Система органов государственного регулирования экономическим развитием

Тема 2. Система органов государственного регулирования экономическим развитием (2 часа)

  1. Президент Украины – гарант конституции
  2. Верховная Рада Украины – законодательная власть
  3. Кабинет министров Украины – исполнительная власть
  4. Местное государственное самоуправление

  1. Президент Украины – гарант конституции

Государственная регуляция экономики является важнейшей функцией государства. Государства отличаются одна от другой формой правления, государственным строем, политической системой, функциями органов власти. В демократическом, правовом обществе государственная власть базируется на принципах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. В Украине деление полномочий между разными ветвями власти определяется Конституцией Украины (в 1996 г.) и другими законодательными актами.

Главой государства является Президент Украины, законодательную власть осуществляет Верховная Рада Украины, исполнительную — Кабинет Министров Украины, другие центральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства), местные государственные администрации. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Украины, общие и арбитражные суды.

Президент Украины как глава государства, гарант Конституции, государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, прав и свобод человека и гражданина, осуществляет ряд функций в сфере государственного управления.

1. Президент формирует стратегию социально-экономического развития страны. Моральное право формирования стратегии председателем государства обусловлено тем, что Президент избирается гражданами Украины на засаде общего, ровного и прямого избирательного права.

Стратегия социально-экономической политики государства освещает в посланиях к народу и ежегодных и внеочередных посланиях Президента в Верховную Раду Украины. В настоящее время основные стратегические ориентиры социально-экономической политики Украины очерченно в послании Президента в Верховную Раду в 2000 г. «Украина: продвижение в ХХІ век. Стратегия экономической и социальной политики на 2000—2004 гг.».

2.  Президент осуществляет правовую регуляцию экономических отношений. Он в пределах своих полномочий: выдает указы и распоряжения по вопросам экономической реформы, которые не урегулированы действующим законодательством (они являются обязательными для выполнения на всей территории Украины и действуют к постановлению соответствующих законов); утверждает законы, принятые Верховной Радой, и обнародовал их; использует право вето относительно законов, принятых Верховной Радой, и возвращает их парламенту со своими предложениями.

3. Президент осуществляет кадровую политику. В этой сфере он имеет право: назначать при согласии Верховной Рады Премьер-министра, прекращать его полномочия и принимать решение о его отставке; назначать по предоставлению Премьер-министра членов Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций, и прекращать их полномочия; назначать половину состава Совета Национального банка; назначать на должности и освобождать из должностей при согласии Верховной Рады председателей Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества и других государственных органов. Важность этого направления деятельности Президента связана с тем, что кадры являются носителями знаний, интеллекта, опыта и других качеств, которые определяющей мерой влияют на эффективность деятельности государственных органов.

4. Организационная функция Президента заключается в том, что он осуществляет координацию деятельности государственных органов. Кроме того, Президент образует, реорганизовывает и ликвидирует по предоставлению Премьер-министра министерства и другие центральные органы исполнительной власти; создает для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы (администрацию). Создание этих структур осуществляется только в пределах средств, предусмотренных Государственным бюджетом на их содержание. Президент имеет право прекращать полномочия Верховной Рады, если в течение тридцати дней она не начала пленарных заседаний дежурной сессии.

2. Верховная Рада Украины – законодательная власть

Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины (ВР). До полномочий ВР Украины относительно вопросов государственной регуляции экономики принадлежат такие.

1. Правовая регуляция экономических отношений. (Перечень вопросов, которые определяются исключительно законами Украины вмещено в 1.4 этого раздела.)

2. Формирование стратегии и тактики социально-экономической политики. В этом направлении ВР Украины: определяет принципы внутренней и внешней политики; осуществляет бюджетную политику (утверждение Государственного бюджета, внесения изменений, к нему, контроль за его выполнением и принятие решений относительно отчета о его выполнении); утверждает общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; рассматривает и принимает решение относительно одобрения программы деятельности Кабинета Министров; утверждает решение о предоставлении Украиной ссуд и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций ссуд, не предусмотренных Государственным бюджетом; осуществляет контроль за их использованием; утверждает перечень объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации.

3. Кадровая политика. В этом направлении ВР Украины: дает согласие на назначение Президентом Премьер-министра; рассматривает при необходимости вопрос об ответственности Кабинета Министров и недоверии правительству; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Национального банка (по предоставлению Президента), назначает и освобождает половину состава Совета НБУ; дает согласие на назначение и освобождение из должностей Президентом председателей Антимонопольного комитета и Фонда государственного имущества, назначения и освобождения из должностей Председателя и других членов Счетной палаты.

4. Парламентский контроль. Он предусматривает контроль за использованием Государственного бюджета, который осуществляет от имени Верховной Рады Счетная палата, а также контроль, за сдержкой конституционных прав и свобод человека и гражданина (Уполномоченный ВР Украины по правам человека) и тому подобное.

Законопроектну работу осуществляют парламентские комитеты. Верховной Радой 14-го созыва (нынешней) образованы 22 комитета, в частности по вопросам: экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций; бюджету; финансов и банковской деятельности; промышленной политики; социальной политики и труда; государственного строительства, местного самоуправления и деятельности советов, но др.

3. Кабинет министров Украины – исполнительная власть

Кабинет Министров Украины (КМ) является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Возглавляет КМ Украины Премьер-министр.

Кабинет Министров согласно Конституции Украины (ст.116):

  • обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществления внутренней и внешней политики государства, выполнения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;
  • принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
  • разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития;
  • обеспечивает ровные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности;
  • разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины
    и обеспечивает выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета, подает ВР Украины отчет о его выполнении;
  • осуществляет мероприятия по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы, с преступностью;
  • организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической
    деятельности, таможенного дела;
  • направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти, и тому подобное.

Основной формой реализации компетенции КМ Украины является его правовые акты — постановления и распоряжения, какие обязательные для выполнения на территории Украины. В форме постановлений правительства выдаются акты по вопросам, которые имеют наиболее важное общее значение. В форме распоряжений — акты, которые имеют индивидуальный характер или касаются вопросов внутриорганизационной и другой текущей работы правительства.

Очень важным является установление полномочий Кабинета
Министров в отношениях с возглавляемой им системой органов исполнительной власти. КМ Украины направляет и координирует деятельность министерств, государственных комитетов, местных и других органов исполнительной власти, которые являются подведомственными правительству и непосредственно подчиненные ему. Премьер-министр вносит Президенту представления относительно образования, реорганизации и ликвидации центральных органов исполнительной власти, назначения, на должность и освобождение из должностей их руководителей, взыскивает на этих руководителей и их заместителей дисциплинарные. КМ имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря в 1999 г. в Украине установлена такая схема организации и взаимодействия центральных органов исполнительной власти. В состав Кабинета Министров входят руководители министерств, в частности Министерства аграрной политики; Министерства внутренних дел; Министерства экологии и природных ресурсов; Министерства экономики; Министерства топлива и энергетики; Министерства иностранных дел; Министерства культуры и искусства; Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; Министерства обороны; Министерства образования и науки; Министерства здравоохранения; Министерства труда и социальной политики; Министерства транспорта; Министерства финансов; Министерства юстиции.

Статус государственных комитетов Украины имеют такие центральные органы исполнительной власти: Государственный комитет архивов; Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики; Государственный комитет по водному хозяйству; Государственный комитет по земельным ресурсам; Государственный комитет связи и информатизации; Государственный комитет по энергосбережению, Государственный комитет по делам религии; Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания; Государственный комитет лесного хозяйства; Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма; Государственный комитет промышленной политики; Государственный комитет по делам ветеранов; Государственный комитет по делам охраны государственной границы; Государственный комитет стандартизации, метрологии и сертификации; Государственный комитет статистики; Высшая аттестационная комиссия; Национальное космическое агентство; Пенсионный фонд; Главное контрольное ревизионное управление; Государственное казначейство.

Специальный статус имеют такие центральные органы исполнительной власти: Антимонопольный комитет; Государственная налоговая администрация; Государственная таможенная служба; Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства; Национальная комиссия регуляции электроэнергетики; Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку; Государственный департамент по вопросам выполнения наказаний; Фонд государственного имущества; Служба безопасности; Управление государственной охраны; Главное управление государственной службы.

Особенный статус имеют Национальный банк, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества Украины и Счетная палата. Деятельность последних является подконтрольной непосредственно Верховной Раде Украины.

Национальный банк Украины является центральным банком, эмиссионным центром. Он проводит единую государственную политику в отрасли денежного обращения, кредита, укрепления денежной единицы, организует межбанковские расчеты, координирует деятельность банковской системы, определяет курс денежной единицы относительно валют других стран. Ему принадлежит монопольное право на выпуск денег в обращение, а также выпуск национальных денежных знаков, по решению ВР Украины.

Антимонопольный комитет Украины призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей.

Фонд государственного имущества Украины является государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества, является арендодателем имущественных комплексов, которые находятся в государственной собственности.

Основными функциями министерств и других органов государственной исполнительной власти в Украине является:

  • участие в формировании и реализации государственной политики как в целом, так и за соответствующими направлениями;
  • прогнозирование развития экономики в производственной, научно-технической, минерально-сырьевой, топливно-энергетической, трудовой, демографической, социальной и других сферах;
  • участие в разработке проектов Государственного бюджета Украины и Государственной программы экономического и социального развития Украины;
  • формирование и реализация политики в сфере выполнения работ и поставок продукции для удовлетворения государственных потребностей;
  • разработка целевых перспективных программ развития соответствующей отрасли, прорабатывания комплекса мероприятий, направленных на осуществление экономической реформы;
  • внесение предложений об изменении условий налогообложения, получения льготных кредитов, определения особенностей приватизации, демонополизации предприятий, о совершенствовании механизма регуляции развития экономики, ее структурной перестройки, обеспечения сбалансированности, социальной защиты населения, экологической безопасности;
  • формирование и реализация инвестиционной политики;
  • разработка финансово-экономических и других нормативов и механизмов их внедрения, утверждения отраслевых стандартов;
  • обиход мероприятий, направленных на совершенствование внешнеэкономической деятельности, защиту интересов отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке и развитие внутреннего рынка;
  • выдача специальных разрешений (лицензий) на проведение отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • участие в подготовке международных договоров Украины, заключения международных договоров межведомственного характера;
  • осуществление в пределах полномочий, определенных законодательством, функций управления имуществом предприятий, которые принадлежат к сфере управления министерства;
  • составление макроэкономических и межотраслевых балансов и т.  д.

Центральные государственные органы создаются с целью реализации определенных направлений социально-экономической политики. Функции единственного экономического центра полагаются на Министерство экономики Украины. Основу его деятельности составляет методическое и организационное обеспечение реализации социально-экономической политики государства. Минэкономики непосредственно разрабатывает проекты государственных прогнозов и программ экономического и социального развития Украины; совместно с Минфином составляет проект Государственного бюджета; готовит проекты важнейших государственных целевых комплексных программ; осуществляет методическое и организационное руководство разработкой нормативов, балансов, коротко-, средне- и долгосрочных прогнозов и программ социально-экономического развития отраслей экономики и регионов, а также применением инструментов государственной регуляции.

В состав Министерства экономики входит Научно-исследовательский экономический институт, который проводит исследование из проблем экономического, социального, научно-технического, регионального развития. Минэкономики использует в практической деятельности также рекомендации научно-исследовательских экономических институтов Национальной академии наук Украины.

Министерство финансов Украины осуществляет финансово бюджетную и налоговую регуляцию. Это Министерство принимает непосредственное участие во всех стадиях бюджетного процесса (разработка проекта, организация выполнения, контроль, за выполнением, подготовка предложений относительно внесения изменений, отчет о выполнении Государственного бюджета).

Основными функциями Государственного комитета статистики Украины является сбор и обработка статистической информации, а также анализ состояния социально-экономического развития страны, что необходимо для обоснования продуманных управленческих решений.

Реализация государственной политики в сфере материального производства полагается на отраслевые центральные органы исполнительной власти — Министерство аграрной политики, Министерство топлива и энергетики, Министерство транспорта, Государственный комитет промышленной политики, Государственный комитет связи и информации, Государственный комитет лесного хозяйства и так далее

Реализация социальной политики — задания Министерства труду и социальной политики, Государственного комитета, по делам ветеранов, Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма; инвестиционной — Государственного комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике, Государственной комиссии, по ценным бумагам и фондовому рынку; гуманитарной — Министерства образования и науки, Министерства культуры и искусства, Государственного комитета, в делах религий; экологической — Министерства экологии и природных ресурсов и так далее.

4. Местное государственное самоуправление

В соответствии со статьей 118 Конституции Украины исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации (МДА). Сеть местных органов исполнительной власти определяется территориальным укладом страны, согласно которому система административно-территориального устройства Украины состоит из Автономной Республики Крым, областей (24), районов (около 490), городов, районов в городах, поселков и сел.

Неотъемлемой составной частью Украины является Автономная Республика Крым. Представительским органом АР Крым является Верховной Радой, правительством — Совет министров. Председатель Совета министров назначается и освобождается от должности Верховной Радой АР Крым по согласованию с Президентом Украины. Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией и законами Украины, нормативно правовыми актами Верховной Рады АР Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Правовой основой деятельности местных государственных администраций является Закон Украины «О местных государственных администрациях». Закон определяет, что администрации выполняют полномочия государственной власти и делегированы ей исполнительные функции соответствующих советов (областных и районных) через созданные управления, отделы и другие структурные подразделения. Следовательно, МДА действуют по принципу субординации, ответственности, перед Президентом, Кабинетом Министров, подотчетности и подконтрольности, органам исполнительной власти высшего уровня, а также районным и областным советам, в пределах действующего законодательства.

Специфика деятельности местных государственных администраций связана с тем, что их финансово-экономическую основу составляют земля, природные ресурсы, коммунальная собственность, доходы местного бюджета. В коммунальной собственности находятся жизненно важные объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилые дома, лифтовое хозяйство, тепло-, водо, - газо-, электроснабжение, канализация, благоустройство, и т.  д.), городского транспорта, путейского хозяйства, социально-культурной и бытовой сферы (дошкольные детские заведения, школы, библиотеки, больницы, станции скорой медицинской помощи, и тому подобное).

К основным функциям местных государственных администраций относительно регуляции экономических отношений и социально-экономического развития регионов принадлежат: разработка прогнозов и программ социально-экономического развития региона; бюджетная деятельность; обеспечение функционирования объектов коммунальной собственности; обеспечение рационального использования земли, природных ресурсов, охраны окружающей естественной среды; упорядочивание и стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса; социальная защита и решение проблем занятости населения и т.  д.

Система органов государственного регулирования экономическим развитием