Изучение информационного обеспечения финансового менеджмента

PAGE \* MERGEFORMAT2

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что в современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью выступает информационное обеспечение процесса управления, состоящего из сбора, а так же переработки информации, которая необходима для принятия обоснованных управленческих решений.

В курсовой работе будет рассмотрено информационное обеспечение финансового менеджмента. Ведь перед управляющим персоналом абсолютно любого предприятия обычно ставятся задачи получения, переработки, а также генерирования информации и в последующем передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Данные воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах основываясь на ранее полученных данных, от полноты и достоверности которых во многом зависит успешное решение достаточно большого круга задач управления.

Нельзя не отметить, что любые принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.

Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху будет являться умение четко ориентироваться в потоке информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией.

Умение анализировать текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия входит в число основных требований, предъявляемых к финансовому менеджеру.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение информационного обеспечения финансового менеджмента.

Для того, что бы нам достичь этой цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить информационную базу финансового менеджмента;
  2. Рассмотреть финансовые показатели, необходимые для принятия управленческого решения;

3. Сделать выводы об особенностях информационного обеспечения финансового менеджмента.

Курсовая работа состоит из: введения, двух основных глав, заключения, а так же списка используемой литературы.

Для написания данной курсовой работы были использованы, учебные пособия, ГКРФ, а так же данные интернета.

1. Информационная база финансового менеджмента.

  1. Понятие информации и ее виды. Требования к информации.

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Изначально – информация представляла собой сведения, которые передаются людьми другим людям письменным, устным или иным способом (с помощью технических средств, условных сигналов, и т.д.); с середины 20 - х веков этот термин содержит общенаучное понятие, которое включает в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, человеком и автоматом, а так же автоматом и автоматом”1.

Информация передается по телефону, телеграфу, радио, телевидению. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных. Информация - это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звездного неба и т. д. В общем, информация — это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.

Информация, являясь отражением материальной сущности, служит способом описания взаимодействия между источником информации и получателем. Одно и то же сообщение одному получателю может дать много информации, а другому - мало или ничего. Одним словом, «информировать» в понимании теории информации означает сообщать ранее неизвестное. Так как информацию можно хранить, преобразовывать и передавать, должны быть ее носители, передатчики, каналы связи и приемники. Эта среда объединяет источники информации и ее получателей в информационную систему. Активными участниками этой системы необязательно должны быть люди: обмен информацией может происходить в животном и растительном мире. Когда речь идет о человеке как участнике информационного процесса, имеется в виду смысловая или семантическая информация.

Наиболее значимым свойством информации выступает ее способность вызывать изменения. Люди, узнав что-то новое, начинают жить по новому (по-другому), поэтому меняются и их потребности в информационных услугах. Одним из главных условий выживания в условиях рынка, а так же сохранения конкурентоспособности выступает адаптация к изменяющимся потребностям. Практически ценность информации на прямую зависит от той роли, которую она играет в процессе принятии решений, и от того, что поставлено на карту этим решением. Ценность любой информации определяется тем, насколько она будет важна, и как вы распорядитесь ею.

Информация, которая призвана обеспечить принятие решений, вносит существенный вклад в решение. Она превращается в фактор производства и подобно материалам, капиталу и труду создает богатства. В этой своей функции информация является элементом конкурентоспособности, который равен по значению умелости менеджмента.

Информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, влияющих на восприятие человеком, принимающим решение, сущности, а так же степени неопределенностей, которые связаны с данной проблемой или ее возможностью. Все, что потенциально способно снизить степень неопределенности, будь то прогнозы, факты, оценки, обобщенные связи или даже слухи, должно считаться информацией.

Существует большое многообразие типов информации, используемой финансовыми менеджерами: факты, прогнозы, оценки, слухи, обобщенные связи.

Простейшим видом информации выступает - условие или событие, которое наблюдается на прямую.

Оценки отличаются от фактов тем, что они базируются скорее на статистических приемах или (и) умозаключениях, чем на подсчете и прямом наблюдении. Такая оценка может отличаться от действительного факта по нескольким направлениям. Так как она базируется на выборке, на ее точность влияет ошибки выборки; кроме того, на нее воздействует также ошибка измерения, так как она основана не на непосредственном наблюдении. Последствия двух этих ошибок могут быть сведены на нет: первая - путем увеличения объема (размера) выборки, а вторая - при помощи более точных методов измерения.

Оценки всегда связаны с прошлым и настоящим, тогда как прогнозы - только с будущим. Частично прогнозы основаны на экстраполяции тенденций, частично на аналогии, частично на здравом смысле.

На практике, как основу для оценки и прогноза, часто используют обобщенные связи. К примеру, для банка они устанавливаются между объемом банковского продукта и такими факторами как национальный доход, доверие клиентов, план расходов корпоративного капитала и т.п.2

Слухи отличается от факта только тем, что источник информации является менее надежным. Но не редко слухи могут являться единственным доступным источником отдельных видов информации, таким примером может служить информация о планах конкурентов. Таким образом, можно заметить, что слухи однозначно занимают определенное место в информационной системе любой компании.

Управленческую деятельность можно условно разделить на три основные категории. На мой взгляд, именно они определяют и характеризуют преобладающие по важности, по распространению виды, а так же категории управленческой информации.

1) Информация по стратегическому планированию. Данная информация позволяет высшему управлению нести ответственность за определение долгосрочных целей, накопление ресурсов необходимых для достижения поставленных целей, а так же формулирование политики их достижения. Данная информация может включать в себя перспективные оценки среды, а так же демографические тенденции и экономические прогнозы.

2) Контрольная управленческая информация. Данная информация используется управляющими среднего уровня для регулирования различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствии с поставленными задачами и разработки согласованных оперативных планов. Информация, необходимая данным управляющим, может включать в себя производственные сводки, а так же действия, которые предпринимаются иными управляющими среднего уровня.

3) Оперативная информация - данная информация помогает управляющему нижнего уровня выполнять обычные, повседневные операции, такие, к примеру, как финансовые расчеты, расчет заработной платы, а так же составление табелей и управление запасами. Данным управляющим были бы необходимы данные о проблемах и взаимодействии, о процедурах и политике, а также о деятельности управляющих в родственных подразделениях, структурах.3

К качеству получаемой из разных источников информации предъявляются определенные требования, прежде всего это требование о том, чтобы она смогла удовлетворить пользователей информации, иначе говоря, являлась полезной.

Полезность информации оценивается как внутренними, так и внешними пользователями, которые предъявляют к ее качеству следующие требования:

уместность и своевременность информации - данное требование основывается на способности воздействовать на принятие решения пользователем, а так же удовлетворить его интересы в нужный момент или, например, к определенному сроку;

достоверность информации - это требование заключается в гарантии объективности и правдивости представляемой информации, что предполагает необходимость указания методов сбора, учета, а так же обработки данной информации, для того чтобы пользователи могли правильно понимать назначение представляемых данных и проверить их;

сопоставимость информации - это требование проявляется в возможности сравнения показателей с данными по другим государствам, регионам, фирмам, что несомненно, требует применения определенных стандартов в предоставлении информации;

доступность и понятность информации - заключается в предоставление информации в ясной для восприятия форме, чтобы пользователь мог в дальнейшем применять ее для принятия решений, не боясь допустить ошибку. Для более ясного понимания, предоставленной информации необходимо, чтобы формы ее представления отражали существо вопросов, были четко сформулированными, без излишней детализации, и были правильно переведенные на иностранные языки;

конфиденциальность информации - данное требование представляет собой строгий учет, а так же контроль, за распространением информации среди внешних ее пользователей, а также за ее характером и содержанием.

Таким образом, предоставляемая информация должна быть целенаправленной и ориентированной на соответствующие уровни управления.

  1. Формирование информационной базы.

При управлении коммерческой организацией необходима не только информация, а определенная информационная база.

Информационная база финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей. В состав информационной базы входят пять укрупненных блоков.4

Рис. 1. Информационная база финансового менеджмента.

Первый блок включает в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, которые определяют, прежде всего, правовую основу финансовых институтов, а так же рынка ценных бумаг. Сюда относятся, например, закон «О рынке ценных бумаг», указы Президента по организации рынка ценных бумаг, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Что касается предприятий, то в данном случае примером может служить Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и т.д. Информацию этого блока необходимо принимать в расчет, прежде всего потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.

Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, которые содержат требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов. В качестве примера можно привести Положение о выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям, сообщения Минфина РФ о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее предоставления и т.п. Что касается регулятивов в международном аспекте, то, например, можно упомянуть о системе международных стандартов бухгалтерского учета, эти документы в принципе не являются обязательными к исполнению, однако фактически им вынуждены следовать все компании, ведущие свои операции на международных рынках капитала, товаров и услуг. Не все документы данного блока являются обязательными для исполнения. В частности, нормативы в отношении признания структуры баланса удовлетворительной носят скорее информационно справочный характер, однако в аналитическом смысле эти нормативы играют достаточно важную роль при оценке финансового состояния возможного контрагента.

Третий блок включает бухгалтерскую отчетность, которая в условиях рынка является наиболее информативным и надежным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение компании. Сюда относятся, например, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д. Состав и структура отчетности периодически меняются, однако основные ее элементы инвариантны. Как правило, отчетность доступна аналитику не сама по себе, а в составе годового отчета. В отличие от прошлых лет годовые отчеты хозяйствующих субъектов во многих случаях не является коммерческой тайной и при необходимости с ними можно ознакомиться, обратившись в органы статистики.

Четвертый блок представляет собой систему подготовки и представления статистических данных в финансовой сфере, которая имеет исключительную важность для становления и развития рыночных отношений. В экономически развитых странах основу этого блока составляют сведения финансового характера, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационно - аналитическими агентствами. Данный раздел информационного обеспечения деятельности финансовых менеджеров и аналитиков пока еще не достаточно развит в России, однако, как показывает опыт западных стран, именно он является наиболее существенным для принятия решения в области управления финансами, в частности, информация этого блока особенно важна для юридических и физических лиц, прямо или косвенно занимающихся операциями на рынке ценных бумаг.

Последний, пятый, блок – несистемные данные включает в себя сведения, либо не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера, либо генерируемые вне какой-либо устойчивой информационной системы. К первому типу относятся, например официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность, внутренняя и внешняя отчетность управленческого аппарата компании и т.п. Ко второму типу относятся данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные, информация, подчерпнутая в ходе личных контактов, и т.п. 5

По своим аналитическим возможностям рассмотренные источники информации можно подразделить на две большие группы:

  • Источники, характеризующие собственно имущественное положение компании (основу данной группы составляет – бухгалтерская отчетность);
  • Источники, характеризующие окружающую среду, прежде всего рынок ценных бумаг (основу данной группы составляет – статистическая финансовая информация)6.

Что касается организационной стороны информационного обеспечения, то она может быть построена по-разному, в зависимости от финансовых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующего субъекта. Здесь возможны различные варианты, например, создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из централизованных баз типа системы «Гарант», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников данных и др.

Внешние пользователи используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние. Подавляющая часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности, представляемой предприятием.

Внутренние пользователи, наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации о финансовой деятельности предприятия, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг финансовых показателей, формируемых из внешних источников, которые также входят в информационную систему финансового менеджмента7.

  1. Основные источники финансовой информации.

Любая информация, которую мы получаем в процессе своей деятельности, имеет свою цену.

Ценность информации определяется степенью ее полезности для владельца. Обладание истинной (достоверной) информацией дает ее владельцу определенные преимущества. Истинной или достоверной является та информация, которая с достаточной для владельца (пользователя) точностью отражает объекты и процессы окружающего мира в определенных временных и пространственных рамках.

Информацию правомочно рассматривать как товар, имеющий определенную цену. Цена, так же как и ценность информации, связаны с полезностью информации для конкретных людей, организаций, государств. Но информация может быть ценной для ее владельца, но абсолютно бесполезной для других. В этом случае информация не может быть товаром, а, следовательно, она не может иметь цены.

Информация может быть получена тремя путями:

- проведением научных исследований;

- покупкой информации;

- противоправным добыванием информации.

Как любой товар, информация имеет себестоимость, которая определяется затратами на ее получение. Себестоимость зависит от выбора путей получения информации и минимизации затрат при добывании необходимых сведений выбранным путем. Информация добывается с целью получения прибыли или преимуществ перед конкурентами, противоборствующими сторонами. Для этого информация:

- продается на рынке;

- внедряется в производство для получения новых технологий и товаров, приносящих прибыль;

- используется в научных исследованиях;

- позволяет принимать оптимальные решения в управлении.

Рис. 2. Источники информации

Среди наиболее значимых видов источников информации можно выделить:

1. Источники внутри самой организации (компании):

-специализированные группы сотрудников,

-деятельность специализированных групп сотрудников,

-периодические отчеты,

-всевозможные информационные связи;

2. Публикуемые источники, например:

- отчеты правительственных агентств,

- отчеты торговых организаций,

- научные публикации,

- торговые журналы,

- списки и справочники,

- общие публикации,;

3. Другие компании:

- поставщики,

- рекламные агентства, а так же СМИ,

- заказчики (включая оптовиков и дилеров),

- конкуренты;

4. Информационная индустрия:

-фирмы, которые занимаются исследованиями в области маркетинга,

-другие специализированные агентства, такие, как служба кредита, служба проверки рекламы, служба газетных вырезок, и т.д.8

Львиную долю используемой менеджерами информации в большинстве компаний обеспечивают именно внутренние источники.

Специализированная группа работников занята частично или целиком информационным обеспечением. Данная группа может включать такие отделы, как: планирование, маркетинговые исследования, исследование операций, экономический анализ, анализ продаж, а так же системный анализ.

Кроме создания подобных специализированных групп, каждая компания так же практикует регулярные отчеты линейных руководителей и служащих, например, доклады продавцов по телефону, которые были разработаны для получения текущей рыночной информации.

Публикуемые источники предоставляют разнообразную информацию по многим вопросам, которые относятся к управлению, таким, как правовые и нормативные акты, экономические условия, продажи, производство, население и т.п. Надежность и объем такой информации очень различны по отраслям, а так же странам мира. Тем не менее, достаточно сложно найти проблему, по которой нет хотя бы какой-нибудь малейшей опубликованной информации.

Полезную информацию фирмам, способны поставлять и другие компании, с которыми они связываются или согласовываются, стремясь продать товары (предоставить услуги). Производитель потребительских товаров и услуг может получить приблизительную смету продаж нового продукта конкурента, узнав при помощи поставщика упаковки количество упаковки, которую приобрел конкурент. Рекламные агентства, а так же средства массовой информации регулярно информируют рекламодателя: рекламные агентства - в качестве части своих услуг, а СМИ - желая продать “время и место”. Покупатели, особенно оптовики и дилеры, достаточно часто способны поставлять чрезвычайно полезную информацию о проблемах обслуживания или упаковки, исполнении товара, а так же действиях конкурентов. Зачастую даже конкуренты способны снабжать друг друга информацией, несмотря на существование, довольно строгих законодательных ограничений на те, виды информации, которыми можно обмениваться без риска наказания за тайный сговор9.

В настоящее время, все большая часть информации поставляется фирмами, которые непосредственно специализируются на сборе, а также анализе информации, предлагаемой впоследствии либо заказчику - в виде стандартизированного продукта, либо - строго по заказу.

2. «Финансовые показатели, влияющие на принятие управленческого решения»

У меня ничего не выходит, я не знаю, что делать и как быть помогите.

2.1 Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, которые формируются из внешних источников, делится на четыре основные группы.

Показатели I группы, характеризуют общеэкономическое развитие страны. Система данных информативных показателей служит основой проведения анализа, а так же прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования предприятия при принятии различных стратегических решений в области финансовой деятельности (осуществления инвестиционной деятельности, стратегии развития его активов и капитала, атак же формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей данной группы основывается на публикуемых данных (источниках) государственной статистики.

II группа представляет собой - показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей данной группы служит для принятия управленческих решений в области осуществления краткосрочных финансовых инвестиций, формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, валютных операций, привлечения кредитов и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей данной группы основывается на валютной и фондовой биржи, публикациях периодических коммерческих изданий, и конечно, на соответствующих электронных источниках информации.

III группа показателей представляет собой показатели, которые характеризуют деятельность конкурентов и контрагентов. Система информативных показателей данной группы используется в большей части для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования, а так же использования финансовых ресурсов. Данные показатели формируются обычно в разрезе следующих нескольких блоков:

  • "Лизинговые компании";
  • "Банки";
  • "Инвестиционные компании и фонды";
  • "Покупатели продукции";
  • "Поставщики продукции";
  • "Конкуренты".

Источником формирования показателей данной группы выступают публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов данные публикации являются обязательными), платные бизнес справки, которые предоставляются отдельными информационными компаниями (получение данного вида информации должно осуществляться исключительно легальными способами), а так же соответствующие рейтинги с результативными основными показателями деятельности (по банкам и страховым компаниям).

И, наконец, IV группа показателей включает в себя - нормативно - регулирующие показатели. Система данных показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, которые связаны с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Данные показатели формируются, как правило, в разрезе двух основных блоков:

1. "Нормативно - регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка"

2. "Нормативно - регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия".

Источником формирования показателей Данной группы выступают любые нормативно-правовые акты, которые принимаются различными органами государственного управления.10

Данные акты принимаются различными органами государственной власти.

Что мне делать? Как мне быть? Просто ничего не выходит.

2.2 Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников

Показатели финансовой отчетности предприятия. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.

Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность; четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности.

В то же время информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет и определенные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по предприятию в целом; низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности - только один раз в год); использование только стоимостных показателей.

Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.

В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в "Балансе предприятия".

Баланс предприятия11 – это отражение его финансового состояния на конкретный момент времени. Результаты движения финансовых потоков фиксируются в структуре капитала, размерах целевых фондов и активов. Баланс представляет наибольший интерес для всех пользователей финансовой информации, поскольку именно он показывает зависимость предприятия от внешних и заемных источников финансирования, состояние отношений с поставщиками и покупателями, направления инвестиционной деятельности и источники их финансирования. Данный баланса свидетельствуют о том, чем располагает предприятие; что собой представляет собственный капитал; сколько оно должно бюджету, поставщикам и кредиторам. Любая хозяйственная операция ведет к изменению баланса и по нему можно видеть зависимость проводимых мероприятий и финансового состояния. Баланс представляет собой равенство активов и пассивов предприятия, т.е. денежных средств и имущества, с обязательствами предприятия по отношению к его владельцам и кредиторам.

Основной формулой, которая описывает баланс в бухгалтерском учете: является следующая:

А=П, где, А – актив баланса,

П – пассив баланса.

Актив баланса – это хозяйственные ресурсы или средства, использованные, проданные или подлежащие потреблению в течение одного отчетного периода (оборотные активы), либо средства, которые приобретаются в целях использования в хозяйственной деятельности больше одного отчетного периода, и не предназначаются для продажи в данный отчетный период.

Пассив баланса – это источники формирования активов предприятия полученные от собственников, заработанные самостоятельно или полученные из внешних источников.

Эта формула имеет двоякое значение. С одной стороны равенство показывает, что каждый из активов имеет источники формирования, не может быть активов, появившихся из воздуха и все источники реализованы в определенные активы; с другой стороны, равенство показывает правильность ведения бухгалтерского учета на предприятии посредством двойной записи по счетам.

С точки зрения финансового менеджмента эта базовая формула может быть выражена в следующем виде12:

А=К+О что сказать? Где, К – собственный капитал,

Как сказать? О – внешние обязательства.

На основе этой формулы можно делать вывод о структуре источников финансирования активов, уровне финансовой независимости; по динамике нераспределенной прибыли можно делать выводы о том, как предприятие осуществляет самофинансирование.

Преобразовав эту формулу следующим образом:

К=А- О Вы где?

Таким образом, мы получаем:

Мы получаем возможность определить уровень достаточности собственного капитала, величину чистых активов предприятия.

Таким образом, в финансовом менеджменте баланс выступает важнейшим инструментом изучения и диагностики финансового равновесия, наблюдения за потенциальными факторами его нарушения.

Во втором блоке содержатся показатели, которые отражаются в "Отчете о прибылях и убытках" предприятия.

Отчет о прибылях и убытках является одним из наиболее важных документов финансовой отчетности, так как он содержит в себе сведения о результатах деятельности организации, отражая финансовые результаты за определенный период. Разница между всеми доходами расходами организации представляет собой ее чистую прибыль.

Основные показатели и алгоритмы постатейной оценки отчета о прибылях и убытках в соответствии международными стандартами могут быть представлены следующим образом:

Валовая выручка (нетто) произведенная и отгруженная продукция, выполненные работы, оказанные услуги за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей. Каких платежей?

- себестоимость продукции – переменные затраты (связанные с выпуском продукции, работ, услуг) = Валовая прибыль (маржинальный доход или валовая маржа). Показывает величину дохода, которую организация должна заработать для покрытия постоянных расходов и формирования прибыли.

- постоянные расходы (расходы административно-управленческого характера, расходы на продажу без амортизации основных средств и нематериальных активов) динамика, которых не зависит от динамики объемов производства = Доходы до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA). Показывает способность организации зарабатывать доходы для выполнения внешних обязательств перед кредиторами и собственниками и финансирования инвестиций.

- Амортизация по амортизируемым активам (DA) = Доходы до уплаты процентов и налогов (EBIT): показывают величину доходов, которые могут быть направлены на выплату процентов по внешним обязательствам, налога и дивидендов собственникам.

- проценты к уплате по заемным и привлеченным средствам (I) = Доходы до уплаты налогов (EBT) или прибыль до налогообложения - налог на прибыль = Чистая прибыль. Она является источником выплаты дивидендов собственникам, источником расширенного воспроизводства организации, формирования резервных фондов, выплат социального характера работникам организации и т.п.

Данная детализация расходов организации позволяет финансовым менеджерам осуществлять адресное управление отдельными элементами этих затрат, обеспечивая рост чистой прибыли.

В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в "Отчете о движении денежных средств" предприятия.

Отчет о движении денежных средств – это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление и расходование денежных средств, в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации за отчетный период. Основная цель данного отчета – отразить денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и отчета о прибылях и убытках позволяют получить информацию о:

- способности организации получить в ходе своей деятельности прирост денежных средств;

- возможности организации отвечать по предъявленным обязательствам, платить дивиденды, оставаться кредитоспособным;

- обеспечивать за счет внутренних источников инвестиционную деятельность.

Отчет о движении денежных средств:

- дает информацию о том, достаточно ли у предприятия средств, для финансирования производственно-хозяйственных операций;

- показывает потенциальным кредиторам, достаточно ли у предприятия средств, для оплаты в срок всех долгов;

- определяет способность погашать непредвиденные финансовые обязательства13.

Тут я обозначила все что знала и смогла найти. Не будьте слишком строги.

2.3 Показатели управленческого учета предприятия

А я уже просто не представляю, что написать.

Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей — менеджеров). Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.

Для принятия управленческих решений требуется оперативная информация, чего обычный бухгалтерский учёт в силу своей периодичности, оперирования с уже совершёнными операциями и законодательным регулированием (выполняет в РФ функции налогового учёта) не может обеспечить, от этого может страдать конкурентность фирмы на рынке. Так как создание отдельной системы управленческого учёта требует больше затрат, чем развитие данной системы на базе бухгалтерского учёта, бухгалтеры часто считают управленческий учёт подсистемой бухгалтерского, что может быть верно на раннем этапе его развития. Дальнейшее развитие учёта необходимой управленческой информации на предприятиях ведёт к развитию более объёмной системы сбора информации, нежели это возможно в рамках бухгалтерского учёта. В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать объёмы продаж конкурентов, при решении менеджмента компании повысить долю собственных продаж учёт данной информации становится необходимым; нет необходимости учитывать количество и содержание жалоб, в системе менеджмента качества (СМК) - это просто обязательно (важнейшая основа самосовершенствования организаций в рамках СМК). В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество созданных сметным отделом смет, при анализе и планировании загрузки сметного отдела без этого не обойтись и т.д. и т.п.

Зачастую в управленческом учёте речь идёт даже не о необходимости такового в рамках бухгалтерского, а о невозможности управленческого учёта в рамках бухгалтерского учёта. Помимо уже перечисленных ограничений бухгалтерского учёта, существует проблема оперативного сбора информации. Бухгалтера "зачастую" не посадишь в каждом подразделении (отдел закупок, отдел продаж, склады, цеха и т.д.). Для оперативного взаимодействия же требуется информация от подобных источников. Передача сотрудникам сотовых телефонов решает, например, проблему координации (по крайней мере в теории), но точно лишает руководство в данном случае возможности конечного анализа (из-за отсутствия регистрации) правильности, качества и оперативности действий сотрудников, и, как следствие, например, справедливого премирования сотрудников. Спектр проблем при отсутствии качественного управленческого учёта можно аналитически вывести, ознакомившись с требованиями к информации в контроллинге (управленческом учёте).

Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганы и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.

В управленческом учёте предъявляются высокие требования к предоставляемой информации. Информация, предоставляемая принимающему решения человеку, должна быть полной для принимаемых решений и в то же время краткой. Чем больше объём информации, тем больше информации остаётся без внимания, при отсутствии вспомогательных механизмов (систем автоматического принятия "качественных" решений по теории принятия решений).

Система показателей управленческого учета используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени - в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности.

В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно, и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.); периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно); этот учет может быть структурирован в любом разрезе - по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п. (при одновременном агрегировании показателей в целом по предприятию); он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.

Группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам14:

а) по сферам финансовой деятельности предприятия;

б) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация финансовой деятельности);

в) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).

Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.

Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля над ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

б) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.

Предприятие вольно выбирать такие методы управленческого учёта, которые ему удобны: в данной области нет таких жёстких законодательных требований как в налоговом (бухгалтерском) и финансовом учёте (многие страны стандартизировали формы финансовой отчётности).

Традиционной задачей управленческого учёта является калькулирование себестоимости, и, соответственно, учёт затрат. Необходимо выбирать наиболее подходящие для предприятия методы учёта, которые не будут излишней бюрократизацией мешать процессу производства, а позволят без лишних затрат отнести издержки к тому или иному процессу, проекту, и как следствие, конкретной продукции. В управленческий учёт включаются следующие процессы15:

- Определение точки безубыточности

- Бюджетирование

- Процессный расчёт затрат (применяется при серийном производстве однообразной продукции или при непрерывном производственном цикле, учет затрат соотносится с продукцией, произведенной за определенный период)

- Проектный расчёт затрат (метод, используемый при изготовлении изделия по специальному заказу. Затраты на материалы, труд рабочих и общехозяйственные расходы относят на каждый индивидуальный проект или на партию продукции)

- Предельный расчёт затрат (характерен для массовых производств, когда исходное сырье или материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Группы производственных процессов образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта (полуфабриката), который может пойти на следующий передел, или быть реализованным)

- Нормативный расчёт затрат (учёт по отклонениям фактической себестоимости от нормативной) по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости, в конце периода считаются отклонения; отклонения делятся на отрицательные (перерасход сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов вследствие поломок оборудования, некачественного инструмента, замены материалов), положительные (достижение экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, более рациональный раскрой материалов, использование отходов взамен полноценных материалов, применение более производительного оборудования и приспособлений) и условные (могут быть отрицательными и положительными и появляются в результате различий в методике составления плановой и нормативной калькуляций).

- Инвентарно-индексный метод учета затрат (отличается от нормативного тем, что учет прошлых затрат организуется без подразделения по нормам и отклонениям: себестоимость выпущенной продукции определяют на основе данных инвентаризации и оценки остатков незавершенного производства на конец месяца)

- Директ-костинг (себестоимость продукции определяют в объеме прямых затрат, а накладные расходы относят непосредственно на счета реализации).16

Сегодня очень жарко. Солнце светит очень ярко. На улице птицы поют, и пахнет цветами. Цветы называются сирень, а еще очень вкусно пахнет черемуха. Я даже не знаю, что еще написать. Моя фантазия на корню. Простите, но я на самом деле очень плохая ученица, наверное, если я позволяю себе так делать.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели информационное обеспечение финансового менеджмента. Мы рассмотрели, само понятие информации, ее виды и предъявляемые к ней требования, изучили, как формируется информационная база финансового менеджмента, а так же проанализировали финансовые показатели, которые необходимы для принятия управленческого решения. На основе всего изученного материала мы можем сформировать следующий вывод.

Сам термин информации содержит общенаучное понятие, которое включает в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, а так же автоматом и автоматом. Информация способна вызывать изменения и влиять на принятие решений. Несомненно, для принятия управленческих решений информация должна соответствовать определенным требованиям, таким как, например, достоверность, точность, своевременность, конкретность, понятность, сопоставима с другими данными и доступна.

Информационная база финансового менеджмента содержит огромное разнообразие источников информации, как внутренних, так и внешних. Само по себе информационное обеспечение, подразумевает не только распространение информации, т.е. предоставление ее потребителям, в том виде, в котором она будет необходима для принятия управленческих, а так же научно-производственных и многих других вопросов, возникающих в процессе деятельности; но и создание более благоприятных условий для более эффективного распространения информации.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев, а так же разрабатываемых управленческих решений.

Глубокий и тщательный анализ является необходимой предпосылкой для принятия продуктивных управленческих решений. Без информации, ее анализа просто невозможно эффективное функционирование, а так же развитие деятельности любой организации.

Список используемой литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации/ принят ГД ФС РФ 21.10.1994/ редакция от 05.05.2014
  2. Федеральный Закон № 24 от 20 февраля 1995 г.
  3. Азрилиян А.Н. Краткий экономический словарь – М: Институт новой экономики. – 2008. – 167 с.
  4. Берзинь И.Э. Экономика предприятий – М.: Дрофа. – 2009. – 368 с.
  5. Волков В.П. Экономика предприятий – М.: Новое знание. – 2009. – С.677
  6. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2010. – 508 с.
  7. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии стандартам. – М.: Дело, 2008.
  8. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 768 с.: ил.
  9. Ковалев В. В. Финансовый Менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 1024 с.
  10. Коротков Э.М. Исследование систем управления – М: Кнорус. – 2009 – 267 с.
  11. Мазур И.И. Управление проектами: Справочное пособие. – М.: Высшая школа. – 2009. – 75-77 с.
  12. Осташков А. В.. Финансовый менеджмент. Комплект учебно – методических материалов. Изд-во ПЕНЗА, 2005. – 125 с.
  13. Продченко И.А. Теоретические основы финансового менеджмента – МЭИП – 2010 – 369 с.
  14. Рындин А.Г. , Шамаев Г.А. Организация финансового менеджмента на предприятии. - М.: Русская деловая литература, 2007.
  15. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Изд-во Зерцало, 2006.
  16. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. д. э. н., проф. А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 284 с.
  17. Хелферт Э. М. Техника финансового анализа, - М.: Юнити, 2005. – 156 с.
  18. book – science.ru
  19. ru.wikipedia. Org
  20. www.cis2000.ru

Приложение 1.

Таблица 1.1. Классификация видов информации для финансового менеджмента

Виды информации

Источник входной и промежуточной информации

Документы-носители информации и прочие выходные данные, формируемые финансовым менеджером

1

2

3

1. Нормативная и инструктивная

1.1. Республиканская

1.2. Местная

1.3. Ведомственно-отраслевая

1.4. Внутренняя для данной фирмы

Сборники нормативных актов, периодическая печать. специальные документы на соответствующих иерархических уровнях

Сами документы с выделенными разделами или вырезки, накопительные сборники с соответствующей рубрикацией (1.1, 1.2, 1.3, 1.4), составляемые службой финансового менеджера (или юридической службой), таблицы с корректировочной дополнительной графой, например, состав текущих затрат.

2. Планово-прогнозная

2.1. Общегосударственная – от федерального до регионально-отраслевого уровня и о конъюнктуре финансовых рынков

2.2. Инвестиционная

2.3. Информация для составления финансовых балансов как заключительного раздела бизнес-планов

Периодическая печать, статистические сборники, биржевые и банковские бюллетени и проспекты, прогнозы независимой экспертизы.

Экспертные оценки сравнительной эффективности инвестиционных проектов, включая прямые (физические) и портфельные инвестиции.

Технико-экономические разделы бизнес-плана, в том числе п.2.2 (гр.2, 3), отчетная и справочно-аналитическая информация – п.3 и 4 (гр.2, 3) настоящей таблицы

Проекты бюджетов, курсы СКВ, курсы валют СНГ и ценных бумаг – в динамике, прочая, в том числе биржевая и банковская, о конъюнктуре финансовых рынков, бизнес-справки и заключения эккаутинговых и аудиторских фирм по отраслевым объединениям, фирмам контрагентам, банкам, финансовым и страховым компаниям и пр.

Справки и прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний (в том числе банков) по управлению портфелем ценных бумаг, а также собственные расчеты для планирования инвестиций.

Соответствующие формы заключительного раздела бизнес-плана:

перспективный финансовый план на два года с разбивкой по годам;

текущий годовой финансовый план в форме шахматного баланса доходов и расходов («шахматка») с разбивкой по кварталам;

оперативный финансовый план (платежный календарь) на месяц с разбивкой на двухнедельные, декадные или более краткие периоды.

3. Отчетная

Бухгалтерская, статистическая и оперативно-диспетчерская отчетность.

Соответствующие формы официальной бухгалтерской и статистической отчетности:

разработанные фирмой формы документов-носителей оперативной информации;

накопительные сборники всех видов отчетной информации.

4. Справочно-аналитическая:

смешанная из предыдущих разделов и специально формируемая службой финансового менеджера или другими службами внутри и вне фирмы – регулярно или по запросу (руководства, внешних пользователей, других служб, самого финансового менеджера)

Все вышеприведенные источники, а также накопительная или разовая аналитическая информация, формируемая службой финансового менеджера.

Аналитические обзоры, в том числе объяснительные записки к отчетам (финансовая заключительная часть), накопительные аналитические сборники, таблицы, макеты, графы, бизнес-справки на запрашиваемую тему и пр.

1 ru.wikipedia. Org

2 Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. С. 120-121

3 Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2010. С. 214-215

4 Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. С.- 123

5 Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. С. 123-124

6 Там же. С. 125

7 www.cis2000.ru

8 Осташков А. В.. Финансовый менеджмент. Комплект учебно – методических материалов. Изд-во ПЕНЗА, 2005. С. 57-59

9 Там же. С. 58

10 Продченко И.А. Теоретические основы финансового менеджмента – МЭИП – 2010. С. 256 - 258

11 Осташков А. В.. Финансовый менеджмент. Комплект учебно – методических материалов. Изд-во ПЕНЗА, 2005. С. 59 - 61

12 Там же. С. 61

13 Осташков А. В.. Финансовый менеджмент. Комплект учебно – методических материалов. Изд-во ПЕНЗА, 2005. С. 59 - 63

14 book – science.ru

15 Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии стандартам. – М.: Дело, 2008. С. 59-60

16 Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии стандартам. – М.: Дело, 2008. с. 59-63

Изучение информационного обеспечения финансового менеджмента