Конспект урока информатики для 5 класса на тему Хранение информации
Панюшкина Н. В. Хранение информации
Панюшкина Наталья Владимировна |
|
Предмет |
Информатика и ИКТ |
Класс |
5 классы |
Тип урока |
Комбинированный |
Технология построения урока |
Проблемно-диалогическая |
Тема |
Хранение информации |
Цель |
Создание условий для овладения обучающимися знаниями о хранении информации, носителе информации, файле, папке; для формирования УУД обучающихся |
Основные термины, понятия |
Информация, действия с информацией, хранение информации, память человечества, память человека, оперативная и долговременная память, носитель информации, файл, папка |
Предметные результаты - иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; - иметь представления о многообразии носителей информации; - иметь представление о понятиях "носитель", "файл", "папка ", правилах именования фалов - уметь создавать и сохранять файлы в личной папке |
|
Метапредметные результаты – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; - основы ИКТ-компетентности; - умения работы с файлами; -умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве; |
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке; поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; Самоконтроль; взаимоконтроль Познавательные УУД: поиск лишнего; находить ответы на вопросы в тексте; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения, осуществлять анализ учебного материала ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Личностные результаты – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; - интерес к изучению информатики; - определение правил работы в группах, подведение итогов урока. |
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная |
Учебник, компьютер, источники Интернет, проектор |
Дидактические задачи этапов урока
Дидактические задачи |
|
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
|
Актуализация опорных знаний и умений |
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т. д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Целеполагание и мотивация |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
Открытие нового знания |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний (компьютерный практикум) |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||
Метапредметные (УУД): Регулятивные: -осуществлять самоконтроль; Коммуникативные: - Слушать и понимать речь других |
Приветствие детей, проверка готовности к уроку |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. |
|||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний |
Предметные: - знать действия с информацией, отличие оперативной и долговременной памяти, основные понятия прошлых уроков Метапредметные (УУД): Познавательные: - выполнять анализ; сопоставление; Регулятивные: - осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; Коммуникативные: - Слушать и понимать речь других; - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке С какими основные понятиями мы познакомились? На экране проектора включена презентация со слайда №1. Задание Необходимо Установить соответствие между терминами и их описанием (термины: жесткий диск, клавиатура, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, прикладные программы, операционная система, рабочий стол, информация, окно). (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой) Переход в презентации на слайд 2-3 – критерии оценивания и ответы - Давайте вспомним, какие действия человек постоянно совершает с информацией? Можно ли информацию потерять? Приведите примеры |
Управление компьютером Программное обеспечение, прикладные программы, рабочий стол, значки, окно, меню, диалоговое окно Устанавливают соответствие (число, соответствующее номеру понятия и рядом буква, соответствующая описанию) Обучающиеся обмениваются работами и оценивают их, результат фиксируют в индивидуальных листах) Получение, передача, хранение и обработка Ответы учеников могут быть самыми разнообразными. Например, потерять ту или иную информацию может отдельный человек, потерявший свою записную книжку. Человечество потеряло информацию о многих рукотворных объектах, которые благодаря Этому считаются сейчас загадками (например, огромные каменные статуи на побережье Острова Пасхи в виде человеческой головы; загадки цивилизации майя и пр.). |
||||||||||||||||||||||||
Целеполагание и мотивация |
Личностные УУД: определять правила работы в группах Метапредметные Познавательные: - выполнять анализ; обобщение; проводить классификацию, указывая на основание классификации; Регулятивные: - осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; Коммуникативные: - Слушать и понимать речь других; |
Что нужно делать для того, чтобы информация не терялась? Совместно с учащимися формулируется тема урока Чтобы сформулировать цель урока, дается задание в группе (по 4 человека), пРоблемная ситуация Распределить понятия на группы и дать название каждой из получившихся групп (раздаю детям конверты с небольшими листочками, на которых напечатаны носители информации, устройства компьютера (ввода и вывода информации), имена файлов) Энциклопедия, клавиатура, рецепт. doc, расписание. txt, справочник, пергамент, принтер, мышь, сканер, школа. jpg, записная книжка, мышь, урок. avi Дается подсказка - Где на компьютере хранятся данные и программы? . Что такое файл? О чем говорит имя файла расписание. txt? Может ли файл иметь имя Привет!.doc? Что нового мы должны узнать? Совместно с учащимися формулируется цель урока |
СохранятьХранение информацииОбсуждение и работа в группах Дают название группе устройств ввода и вывода информации, пока не могут назвать группу Носители информации, файлы Если у обучающихся правильное распределение на группы и даны названия устройствам ввода и вывода, то в индивидуальном листе они за данное задание ставят себе 5, если есть 2-3 ошибки – 4 3 2 В файлах Ответы детей ? ? Цель нашего урока: Узнать, как называется объект для хранения информации? Что такое файл, что означает имя файла, правила именования файлов |
||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знанияОткрытие нового знания |
Регулятивные УУД: Поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте; представлять информацию в виде опорного конспекта |
Предложить детям самим дать ответы на вопросы: - Какими свойствами обладает память человека? - Чем отличается память человека от памяти человечества? - Чем отличается оперативная память от внешней? - Приведите примеры внешней памяти? Подвожу к определению носителя информации (можно потрогать руками – значит материальный). - Попробуйте дать определение носителя информации - Программы и данные хранятся на диске в виде файлов. Содержимым файла может быть ведомость, произвольный текст, программа, таблица, рисунок и т. д. Вас зовут Маша, Саша, Даша (так назвали вас родители). У вас есть фамилия, которая к вам переходит от родителей. А какие имена можно давать файлам? Из чего состоит имя файла? Какие существуют типы файлов? Сейчас вам предстоит это выяснить. Для работы нам понадобится ручка, задание на листах и компьютер. Информацию мы будем Искать в сети Интернет, а также Проводить собственное исследование (приглашаю сесть за ПК). На жестком или гибком дисках может находиться множество файлов. Чтобы избежать путаницы, каждый файл получает имя и размещается в определенной папке. |
Дают ответы на вопросыРаботают с опорными конспектами, заполняют пропуски, результат показывают учителю, ставят отметки в индивидуальный лист
4. Закройте окно браузера. 5. Проведите эксперимент и заполните таблицу, показывающую, какие символы нельзя использовать в имени файла. Для этого: Создайте в личной папке Файл: щелчок правой кнопкой мыши/создать /текстовый документ. Попробуйте переименовывать файл, используя в имени файла символы, предложенные в таблице. Поставьте напротив символа - +
Обведите в кружок символы, которые нельзя использовать в имени файла. |
||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания |
Предметные - иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; - иметь представления о многообразии носителей информации; - иметь представление о понятиях "носитель", "файл", "папка ", правилах именования фалов Регулятивные УУД: - самоконтроль; взаимоконтроль - отличать верно выполненное задание от неверного (поиск ошибок); Познавательные УУД: Проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; |
Задание в паре: распределите файлы по группам и дайте имена каждой группе – папке. Объясните, по какому признаку объединяли в группы.
Самопроверка (ответы и критерии - на доске). Показываю 2 способа классификации. Ребята встают рядом с партой, поднимают правую руку, если называю устройство ввода, левую – устройство вывода, обе – носитель информации, приседают, если элементы рабочего стола. Можно использовать следующие элементы: клавиатура; значок; принтер; бумага; часы; монитор; плоттер; панель задач; Flash-карта; справочник; лазерный диск; Фронтальная работа На слайде в презентации представлены файлы, имена некоторых содержат ошибки. Найдите ошибки. |
ФизкульминуткаОтветы обучающихся |
||||||||||||||||||||||||
Компьютерный практикум |
Предметные - уметь создавать и сохранять файлы в личной папке Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); |
Выполнение практической работы Создаем и сохраняем файлы Выполните задание. По завершению покажите учителю и сохраните файл в своей папке. учитель оценивает работы детей. |
Самостоятельно выполняют практическую работу на компьютере. По завершению показывают учителю и ставят отметку в индивидуальный лист. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности |
Личностные УУД: подведение итогов урока . Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
- Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что для этого было нужно? Предлагаю поставить детям среднюю оценку за урок в индивидуальных оценочных листах и выполнить рефлексию. Собираю. В конце урока ставлю оценки за урок. |
Ставят себе общую оценку за урок, выполняют рефлексию
|