Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его авторская оценка (Второй вариант) (План-сочинение)


История и время создания романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Замысел романа возникает у писателя в дореформенное время (1860). Автору важно представить специфичность изображаемого временного отрезка, и потому события в произведении имеют точную отсылку на май 1859 г. - время перелома и смуты. В обществе происходит "слом", и нежизнеспособные ценности "отцов" начинают теснится под напором идей людей молодых и рьяных. Постепенно конфликт из идейно-политического перетекает в самопроверку главного героя на предмет жизнеспособности его умозаключений.

Образ главного героя романа. Новое мировоззрение в романе представляет Евгений Базаров. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую палитру художественных средств. Знакомство с героем начинается с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и красным, рабочим рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам. Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный автором портрет: "Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум".

Манеры Базарова "небрежны". Своим видом, поведением, речью герой подчеркивает приверженность демократическим принципам, которые в споре с Павлом Петровичем и отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа - нигилизм. Всеобщее отрицание, по мнению Базарова, в современный момент исторического развития полезно, а потому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное устройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Не менее радикально Базаров "отрезает" и другие человеческие пристрастия: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Некоторая спорность взглядов, проступающая в полемике с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характеризуют внутренняя сила, высокая работоспособность, постоянное стремление к образованию и желание ничего не принимать на веру, а проверять опытным путем. Философия Базарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию - испытанию любовью, когда столь удачно выстроенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульминационной становится сцена признания главного героя в любви в доме Анны Сергеевны Одинцовой. И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персонажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни боролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, одному из идеалов отцов, он оказывается не в силах. Капитуляция героя перед вечным чувством показана в конце его жизненного пути. Поэзией, которую Евгений считал пустой тратой времени ("Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится"), проникнута сцена его прощания с Анной Сергеевной Одинцовой: "Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…" Так автор подводит героя к признанию некоторых основ жизни, отрицать которые бессмысленно.

Последней проверкой личности героя становится случайная смерть. Базаров до последних минут сохраняет внутреннюю силу, хотя и печалится о том, что не успел что-то значимое сделать: "И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Я нужен России… Нет, видно, не нужен".

Базаров старается быть последовательным (потому на изумленный вопрос Павла Петровича, все ли отрицают нигилисты, безапелляционно отвечает: "Всё"), но отрицать основы мирозданья - занятие малопродуктивное. К этой мысли приходит герой на смертном одре: "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"

Авторская позиция реализуется в самой структуре романа. И. С. Тургенев не делает выбора между поколением "отцов" или "детей", но его симпатии легко читаются. "Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей", - отмечал автор в письме К. К. Случевскому. Писатель стремится к философскому обобщению, в своей статье "По поводу "Отцов и детей" И. С. Тургенев указывал: "Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона - не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем… За исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения".