Сущность социально-экономической стратегии

Тема 3. Сущность социально-экономической стратегии (2 часа)

  1. Дерево целей – построение социально-экономической стратегии
  2. Социально-экономическая ориентация регионов
  3. Концепция социальной политики

1. Дерево целей – построение социально-экономической стратегии

Согласно теории менеджмента стратегия (от грец. стратегос  искусство генерала) — это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии организации (государства). Миссия (лат. missio — назначение, признание, поручение) государства предопределена самой ее сущностью, четко определенной целью ее существования.

Вопросы о построении целей в государственном региональном управлении (ГРУ) принадлежат к наиболее актуальным теоретическим и практическим проблемам. Цели являются продуктом сознания, субъективного отображения, объективного. Такая двойственность предопределяет то, что каждую цель можно представить как соотношение между реальным и идеальным. Процесс цілепокладання государства следует рассматривать как совокупность определенных стадий.

Определение общественных потребностей и интересов осуществляется через обобщение и сочетание личных, коллективных и государственных интересов. Общественным источником возникновения и фиксирования целей являются потребности и интересы людей. Эти векторы цілепокладання в государственной экономической политике являются засадными для так называемого гражданского общества как формы постиндустриального общества. Разнообразие потребностей, взглядов, подходов, мотивов и интересов, согласно постиндустриальной концепции развития является необходимым и желаемым, потому что порождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие.

Потребности и интересы людей агрегируются (обобщаются) политическими партиями, общественными организациями, союзами и тому подобное и трансформируются в коллективные интересы. Свои требования относительно целей выдвигают как сторонники патерналістської политики, так и сторонники реформ. Консенсус и компромисс между разными политическими силами по поводу базовых общественных ценностей достигаются применением демократических социальных технологий (референдумов, выборов, переговоров, изучения общественного мнения, но др.), реализацией принципов социального партнерства.
Идеальная ситуация — когда индивидуальные и ассоциируемые субъекты осознают необходимость и полезность целей ГРУ и добровольно принимают участие в реализации таких.

Обоснование целей необходимо для их четкого определения. Цели формулируются на будущее, какое неизвестное, вероятностное, альтернативное, открытое. Предусматривать его придется на базе информации о прошлом. Все, что произошло в истории, нам известно. А что будет, можно лишь допускать, хоть анализ определенных исторических тенденций и закономерностей создает предпосылки для проникновения в будущее. Понятное дело, что без определенного представления о будущем нельзя осуществлять регуляцию и строить экономическую политику вообще.

Сама сущность ГРУ нуждается в настроенном механизме построения целей, в том числе логическом продвижении, от абстрактного общего предвидения (футурология) к конкретному прогнозированию, а дальше — к макроэкономическому планированию и программированию. Поэтому отказ от планирования означает отказ от цілепокладання в ГРУ, а следовательно, и от самой регуляции, поскольку в этом случае будут действовать стихийные механизмы с абсолютно непредсказуемыми последствиями.

Иерархия целей строится по принципу приоритетов потребностей и интересов общества. Оценка важности и ранжирования целей осуществляется в соответствии с политикой приоритетов. В данном контексте приоритеты (лат. prior — первый, важнейший) — это важнейшие направления социально-экономической политики. Воплощение продуманной политики приоритетов способствует возникновению целого спектра позитивных екстерналій, благодаря чему создаются условия для достижения сопутствующих целей, решения смежных проблем.

Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основании определенных критериев (факторов). Основными критериями (от грец. критеріон — мерило, отличный признак) является социально-экономическая эффективность, скорость получения позитивных результатов, минимум необходимых ресурсов для реализации намеченного и т.  п.

Иерархия целей осуществляется способом их размещения в порядке снижения приоритетности (ранжирование). Для этого сначала определяются наиболее приоритетные цели (цели первого ранга), дальше — наиболее существенные из тех, которые остались (цели второго ранга), и т.  д.

Экономической теорией и практикой сформулировано несколько общих принципов разработки целей ГРУ:

  • соответствие конкретных целей сущности конституционного уклада и генеральной цели деятельности государства — сохранению, укреплению и усовершенствованию существующего общественного строя;
  • всесторонний учет в цілепокладанні индивидуальных, коллективных и общественных интересов;
  • практическая необходимость реализации цели и ее научная обоснованность;
  • гармоничность построения целей, которое предусматривает их взаимосвязь и взаимообусловленность;
  • предотвращение конфликта целей, в результате какого достижения одной цели будет препятствовать достижению других;
  • информационное обеспечение государственной политики приоритетов с целью увеличения доверия людей к деятельности государства. Интенсивная разъяснительная работа относительно целей, приоритетов и ожидаемых последствий, дает возможность создать такую политическую атмосферу в обществе, которая будет способствовать реализации провозглашенной социально-экономической политики.

Дерево целей используется для упорядочивания целей разных иерархических уровней. На рис. 1 изображено трехуровневое дерево целей. Цели (точки) А; В1; В2; С11 и т.  д. называются вершинами дерева целей. Вершины связаны между собой ветвями (Ав1; Ав2; В1с11 и т.  п.). Цель А — это главная цель; цели В1 и В2 — цели (подцели) второго уровня; цели С11, С12, С13 и т.  д. — цели (подцели, задания) третьего уровня.

Рис. 1. Дерево целей

Основными правилами построения дерева целей являются такие: из одной вершины должны выходить не меньше чем две ветви; ветви, которые выходят из одной вершины, должны образовывать замкнутое множественное число (требование системного подхода); цели одного уровня должны быть автономными, то есть независимыми одна от другой; цели одного уровня должны быть такими, которые исключают друг друга, с тем, чтобы предотвратить их частичное совпадение, а также конфликт, между ними; цель считается достигнутой, когда достигнуто всех подцелей низшего уровня.

Центральной, определяющей вершиной дерева целей является стратегическая цель, которая предопределяет качество самого общества, обеспечивает его сохранение и совершенствование. Стратегические цели разворачиваются в тактические. Тактика (от грец. — давать строй) определяет цели и средства, формы и способы деятельности, которые наиболее отвечают конкретным обстоятельствам на данный момент и обеспечивают достижение стратегических целей. Тактические цели, как правило, фиксируют большие блоки действий. Оперативные цели связанные с необходимостью предотвращения угрозе возникновения негативных явлений и преодоления последствий форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, естественных катаклизмов, техногенных катастроф, социальных беспорядков, но др.).

Иногда стратегическую цель называют главной, а подцели, которые делают возможным ее достижение, — обеспечительными. Есть также градация целей за масштабами — общие (для системы) и частичные (для подсистем); за результатами — конечные и промежуточные; по времени — долгосрочные (отдаленные), среднесрочные (близкие) и краткосрочные (непосредственные).

2. Социально-экономическая ориентация регионов

Стратегической целью Украины при условиях трансформации, направленной на сочетание механизмов рыночного саморегулирования и государственной регуляции, является построение социально ориентированной рыночной экономики. Это направление, в сущности, является отечественной трактовкой общемировой тенденции движения к постиндустриальной цивилизации, которое должно быть осуществлено эволюционным, безконфронтаційним путем, и означает переход от «человека для экономики»
к «экономике для человека». Дерево стратегических целей в эпоху
реформирования «буйно поростає» ветвями обеспечительных целей,
а именно:

  • цели социальной политики — формирование гражданского общества;
  • целые политики в сфере производства — формирование постиндустриального технического и технологического способа производства и соответствующей структуры экономики, создания благоприятной экономической среды;
  • цели развития экономических отношений — становление многоукладной экономики; становление рыночного хозяйства и системы ГРУ; переход к новому типу экономического роста, ориентированного на удовлетворение потребностей населения;
  • целые формирования социальной структуры и социальных характеристик общества — становление социальной структуры, которая базируется не только на классовых признаках, но и на общности профессиональных и других интересов; достижение современных параметров и характеристик уровня жизни населения; формирование так называемого, «среднего класса»; формирование механизмов решения социальных противоречий и т.  д.;
  • целые формирования системы демократии включают целый комплекс направлений, в том числе и становление механизма борьбы, с авторитаризмом, администрированием, бюрократизмом и коррупцией;
  • цели относительно развития международных экономических, политических, культурных, гуманитарных связей но др.

Стратегия социально-экономической политики Украины на современном этапе отражена в послании Президента Украины в Верховную Раду Украины «Украина: продвижение в ХХІ век. Стратегия экономической и социальной политики на 2000—2004 гг.». Определяющими приоритетами на этот период провозглашено такие.

1. Создание необходимых предпосылок для ускоренного роста экономики. Приоритетом экономической политики, ее своеобразным эпицентром должно стать достижение ежегодных темпов роста ВВП на уровне 6—7%. Лишь такие темпы являются достаточными для реализации безотлагательных заданий социальной сферы, достижения ощутимых сдвигов, в подъеме жизненного уровня населения и прежде всего малообеспеченных граждан.

2. Прорабатывание и реализация государственной политики, направленной на развитие инновационной модели экономического роста, утверждения Украины, как высокотехнологичного государства. Украина имеет весомые объективные предпосылки формирования инновационной стратегии долгосрочного экономического развития. Это наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, современной сети учебных заведений, и тому подобное.

3. Осуществление активной аграрной политики, которая должна направляться на быстрейшее преодоление кризисных процессов, обеспечения необходимой адаптации предприятий АПК, к условиям рыночной конъюнктуры, укрепления их финансового состояния, утверждения в перспективе Украины, как государству с высокоэффективным експортоспроможним сельским хозяйством.

4. Перестройка социальной сферы. Особенно важным приоритетом на следующие пять лет является преодоление существующего в настоящее время искусственного снижения стоимости рабочей силы, а также недопустимо низкого уровня социальных расходов.

3. Концепция социальной политики

С целью воплощения стратегических, тактических и оперативных целей, а также определение путей и способов их реализации должно формироваться концепция социально-экономического развития. Концепция (от лат. conceptio — восприятие) — это система взглядов на определенные явления, а также способ их понимания, толкования, интерпретации. Разработка концепции является необходимым условием последовательной и наследственной экономической политики. Она должна разрабатываться на довго-, средне- и краткосрочную перспективу. Концепция основывается на трех основных элементах: анализе состояния экономики, анализе целей и выборе инструментов государственной регуляции.

С анализа состояния экономики начинается рациональная экономическая политика. Он должен базироваться на показателях динамики, структуры, эффективности, международных сравнениях, охватывать весь спектр проблем функционирования экономики. Содержательный анализ — необходима предпосылка прогнозирования.

Целью анализа целей и приоритетов является сопоставление стратегических, тактических и оперативных целей с возможностями экономики. Результатом такого сопоставления является коррекция целей, которые будут подлежать реализации через макроэкономические планы (программы) на довго-, средне- и краткосрочный периоды.

Отбор инструментов государственной регуляции осуществляется с целью выяснения необходимости и возможности их приложения для достижения соответствующих целей.

Важнейшими средствами формирования и реализации стратегии социально-экономического развития, а также ГРУ является прогнозированием, макроэкономическим планированием и государственным программированием.

Сущность социально-экономической стратегии