кафедры:

  • Кафедра финансов, экономики и управления
  • Кафедра дизайна
  • На факультете ведется подготовка студентов по следующим направлениям и специальностям:
  • Кафедра информационных технологий и безопасности

Факультет успешно сотрудничает с рядом школ города, обеспечивая подготовку школьников к поступлению в СГУ. Всем желающим серьезно строить свое будущее учеба на факультете дает не только возможность получить престижный диплом, но и интересную, хорошо оплачиваемую работу, которая позволит сделать успешную карьеру.

Учебная работа студентов тесно связана с научно-исследовательской деятельностью. Студенческое научное общество предоставляет возможности для дополнительного профессионального совершенствования своих знаний, умений, изучения передовых информационных технологий. Студенты факультета принимают участие во Всероссийской олимпиаде по менеджменту, Областной олимпиаде по информатике, Областных конкурсах по WEB-дизайну, конкурсах молодых художников, фотографов, Всероссийском конкурсе студенческих научных работ. Многие студенческие работы отмечены дипломами и грамотами.

Крупные фирмы, государственные службы, включая администрации городов и районов области, предоставляют возможность прохождения практики студентам факультета. Так в 2004-2007 годах студенты 4-5 курсов смогли применить свои знания и умения, приобрести практические навыки работы в таких организациях, как INTEK, ETNA HOLDING, ОАО ПО "КРИСТАЛЛ", Смоленский ЦНТИ, ВЦ локомотивного депо Смоленск, Управление федерального казначейства министерства финансов РФ по Смоленской области, Смоленское отделение Среднерусского банка Сбербанка РФ, отдел информатизации СГУ, в департаментах и управлениях областной, городских и районных администраций и др.

При факультете постоянно действует лекторий для преподавателей и студентов "Проблемы экономического развития России и Смоленского региона", работают научные студенческие кружки "Совершенствование системы управления предприятиями (организациями) в России" и "Инвестиционная привлекательность региона", клубы "PROECTOR" и "Программист".

С каждым годом растет интерес к нашему факультету. В настоящее время на факультете обучается более 1400 студентов.

Педагогическая работа при прохождении практики

по дисциплине «Анализ Хозяйственной Деятельности»

В процессе педагогической практики мною изучены:

- нормативные и регламентирующие документы образовательного учреждения;

- учебно-методические материалы;

- программы учебных дисциплин, курсы лекций, содержание лабораторных и практических занятий;

- научно-методические материалы.

Также мною изученны:

- учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по «Анализу Хозяйственной Деятельности»

- формы организации образовательной и научной деятельности в вузе;

- освоено проведение практических и лабораторных занятий со студентами по «Анализу Хозяйственной Деятельности»

- проведена пробных лекций в студенческих аудиториях под контролем

преподавателя по теме «Объем производства и реализации продукции»,

Общее руководство и контроль прохождения практики было возложено на декана факультета Компьютерных технологий, экономики и дизайна –Могрун Татьяна Николавена, которая является кандидатом экономических наук, доцентом. Она осуществляла непосредственное руководство и контроль выполнения плана практики .

Мною при прохождении практики были получены от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, выполняет отчет о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики.

Занятие проводилось в группе Второго Высшего профессионального образования по специальности «Экономика». Состав группы 4 человека.

Тема лекции и практического занятия –«Объем производства и реализации продукции».

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Цель занятия: обеспечение студентов теоретическими знаниями по данной теме, более глубокое изучения теоретических проблем, а также отработка навыков использования полученных знаний.

Задачи занятия: обеспечить развитие профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условиях.

Конспект лекционного занятия.

  1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
  2. Анализ ассортимента и структуры продукции
  3. Анализ качества произведенной продукции
  4. Анализ ритмичности работы предприятия

После лекционного занятия было проведено семинарское (практическое) занятие, которое было проведено по Рабочей тетради по дисциплине «Экономический анализ».

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного, комплексного микроэкономического анализа. Зная технику и технологию анализа, они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы.

В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому, кому приходиться участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствия.

Основная цель изучения экономического анализа –формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе.

Цель задания –оценить выполнения плана по производству и реализации продукции и выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпущенной и реализованной продукции

Задание:

  1. Проведите оценку выполнения плана по производству и реализации продукции
  2. Проанализируйте анализ структуры товарной продукции и рассчитайте влияние структуры производства на уровень объема выпущенной продукции.
  3. Рассчитайте влияние сотового состава продукции на объем ее производства.
  4. Определите изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава.
  5. Выявите внутрихозяйственные резервы увеличения выпущенной продукции.
  6. Сделайте выводы по проведенному анализу и дайте рекомендации

Семинарское занятие состояло из 5 практических заданий.

Решение каждого задания заключалось в проведение необходимых расчетов аналитических показателей и их динамики с обязательным описанием формул и алгоритмов расчетов.

Результаты решения каждого задания должны быть прокомментированы письменно в виде аналитического заключения. В завершении анализа необходимо дать рекомендации по улучшению деятельности организации. Расчеты относительных показателей целесообразно выполнять с точностью: по коэффициентам –до 0,001; по процентам –,01.

Конспект семинарского (практического) занятия.

  1. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
  2. Анализ структуры товарной продукции
  3. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия А
  4. Влияние сортового состава на изменение среднего уровня себестоимости изделия А
  5. Заключительные выводы по 4 предыдущим заданиям.

В конце занятия был проведен тест по теме «Анализ производства и реализации продукции» ,который был успешно решен студентами.

Характеристика группы Второго Высшего Профессионального Образования по специальности «Экономика»

Коллектив Второго Высшего Профессионального Образования по специальности «Экономика» (студенческая группа) сформирован в 2013 году. По возрасту коллектив довольно однороден. Разница в возрасте составляет не более 1-2 года. Все имеют Высшее образование.

Успеваемость в группе выше среднего. Группа учебно дисциплинирована, более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими однокурсниками. 

Чувство гражданственности и интереса к политической жизни выражено. Хорошая успеваемость на данный момент и является долгом и гражданской позицией студента. Отношение коллектива к нарушениям норм общественной морали в целом негативное. Студенты, склонные к нарушению этих норм, также не проявили себя.

Уровень подготовки и общего развития студентов удовлетворительный. Интересы студентов лежат в широкой области и это связано с большим количеством изучаемых предметов.
Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Это выражается в участии части группы в различных научно-технических семинарах, конференциях, олимпиадах. При наличии заинтересованности и стимула некоторые из студентов принимают участие в таких мероприятиях довольно охотно, понимая полезность такого участия. На неудачи других студенты реагируют с сочувствием, хотя могут отнестись и с иронией. При появлении трудностей не стараются от них уйти, а мобилизуют силы на их преодоление.

Заключение

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки педагогической работы; углубить свои знания в «Экономическом анализе»; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с группой на занятиях. Студенты проявили себя очень активно на занятиях, участвовали в учебном процессе, задавали и отвечали на вопросы.

Структура университета и система управления соответствуют штатному расписанию, динамично развиваются, соответствуют целям и задачам образовательной деятельности. Содержание основных образовательных программ соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС). Учебный процесс организуется в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям. Результаты промежуточных и итоговой государственной аттестаций качества знаний студентов определяют достаточный уровень подготовки специалистов в соответствии с требованиями.

Преподавание учебных дисциплин в соответствии с учебными планами обеспечено учебно-методическими материалами (учебно-методическими комплексами) в соответствии с требованиями. Динамично развиваются системы библиотечного и информационно-программного обеспечения образовательного процесса.

Состояние научной и научно-исследовательской работы как по содержательным, так и объемным характеристикам соответствует критериальным показателям.

Уровень развития воспитательной работы соответствует требованиям; функционирует комплексная система воспитания студентов, сотрудников и преподавателей института.

Список литературы

  1. Грибов, В.Д., Экономика предприятия / В.Д.Грибов. - Учебное пособие.- 3-е изд, перераб. и доп./ Рек МО РФ в кач. уч. пос.- М.: Финансы и статистика.- 2003.- 336с.
  2. Завгородний, В.И. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник / В.И. Завгородний, Т.Е. Малофеев, И.Т. Трубилин. –-е изд., перераб, и доп. –М.: Агропромиздат, 1987. –с.
  3. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. –М.: Колос С, 2004. –с.
  4. Проскуряков, В.М. Производительность и оплата труда: факторы роста и мера соотношения: / В.М. Проскуряков, К.Ю. Лупанов. –М.: Экономика, 1986. –с.
  5. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. –-е изд., стер. –Мн.: Новое знание, 2006. –с
  6. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. –М.: ИНФРА-М, 2006. –с
  7. Шеремета А. Д. Экономический анализ хозяйственной деятельности, учебник для экономических ВУЗов. Москва –«Экономика», 2009. –-256с.
  8. Интернет- ресурсы.

Приложение

Лекция «Объем производства и реализации продукции»

Цели и задачи анализа. Основные понятия

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основная задача предприятия –наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.

Основные задачи анализа объема производства и реализации продукции:

  1. оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;
  2. проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряжённости производственных показателей;
  3. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  4. выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  5. разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Основные показатели объема производства –товарная и валовая продукция.

По стадии готовности продукты промышленного предприятия делятся на три категории:

  1. Готовым изделием для предприятия является его законченный продукт, который в пределах данного предприятия не может быть подвергнут никакой дальнейшей обработке.
  2. Полуфабрикатом называется такой продукт, который закончен производством и получил документальное подтверждение готовности и годности в пределах отдельного цеха, но должен подвергаться обработке в других цехах того же предприятия.
  3. Незавершенное производство, т. е. продукция, не завершенная производством, —это предметы труда, вступившие в производственный процесс в любом цехе, но не получившие законченного вида в пределах данного цеха.

Учет продукции предприятия может производиться в натуральном и условно-натуральном выражении, в трудовых показателях и стоимостном выражении.

Учет продукции в натуральном выражении сводится к характеристике ее в штуках, метрах, тоннах и т. д. Этот метод является основным методом учета.

Известным дополнением и развитием учета продукции в натуральном выражении является ее учет в условных натуральных единицах. Он применяется для определения общего объема производства всех разновидностей одного и того же продукта. Для этого все разновидности продукта приводятся к одной из его разновидностей, единица которой называется условным натуральным измерителем продукции. Приведение осуществляется с помощью коэффициентов на основе важнейшей характеристики полезности продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объёмов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

Учет продукции в стоимостном выражении производится прежде всего для получения общих итогов произведенной и реализованной продукции для оценки их динамики. Объем продукции на основе денежной оценки можно представить:

  • как объем совокупной продукции всех цехов предприятия;
  • как общий объем продукции предприятия в целом;
  • как объем продукции предприятия, подлежащей реализации.

В соответствии с этим система показателей объема продукции промышленного предприятия в денежном выражении включает в себя следующие виды показателей:

  1. Валовой оборот включает в себя стоимость всех выработанных в пределах предприятия готовых изделий, полуфабрикатов и работ промышленного характера независимо от того, пошла ли продукция цеха на сторону или на дальнейшую переработку в другой цех того же предприятия. Кроме того, при цикле производства длительностью свыше двух месяцев валовой оборот учитывает объем незавершенного производства как разность остатков на конец и начало периода.
  2. Валовая продукция в отличие от величины валового оборота не включает в себя элементы повторного счета в пределах предприятия.
  3. Товарная продукция промышленного предприятия —это стоимость готовых изделий, выпущенных в данный период основными, вспомогательными и побочными цехами предприятия; стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны и для непромышленных подразделений своего предприятия.

Объём реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции –связующее звено между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.

Объекты анализа объема производства и реализации продукции:

- объем производства и реализации продукции, как в целом, так и по ассортименту;

- качество товарной продукции;

- структура товарной продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

Анализ динамики производства и реализации продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объём производства и реализации за определённое количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствуете накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска (реализации) продукции можно рассчитать по среднегеометрической, средневзвешенной:

,

где Тi –темп прироста i-года к предыдущему году.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объёму, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

Анализ ассортимента и структуры продукции.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.

Номенклатура –перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденном постановлением Госстандарта от 30.12.1993 г. № 301.

Ассортимент –перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, —наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продукции рассмотрены ниже.

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по методу наименьшего процента, либо по методу среднего процента.

Коэффициент выполнения плана по данному изделию:

Коэффициент выполнения плана = ВП по факту / ВП по плану 100%,

где ВП –выпуск продукции, рассчитанный в плановых ценах:

ВПплан(i) = Цплан(i) Vплан(i),

ВПфакт(i) = Цплан(i) Vфакт(i),

где Ц(i) –цена реализации i-го изделия; V(i) –объем выпуска изделий i-го вида, шт.

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции методом наименьшего процента:

Кмин = MIN{ Квып(i)} = 97,4%

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции методом среднего процента:

Кср = ВПзач / ВПплан = 89 000 / 89 500 100% = 99,4%

ВПплан –плановый общий выпуск продукции:

ВПзач –общий выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту:

ВПплан = Впплан(i);

ВПзач = ВПзач(i) ВПзач(i) = MIN{ВПплан(i); ВПфакт(i)}.

Выполнение плана по структуре товарной продукции

Увеличение объёма производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. соотношению отдельных изделий в общем объеме их выпуске.

Выполнить план по структуре –значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства заметно влияет на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Пример

Изделие

Цена

Объем, V

УД

Выпуск продукции

план

план

факт

план

факт

план

условно

факт

А

$2,50

000

600

%

%

$40 000

$42 266

$44 000

Б

$2,00

250

250

%

%

$30 500

$32 228

$32 500

В

$1,90

000

737

%

%

$19 000

$20 076

$18 500

Итого

250

587

%

%

$89 500

$94 571

$95 000

Для проверки выполнения плана по структуре необходимо рассчитать УДплан(i) и УДфакт(i):

Удельный вес продукции данного наименования в общем объеме выпуска продукции:

Удельный вес данного изделия = ВП данного изделия / общий ВП

Далее, необходимо рассчитать условный и фактический выпуск продукции в плановых ценах по следующим формулам:

ВП условно = Ц по плану УД по плану V по факту

ВП по факту = Ц по плану УД по факту V по факту,

где V по факту –суммарный выпуск изделий в натуральном выражении.

Анализ качества продукции

Важный показатель деятельности промышленных предприятий —качество продукции. Его повышение —одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объёма продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции —понятие, характеризующее параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питании);
  • надёжность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели —это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества введен в 1981 г. Существовавшая система аттестации в 1993 г. с целью приближения к международным стандартам качества заменена на систему сертификации.

Стандартизация —деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования, по которым осуществляется сертификация.

Сертификация—деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдаётся сертификат (документ соответствия требованиям)

Стандарты сертификатов следующие:

  1. ИСО 9000 —содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так изготовления;
  2. БИП —бездефектное изготовление продукции;
  3. КСУКП —комплексная система управления качеством продукции.

Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям.

Продукция 1-й категории –продукция определённых полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

Продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

Продукция, оцениваемая по 2-й категории, подлежит снятию с производства. Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность - тоже характеризует качество, но для определённых отраслей.

При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:

  • доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства;
  • средний коэффициент сортности;
  • средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

Средний коэффициент сортности:

а) по плану: КС план = ВПплан / ВПплан*

ВПплан –плановый выпуск продукции; ВПплан* –плановый выпуск продукции при условии реализации всей продукции по цене I сорта.

б) по факту: КС факт = ВПфакт / ВПфакт*

ВПфакт –фактический выпуск продукции; ВПфакт* –фактический выпуск продукции при условии реализации продукции по цене I сорта.

Пример

Сорт

Цена

Выпуск

Выручка по ценам I и II сорта

Выручка по цене I сорта

план

факт

план

факт

план

факт

I

$1,2

450

200

$12 540

$13 440

$12 540

$13 440

II

$0,8

800

050

$3 840

$4 040

$5 760

$6 060

Итого

250

250

$16 380

$17 480

$18 300

$19 500

Плановые потери от низкого качества = $18 300 - $16 380 = $1 920

Коэффициент сортности по плану = $16 380 / $18 300 = 89,5%

Фактические потери от низкого качества = $19 500 - $17 480 = $2 020

Коэффициент сортности = $17 480 / $19 500 = 89,6%

Выполнение плана по качеству:

КПК = КС факт / КС план = 89,6% / 89,5% = 100,15%

Задачи анализа качества продукции:

  • изучение динамики перечисленных показателей;
  • выполнение плана по их уровню;
  • причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
  • определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продукции (ВР) и прибыль (П):

Изменение объема выпуска товарной продукции в стоимостном выражении:

ТП = ЦСОРТVВПФАКТ

где ЦСОРТ —изменение средней цены продукции вследствие изменения сортового состава:

ЦСОРТ = УД(k)ЦПЛАН(k),

где ЦПЛАН(k) –плановые цены на продукцию k-го сорта; УД(k) –изменение удельного веса продукции k-го сорта в общем объеме выпуска продукции (в натуральном выражении).

VВПФАКТ –фактический объем выпуска продукции в натуральном выражении;

Изменение объема реализации товарной продукции в стоимостном выражении:

ВР = ЦСОРТ VРПФАКТ

где VРПФАКТ –фактический объем реализованной продукции в натуральном выражении.

Изменение объема прибыли предприятия:

П = (ЦСОРТ –ССОРТ) VРПФАКТ

где ССОРТ –изменение средней себестоимости продукции вследствие изменения сортового состава:

ССОРТ = УД(k)СПЛАН(k),

где СПЛАН(k) –плановая себестоимость продукции k-го сорта.

Брак –косвенный показатель качества продукции –делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии), и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведёт к повышению себестоимости изделия, уменьшению объёма товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака (см. табл. 6.7).

Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основные причины понижения качества продукции: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

Анализ конкурентоспособности продукции

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

-техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

-эстетическим (внешний вид товара);

-эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

-нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

-экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.1.

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичный показатель (g) отражает процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Рт), принимаемого за 100%:

g = P / P100 100%

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = ai gi

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):

I = GT / GЭ

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Анализ ритмичности производства

Ритмичность означает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.

Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного выпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличивается объём незавершенного производства и сверхплановые остатка готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце –за сверхурочные работы.

Всё это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели —коэффициент ритмичности; коэффициент вариации; коэффициент аритмичности; удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску; удельный вес произведённой продукции за каждый месяц к квартальному выпуску; удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объёму производства; удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы; оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта; потери от брака; уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции; наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Для оценки ритмичности используют –коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности:

КРИТМ = ВПЗАЧ (t) / ВППЛАН(t),

где ВППЛАН(t) –плановый выпуск продукции за период времени t; ВПЗАЧ(t) = МИН{ВПФАКТ(t); ВППЛАН(t)} –выпуск продукции за период t, пошедший в зачет выполнения плана.

Анализ рассматривает причины неритмичности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины. Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объёма производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности умножить на 100.

37

Педагогическая работа при прохождении практики по дисциплине «Анализ Хозяйственной Деятельности»