Читаем Заболоцкого в 6-м классе


По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические — как средства выражения смысла. В шестом классе мы продолжаем эту работу: один из блоков (частей, на которые поделён учебный материал для каждого класса) называется «Живописность и многозначность поэтического образа». Очень интересно проходит работа с двумя стихотворениями Николая Заболоцкого — «Портрет» и «Лебедь в зоопарке».

Начинать уроки по лирике вообще очень полезно со своеобразной “разминки”, во время которой ученики настраиваются на определённый вид деятельности, вспоминают основные поэтические приёмы, создаётся эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.

Упражнение первое — ищем сравнения. На что похожи Телефон, батарея, пенал? Перед тем как ученики начнут записывать свои ответы, необходимо обсудить, как можно построить предложение, сравнивая два предмета.

... похож на...

... напоминает...

... вызывает ассоциации с...

(На данном этапе можно вспомнить сказку Ю. Олеши «Три толстяка», которую ребята читали в прошлом году, и замечательно яркие, запоминающиеся сравнения, встретившиеся им в этой книге.)

Упражнение второе — ищем метафоры (на самом деле предложения будут со сравнениями, но поскольку сходство двух предметов неочевидно, то мы называем это поиском метафор). Отметим, что предложения станут сложными:

... похож на... тем, что...

... можно сравнить с... , потому что...

Сравните любой предмет из левого столбика с понятием из правого.