Сочинение на тему Пушкин и С. Есенин — певцы русской природы


А. С. Пушкин и С. А. Есенин — певцы русской природы Конец XX века — это время жестоких испытаний для че­ловека и человечества. Мы пленники современной цивилиза­ции. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бе­тонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаем­ся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская клас­сическая поэзия. Она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему дому. Русскими поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Поэт, используя очень простые, доступные образы, созда­ет незабываемый эмоциональный настрой, который сохраня­ется на всю жизнь.

А вот еще один замечательный поэтичес­кий образ зимней ночи: Сквозь волнистые туманы Пробивается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. Возникает ощущение тихой грусти, одиночества. Ни огня, ни черной хаты... Глушь да снег... А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизне­утверждающее: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит... Эти строки полны радости и оптимизма. На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лири­ки — стихотворение "Осень».

Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, — и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и вы­разительная картина осеннего дня. Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей... По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэ­том в знаменитых строчках: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте.

Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема. И с каждой осенью я расцветаю вновь... Так, знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение — роман "Евгений Онегин», напи­сал маленькие трагедии, много других замечательных произ­ведений. Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоцио­нальный ключ, создающий определенный настрой, позво­ляющий лучше понять переживания человека, который оста­ется главным действующим лицом пушкинской лирики.

Так, в стихотворении "Бесы» картина вьюги — это слож­ная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках: Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне... Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смер­ти. ...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных... Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... Здравствуй, племя Младое, незнакомое!

Не я Увижу твой могучий поздний возраст... "Младое, незнакомое» племя, появление которого привет­ствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин. С. А. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Одна­ко его пейзажная лирика по сути своей отличается от пуш­кинской.

В ней намного сильнее влияние русского фолькло­ра и языческой мифологии. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Это напоминает народную песню-заклинание.

В творчест­ве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушев­ленности: Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и со­беседником. Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья.

Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к "стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России. О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Мне кажется, так о России до него не писал никто.

В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей "стране бе­резового ситца». Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и со­стоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог про­тивостоять ему. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного тече­ния жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Я думаю, что творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее. Чувство природы, ощущение единства с ней человека за­вещано нам гениальными русскими поэтами А. С. Пушки­ным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавли­ваемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного "зверья».

Эти чувства должны помочь нам со­хранить человечность, а значит, и человечество.