Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Автор: Копленко Ольга Михайловна, "Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат II вида ", г. Минусинск, учитель музыкально-ритмических занятий и музыкальный руководитель.
Занятие рассчитано на учащихся с потерей слуха. Это коррекционное занятие, которое направленно на развитие координации движений, слухового восприятия музыки и речи, пополнение словарного запаса и коррекции звукопроизносительной стороны речи при помощи музыки и без неё.
(/) - этот знак в тексте означает работу с экраном на занятии. Постоянное повторение учащимися установок учителя, обязательное условие при проведении занятия.
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Тема: Музыкальные инструменты
Цель - формирование умения называть музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон, гармошка, скрипка) при выполнении разминки, игре на детских музыкальных инструментах и разучивании песни; автоматизация звука "м " в начальной позиции.
Задачи:
- познакомить с музыкальными инструментами, такими как бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка, скрипка с помощью игры "У каждого свой инструмент ";
- побуждать к творчеству и самостоятельному поиску движений при проведении разминки "Весёлые музыканты ", используя "Волшебный кубик ", для передачи образов музыкантов;
- учить исполнять сильную долю такта в музыке двудольного метра на детских музыкальных инструментах и создавать условия для импровизации;
- познакомить с песней "Весёлый музыкант " и работать над её ритмом; формировать умение перевоплощаться в героя песни;
- развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;
- корректировать ритмико-интонационную сторону речи; работать над слитным и раздельным произнесением до 6-8 слогов на одном выдохе со звуком "м "; автоматизация звука "м " в слогах, словах; следить за слитностью речи, словесным ударением, речевым дыханием;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, домик с изображением музыкантов, кубик с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка), таблички с речевым материалом, картинки.
План урока:
1. Автоматизация звука "м ".
2. Называние музыкальных инструментов.
3. Выполнение разминки.
4. Игра на музыкальных инструментах.
5. Разучивание песни "Весёлый музыкант ".
Ход занятия:
I. Орг. момент: - Доброе утро, ребята! - /Как ты слышешь?... -/… спроси у … как он слышит? - /Ты слышишь плохо?... - / Какое будет занятие? … II. Основная часть: 1. Работа над автоматизацией звука "м ". /- Будем хорошо говорить со звуком "м ". Что будем делать?/... - Послушайте, как я буду говорить слоги: Ма мо му ми ме Скажем вместе: ма мо му ми ме - /Будем говорить слоги. Что будем делать?/… Послушайте, как буду говорить я. Мамомумимемамому - слитно (на выдохе до 6-8 слогов с движениями). Ма мо му ми ме - раздельно. Скажем вместе. Послушайте, как я буду говорить. /ма мо му ми ме. Как я говорила?/… /мамомумиме. Как я говорила?/… - /Будем говорить слова. Что будем делать?/… мальчик музыканты металлофон - Слушайте, какое слово я скажу. - /Металлофон…. - /Мальчик… - /Музыканты… - Что мы говорили?/… |
Примерные ответы учеников. - Доброе утро, Ольга Михайловна! - Я слышу хорошо. - Будет музыкально-ритмическое занятие. - Будем хорошо говорить со звуком "м ". Ма мо му ми ме - Будем говорить слоги. Мамомумимемамому Ма мо му ми ме Ма мо му ми ме Мамомумиме - Будем говорить слова. - Металлофон. - Мальчик. - Музыканты. - Мы говорили слоги и слова. |
2. Работа по называнию музыкальных инструментов. - /Будем называть музыкальные инструменты. Что будем делать?/… - Ребята, посмотрите какой красивый дом. Как вы думаете, кто тут живёт? - Тут живут /музыканты. Кто тут живёт? - Давайте постучим в окна и узнаем, на каких инструментах играют музыканты. - Как называется это инструмент? (Учитель помогает, если дети затрудняются в ответе). - Молодцы! Хорошо называли музыкальные инструменты. Что мы делали?/… |
- Будем называть музыкальные инструменты. Дети высказывают предположения, кто может жить в доме. - Музыканты. - Давайте! (Дети по очереди стучат в окна и называют музыкальные инструменты). - Барабан, бубен, дудочка, металлофон, скрипка, гармошка. - Мы называли музыкальные инструменты. |
3. Работа над развитием творческого мышления и движений. /- Будем выполнять разминку. Что будем делать?/… - Сначала, послушайте музыку, под которую будем выполнять разминку. (Музыка звучит в аудиозаписи) - Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе. - Какая музыка?/… /- Встаньте в две линии. - Как мы встали?/... - Посмотрите, музыканты мне подарили вот такой "Волшебный кубик ". Он поможет нам превратиться в музыкантов. Будем бросать кубик, и показывать, как играть на выпавшем инструменте. - Молодцы! А теперь эти движения будем выполнять под музыку. ( Учитель помогает начинать выполнять порядок движений). - Молодцы! Выполняли разминку весело! /-Что мы делали?.... |
- Будем выполнять разминку. . - Музыка весёлая, лёгкая, громкая, в умеренном темпе. - Мы встали в две линии Дети бросают кубик, называют инструмент и придумывают (без Помощи и с помощью учителя) движения, передающие игру на этом инструменте. - Мы выполняли разминку. |
4. Работа над игрой на музыкальных инструментах. - А теперь ребята пришло время научиться играть на музыкальных инструментах. /- Будем играть на музыкальных инструментах. Что будем делать? ... - Но сначала послушайте музыку, под которую будем играть. Музыка весёлая, громкая, в умеренном темпе, считать на "два ". (Учитель исполняет музыку на пианино). - Какая музыка?/… /- Возьмите музыкальные инструменты. - Будем играть "раз ", "два " - не играть. Учитель помогает исполнять сильную долю на музыкальных инструментах без музыки и с музыкой. - Молодцы, внимательно слушали музыку и правильно играли! Теперь вы настоящие музыканты! - А теперь придумайте сами как будете играть на музыкальных инструментах. - Что мы делали?/... |
- Будем играть на музыкальных инструментах. Музыка весёлая, громкая, в умеренном темпе, считать на "два ". Дети выбирают понравившиеся им инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон). Ученики исполняют на музыкальных инструментах сильную долю сначала без музыки, а потом под музыку. Дети произвольно исполняют ритмы на музыкальных инструментах. - Мы играли на музыкальных инструментах. |
5. Работа над песней. - Ребята хотите выучить песню о музыканте. /- Будем учить песню. Что будем учить?... - Песня называется "Весёлый музыкант ". - Послушайте песню. (Учитель исполняет песню). - Какая песня весёлая или грустная? - Правильно весёлая. Будем отхлопывать ритм песни. Учитель сначала отхлопывает ритм один. - Будем петь ритм, и выполнять движения. - Молодцы! Мне понравилось, как вы пели. /Что мы делали? … III. Подведение итогов. /- Какой был урок? - Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы! - До свидания, ребята. |
- Да! - Будем учить песню. - Песня весёлая. Ученики отхлопывают ритм с учителем, потом поют его под музыку с имитацией игры на скрипке и барабане. - Мы учили песню. - Был урок ритмики. - До свидания, Ольга Михайловна. |