Транспортный налог как региональный налог

red0;;;Содержание49.Транспортный налог как региональный налог.

Ведение……………………………………………………………………………………2

1.Общая характеристика транспортного налога…………………………………...3

1. 2. Налогоплательщики транспортного налога………………………………………4

.3. Объект налогообложения ………………………………………………………….5

1.4.Не являются объектами налогообложения………………………………………...6

2. Нормативно-правовая база………………………………………………………...7

2.2.Налоговые ставки по Краснодарскому Краю……………………………………..12

2.3Льготы………………………………………………………………………………...15

 2.4. Налоговый период, порядок и сроки уплаты налога …………………………...16

3. Проблемы налогообложения транспортных средств…………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………….....23

Список используемой литературы……………………………………………………...24

Введение

 Налоги  являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. В связи с этим взимание налогов является важным условием функционирования государства. Уплата законно установленных налогов является конституционной обязанностью каждого гражданина.

Происходящие  в России изменения в области  экономики, стремительное трансформирование  взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения  с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и  формирования эффективной налоговой  системы. Сказанное, однако, на современном этапе может быть принято только как направление формирования налоговой системы России, поскольку действующая система далека от идеальной.

 Порядок исчисления и уплаты транспортного  налога определяется главой 28 «Транспортный  налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» с 1 января 2003 года. 
 

1.Общая характеристика транспортного налога.

    Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог  был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог  взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа  было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме  бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость  продукции (работ, услуг).

Средства  от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для  финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

 В настоящее время правовому регулированию  транспортного налога посвящена  гл. 28 Налогового кодекса РФ, введенная  в действие ФЗ от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ

С введением в действие  указанной  главы из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации были  исключены:

    1) налог на пользователей автодорог; 

    2) налог с владельцев транспортных  средств; 

    3) акцизы с продажи легковых  автомобилей в личное пользование  граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);

    4) налог на водно-воздушные транспортные  средства, ранее уплачиваемый физическими  лицами в соответствии с Законом  РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на  имущество физических лиц" (ст. 3 Закона N 110-ФЗ).

В соответствии с гл. 28 Налогового кодекса  транспортный налог является региональным налогом.

Он  устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговым кодексом РФ установлены полномочия субъектов по регулированию транспортного  налога.  Вводя в действие налог на своей территории, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. 
 

   1.2. Налогоплательщики транспортного налога

    В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками  транспортного налога признаются организации  и физические лица, на имя которых  зарегистрированы транспортные средства.

    Транспортные  средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества  и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Таким образом, регистрация транспортного  средства влечет возникновение обязанности  по постановке на налоговый учет.

    Согласно  Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке  регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими  лицами, указанными в паспорте транспортного  средства, в справке-счете или  ином документе, удостоверяющем право  собственности на транспортные средства .

    Вместе  с тем установлено, что при  изменении места эксплуатации транспортного  средства осуществляется временная  регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной  регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту  эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.

    Таким образом, несмотря на изменение места  пребывания (эксплуатации) транспортного  средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный  вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог  уплачивает собственник облагаемого  имущества независимо от того, кто  и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.

    В случае если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении  обязанности уплаты налога. По моему  мнению, для решения данного вопроса  необходимо обратить внимание на определение  плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации  автомототранспортных средств не предусматривают  регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.

    Таким образом, проведенный анализ позволяет  сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых  зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько  плательщиков одного налога в отношении  одного и того же транспортного средства.

    Считаю, что такое правило в большей  степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает  возможные споры между участниками  долевой собственности по уплате транспортного налога. 
 
 

  1.3. Объект налогообложения 

    Объектом  налогообложения признаются транспортные средства. В главе 28 Налогового кодекса  РФ под транспортными средствами понимаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и  другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Исходя из данного  определения, транспортные средства можно  подразделить на:

    - наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;

    - водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства;

    - воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.

    Некоторые транспортные средства не подлежат налогообложению. К ним относятся:

    1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

    2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

    3) промысловые морские и речные суда;

    4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

    5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

    6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

    7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.  

1.4.Не являются объектами налогообложения

Объектами налогообложения не являются:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов .

2. Нормативно-правовая база

В рамках реформирования бюджетной и налоговой системы была проведена отмена налогов с оборота: с 1 января 2001 года был упразднён Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и отменены налоги на реализацию ГСМ и на приобретение автотранспортных средств. Налог на пользователей автомобильных дорог отменялся поэтапно: с 1 января 2001 года его ставка была снижена до 1%, а с 1 января 2003 года он был отменён окончательно.

Одновременно в целях совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства и частичной компенсации потерь доходов региональных бюджетов было решено преобразовать налог с владельцев транспортных средств в транспортный налог.

С 1 января 2003 года появился новый налог - транспортный. Он введен главой 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2002 года № 110 - ФЗ.

Транспортный налог является региональным налогом: право его установления и введения на территориях субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Он обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принят закон о введении этого налога.

При установлении регионального налога законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, предусмотренных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчётности по данному налогу. Иные элементы прописываются непосредственно в НК РФ. При введении регионального налога законодательные органы субъектов Российской Федерации могут также предусматривать льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта Федерации не в праве расширенно толковать нормы, закреплённые в главе 28 НК РФ в отношении иных элементов налогообложения.

В 2007 году внесены следующие изменения, касающиеся транспортного налога:

. Уточнен срок направления налогового уведомления физическому лицу - плательщику транспортного налога;

. Введены отчетные периоды и уплата авансовых платежей по транспортному налогу для организаций;

. В отношении судов, зарегистрированных в РМРС, транспортный налог не уплачивается.

Уточнено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом снято имевшееся ранее ограничение по сроку вручения налогового уведомления (налоговые органы должны были вручить налогоплательщику налоговое уведомление до 1 июня года налогового периода), следовательно, налоговые органы будут направлять уведомления исходя из тех сроков, которые установлены для уплаты транспортного налога в субъекте РФ.

Федеральным законом от 20.10.2007 N 131-ФЗ «о внесении изменений в главу 28 части второй НК» введены отчетные периоды и уплата авансовых платежей по транспортному налогу для организаций. Введены отчетные периоды по транспортному налогу для организаций - первый, второй и третий квартал, однако субъекты РФ при введении транспортного налога вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паролимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи, как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паролимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Непосредственно в НК РФ установлены авансовые платежи по транспортному налогу для налогоплательщиков - организаций, при этом при установлении транспортного налога субъекты РФ для отдельных категорий налогоплательщиков могут предусмотреть право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (ст. 362 НК РФ). Ранее напрямую возможность установления субъектами РФ авансовых платежей по транспортному налогу НК РФ предусмотрена не была, однако такие платежи вводились - соответствующие разъяснения о правомерности этого были даны в письме МНС РФ от 06.11.2002 N НА-6-21/1704. В нем указывалось, что главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты, а остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов РФ (в частности, возможно было предусмотреть уплату авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода).

В связи с внесенными изменениями Минфин РФ в своем письме «о транспортном налоге» от 13.02.2010 N 03-06-04-02/02 разъяснил: начиная с 2010 года при пропуске установленных ст. 363 НК РФ сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени. До внесения в НК РФ поправок, устанавливающих отчетные периоды по транспортному налогу и уплату авансовых платежей (то есть до 1 января 2010 года), правовых оснований начислять и взыскивать с налогоплательщиков пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу не было.

Изменениями предусмотрено, что налогоплательщики-организации должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию (по итогам налогового периода, до 1 февраля следующего года), а также налоговый расчет по авансовым платежам (по итогам отчетного периода, не позднее последнего числа следующего месяца) (ст. 363.1 НК РФ). Форма отчетности по транспортному налогу устанавливается не субъектами РФ, а Минфином РФ.

Федеральным законом от 20.12.2009 N 168-ФЗ « об установлении льготы для судов, зарегистрированных в РМРС» установлено, что в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, транспортный налог не уплачивается.

Установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу (пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ), следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

В соответствии с Федеральным законом N 310-ФЗ от 1.12.2007 г. не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Параолимпийских игр 2014 года в городе Сочи в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением Олимпийских зимних игр.

С 2011 г. приняты следующие изменения по транспортному налогу.

. Законами субъектов РФ установленную в Кодексе ставку транспортного налога можно увеличить или уменьшить не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

В Письме Минфина России от 03.12.2009 N 03-05-06-04/401 разъяснено, что поправки, внесенные в ст. 361 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ, не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению ставок транспортного налога. Действительно, внесенные поправки не изменили размеры ставок, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но, несомненно, многие регионы имеют возможность воспользоваться новым правом и увеличат ставки более чем в пять раз. В связи с этим возникает вопрос о дате вступления в силу новых размеров ставок, утвержденных региональными властями.

Размеры ставок транспортного налога установлены п. 1 ст. 361 НК РФ. Право на увеличение данных ставок предоставлено субъектам РФ Налоговым кодексом РФ (п. 2 ст. 362). Поскольку Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ вступил в силу с 1 января 2010 г., право на увеличение ставок транспортного налога в 10 раз у региональных властей появилось с этой даты. Законы субъектов РФ относятся к законодательству о налогах в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ. При этом согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Следовательно, законы субъектов РФ, изменяющие ставки транспортного налога более чем в пять раз, могут вступать в силу с 1 января 2011 г., если такие законы будут приняты и опубликованы в период с 1 января по 30 ноября 2010 г.

Кроме того, согласно ранее действовавшей редакции НК РФ допускалось установление дифференциации ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ). С 1 января 2010 г. такое основание для разграничения ставок, как срок полезного использования автомобиля, исключено. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса;

. Инспекция может направить физическому лицу уведомления об уплате транспортного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ, если расчет базы налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления. На основании внесенных в п. 3 ст. 363 НК РФ изменений инспекция может направить налогоплательщику уведомления об уплате транспортного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления. Также установлена обязанность данных физическое лиц по уплате налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомлений. Поэтому, если физическое лицо получит налоговое уведомление об уплате транспортного налога, который нужно было перечислить более трех лет назад, такое уведомление можно проигнорировать. Возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ);

. Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения госорганам, в которых предусмотрена военная служба, облагаются транспортным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ);

. Индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ);

. Утверждаемый законами субъектов РФ срок для уплаты авансовых платежей по налогу не может быть установлен ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

. Для физических лиц срок уплаты транспортного налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

С 2011 г. приняты следующие изменения по транспортному налогу.

. Базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств снижена в два раза (п. 1 ст. 361 НК РФ);

. Организации не должны подавать расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (п. п. 2, 3, 4 ст. 363.1 НК РФ);

. Срок уплаты транспортного налога физическими лицами не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Тем не менее, транспортный налог нуждается в реформировании, главным образом потому, что в настоящее время он не выполняет основной роли финансирования развития транспортной инфраструктуры. Именно эту роль выполняет транспортный налог в большинстве развитых стран.

Так, в России планируется установить предельные сроки эксплуатации грузовых автомобилей, автобусов, легкого коммерческого транспорта. Есть предложения транспортный налог заменить на экологический сбор, разработать систему специальных утилизационных сборов.

Эти планы по поддержке и стимулированию отечественного автопрома озвучены на заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности с большей долей определенности говорят об установлении возможных возрастных ограничений в 15 лет для автобусов и грузовиков и 20 - 25 лет для подержанного коммерческого транспорта. Что касается замены транспортного налога экологическим, то размеры ставок и механизм замены не комментируют. Отметил, что эти меры необходимо реализовать только в комплексе. И при условии, что правительство предложит юридическим лицам, владельцам автотранспорта, сертификаты в обмен на утилизацию экологически опасного отечественного легкового и коммерческого автотранспорта. Сертификаты на грузовой подержанный транспорт могли бы "стоить" от 100 до 250 тысяч рублей, стимулируя спрос на чистые автомобили отечественного производства. Возраст автомобиля при этом планируется поставить в зависимость от суммы сертификата. Размер финансового возмещения 15 - 20-летних автомобилей сделать наименьшим. Цель в данном случае - стимулировать владельцев не столько к прямому обмену, сколько к расчистке завалов старых автомобилей, которыми не пользуются. Замена транспортного налога экологическим простимулирует обновление автопарка. Кроме того, новый налог облегчит бремя для владельцев автомобилей оборудованных современными катализаторами.

Примером в решении этой проблемы может стать директива Евросоюза. По ней в дорожном транспортном секторе экономически эффективным инструментом представляется плата, рассчитанная на основе пройденного расстояния. Ее вносят все операторы независимо от страны производства или регистрации, и она пропорциональна интенсивности пользования дорогами. За рубежом экологические сборы постепенно вытесняют другие транспортные обязательные платежи. Но гораздо больше их взимается не с граждан, а с производителей автомобилей - за превышение норматива вредных выбросов на каждый грамм в расчете на пройденный километр они выплачивают по 5 евро с каждого транспортного средства. Зато выпускаемые в этих странах авто имеют самые экологичные показатели по выбросам вредных веществ в атмосферу. Если выброс не превышает 110 граммов на километр, то сбор не платят. В России сегодня распространенные модели отечественных легковых автомобилей выбрасывают более 200 грамм/км, грузовики - намного больше.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

2.2.Налоговые ставки по Краснодарскому Краю. 

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов  Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя  или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств  в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного  средства, одну регистровую тонну  транспортного средства или единицу  транспортного средства.

Наименование объекта налогообложения

Размер, руб.

ФЛ, ЮЛ

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

,000

ФЛ ЮЛ

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 35 л.с. (до 25,74 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 35 л.с. до 50 л.с. (свыше 25,74 кВт до 36,77 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 50 л.с. до 100 л.с. (свыше 36,77 кВт до 73,55 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

,000

ФЛ ЮЛ

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

,000

ФЛ ЮЛ

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

,000

ФЛ ЮЛ

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

,000

ФЛ ЮЛ

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

,000

ФЛ ЮЛ

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

100,000

ФЛ ЮЛ

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

,000

ФЛ ЮЛ

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

,000

ФЛ ЮЛ

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

,000

ФЛ ЮЛ

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

,000

ФЛ ЮЛ

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

,000

ФЛ ЮЛ

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

,000

ФЛ ЮЛ

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

,000

ФЛ ЮЛ

    Другие  водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 300 руб. 

2.3Льготы

Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1088-КЗ в часть 1 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения

. От уплаты транспортного налога освобождаются:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Герои труда Кубани;

ветераны Великой Отечественной войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, инвалиды I и II групп по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоциклам и мотороллерам в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность;

резиденты особой экономической зоны, созданной на территории Краснодарского края, по транспортным средствам, используемым для осуществления деятельности, предусмотренной в соглашении о ведении деятельности на территории особой экономической зоны, и не переданным во владение и (или) пользование иным лицам. Данная налоговая льгота действует в течение 5 лет со дня включения налогоплательщика в реестр резидентов особой экономической зоны в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Пенсионеры, достигшие возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), уплачивают транспортный налог по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоциклам и мотороллерам в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность двигателя, рассчитанный исходя из ставки, составляющей 50 процентов соответствующей ставки, указанной в статье 2 настоящего Закона. По остальным транспортным средствам, зарегистрированным за данным владельцем, являющимся пенсионером, применяются соответствующие ставки транспортного налога, установленные статьей 2 настоящего Закона.

. Налогоплательщики, имеющие право на льготу по уплате транспортного налога согласно настоящему Закону, самостоятельно представляют в налоговые органы необходимые документы, подтверждающие это право.

В случае возникновения у налогоплательщиков права на льготу по уплате транспортного налога в течение налогового периода они освобождаются от уплаты этого налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу.

При утрате в течение налогового периода права на льготу обложение транспортным налогом производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

При наличии у налогоплательщика права на получение льготы по уплате транспортного налога по нескольким основаниям, установленным настоящим Законом, льгота предоставляется по одному из них по выбору налогоплательщика.

  Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается  установление дифференцированных налоговых  ставок в отношении каждой категории  транспортных средств, а также с  учетом срока полезного использования  транспортных средств. 
 
 

   2.4. Налоговый период, порядок и сроки уплаты налога 

    Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют  сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется  в отношении каждого транспортного  средства как произведение соответствующей  налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей  статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

    В случае регистрации транспортного  средства и (или) снятия транспортного  средства с регистрации (снятия с  учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение  налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа  по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение  числа полных месяцев, в течение  которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев  в налоговом (отчетном) периоде. При  этом месяц регистрации транспортного  средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации  принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации  транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

    Органы, осуществляющие государственную регистрацию  транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с  регистрации в этих органах, а  также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или  снятия с регистрации.

    Органы, осуществляющие государственную регистрацию  транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря  истекшего календарного года до 1 февраля  текущего календарного года, а также  обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный  год. Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для  отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в  течение налогового периода.

      Уплата налога и авансовых  платежей по налогу производится  налогоплательщиками по месту  нахождения транспортных средств  в порядке и сроки, которые  установлены законами субъектов  Российской Федерации. 

    При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может  быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ.

    В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации  не предусмотрено иное. По истечении  налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ.

    Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту  нахождения транспортных средств налоговую  декларацию в срок, установленный  законами субъектов РФ, т.е. не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    В отличии от организации физически  лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, сами транспортный налог  не рассчитывают. За них это должен сделать налоговый орган по месту  регистрации транспортного средства. А затем налоговая инспекция  сообщает физическому лицу сумму  налога. Сделать это она должна не позднее 1 июня того года, за который  уплачивается налог(п. 3 ст.363 НК РФ). При  этом гражданину вручается налоговое  уведомление. В нем указывается  размер налога, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога. Налоговое  уведомление передается физическому  лицу лично под расписку или другим способом, которым факт и дата получения  прибыли будут подтверждены. А  если налогоплательщик уклоняется от получения такого уведомления, то налоговая  инспекция должна направить его  по почте заказным письмом. Это письмо считается полученным через шесть  дней с даты отправления. Излишне  внесенные суммы налога зачисляются  в счет очередных платежей или  возвращаются налогоплательщику в  соответствующем порядке, установленном  НК РФ.

    Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода  авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного  периода представляют в налоговый  орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым  платежам по налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом. Налоговые расчеты по авансовым  платежам по налогу представляются налогоплательщиками  в течение налогового периода  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. 

. Проблемы налогообложения транспортных средств

Применение главы 28 НК РФ, регулирующей уплату транспортного налога, не обходится без характерного многообразия точек зрения на вопросы: платить - не платить, кто должен платить и при наступлении каких условий должен платить. При этом приходится говорить даже не об оправданной разнице во взглядах налогового органа и налогоплательщика (что понятно), а о том, насколько по-разному разрешают налоговые споры судебные инстанции.

Владельцы автотранспортных средств нередко сталкиваются с проблемными ситуациями, возникающими при уплате транспортного налога, способ разрешения которых рассмотрим ниже.

Первый принципиальный момент - необходимость и достаточность факта регистрации транспортного средства за субъектом как условия уплаты транспортного налога. Императивная норма ст.357 НК РФ закрепляет, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых на основании законодательства РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в силу ст.358 НК РФ. В свою очередь, ст.358 НК РФ признает объектом налогообложения транспортного средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством. Итак, главный критерий объекта налогообложения транспортным налогом - регистрация транспортного средства. Значит ли это, что отсутствие регистрации влечет отсутствие объекта транспортного налога?

Отсутствие регистрации транспортного средства на практике означает, что незарегистрированный транспорт, как правило, невозможно эксплуатировать: незарегистрированный в органах ГИБДД автомобиль не является легитимным участником дорожного движения, самолет, не зарегистрированный в Государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними, не допускается к полетам.

Между тем необходимо сказать об одном из исключений, указанное правило подтверждающих. Например, многие региональные бюджеты недобирают средства, поскольку на предприятиях промышленности, на их производственных территориях, эксплуатируется транспорт без надлежащей государственной регистрации. В связи с этим предлагается, чтобы транспортный налог взимался как с зарегистрированных, так и с подлежащих регистрации транспортного средства. Однако, в Заключении на проект Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам пояснил, что если не связывать уплату транспортного налога с фактом регистрации, то и налоговый контроль проводить мы не сможем, поскольку он построен исключительно на сообщении соответствующими органами сведений о транспортного средства.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах налогоплательщик может попытаться доказать суду, что отсутствие регистрации (и, как следствие, невозможность эксплуатации) влечет отсутствие объекта налогообложения по транспортному налогу.

Автомобиль передан по доверенности, срок доверенности истек. В этом случае, налоговики рекомендуют продолжать платить транспортный налог и решить вопрос с лицом, фактически владеющим транспортом, о перерегистрации транспортного средства (снять с учета бывшему владельцу и зарегистрировать на лицо, которое фактически владеет транспортом).

В налоговом уведомлении исчислен налог исходя из показателей мощности двигателя, не соответствующих действительности. При данной ситуации необходимо направить в налоговый орган заявление с приложением копии технической документации по данному транспортному средству. При отсутствии в техническом паспорте документации данных мощности двигателя обратиться в ГИБДД с заявлением об определении мощности двигателя. При отсутствии данных у регистрирующего органа (отказ в подтверждении мощности) налогоплательщику необходимо провести экспертизу у независимого эксперта, представить заключение в налоговый орган для перерасчета налога.

Автомобиль не эксплуатируется по причине полного износа. Необходимо снять с учета в ГИБДД в связи с утилизацией, документы, подтверждающие этот факт, с письменным заявлением представить в налоговый орган.

Автомобиль в розыске в связи с угоном. Законодательно определен перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения. К ним, в частности, относятся транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако обязательным условием для исключения того или иного транспортного средства из числа объектов налогообложения является подтверждение факта угона (кражи). Этот документ выдается в милиции. Необходимо направить в налоговый орган заявление с приложением копии документа, подтверждающего факт угона (кражи).

Физическое лицо имеет льготу по уплате налога. В этом случае необходимо представить заявление в налоговый орган с указанием, в отношении какого транспортного средства гражданин будет пользоваться льготой, и представить копии документов, подтверждающих право на льготу.

Вопрос об уплате транспортного налога в отношении транспортного средства, перешедшего по наследству. Обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика - физического лица со дня получения налогового уведомления, а прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика, что следует из п.3 ст.44 НК РФ. Задолженность по имущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. При этом следует учитывать, что в случае, если физическим лицом - налогоплательщиком до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату транспортного налога, то при отсутствии его обязанности по уплате этого налога не возникает и соответствующая задолженность у наследника умершего физического лица.

Порядок уплаты транспортного налога довольно прост. Физические лица получают заказным письмом из своей налоговой инспекции уведомление об уплате транспортного налога. К уведомлению прилагается заполненная квитанция, с которой нужно обратиться в любой банк и уплатить указанную в квитанции сумму. Оплатить по данной квитанции нужно в течение 30 дней с момента получения уведомления. Но так как транспортный налог - региональный, то каждый субъект РФ может ввести свои особые распоряжения по уплате данного налога. Например, налоговики Москвы не справляются с распечаткой и рассылкой уведомлений об оплате транспортного налога. Так происходит из-за того, что в столице машин много, а самих налоговиков мало. Поэтому, некоторые владельцы транспортного средства в Москве не получали подобных уведомлений по два года. Из-за этого собираемость налога в столице едва достигает 50%.

Подобная ситуация грозит сложиться ещё в ряде регионов страны. Налоговики говорят, что владелец транспортного средства в такой ситуации должен сам явиться в налоговую и получить на руки квитанцию для оплаты данного налога. Но сегодня все люди очень заняты и добровольно в налоговую инспекцию почти никто не идёт. Назревает серьёзная проблема и власти хотят её решить тем или иным приемлемым образом. Например предлагается включить транспортный налог в стоимость бензина или сделать как было несколько лет назад, когда чтобы пройти государственный техосмотр требовалась квитанция об оплате транспортного налога. Второе боле реально, так как в первом случае получится, что налог будут платить и те, кто от него освобождён.

Хотя, например, в США транспортный налог включён именно в стоимость бензина и у них получается вполне разумно - чем больше у тебя двигатель, тем в итоге больше налога ты платишь) заливая в бак больше топлива). Но в России так вряд ли сделают, иначе стоимость бензина у нас сильно вырастет, а ведь он и так уже стоит здесь дороже, чем в США...

Больше всего нареканий у владельцев транспортных средств вызывает тот факт, что не ясно, на какие конкретно цели расходуются суммы налога, собранные с них. Ясно, что деньги получает бюджет региона, но так как закон не обязывает власти региона тратить эти средства на строительство и ремонт дорог, мостов и прочей транспортной инфраструктуры, то люди этим сильно недовольны. В то время, как новые дороги не строятся, а старые медленно, но уверенно, разрушаются, власти региона тратят деньги собранные с владельцев транспортных средств на дотацию библиотекам или на ремонт административных зданий местных муниципалитетов. А ведь в масштабах страны налог собирается огромный. Например, если допустить, что в России зарегистрировано 20 миллионов транспортных средств, а средняя сумма налога составляет 1000 рублей, то в год это составляет 20 миллиардов рублей. Вполне достаточно, чтобы первые 125 лет каждый год строить по одной автодороге из одного конца России в другой, а в последующие годы ремонтировать все эти 125 автодорог, поддерживая их в отличном состоянии. Но подобного не происходит. Так, например, до Воркуты до сих пор нет автодороги ни из одного города России...

Недовольны люди и размером транспортного налога. А так как у многих нет льгот по данному налогу, то люди идут на разного рода ухищрения. Самым легальным сегодня является постановка своего транспортного средства на учёт в том регионе, в котором действует самая низкая ставка транспортного налога. Самым нелегальным - уменьшение реального объёма двигателя, указанного в ПТС, для чего даётся взятка ответственному сотруднику ГАИ. Либо, транспортное средство вообще не ставится на государственный учёт. Либо на транспортное средство получаются транзитные номера, которые меняются каждые 21 день. Либо не меняются, если риск нарваться на штраф равен нулю.

1) Собираемость транспортного налога в России составляет около 50%, что связано с недополучением поступлений в бюджет в результате предоставления налоговых льгот, отсутствием достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога. Налоговым законодательством определен поря док принудительного взыскания налогов с физических лиц, но на практике он является трудно реализуемым.

)Действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на дорожную сеть страны. Так, например, в соответствии с федеральным законом № 110 для транспортных средств с мощностью двигателя до 200 л.с. установлены одинаковые налоговые ставки (510 руб. с каждой лошадиной силы) для легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Для транспортных средств с мощностью двигателя свыше 200 л.с. предусмотрены самые высокие налоговые ставки: для легковых автомобилей 1530 руб. с каждой лошадиной силы. В то же время как для автобусов и грузовых автомобилей ставки существенно ниже 20 руб. и 1317 руб. соответственно, что не соответствует реальной нагрузке транспортных средств на дорожную сеть и отличается от практики европейских стран, где эта разница нагрузки выражается в значительной дифференциации ставок транспортного налога между легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами.

В большинстве стран при установлении ставок транспортных налогов на большегрузный транспорт, в первую очередь, учитываются вес автомобиля и нагрузка на ось, так как эти факторы напрямую связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью.

Российская система налогов на авто транспорт и нефтепродукты, в отличие от аналогичных налогов в европейских странах, не обеспечивает поступлений, необходимых для финансирования дорожного хозяйства. Так, поступления от сбора налогов на автотранспорт и нефтепродукты в 2005 г. составили 34% от общей суммы расходов на дорожное хозяйство (Федеральные, территориальные и муниципальные дороги). Налоги, установленные российским законодательством для каждого класса автомобилей, не компенсируют расходов на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия автотранспортных средств на нее. В целом ряде случаев установленные объекты налогообложения и ставки налогов в отличие от международной практики приводят к нерациональному распределению налоговой нагрузки между налогоплательщиками, к уклонению от уплаты налогов.

)Действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на экологию.

) Увеличение ставок транспортного налога (особенно для автомобилей с мощностью двигателя более 200 л.с.), существенно превышающее значение ставок налогов на транспорт большинства европейский стран, приводит к понижению конкурентоспособности российского транспорта при осуществлении международных автоперевозок.

Напомним, что субъектам федерации дано право увеличивать или уменьшать установленные НК РФ ставки, но не более чем в пять раз. Законодатели периодически пользуются частью этого права и увеличивают ставки по тем категориям транспортных средств, где максимум еще не достигнут. Но повышение ставки транспортного налога, который у нас и так один из самых высоких в Европе, в первую очередь отражается на стоимости пассажирских и грузовых перевозок. Растут цены на проезд в общественном транспорте. Но это не столь критично, как повышение транспортной составляющей в себестоимости всех товаров и услуг. А на машинах у нас развозят и хлеб, и лекарства. Мало того, что у перевозчиков не останется средств на покупку новых машин, и они будут ездить на старых, небезопасных. Все гораздо хуже - легально заниматься автоперевозками при таких ставках за «лошадиную силу» станет экономически нецелесообразно.

Заключение

 Налоговая система является одним из самых  важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 Основной  чертой, характеризующей положения  норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную  систему налогообложения владельцев транспортных средств.  
 
 Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то терь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы.

. Налоговый  кодекс РФ.

. Закон РХ № 66 от 25.11.2002 «О транспортном налоге»

. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения // утв. приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств".

. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

. Кузнецов А. Транспортный налог // Экономика и жизнь. - № 11. - 2002 г.

. Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2002

. Савицкая Ю. Новая глава Налогового кодекса // Практическая бухгалтерия. - № 10. - 2002 г.

. Сафронов К. Новые налоги - новые сюрпризы // Налоги и платежи. - № 2. - 2003 г. 

9. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инскции безопасности дорожного движения // утв. приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств".

. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

. Кузнецов А. Транспортный налог // Экономика и жизнь. - № 11. - 2002 г.

. Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2002


 
 
 
 
 
 


 

27

Транспортный налог как региональный налог