Финансово-бюджетная и денежно-кредитная политика
Тема 4. Финансово-бюджетная и денежно-кредитная политика (6 часов)
1. Система государственного финансово-бюджетного регулирования.
2. Система государственного налогового регулирования.
3. Система государственного денежно-кредитного регулирования.
1. Система государственного финансово-бюджетного регулирования
Финансы в общей их трактовке означают применение разнообразных способов распределения ВВП на централизованных и децентрализуют фонды денежных ресурсов. Через распределительную и контрольную функции финансы активно влияют на процесс общественного воссоздания, опосередковуючи, во-первых, создание фондов нагромождения и потребления, и, во-вторых, сдержка пропорций обращения натуральных и денежных ресурсов, и их рациональное использование.
Финансовая система каждой страны имеет свою специфику. В Украине финансовую систему образуют: государственный и местные бюджеты, или так называемый консолидированный бюджет; финансы предприятий всех форм собственности; централизованы государственные и другие фонды; фондовый рынок.
Основным звеном финансовой системы и важнейшим комплексом средств государственной регуляции экономики являются государственные финансы. Через государственные финансы перераспределяется значительная частица ВВП: в Японии и России около 1/3, во Франции и Нидерландах приблизительно 1/2, в Швеции свыше 2/3. В Украине через государственный бюджет перераспределяется около 30% ВВП.
Правовой основой бюджетной регуляции в Украине является Конституция Украины, закон «О бюджетной системе Украины» и других нормативно правовых актах.
Информационной базой для принятия управленческих решений по вопросам эффективного использования финансовых ресурсов является возведенный баланс финансовых ресурсов государства. В Украине этот баланс входит в состав ДПЕСР Украины и он вмещен в разделе «Основные балансы национальной экономики». Целью разработки баланса является определение объемов финансовых ресурсов государства на прогнозный период, возможностей их использования для финансирования экономических и социальных программ развития, а также установления оптимальных направлений их распределения и использования. Возведен баланс финансовых ресурсов Украины складывается ежегодно (таблица 1).
В возведенном балансе финансовых ресурсов доходы и расходы бюджетов (первая статья ресурсной и расходной частей баланса) включают суммарные показатели доходов и расходов государственного и местных бюджетов. Ресурсы предприятий и организаций состоят из прибыли (после уплаты налога), амортизационных и других отчислений (например на путейские работы) государственных предприятий учреждений и организаций. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов включают суммарные показатели доходов и расходов Фонда приватизации, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Таблица 1
ВОЗВЕДЕН ГОДОВОЙ БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ
(данные условны)
РЕСУРСЫ |
РАСХОДЫ |
||||
№ |
Источники поступлений |
Млн грн. |
№ |
Направления использования |
млн грн. |
1 |
Доходы бюджетов |
367 |
1 |
Расходы бюджетов |
380 |
2 |
Ресурсы предприятий и организаций |
400 |
2 |
Расходы предприятий и организаций |
400 |
3 |
Доходы государственных внебюджетных фондов |
140 |
3 |
Расходы государственных внебюджетных фондов |
140 |
4 |
Долгосрочные кредитные ресурсы на развитие экономики, предоставленные банками Украины |
7 |
4 |
Расходы на реализацию национальных программ развития экономики за счет долгосрочных кредитов |
7 |
5 |
Средства иностранных инвесторов |
33 |
5 |
Расходы иностранных инвесторов на развитие экономики Украины |
33 |
6 |
Кредиты международных финансовых организаций и кредиты, полученные на долгосрочной основе |
40 |
6 |
Использовано кредитов международных финансовых организаций |
40 |
7 |
Нехватка финансовых ресурсов |
13 |
7 |
Превышение ресурсов над расходами |
|
Всего: |
1000 |
Всего: |
1000 |
Основная частица государственных доходов и расходов осуществляется через бюджетную систему. В Украине бюджетная система состоит из Государственного бюджета Украины, бюджета, АР Крым и местных бюджетов. Организация и принципы построения бюджетной системы, а также взаимосвязь, между ее отдельными звеньями характеризуются понятиям «бюджетный уклад». Бюджетный уклад Украины определяется с учетом государственного строя и административно-территориального деления страны.
В общем понимании, бюджет это план образования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации. Государственный бюджет это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Взаимосвязи бюджета с другими звеньями финансовой системы регулируются действующим законодательством. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы, является возведенным бюджетом Украины.
Государственные доходы это, во-первых, денежные отношения по поводу распределения ВВП, во-вторых, частица ВВП, который используется государством для осуществления своих функций. Доходы бюджетов образуются за счет поступлений от уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сборов и других обязательных платежей (дальше налогов), а также поступлений, из других источников, определенных законодательством. Платежи, удержанные из субъектов предпринимательской деятельности, перечисляются в бюджет в первоочередном и бесспорном порядке.
Доходы бюджетов Украины разделяются на доходы Государственного и местных бюджетов. Разграничение общегосударственных налогов между уровнями бюджетной системы осуществляется в соответствии с существующим законодательством. С Государственного бюджета Украины до бюджета АР Крым, бюджетов областей, городов Киева и Севастополя, передается часть доходов в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов, собраний и обязательных платежей, которые производятся на данной территории. Размер этих отчислений утверждается Верховной Радой в Законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год по предоставлению Президента с учетом экономического, социального, естественного и экологического положения соответствующих территорий.
Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет: налоговых поступлений (части налога на добавленную стоимость, части акцизного сбора, налога, на прибыль предприятий и организаций всех форм собственности (кроме коммунальной) и подчинения, налога на имущество предприятий и организаций всех форм собственности и подчинения, платы, за землю, поступлений, от внешнеэкономической деятельности); неналоговых поступлений и доходов от операций с капиталом, который находится в общегосударственной собственности (части доходов от приватизации и реализации государственного имущества; арендной платы за аренду имущества целостных имущественных комплексов; поступлений от внутренних ссуд; превышение доходов над расходами Национального банка Украины; возвращенных государству ссуд, процентов за предоставленными государством ссудами и кредитами; дивидендов, полученных на акции и другие ценные бумаги, которые принадлежат государству в акционерных хозяйственных обществах, созданных при участии предприятий общегосударственной собственности); доходов государственных целевых фондов (Пенсионного фонда Украины, Фонда, для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Государственного фонда содействия занятости населения, но др.); других доходов, установленных законодательством Украины и отнесенных к доходам Государственного бюджета.
Расходы Государственного бюджета выполняют функции политической, социальной и экономической регуляции. Содержание бюджетных расходов предопределено общественным способом производства, политическим строем страны, природой и функциями государства. Они играют решающую роль в удовлетворении потребностей социально-экономического развития страны. В государственной собственности находятся предприятия, учреждения, организации сектору общего государственного управления, которые нуждаются в средствах на осуществление своей деятельности, а также на реконструкцию и обновление существующей материальной базы. Кроме того, расходы бюджета используются для перераспределения доходов населения через трансфертные платежи.
Планирование государственных расходов является составной частью бюджетной регуляции. Государственные расходы, включая чистое кредитование, это расходы, связанные с выполнением государством своих функций. Расходы это платежи, которые не подлежат возвращению, не создают и не погашают финансовых требований. Они состоят в основном из закупок товаров, услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга. До чистого кредитования относят предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм погашенных кредитов и доходов от продажи акций.
Государственные расходы осуществляются за статьями на основании бюджетной классификации. За функциональным назначением их можно объединить в пять групп.
1. Финансирование государственных услуг общего назначения (расходы на государственное управление; содержание законодательных, исполнительных и судебных органов; международную деятельность, национальную оборону, обеспечение общественного порядка и безопасности, и т. д.).
2. Финансирование производства общественных товаров (расходы на науку, образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную защиту и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, и т. д.).
3. Финансирование государственных услуг, связанных с экономической деятельностью (расходы на развитие отраслей материального производства: промышленности, сельского и лесного хозяйств, капитального строительства, транспорта, связи, и т. п.; на обеспечение высшей эффективности хозяйственной деятельности, осуществления структурных превращений, в экономике, создание условий для экономического роста, на реализацию целевых комплексных программ и т. д.).
4. Расходы государственных целевых фондов.
5. Другие расходы (выплаты процентов и затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, создания резервных фондов, трансферты общего характера и т. д.).
Согласно экономическим характеристикам расходы всех бюджетов разделяются на текущие расходы и расходы развития.
Текущие расходы это расходы бюджетов на финансирование сети предприятий (учреждений, организаций, органов), которая существует на начало бюджетного года, а также финансирование мероприятий, по социальной защите населения и другим мероприятиям.
Расходы развития это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений; финансирование структурной перестройки экономики; субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воссозданием.
Следовательно, государство, используя бюджет, осуществляет финансирование развития отдельных отраслей, регионов и сфер деятельности. Кроме прямого финансирования и прямых государственных инвестиций, расходы Государственного бюджета осуществляются в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции. Дотации (лат. dotare поставлять) это особенный вид ассигнований из Государственного бюджета, который используется для збалансування доходов и расходов местных бюджетов и покрытия кассовых убытков отдельных государственных предприятий. Субсидии (лат. subsidium помощь) это помощи, которые выплачиваются из государственного бюджета с целью поддержки населения, а также определенных видов предпринимательской деятельности, сфер и отраслей народного хозяйства, развитие которых имеет большое значение для экономики. Субвенции (лат. subvenire приходить на помощь) один из видов государственной финансовой помощи центральным или местным органам исполнительной власти, которая предоставляется на конкретные цели. Субвенции используются также для санации предприятий, которым угрожает банкротство.
В Государственном бюджете предусматривается резервный фонд КМ Украины в размере до двух процентов от объема расходов Государственного бюджета для финансирования безотлагательных расходов в народном хозяйстве, социально-культурных и других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены во время утверждения Государственного бюджета.
В Государственном бюджете сверх предусмотренных расходов образуется оборотная кассовая наличность в размере до двух процентов общего объема расходов бюджета. Оборотная кассовая наличность может быть использована на протяжении года на покрытие временных кассовых разрывов и должен быть возобновлен того же года к размерам, установленным во время утверждения Государственного бюджета.
Средства Государственного бюджета тратятся лишь на цели и в пределах, утвержденных Законом о Государственном бюджете.
Сбалансированность бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы государства, является необходимым условием финансово бюджетной политики. Превышение доходов над расходами составляет избыток (профицит) бюджета. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Избыток бюджета может использовать правительство при непредвиденных обстоятельствах для досрочных выплат, погашения государственного долга, кредитования или перевода его, в доход следующего бюджетного года.
Для обеспечения сбалансированности Государственного бюджета на КМ Украины возлагается обязанность обобщать и готовить предложения о сокращении расходов бюджета, а также давать выводы (в том числе и на пленарных заседаниях Верховной Рады) относительно соответствия законопроектов, которые вносятся на рассмотрение ВР Украины, Закона, о Государственном бюджете на текущий бюджетный год и основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный год.
Предельный размер дефицита Государственного бюджета и источника его покрытия определяются Верховной Радой во время его утверждения. Покрытие дефицита осуществляется за счет внутренних государственных ссуд, ссуд иностранных государств и других финансовых институтов. Решение о привлечении ссуд в каждом конкретном случае постановляет Верховная Рада. В утвержденном бюджете предельный размер дефицита не должен превышать размер расходов бюджета на развитие.
В затруднительных ситуациях покрытие бюджетного дефицита может осуществляться способом дополнительной эмиссии денег. Последствия денежной эмиссии общеизвестны: появляется риск неконтролированной инфляции, разрушаются стимулы долгосрочных инвестиций, раскручивается ценовая спираль, обесцениваются заработная плата и сохранение населения, воспроизводится новый бюджетный дефицит.
Эмиссия ценных бумаг считается безінфляційним средством преодоления бюджетного дефицита. Государство в лице своих органов может выпускать ценные бумаги для удовлетворения потребностей в финансировании расходов соответствующих бюджетов. Тем самым государство как эмитент становится субъектом рынка ценных бумаг и фондового рынка. Рынок ценных бумаг это доля финансового рынка, которая обеспечивает возможность мобилизации финансовых средств и инвестиций, перемещения капитала, в разные отрасли экономики с возможно наивысшей нормой прибыли, а также выполнение посреднической роли, в процессе сбора средств у их владельцев и эффективного размещения этих средств как в государственном, так и в частном секторах экономики.
Ценные бумаги это денежные документы, которые свидетельствуют право владения или отношения ссуды, определяют взаимоотношения между лицом, которое их выпустило, и их владельцем, и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, которые выплывают из настоящих документов. К основным государственным ценным бумагам принадлежат облигации и казначейские обязательства.
Облигация (лат. obligatio обязательство) это ценная бумага, которая свидетельствует внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство возместить ему нарицательную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в нем срок с выплатой фиксированного процента (если другое не предусмотрено условиями выпуска). Облигации всех видов распространяются среди предприятий и граждан на добровольных началах. Государственными облигациями является: облигации внутренних государственных ссуд (ОВДП) и облигации государственных местных ссуд. Решения о выпуске таких облигаций принимают соответственно Кабинет Министров и местные Советы. Облигации внутренних государственных и местных ссуд выпускаются на предъявителя, то есть они свободно, через обычную продажу (приобретение) вращаются на рынке ценных бумаг.
Казначейские обязательства (КЗ) Украины это вид ценных бумаг на предъявителя, которые размещаются только на добровольных началах среди населения. Они свидетельствуют внесение их владельцами денежных средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.
Казначейские обязательства разделяются на: долгосрочные (от 5 до 10 годов); среднесрочные (от 1 до 5 годов); краткосрочные (до одного года). Решение о выпуске долгосрочных и среднесрочных казначейских обязательств принимает Кабинет Министров; краткосрочных Министерство финансов. Средства от реализации КЗ направляются на покрытие текущих расходов Государственного бюджета.
Государство как субъект рынка ценных бумаг, с одной стороны, может быть эмитентом ценных бумаг, из другого является субъектом правовой регуляции их эмиссии и обращения. Государственный контроль и регуляция функционирования данного рынка в соответствии с Законом «О государственной регуляции рынка ценных бумаг в Украине» осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.
Государственные ссуды являются менее опасными, чем прямая эмиссия, но и они способны оказывать негативное влияние на экономику страны. Во-первых, при определенных ситуациях государство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, разрушая тем самым рыночную мотивацию деятельности субъектов ведения хозяйства. Во-вторых, государственные ссуды мобилизируют свободные средства на рынке ссудных капиталов и уменьшают спрос на кредиты.
В связи с ограниченностью средств и невыполнением доходных статей утвержденного бюджета фактическое выполнение Государственного бюджета Украины за последние годы является ниже предусмотренного. Нехватка средств постоянно вынуждает разрешать проблему приоритетности направлений их расходования. В этих случаях становится неминуемым секвестр (сокращение) расходов, то есть их пропорциональное уменьшение (кроме специально защищенных). Прежде всего финансируются текущие расходы (заработная плата в бюджетной сфере, трансферты, расходы на медикаменты и т. др.).
Существуют много способов преодоления бюджетного дефицита, но все они связаны с усовершенствованием налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой, внешнеэкономической политики, демонополизацией экономики, укреплением налоговой дисциплины. Следовательно, бюджетные проблемы следует рассматривать в контексте макроэкономических проблем. Поэтому и нужен системный подход до формирования и реализации социально-экономической политики государства.
Бюджетный процесс это регламентирован законодательством порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, их выполнения и контроля, за выполнением. Содержание этапов бюджетного процесса регламентировано Конституцией Украины и Законом Украины «О бюджетной системе Украины».
Этапами бюджетного процесса в Украине является: составление проекта бюджета; рассмотрение бюджета; утверждение бюджета; выполнение бюджета; составление, рассмотрение и утверждение отчета, о выполнении бюджета.
1. Составление проекта Государственного бюджета. Бюджетный процесс начинается с того, что ВР Украины не позже 15 июня текущего года разрабатывает и посылает Президенту специальное постановление (бюджетную резолюцию) об основных направлениях бюджетной политики на следующий год.
Кабинет Министров Украины прорабатывает проект Государственного бюджета в соответствии с теми принципами государственной регуляции экономического и социального развития страны на плановый год, которые определены в бюджетной резолюции.
Предыдущий проект возведенного бюджета Украины составляет Министерство финансов на основании прогнозных макроэкономических показателей на плановый год. Этот проект приходится до министерств, ведомств и других органов государственной власти, которые рассматривают его и в двухнедельный срок подают Минфину собственные предложения относительно проекта бюджетов с соответствующими расчетами и обоснованиями. Министерство финансов по рассмотрении предложений готовит проекты возведенного и Государственного бюджета и подает их на рассмотрение Кабинета Министров вместе с перечнем спорных (не согласованных) вопросов.
КМ Украины рассматривает на своем заседании проекты возведенного и Государственного бюджетов, принимает окончательное решение относительно проекта закона о Государственном бюджете Украины и подает последний на рассмотрение Президенту. Президент рассматривает его и, в случае согласия, вносит в Верховную Раду. Проект закона должен быть подан к ВР Украины до 15 сентября.
К проекту закона добавляются: основные прогнозные макроэкономические показатели экономического и социального развития Украины на плановый год, возведенный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной и налоговой политики, предложения, относительно взаимоотношений Государственного и местных бюджетов, объемы централизованных капитальных вложений с расчетами и обоснованиями в разрезе отдельных позиций и общие показатели возведенного бюджета. Кроме того, к проекту Закона добавляются также необходимые информационные материалы, а именно:
- прогноз доходов и расходов Государственного бюджета на три следующих года, разработанный на основании основных прогнозных макроэкономических показателей;
- перечень законов, отдельных статей законов и других нормативных актов, которые противореччат проекту Закона о Государственном бюджете, с указанием причин расхождений;
- перечень налогов, собраний, других обязательных платежей, с указанием ставок и льгот;
- перечень общегосударственных, межотраслевых и других программ, которые финансируются из бюджета. В случае, если распорядителями средств является два субъекта (или и больше), подаются данные относительно финансовых полномочий каждого субъекта и общие расходы на программу.
2. Рассмотрение Верховной Радой проекта Закона о Государственном бюджете осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом ВР Украины. Проект Закона о Государственном бюджете рекомендует на заседании Верховной Рады Президент Украины. С подробным докладом о проекте Закона выступает Министр финансов или лицо, которое исполняет его обязанности.
3. Утверждение Государственного бюджета осуществляет Верховная Рада. Утверждению подлежат:
- предельный размер дефицита Государственного бюджета и источника его покрытия;
- суммы доходов Государственного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией;
- суммы расходов Государственного бюджета относительно каждого распорядителя средств в соответствии с бюджетной классификацией;
- суммы дотаций, субвенций, и размеры отчислений от регулирующих доходов к бюджетам АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
- размер оборотной кассовой наличности Государственного бюджета.
Доходы и расходы целевых общегосударственных фондов, включенных в состав Государственного бюджета, утверждаются для каждого фонда отдельно. Текущие расходы целевых общегосударственных фондов утверждаются в пределах доходов этих фондов. Расходы развития могут быть сокращены Верховной Радой с направлением изъятых средств на финансирование других статей расходов Государственного бюджета. Запрещается тратить средства Пенсионного фонда на другие цели, кроме предусмотренных Положением об этом фонде.
4. Выполнение бюджета является важнейшей стадией бюджетного процесса. Кассовое выполнение Государственного бюджета осуществляется через учреждения Национального банка Украины, Государственного экспортно-импортного банка, АКБ социального развития «Укрсоцбанк», Украинского акционерный-промышленно инвестиционного банка «Проминвестбанк». Названные банки осуществляют кассовое выполнение государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд обслуживает АКБ «Аваль».
Распорядителем бюджетных средств является Государственное казначейство. Согласно соответствующему положению Государственное казначейство:
- организует выполнение Государственного бюджета и осуществляет надлежащий контроль за ним;
- осуществляет управление имеющимися средствами Государственного бюджета, в том числе в иностранной валюте, и средствами государственных внебюджетных фондов в пределах расходов, что их установлено на соответствующий период;
- осуществляет финансирование расходов Государственного бюджета;
- ведет учет кассового выполнения Государственного бюджета, составляет отчетность о состоянии выполнения Государственного и возведенного бюджетов;
- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
- распределяет между Государственным бюджетом, бюджетами АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчисления от общегосударственных налогов, собраний и обязательных платежей, за утвержденными нормативами;
- осуществляет контроль за поступлением и использованием средств государственных внебюджетных фондов.
В случае, когда в ходе выполнения бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный, Верховная Рада на предложение Кабинета Министров принимает решение о пропорциональном сокращении утвержденных расходов ежемесячно за всеми статьями бюджета, кроме защищенных от сокращения.
Организует выполнение государственного бюджета Кабинет Министров через Министерство финансов, министерства, ведомства и другие органы исполнительной власти. Выполнение Государственного бюджета осуществляется за росписью доходов и расходов с ежеквартальным распределением, составленным Министерством финансов в соответствии с показателями бюджета.
Финансирование расходов из резервного фонда Кабинета Министров осуществляется за постановлением КМ Украины, исходя из обоснованной необходимости и экономической эффективности.
5. Отчет о выполнении Государственного бюджета составляет Министерство финансов, а относительно низших бюджетов бюджетной системы соответствующие финансовые органы. Возведенный отчет посылается Верховной Раде. Обобщены показатели возведенного отчета подлежат опубликованию.
Основными направлениями совершенствования бюджетной политики в Украине в ближайшие годы являются такие:
- реформирование налоговой системы, усиления налоговой дисциплины;
- усовершенствование бюджетного процесса через повышение научной обоснованности прогнозов показателей бюджета, внедрения системы, средне- и долгосрочного бюджетного планирования, сокращения перечня главных распорядителей средств Государственного бюджета, обеспечения прозрачности бюджетного процесса, оптимизации объемов государственного долга;
- укрепление системы управления государственным долгом (содержание КМ Украины от предоставления правительственных гарантий за кредиты предприятий, увеличения частицы, средне- и долгосрочных заимствований);
- уменьшение объемов бартерных операций;
- внедрение реалистичной политики государственных расходов;
- структурная перестройка экономики;
- усовершенствование системы приватизации государственного имущества и так далее
2. Система государственного налогового регулирования
Особенная роль в государственной регуляции принадлежит налоговой политике. Налоги являются одним из важнейших видов государственных доходов, что их получает государство на основании своих властных полномочий. Налог это обязательный платеж, который стягивается в бюджет из юридических лиц и граждан.
Основными функциями налогов является три: фискальная, социальная и регулирующая. Сущность фискальной функции налогов заключается в том, что они обеспечивают финансирование государственных расходов. Сущность социальной функции налогов в поддерживании социального равновесия через уменьшение слишком большого расхождения реальных доходов отдельных социальных групп населения. Сущность регулирующей функции налогов в том, что за их помощью осуществляется регуляция экономической конъюнктуры, секторной, отраслевой и региональной структуры экономики, инвестиционной активности, внешнеэкономических связей, научно-исследовательских работ, охраны окружающей естественной среды и других объектов.
Совокупность налогов, собраний, других обязательных платежей, к бюджетам и взносам к государственным целевым фондам, а также совокупность государственных налоговых органов и их компетенция составляют налоговую систему. Следовательно налоговая система состоит из системы налогообложения и системы налоговых органов.
Налоговая система должна основываться на таких засадных принципах:
1. Принцип обязательности уплаты налогов предусматривает установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.
2. Принцип равенства субъектов налогообложения и недопущения любых проявлений налоговой дискриминации обеспечивается одинаковым подходом к субъектам ведения хозяйства относительно определения обязательств из уплаты налогов.
3. Принцип социальной справедливости означает организацию социальной поддержки малообеспеченных слоев населения внедрением экономически обоснованного налогообложения, то есть установлением необлагаемого минимума и дифференцированного и прогрессивного налогообложения доходов граждан.
4. Принцип стабильности означает неизменность налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года.
5. Принцип научной обоснованности предусматривает установление налогов на основании реальных показателей состояния и финансовых возможностей национальной экономики. При этом учитывается необходимость достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами.
6. Принцип равномерности уплаты налогов обеспечивается установлением сроков уплаты, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов.
7. Принцип компетенции означает установление и отмену общегосударственных налогов, а также льгот относительно налогообложения только Верховной Радой Украины.
8. Принцип единственного подхода предусматривает обеспечение одинакового подхода к разработке законов о налогообложении с обязательным определением плательщика налога, объекта налогообложения, налоговой базы, сроков и порядка уплаты налога и оснований, для предоставления налоговых льгот.
9. Принцип доступности обеспечивает открытость норм налогового законодательства для налогоплательщиков.
Система налогообложения это нормативно определены органами законодательной власти налогоплательщики, их права и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, собраний и других обязательных платежей, к бюджетам, взносов к государственным целевым фондам, а также порядок взыскания установленных налоговых платежей, собраний и взносов.
Налоговые платежи осуществляются лишь на основании налогового закона: должны быть законодательно определены плательщик налога, объект налогообложения, налоговая база, размер ставки, налоговый период и срок уплаты налога.
Плательщик налога это юридическое или физическое лицо, на которого, согласно действующему законодательству, возлагается обязательство платить налоги.
Объект налогообложения это количественно измерен экономический феномен, который подлежит налогообложению (прибыль, прибавлена стоимость, имущество, доход и тому подобное). Налоговая база это частица объекта налогообложения, на которую насчитывается налог (налоговая база, как правило, меньше объекта налогообложения, поскольку законодательством может быть установлен размер необлагаемого дохода, предоставлены разные льготы и т. п.). Ставка налога (норма налогообложения) это частица налоговой базы, которая изымается в виде налогов и измеряется в процентах.
Уплата налога является одной из основных обязанностей юридических и физических лиц. Реализация этой обязанности зависит как от наличия определенных поощрительных стимулов и их правовой регуляции, так и от четкого распределения прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. По закону Украины «О системе налогообложения» налогоплательщики и собраний обязаны:
- вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово хозяйственной деятельности;
- подавать к государственным налоговым и другим органам соответствующие декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с вычислением и уплатой налогов;
- платить надлежащие суммы налогов в установленные законами сроки;
- допускать должностные лица государственных налоговых органов к обследованию помещений, которые используются для получения доходов или связанные с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам вычисления и уплаты налогов.
Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц, а также физические лица, во время проверок, которые проводятся государственными налоговыми органами, обязанные давать объяснение по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных законами, выполнять требования государственных налоговых органов относительно устранения обнаруженных нарушений законов о налогообложении. По окончании проверки обе стороны (представитель налогового органа и представитель юридического лица или соответствующее физическое лицо) должны подписать акт о проведении проверки.
Ответственность налогоплательщика, который определяется законодательно, в общем виде включает:
- взыскание налога из скрытого или заниженного дохода;
- штрафы в размере, определенном законодательством, которые стягиваются за определенные виды нарушений;
- взыскание пени в случае задержки уплаты налога. Пеня стягивается независимо от причин задержки налогового платежа и не освобождает плательщика от других видов ответственности.
Ответственность налогоплательщика регулируется не только с помощью финансовых инструментов и в рамках финансовых правоотношений, но и другими отраслями права.
Система налоговых органов состоит из законодательно определенных органов государственной налоговой службы, к которой входят Главная государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, в городах (кроме Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные государственные налоговые инспекции, а также налоговая милиция Украины.
Главным заданием Государственной налоговой администрации (ДПА) Украины является:
- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью вычисления, полнотой и своевременностью уплаты, к бюджетам и государственным целевым фондам налогов, собраний и других обязательных платежей;
- обеспечение применения финансовых санкций и административных штрафов к нарушителям налогового законодательства;
- защита интересов государства в судебных органах по делам, что касаются уплаты налогов;
- работа с плательщиками налогов относительно разъяснения налоговой политики государства и действующего законодательства;
- ведение Государственного реестра физических лиц и общегосударственной базы данных лиц налогоплательщиков.
Глава Государственной налоговой администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины. Администрация является самостоятельным органом исполнительной власти.
Налоговая милиция Украины является правоохранительным органом, который защищает конституционные права граждан и интересы государства в сфере налогообложения. Главное Управление налоговой милиции Украины является структурным подразделением ДПА Украины.
За невыполнение или неподобающее выполнение служебными лицами государственных налоговых администраций и налоговой милиции своих обязанностей они притягиваются к дисциплинарной и других видов ответственности согласно действующему законодательству. Служебные лица обязаны придерживаться коммерческой и служебной тайны. Убытки, нанесенные неправомерными действиями служебных лиц ДПА, подлежат возмещению за счет средств Государственного бюджета.
В практике регуляции применяются разные формы налогообложения. Сущность пропорциональной, прогрессивной и смешанной форм налогообложения иллюстрирует рис. 2.
Если ЗД общий доход субъекта налогообложения; ЧД доход после уплаты налога, то прямая ОА (биссектрисы) будет отвечать отсутствию налогообложения (Ох = Оуа). На графике 1 прямая ОВ будет характеризовать пропорциональное налогообложение, которое предусматривает установление одинаковой налоговой ставки для всех субъектов налогообложения. Что больший общий доход, то большие и налоговые поступления. В случае общего дохода в размере х, доход, который остается в распоряжении субъекта налогообложения после уплаты налога, будет равняться уb, а налог величине уа уb. График 2 иллюстрирует прогрессивное налогообложение. Здесь, что больший общий доход, то большая и налоговая ставка. Для каждого значения общего дохода устанавливается соответствующая налоговая ставка. График 3 иллюстрирует смешанное налогообложение. Если доход меньше за х1, то налогообложение вообще не есть. Если доход будет составлять величину от х1 к х2, то налогообложение осуществляется за минимальной налоговой ставкой. С увеличением дохода от х2 к х3 налоговая ставка увеличивается и тому подобное
1. 2.
3.
Рис. 2. Пропорциональное (1), прогрессивное (2)
и смешанное (3) налогообложение
Сущность регрессивного налогообложения заключается в уменьшении налоговой ставки в меру увеличения дохода субъекта налогообложения.
Примерами пропорционального налогообложения является налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие. По смешанной (прогрессивно пропорциональной) шкале осуществляется налогообложение доходов граждан.
Классификация налогов осуществляется за несколькими признаками: за уровнем бюджетной системы (общегосударственные и местные); за субъектом налогообложения (юридические и физические лица); по форме налогообложения; по способу взыскания (прямые и непрямі); за экономическим содержанием объекта налогообложения (на доходы, на спожи-вання, на имущество); по системе ценообразования (налоги, которые относят на себестоимость, и налоги, которые платят из прибыли) и так далее (таблица 3).
Таблица 3
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
Классификационные признаки |
Классификационные группы |
Виды налогов |
За уровнем бюджетной системы |
Общегосударственные |