Структура расходов организации, анализ расходов по статьям и элементам затрат

Введение

Экономное использование имеющихся ресурсов - одно из условий рациональной деятельности хозяйствующего субъекта и наращивания прибыли. В этой связи представляет интерес вся совокупность расходов субъекта хозяйствования, иными словами все расходы, произведенные в интересах получения экономических выгод. Важнейшее значение среди них имеют расходы, связанные с производством и продажей продукции, товаров, работ и услуг, то есть расходы тех видов деятельности, ради которых создан хозяйствующий субъект.

Расходы являются одним из основных предметов интереса с точки зрения управленческого учета, поскольку как раз решения, принимаемые в целях их оптимизации, составляют основной доступный инструмент в целях повышения эффективности работы организации. Термин расходы означает уменьшение финансовых средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и так далее.

Собственнику организации и администрации, уполномоченной им для управления, необходима информация о произведенных в течение отчетного периода расходах в разрезе экономических элементов по всей совокупности предпринимательской деятельности, независимо от их назначения и содержания. Любые расходы организации должны либо включаться в стоимость активов, либо через аккумулирующие счета учета расходов по экономическим элементам списываться на финансовые результаты. Других источников возмещения расходов не существует. Только таким образом можно обеспечить формирование точных и достоверных показателей о стоимости активов и величине конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Следовательно, каждая организация должна располагать полной информацией о валовой сумме материальных расходов, расходов на оплату труда, других одноэлементных расходов и прочих расходов при планировании своей деятельности на следующий период.

Классификация расходов, формирующих себестоимость продукции, является важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли фирмы. При классификации расходов учитываются различные категории издержек.

Все вышеизложенное определяет актуальность выпускной квалификационной работы.

Целью дипломной работы является рассмотрение структуры расходов организации, анализ расходов по статьям и элементам затрат, а также оптимизация расходов организации на реализацию и резервы их экономии.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность расходов организации;
  • рассмотреть классификацию расходов по различным признакам;
  • провести анализ расходов по статьям и элементам затрат и факторы, влияющие на их изменение;
  • выявить пути оптимизации расходов организации и найти им соответствующее применение.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Общество с Ограниченной Ответственностью «Юниверсал», занимающееся предоставлением услуг в сфере кинобизнеса. На данном предприятии была собрана вся необходимая информация по оформлению финансовой документации, расчету финансовых показателей, разработке предложений по улучшению финансовой деятельности данной организации. Так же было произведено участие в проведении расчетов по снижению затрат организации и участие в разработке бюджета доходов и расходов на планируемый месяц.

Глава 1. Понятие и сущность расходов организации

Расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, то есть доходы организации уменьшатся.

Согласно ПБУ 10/99 расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Согласно НК РФ гл .25, расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщикам, а также некоторые виды убытков.

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

По действующей методологии бухгалтерского учёта не признаются расходами организации выбытие средств:

  • в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов основных средств, нематериальных активов и пр.);
  • в связи с финансовыми вложениями (вклады в уставные капиталы, приобретение ценных бумаг других организаций и пр.);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента и пр.;
  • в виде аванса, задатка оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг);
  • в погашение кредитов и займов, полученных организацией.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы.

Согласно ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным расходам. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения). Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Операционные затраты или операционные расходы — повседневные затраты компании для ведения бизнеса, производства продуктов и услуг.

Сумма операционных расходов и капитальных расходов составляют расходы компании, которые не включаются в прямую себестоимость продуктов или услуг, которые предлагает рынку данная компания. Например, покупка копировального аппарата относится к капитальным затратам, а покупка бумаги, тонера, электроэнергии, оплата ремонта и обслуживания этого устройства относятся к операционным расходам.

Операционные затраты (повседневные расходы компании на организацию продаж, администрирования, НИОКР и т. д.) противопоставляются прямым затратам — расходам компании на непосредственное создание товаров и услуг. Другими словами, прямые затраты — это сумма денег, которые компания тратит на превращение сырья или комплектующих в готовую продукцию.

В отчёте о прибылях и убытках операционные затраты указываются в привязке к периоду времени, в которые они были понесены — месяц, квартал или год.

Операционными расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • прочие операционные расходы.

Внереализационные расходы - необходимые и обоснованные расходы по осуществлению активной или пассивной экономической деятельности, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг). Такие расходы включают: расходы по аренде имущества; в виде процентов, начисленных по кредитам, полученным на цели, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и процентов, начисленных по эмитированным (размешенным) налогоплательщиком ценным бумагам и иным долговым обязательствам; в виде признанных сумм штрафов (причитающихся к уплате), пени или иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходов по возмещению причиненных убытков; в виде убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде; в виде отрицательных курсовых разниц по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте; на рекламу; в виде отрицательных разниц, образовавшихся при переоценке драгоценных металлов или драгоценных камней, производимой по решению Правительства РФ; в виде дополнительных затрат эмитента в связи с ростом стоимости выданных им обязательств, номинал которых установлен в натуральных единицах, подлежащих переоценке в соответствии с законодательством РФ; на формирование резервов по долгам либо сомнительной задолженности, а также по списанию безнадежных долгов; в связи с осуществлением экономической деятельности (прочие внереализационные расходы).

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией. 

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации. 

Суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов) определяются в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов. 

Прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок. 

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения - чрезвычайные расходы.

В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

Операционные и внереализационные расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда:

  • соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;
  • расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

  • расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
  • изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;
  • расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

  1. Классификация расходов организации по различным признакам

Классификация расходов предприятия по различным признакам позволяет проводить анализ и планирование затрат с целью эффективного управления ними и контроля их использования в изменяющихся условиях деятельности предприятия.
1. Для начисления налогов расходы подразделяются на прямые, двойного назначения, роялти, на оплату труда, на покрытие кредитных ставок, на социальные нужды.

Прямые расходы включают расходы на производство, технику безопасности, реализацию продукции, страховые резервы, налоги и сборы. К прямым расходам также относятся безнадежная задолженность и суммы превышения балансовой стоимости основных фондов над рыночной стоимостью.

Расходы двойного назначения включают стоимость спецодежды и спецобуви для работников, затраты на научно-техническое обеспечение, изобретательство и рационализацию производственных процессов, стоимость подписки на периодические издания, консалтинговых и аудиторских услуг. К расходам двойного назначения также относятся предпродажная подготовка и гарантийное обслуживание произведенных товаров (гарантийный ремонт, организация презентаций и др.), затраты на природоохранные мероприятия, на страхование рисков, приобретение лицензий, затраты на командировки.

Роялти - это компенсации за использование интеллектуальной собственности, авторских прав, патента, лицензии, секретной формулы, программных средств, ноу-хау, знака на товары и услуги, права на изобретение, инновационных информативных средств и др.

Затраты на оплату труда включают основную и дополнительную зарплату работников, премии, поощрения, авторские вознаграждения, выплаты по договоренности сторон, взносы на страхование жизни или здоровья работников, на социальное страхование, пенсионное страхование и другие виды обязательного страхования работников, добровольные взносы предприятия на пенсионный счет работника.

Расходы на социальные нужды включают содержание детских садов, учебных учреждений профессионально-технического образования, музыкальных и художественных школ, медицинских пунктов, спортивных сооружений, лагерей для отдыха и оздоровления детей, жилищного фонда и инфраструктуры.
2. По сроку окупаемости затраты делятся на текущие и долговременные.

Текущие затраты включают стоимость материальных, трудовых, сырьевых, топливных и энергоресурсов, транспортных, складских и других расходов, связанных с реализацией готовой продукции.

Долговременные затраты – это инвестиции в программу, включающую достижение стратегических целей предприятия (строительство или приобретение недвижимости, оборудования, пакета акций и т. п.)
3. По динамике изменения в объеме производства затраты делятся на переменные, постоянные и смешанные.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменениям в деятельности предприятия. Например, при расширении производства, как правило, увеличиваются затраты на сырьевые, топливные и энергоресурсы. 

Постоянные затраты остаются неизменными при изменении деятельности предприятия. Например, если при расширении производства остались неизменными расходы на аренду помещений или страхование, они относятся к постоянным затратам.

Смешанные затраты изменяются при изменении деятельности предприятия, но пропорциональность этих изменений не соблюдается. 
Классификация затрат по динамике изменения важна при анализе темпов прироста прибыли.
4. По целесообразности затрат они делятся на полезные и бесполезные.

Полезные затраты способствуют эффективным результатам производственной деятельности предприятия.

Бесполезные затраты включают оплату труда работников, выполняющих общественные обязанности, оплату кредитных ставок за заемные средства, которые не расходовались в отчетный период, затраты на производство забракованной продукции и т. п.

5. По отнесению на результаты деятельности предприятия затраты делятся на прямые и непрямые.

Прямые затраты в полном объеме относятся к результату определенного вида деятельности предприятия.

Непрямые затраты не могут в полном объеме относиться к определенному результату деятельности (например оплата труда менеджмента компании).
6. По экономическому содержанию затраты делятся на материальные, на оплату труда, амортизационные отчисления, на социальное страхование, прочие затраты.

К материальным затратам относится стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, производственных услуг сторонних организаций, тары и упаковки.

К расходам на оплату труда относятся все виды выплат основной зарплаты и доплат постоянным и внештатным работникам.
Амортизационные отчисления начисляются на полное воспроизводство основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений зависит от их балансовой стоимости и начисляется в соответствии с установленными в законодательном порядке нормами амортизации.

К отчислениям на социальное страхование относятся обязательные отчисления в Пенсионный фонд, в фонд социального страхования и другие внебюджетные фонды с целью осуществления социальных программ. 

К прочим затратам относятся расходы на научно-исследовательские разработки, платежи за выбросы загрязняющих веществ, обязательное страхование транспортных средств, средств производства, грузов, рисков, материальных запасов, ответственности за причинение вреда работникам.
Квалификация расходов по различным параметрам является инструментом анализа безубыточности и рентабельности работы предприятия.

1.3 Методы оптимизации расходов организации

Для любого бизнеса основная цель - увеличение прибыли, повышение рыночной стоимости предприятия в интересах их владельцев. 

Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос - основной вопрос выработки стратегии предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов. Финансисты компании должны постоянно изыскивать пути оптимизации расходов производства без уменьшения качества товаров и услуг. Сегодня компаниям необходим как низкий уровень расходов, так и дифференцирование, нацеленное на повышение качества. Невысокие расходы помогают организациям создать отличительное преимущество либо путем снижения цены для потребителей, либо с помощью инвестиций в товары, услуги, персонал или в улучшение имиджа.

На первом этапе оптимизации расходов проводится анализ структуры издержек производства конкретного товара (услуг) или затрат подразделения организации. Большинство систем калькуляции и исчисления расходов неэффективны в отношении их распределения между конкретными подразделениями предприятия, товарами или потребителями. Общепринятые правила бухгалтерского учета зачастую дают неверное представление об истинной прибыльности различных подразделений, поэтому многие организации перешли к учету расходов по видам деятельности, что позволяет получить реальную картину состояния дел.
Величина расходов предприятия, в сравнении с конкурентами, определяется следующими финансовыми факторами. 

Экономия от масштаба. По мере роста производства организации имеют возможности достичь более низкого уровня расходов и распределять фиксированные издержки на большее количество продукции. 

Опыт. По мере того как компания приобретает новые знания, которые позволяют ей повысить эффективность работы, расходы производства снижаются. 

Эффективное использование мощностей. Организация, использующая производственные мощности в полную силу, имеет меньшие расходы. 

Связи. Уровень расходов одного вида иногда определяется значением других.  Высокие расходы в одной области не обязательно означают низкую эффективность. 

Взаимоотношения. Когда расходы распределяются между несколькими товарами или подразделениями их сумма может быть уменьшена. 

Интеграция. Вертикальная интеграция, когда предприятие берет на себя выполнение функции, обычно осуществляемой сторонними подрядчиками возможно, приведет к снижению расходов. 

Своевременность. Если компания выходит на рынок первой, она обычно получает преимущество по расходам. Обычно на первом этапе создание имиджа марки не требует особых расходов, а раннее освоение рынка впоследствии обеспечивает низкие расходы. 

Местоположение. Территориальная разобщенность функциональных подразделений отрицательно сказывается на трудовых, административных расходах, а также расходах, связанных с закупкой материалов. 

Внешние факторы. Ставки налогообложения, нормативы, предусмотренные профсоюзными организациями, федеральное и региональное регулирование воздействуют на относительное преимущество предприятия по расходам.

Стратегия маркетинга. Факторы, направленные на повышение полезности товаров, также оказывают влияние на расходы. Наделяя товар различными особенностями и предоставляя дополнительные услуги, организация несет крупные расходы, которые она возмещает, реализуя его по высоким ценам или в большем количестве.

В реализации современных методов управления расходами российская практика рыночного периода существенно отстала от западной. Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о себестоимости производства единицы продукции.
Существуют различные методы оптимизации расходов на производство и калькулирования себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (оказываемых услуг), ее составом, способом обработки.
Их можно сгруппировать по трем признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых расходов и по оперативности учета и контроля за расходами.

По объектам учета расходов выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых расходов возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля расходов различают метод учета фактической (исторической) себестоимости и учет нормативных расходов. Метод оптимизации расходов и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и тому подобное, другими словами, от индивидуальных особенностей предприятия.

Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной и другое) и энергетике. Эти отрасли характеризуются массовым типом производства, непродолжительным производственным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, единой единицей измерения и калькулирования, полным отсутствием либо незначительными размерами незавершенного производства. В итоге выпускаемая продукция является одновременно объектом оптимизации затрат и объектом калькулирования.

Для расчета себестоимости продукции может использоваться одно-, двух- и многоступенчатая простая калькуляция. Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат, отнесенных на конкретное подразделение за определенный промежуток времени, на количество единиц продукции, произведенных за этот же период времени.

Попередельный учет затрат и калькулирование используется в отраслях с серийным и поточным производством, когда одинаковые продукты проходят в определенной последовательности через все этапы производства (переделы). Объектом калькулирования является продукт каждого законченного передела, а объектом учета затрат - передел, то есть часть технологического процесса, заканчивающегося получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону.

Сущность этого метода заключается в том, что прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукты разных видов.

Особенностями попередельного метода учета являются: обобщение расходов по переделам безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела; списание расходов за календарный период; сведение аналитического учета к синтетическому счету «Основное производство» для каждого передела; простота и экономичность учета расходов (нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределения косвенных расходов между отдельными заказами).

Позаказный метод оптимизации расходов и калькулирования используется при производстве уникального или выполненного по заказу продукта. Применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства, а также на мелкосерийных предприятиях, в строительстве и сфере услуг.

Сущность метода в том, что все прямые расходы учитываются в установленных статьях калькуляции по отдельным заказам. Все остальные расходы учитываются по местам возникновения и включаются в себестоимость заказов в соответствии с установленной базой распределения.

Объектом учета расходов и калькулирования является отдельный заказ. Позаказному методу учета присущи следующие особенности: обобщение расходов по заказам; списание их за время изготовления заказа; ведение карточек учета заказов, а также необходимость распределения косвенных расходов между отдельными заказами. Попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования себестоимости можно использовать и при учете полных, и при учете переменных расходов, а также при нормативном методе учета расходов. В зависимости от полноты включения расходов различают методы учета полных и переменных (прямых) расходов.

Особенностью учета полных расходов является то, что прямые расходы непосредственно относятся на единицу или другой измеритель продукции в соответствии с разработанными и используемыми нормами. При этом косвенные расходы относятся на единицу продукции пропорционально какой-либо базе с помощью коэффициентов накладных расходов.

Как правило, учет расходов при калькулировании продукции осуществляется в несколько этапов: аккумулирование всех расходов по местам их возникновения и распределение косвенных расходов между подразделениями; перераспределение расходов подразделений, не выпускающих конечный продукт, в подразделения, которые выпускают конечный продукт, пропорционально какой-либо базе; перераспределение накладных расходов подразделений, которые выпускают конечный продукт (собственных и перераспределенных), на выпускаемую продукцию пропорционально какой-либо базе.
Прибыль организации рассчитывается как разница между выручкой без косвенных налогов и полной себестоимостью произведенного и реализованного продукта.
Другим вариантом учета расходов на производство и калькулирования продукции является расчет неполной себестоимости. В себестоимость могут быть внесены только либо прямые расходы, либо переменные, либо производственные. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость различных видов расходов, общим является то, что часть текущих расходов не учитывается и не калькулируется, а покрывается за счет маржинальной прибыли, которая до достижения точки безубыточности включает в себя постоянные затраты, а после достижения - прибыль до налогообложения (операционную прибыль). Именно подобный учет расходов лежит в основе системы «директ-костинг». Сущность этой системы в том, что переменные расходы обобщаются по видам готовых продуктов, постоянные же расходы собираются на отдельном счете и списываются на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.

Типичной ситуацией, требующей выделения постоянных и переменных расходов является ограниченность рынка при сильной конкуренции, когда необходимо постоянно отслеживать расходы и планировать необходимые для получения прибыли объемы продаж, то есть рассчитывать точку безубыточности. Проблема заключается в том, что даже для двух схожих предприятий одинаковые статьи расходов могут быть разнесены по-разному. Это происходит по ряду причин: в частности, существуют условно-постоянные расходы, которые могут зависеть от объемов производства, но растут ступенчато и условно-переменные - зависящие от объема производства, но имеющие постоянную часть, - соответственно, требуется индивидуальный подход.  

Однако и после тщательного анализа необходимо отслеживать количественные показатели отдельных статей, - они со временем могут меняться, - соответственно, будет меняться и значение точки безубыточности.

При традиционном расчете точки безубыточности приходится делать некоторые допущения: не произойдет изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки остаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются равномерно.
К манипуляциям с точкой безубыточности приступают лишь после того, как пройден этап учета и оптимизации затрат. Но возможен и обратный вариант - изменить положение точки безубыточности на более приемлемое для предприятия, не увеличивая объемы производства, а только оптимизировав расходы.

Самостоятельный интерес представляет анализ соотношения постоянных и переменных расходов в составе себестоимости продукта (системы учета ограниченной себестоимости - «директ-костинг»). С одной стороны, существует признанная граница надежности для возможной реализации гибкой ценовой политики в условиях конкуренции в 60 % порогового уровня переменных расходов. С другой стороны, больший удельный вес постоянных расходов снижает управляемость затратами по продукту в целом. Тенденция роста удельного веса постоянных расходов в российских условиях вызвана снижением объемов производства и, соответственно, загрузки производственных мощностей. Если запас прочности отсутствует или невелик, то, скорее всего, приходится говорить о диспропорциях производимых объемов и инфраструктуры предприятия.

Применяя систему учета ограниченной себестоимости, можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объемом производства, расходами (себестоимостью) и выручкой (прибылью, маржинальным доходом).

Она заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по изделиям. Она позволяет лучше учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.

За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основании информации, получаемой в ней, можно принимать оперативные управленческие решения. В первую очередь, это касается возможности проводить эффективную политику цен. После того как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться минимизировать их.

Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством продукции, финансистам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния рыночных факторов. Поэтому существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара; он равен полной себестоимости изделий. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) расходы; он равен себестоимости в части только прямых (переменных или производственных) затрат.

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции при наличии узких мест, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных, производить комплектующие самим или закупать на стороне, определение оптимального размера партии или серии деталей (продуктов), выбор и замена оборудования и др.

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных расходов по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические расходы определяются сложением расходов по нормам и отклонениям от них. На предприятии, выбравшем эту систему учет организуется таким образом, чтобы все текущие расходы подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Отклонение представляет собой разницу между нормативными и фактическими расходами. Прообразом отечественной системы нормативного учета является система «стандарт-кост», которая представляет собой систему определения себестоимости, основанную на оценках расходов, которые должны быть понесены в соответствии с нормами, а не на расходах, понесенных фактически. Одним из последствий применения «стандарт-кост» является возникновение отклонений производственных расходов, относящихся к прямым материальным расходам, прямым трудовым расходам и общехозяйственным расходам. Отклонение по прямым материальным расходам может быть разложено на составляющие по использованию и по цене. Отклонение по трудозатратам - на составляющие по производительности и по ставке оплаты. Отклонение по общехозяйственным расходам - на составляющие по объемам производства и по фактическим расходам. Целью разложения отклонений на составляющие является повышение уровня анализа фактических результатов, осуществляемого руководителями разного ранга. Ответственность за конкретную составляющую какого-либо вида расходов возлагается на определенный центр ответственности.  При выявлении отклонений от стандартов выясняется и устраняется причина этого. В случае необходимости стандарты пересматриваются. Основой внедрения системы является нормативная база, которая на большинстве машиностроительных предприятий почти разрушена или, по меньшей мере, стала формальной и слабо связанной с реальной деятельностью. 

Разработка стандартов должна осуществляться службами организации, ответственными за соответствующие статьи расходов. Обычно технологическая служба определяет стандарты по использованию материалов, служба снабжения определяет стандарты цен на материалы, производственный отдел устанавливает стандарты выработки по операциям, а служба персонала - часовые ставки оплаты труда по профессиям. В производственной бухгалтерии осуществляется сводка этих стандартов и устанавливаются стандарты накладных расходов. Для установления стандартов накладных расходов, исходя из стандартов выпуска продукции, все затраты по статьям подразделяются на постоянные и переменные и составляется скользящая смета.

Характерной особенностью смет, где разрабатываются стандарты, является применение принципа скользящих (гибких) смет. Сущность этого принципа заключается в том, что устанавливается так называемый нормальный объем производства. Уровень его зависит от политики компании и окружающих условий: он может соответствовать 100 % мощности, он может быть установлен по объему имеющихся заказов или прогноза предполагаемых продаж. После определения нормального объема производства делается расчет расходов на него по каждой статье накладных расходов. Затем исчисляются расходы для ряда уровней производства ниже и выше нормального объема производства.

Скользящая смета используется в нескольких направлениях. Прежде всего, она позволяет убедиться в правильности составления сметы. В последующем она применяется в ряде управленческих решений, связанных с изменениями объемов производства. Скользящая смета используется и в контрольных целях для периодической оценки работы руководителей цехов и участков: сравнение фактических расходов со сметой в зависимости от достигнутого объема производства позволяет установить экономию или перерасход.

Систему «стандарт-кост» можно рассматривать во взаимосвязи с планированием себестоимости. При планировании себестоимости фактические показатели прошлого года могут избавляться в процессе анализа от различного рода потерь. Чтобы смета отвечала конкретным условиям планируемого периода, при планировании сметы расходов на будущий период рекомендуется учитывать различные изменения условий: изменение в составе оборудования, изменения номенклатуры изделий, методов производства и используемых материалов, изменения в организации, персонале, бюджете рабочего времени и производительности, изменения цен, изменения в политике управления, изменения длительности производственного цикла, случайные колебания.

Если ожидаемые фактические стандарты разрабатываются для использования в системе «стандарт-кост», те же стандарты должны быть использованы для планирования себестоимости в годовом плане прибыли и для целей контроля расходов. Тогда очевидно, что ожидаемые фактические стандарты и плановая себестоимость являются идентичными, отклонения от плана и от стандартов должны быть идентичными.

С другой стороны, если в системе «стандарт-кост» используются стандарты, отличающиеся от ожидаемых фактических, возникает разница между стандартной и плановой себестоимостью. Как правило, стандарты, отличающиеся от ожидаемых фактических, будут «жестче» чем в плане. Но даже в этом случае калькулирование стандартной себестоимости может быть все-таки использовано для планирования (хотя смета в этом случае должна включать суммы планируемых отклонений между ожидаемой фактической и стандартной себестоимостью). Таким образом, система планирования себестоимости и система «стандарт-кост» дополняют друг друга, при использовании текущих стандартов они по существу сливаются в одну систему, т.е. происходит процесс интеграции. Главным отличием функционального метода учета расходов от традиционных способов распределения расходов, является использование нескольких баз распределения накладных расходов на отдельную товарную группу в зависимости от причин, определяющих возникновение расходов в процессе движения товаров данной товарной группы по фирме. Благодаря этому приему возрастает точность учета.

Функциональный метод учета расходов использует двухэтапный распределительный процесс. На первом этапе накладные расходы детально систематизируются, затем группируются, причем не по экономическому содержанию и местам возникновения, как в традиционном учете, а по отдельным хозяйственным операциям.

Расходы могут быть либо непосредственно отнесены к конкретной операции, либо распределены между операциями в зависимости от выбранной распределительной базы.

На втором этапе расходы распределяются между изделиями, в зависимости от количества произведенных над товарами хозяйственных операций, пропорционально определенным базам. Поиск баз распределения, которые бы наиболее обоснованно относили накладные расходы к конкретным изделиям, является наиболее трудоемким этапом внедрения функционального метода учета расходов. Под хозяйственной операцией понимается событие или сделка, следствием которой является появление расходов в организации, например, разработка планов закупки и реализации продукции; прием поступающих от производителя товаров; контроль качества и количества товаров; отпуск товаров со склада для реализации; перемещение товарных запасов внутри фирмы и так далее. Количество видов хозяйственных операций зависит от сложности функционирования организации. Однако не на все виды продукции в равной степени относятся расходы на выполнение тех или иных хозяйственных операций. 

Применение функционального метода учета расходов решает проблемы искажения себестоимости путем объединения расходов в статьи в соответствии с видом хозяйственной операции, которая может быть определена как первичный носитель расходов, и дальнейшего распределения накладных расходов между видами продукции в зависимости от количества отдельных хозяйственных операций, необходимых для их реализации.

Там, где это приемлемо, компании предпочитают непосредственно переносить расходы на центры деятельности, чтобы избежать какого бы то ни было искажения себестоимости продукции в результате неправильного распределения расходов.
Второй этап в процессе расчета себестоимости - перенесение расходов из центров деятельности на себестоимость товаров. Он осуществляется путем отбора и использования вторичных распределительных баз.

При выборе баз необходимо учитывать два фактора: доступность данных, касающихся базы распределения; точность, с которой распределительная база измеряет уровень реального участия товара в расходах.

Подробную информацию, характеризующую отдельную базу распределения, довольно трудно собрать.

Поэтому первоначально лучше выбирать такую базу распределения, информация о которой уже имеется.

Также следует принимать во внимание взаимозаменяемость некоторых баз распределения. При таком подходе расходы на получение информации о распределительных базах сводятся к минимуму.
Высокотехнологичные компании имеют отточенные системы сбора информации, относящейся к распределительным базам. Это становится осуществимым, благодаря внедрению сетевых компьютерных систем, которые в соответствии с установленными алгоритмами собирают большой объем данных о каждом шаге процесса движения товара в фирме.

Выбирая распределительную базу для каждого центра деятельности, финансисты должны быть уверены в точности определения «степени потребления» деятельности тем или иным видом продукции. Если корреляция между распределительной базой и затратами на продукт отсутствует, то расчеты приведут к ошибочному результату.

Рационализация распределения накладных расходов по товарам требует большой подготовительной работы и финансовых вложений, в том числе и в приобретение компьютерной техники, и установку сетей. Но все-таки руководители должны задуматься над постановкой учета на службу управления уже сейчас.

Основной целью внедрения функционального учета расходов является управление расходами через управление хозяйственными процессами. Расходы возникают при осуществлении каких-либо функций, и повышение эффективности выполнения различных функций ведет к оптимизации структуры расходов на предприятии.

Комбинация функционального метода распределения расходов, «директ-костинга» и расчета сумм покрытия дает компаниям возможность действительно получить полную и реальную картину расходов для планирования и принятия стратегических решений и их реализации.

Анализ существующих указывает нам в очередной раз определенные проблемы в их использовании на современных российских предприятиях, отдельные методы не решают проблему эффективного управления предприятием в условиях рыночной экономики, необходим системный подход к управлению расходами.

Сделать это предприятие самостоятельно не в силах. Аудиторская компания способна разрешить большинство подобных задач за месяцы.

  1. Анализ состава и структуры расходов ООО «Юниверсал»

Оценка расходов организации основывается на исследовании данных о структуре и динамике расходов, общая информация о которых приведена в таблице 2.2.

Совокупные расходы в целом по предприятию возрастают, поскольку имеет место увеличение расходов по всем направлениям расходования средств.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.

Себестоимость реализации ООО «Юниверсал» за 2012-2013 года имела тенденцию к увеличению во всех кварталах без исключения. В первом квартале 2012г. она составила 4455 тыс. руб, во втором квартале увеличилась на 1114 тыс. руб. и составила 5569 тыс. руб., в третьем квартале 2012г. была равна 6961 тыс. руб., в четвертом квартале увеличение по себестоимости составило 1741 тыс. руб.

В 2013г. себестоимость реализации заметно повышается и на начало года составляет 34806 тыс. руб. В сравнении с первым кварталом себестоимость реализации во втором квартале 2013г. увеличилась на 29853 тыс. руб. В третьем квартале себестоимость составляла 92942 тыс. руб. и к концу анализируемого периода была максимально увеличена на 32442 тыс. руб. и составила 125384 тыс. руб.

Коммерческие расходы — это затраты, связанные с отгрузкой и реализацией товаров, и включающие стоимость тары, приобретаемой на стороне, при затаривании на складах, оплату упаковки изделий сторонними организациями, расходы на доставку продукции до места, обозначенного в договоре, погрузку в транспортные средства, оплату транспортно-экспедиционных организаций, комиссионные сборы и отчисления, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту.

Коммерческие расходы ООО «Юниверсал» за 2012г. имели тенденцию к увеличению во всех кварталах без исключения. В первом квартале 2012г. они составили 37195 тыс. руб, во втором квартале увеличились на 37698 тыс. руб. и составили 74893 тыс. руб., в третьем квартале 2012г. были равны 106824 тыс. руб., в четвертом квартале увеличение по коммерческим расходам составило 32286 тыс. руб. Это отрицательная тенденция. Необходимо найти пути решения по сокращению данного вида расходов.

Управленческие расходы – это необходимые для управления организацией средства, которые составляют часть текущих расходов предприятия и влияют на формирование себестоимости продукции.

Управленческие расходы включают зарплату и премии управленческого персонала, расходы на командировки, почтовые, конторские нужды, транспорт, содержание зданий административного назначения, затраты на амортизацию, содержание офиса (аренда, коммунальные услуги, связь), услуги сторонних организаций (страховые, юридические, аудиторские) и др.

Управленческие расходы ООО «Юниверсал» за 2012-2013 года имели тенденцию как к возрастанию, так и к убыванию во всех кварталах. В первом квартале 2012г. они составили 1979 тыс. руб, во втором квартале увеличились на 1970 тыс. руб. и составили 3949 тыс. руб., в третьем квартале 2012г. были равны 5949 тыс. руб., в четвертом квартале увеличение по себестоимости составило 2751 тыс. руб.

В 2013г. управленческие расходы заметно понижаются и на начало года составляет 5428 тыс. руб. В сравнении с первым кварталом управленческие расходы во втором квартале 2013г. увеличилась на 5204 тыс. руб. В третьем квартале управленческие расходы составляли 15659 тыс. руб. и к концу анализируемого периода были увеличены на 5568 тыс. руб. и составили 21227 тыс. руб. Это отрицательная тенденция. Необходимо найти пути решения по сокращению данного вида расходов.

Прочие расходы – это расходы побочного и случайного характера, которые не связаны с обычными видами деятельности организации, предусмотренными ее уставом.

Прочие расходы ООО «Юниверсал» за исследуемый период имели тенденцию как к возрастанию, так и к убыванию во всех кварталах. В первом квартале 2012г. они составили 655 тыс. руб, во втором квартале увеличились на 888 тыс. руб. и составили 1543 тыс. руб., в третьем квартале 2012г. были равны 2300 тыс. руб., в четвертом квартале увеличение по себестоимости составило 2946 тыс. руб.

В 2013г. прочие расходы заметно понижаются и на начало года составляет 791 тыс. руб. В сравнении с первым кварталом прочие расходы во втором квартале 2013г. увеличилась на 1003 тыс. руб. В третьем квартале прочие расходы составляли 2799 тыс. руб. и к концу анализируемого периода были увеличены на 745 тыс. руб. и составили 3544 тыс. руб. Это нестабильная тенденция. Необходимо найти пути решения по выработке стабильности данного вида расходов.

Для того, чтобы проанализировать структуру расходов на предприятии и отследить ее динамику, необходимо воспользоваться результатами расчетов на основе таблицы 2.3.

Как видно из расчетов, структура совокупных расходов типична для производственного предприятия реального сектора экономики – в расходах предприятия за период 2012-2013гг. максимальный удельный вес занимает себестоимость произведенной продукции.

Удельный вес себестоимости реализации ООО «Юниверсал» на начало отчетного периода составил 10,81%, в момент со второго квартала 2012г. по четвертый наблюдается резкое снижение до 5,35. Но уже в начале 2013 года вновь пошел на увеличение и поддерживался в интервале от 82,92 % до 82,64 %. Это отрицательная тенденция, негативно влияющая на финансовое состояние предприятия.

Удельный вес коммерческих расходов в момент с первого квартала 2012 года до второго шел на спад. На момент 31.03.2012г. удельный вес составил 90,28%, тогда как на момент второго квартала был 85,13%. В третьем квартале 2012 года немного заметно незначительное повышение на 0,64%. И в четвертом квартале удельный вес составил 85,65%. Это отрицательная тенденция. Необходимо найти пути решения по оптимизации данного вида расходов.

Можно предположить, что рост коммерческих расходов связан с необходимостью увеличивать финансирование маркетинговой деятельности в связи с отмеченным ранее усилением конкуренции на рынке, однако более точный вывод можно будет сделать только по результатам анализа данных расходов по включаемым в их состав элементам.

Доля управленческих расходов не так велика, не превышает 14 %, стабильность доли управленческих расходов типична для бизнеса, находящегося на фазе зрелости. В первом квартале 2012 года удельный вес управленческих расходов составил 4,8%, во втором немного понизился на 0,32%. В третьем квартале вновь увеличился до 4,77%. Заметное повышение удельного веса наблюдается с 2013 года. Удельный вес на момент 31.03.2013г. составил 12,93% и продолжил повышение до конца анализируемого периода. На конец 2013 года удельный вес управленческих расходов составлял 13,99%.

Доля прочих расходов не так велика, не превышает 3%. Стабильность доли прочих расходов характерна для сферы киноиндустрии, находящейся в стадии постоянного развития.

Как видно из расчетов по таблицам 2.1-2.3, основную долю расходов на предприятии ООО «Юниверсал» составляет себестоимость реализации. На втором месте коммерческие расходы, которые к концу 2012 года понизились до 85,65%. Но это никоим образом не спасло затруднительное положение в отношении расходов, так как показатели имеют весомые значения. И тем не менее к началу 2013 года коммерческие расходы исчерпали свое присутствие в структуре расходов ООО «Юниверсал».

  1. Факторный анализ себестоимости

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.

Основной целью проведения анализа себестоимости продукции, работ и услуг является определение нерациональных, низкоэффективных затрат, а также разработка направлений, способствующих их снижению и исключению.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

– объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

– исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

– содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

– выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

По результатам предварительного анализа было выяснено, что значительное влияние на изменение величины и структуры совокупных расходов предприятия ООО «Юниверсал» за рассматриваемый период оказал рост по обычным видам деятельности, в частности увеличение себестоимости реализации и коммерческих расходов в особенности.

Целью данного раздела ставится выявление причин увеличения расходов по данным направлениям посредством проведения анализа указанных расходов в разрезе элементов затрат. Анализ себестоимости приведен в таблице 2.4.

Материальные затраты - часть издержек производства, затрат на производство продукции, товаров, услуг, в которую включаются затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты,приравниваемые к материальным. Материальные затраты (расходы) образуют часть себестоимости продукции. Ниже на рис. 1 представлена графическая интерпретация материальных затрат.

Рис.1 Структура и динамика материальных затрат

ООО «Юниверсал»

Материальные затраты за анализируемый период значительно увеличились. В первом квартале 2012 года материальные затраты составляли 3250 тыс. руб., на момент второго квартала 2012 года произошло увеличение в размере 1004 тыс. руб. и затраты составили 4100 тыс. руб. Темп прироста между третьим и вторым кварталом составил 24%, что так же является отрицательной тенденцией в отношении расходов ООО «Юниверсал». В четвертом квартале 2012г. материальные затраты составляли 6380 тыс. руб. В начале следующего 2013 года затраты возросли на 300% и составляли 25520 тыс. руб. Это означает, что произошла индексация цен в связи с наступлением нового 2013 года, а следовательно возросла стоимость на услуги сторонних организаций. Затраты на второй квартал 2013 года повысились на 89% и составили 46724 тыс. руб. Тенденция увеличения материальных затрат сохранилась до конца исследуемого периода и на конец года затраты составили 99188 тыс. руб.

Затраты на оплату труда включают заработную плату основного производственного персонала (осуществляющие технологический процесс – аппаратчики и операторы), вспомогательного (уход, надзор и ремонт – слесари, электрики, наладчики КИП), инженерно-технического персонала (мастера, технологи) и обслуживающего персонала (уборщица, грузчик) предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен, компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, а также оплата труда несостоящих в штате работников, занятых в основной деятельности. Ниже представлена графическая интерпретация по затратам на оплату труда (рис.2).

Рис. 2 Структура и динамика затрат на оплату труда

ООО «Юниверсал»

Затраты на оплату труда имеют тенденцию к ежеквартальному увеличению. На первый квартал 2012 года затраты на оплату труда составили 50 тыс. руб. И на момент второго квартала затраты были увеличены на 8 тыс. руб. и составили 58 тыс. руб. Прирост со второго по третий квартал составил 26%. Затраты составляли на третий квартал 2012 года 84 тыс. руб. Затраты на оплату труда на четвертый квартал возросли на 12 тыс. руб. Но более объемное увеличение заметно в период между четвертым кварталом 2012 года и первым кварталом 2013 года. Темп прироста составил 324%. И затраты на первый квартал 2013 года составили 420 тыс. руб. Во втором и последующих кварталах наблюдается рост затрат. На конец исследуемого периода затраты на оплату труда составили 2068 тыс. руб. Это также связано с индексацией цен на момент наступления нового года.

Отчисления на социальные нужды - обязательные отчисления по нормам, установленным законодательством государственного социального страхования, в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), по элементу «Затраты на оплату труда» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются). Чуть ниже на рис. 3 представлен график затрат на социальные нужды.

Рис. 3 Структура и динамика затрат на отчисления на соц. Нужды

ООО «Юниверсал»

Как мы видим по рис.3 отчисления на социальные нужды так же в течение всего периода возрастали. Темп прироста с первого по второй квартал 2012 года составил 3%. На третий квартал 2012 года отчисления на социальные нужды достигли 25 тыс. руб. А к концу 2012 года отчисления достигли 32 тыс. руб. К первому кварталу 2013 года наблюдается отклонение в размере 93 тыс. руб. и отчисления составили 125 тыс. руб. Прирост в размере 118 % виден во втором квартале 2013 года. Отчисления на социальные нужды составили в этом случае 273 тыс. руб. В последующих двух кварталах также наблюдается тенденция к увеличению. К концу года затраты на отчисления составили 528 тыс. руб.

Амортизационные отчисления - средства в виде денег, направляемых на ремонт или строительство,изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Затраты на амортизационные отчисления представлены в графическом виде на рис.4.

Рис. 4 Структура и динамика затрат на амортизацию

ООО «Юниверсал»

Исходя из представленной графической интерпретации наблюдается тенденция к росту затрат на амортизационные отчисления. На первый квартал 2012 года амортизация составляет 1020 тыс. руб., тогда как на второй квартал амортизация составила уже 1253 тыс. руб. В третьем квартале 2012 года заметно повышение на 347 тыс. руб. Амортизация составила 1600 тыс. руб. Темп прироста на четвертый квартал составил 13%, затраты составили 1800 тыс. руб. Резкое увеличение амортизационных отчислений наблюдается на первый квартал 2013 года. Темп прироста составил 345 %. В основном, связь идет с наступлением нового года и индексацией цен. Затраты на первый квартал составили 8002 тыс. руб. Во втором квартале амортизационные отчисления повысились на 7327 тыс. руб. и составили 15329 тыс. руб. В последующих двух кварталах так же сохраняется тенденция к увеличению. Амортизация на конец 2013 года составила 21567 тыс. руб.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) - это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы, обязательное страхование имущества предприятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки по установленным законодательством нормам, подъемные, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, затраты на организованный набор работников, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду основных производственных фондов, износ по нематериальным активам и др. Ниже на рис. 5 представлен график прочих затрат.

Рис. 5 Структура и динамика прочих затрат ООО «Юниверсал»

Себестоимость товаров, работ или услуг является одним из основных показателей экономической эффективности производства продукции. В себестоимости отражаются все стороны операционной деятельности предприятия, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости, удельных затрат на единицу продукта, зависят финансовые результаты деятельности любой компании, темпы расширенного воспроизводства и финансовое состояние предприятия.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.

Значение анализа себестоимости определяется тем, что она представляет собой главный качественный показатель, описывающий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Факторный анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В процессе факторного анализа себестоимости необходимо рассмотреть основные факторы, участвующие в формировании себестоимости (например, изменение постоянных и переменных издержек, их удельный вес в сумме себестоимости, который покажет их долю), определить и проанализировать основные статьи затрат: материалы, энергия, или трудовые ресурсы путем определения доли каждого из факторов (например, преобладание доли заработной платы в себестоимости продукции говорит о трудоемкости процесса).

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью следующей факторной модели:

Сi = Fi / Qi + Vi, где:

Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции;

Fi – постоянные расходы по i-му продукту;

Qi - объем производства по i-му продукту;

Vi – переменные расходы по i-му продукту.

Для проведения факторного анализа себестоимости выпускаемого продукта заполним таблицу исходных данных:

Таблица 4. Факторный анализ себестоимости

Показатель

Ед. измерения

План

Факт

Отклонение

2012г.

2013г.

2012г.

2013г.

2012г.

2013г.

Объем производства

шт.

350,00

4700

327,00

4446

-23,00

-254

Постоянные расходы

руб.

7500

14500

7224

13724

-276,00

-776

Переменные затраты

руб.

20000

250000

19222

249718

-778,00

-282

Сумма переменных затрат на единицу продукции

руб./шт.

57,14

53,19

58,78

56,17

1,64

2,98

Себестоимость единицы продукции

руб.

80

85

78,55

71,48

-1,45

-13,52

Общее изменение себестоимости выпуска единицы продукции уменьшилось на 1,45 рублей (78,55-80)на 2012г. и 13,52 рублей (71,48-85) на 2013г.

Используя вышеприведенную формулу, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукта методом цепной подстановки.

Спл = Fпл / Qпл + Vпл

Сусл1 = Fпл / Qф + Vпл

Сусл2 = Fф / Qф + Vпл

Сф = Fф / Qф + Vф

Изменение себестоимости за счет (2012г.):

  • объема производства = Сусл1 - Спл = (7500/327+20000)-(7500/350+20000)=0,0004 руб.
  • суммы постоянных затрат = Сусл2 - Сусл1 = (7224/327+20000)-(7500/327+20000) =-0,0135 руб.
  • сумма удельных переменных затрат = Сф - Сусл2 = (7224/327+19222)-(7224/327+20000)=0,0141 руб.

Изменение себестоимости за счет (2013г.):

  • объема производства = Сусл1 - Спл = (14500/4446+250000)-(14500/4700+250000)= 0 руб.
  • суммы постоянных затрат = Сусл2 - Сусл1 = (13724/4446+250000)-(14500/4446+250000)=-0,003 руб.
  • сумма удельных переменных затрат = Сф - Сусл2 = (13724/4446+249718)-(13724/4446+250000)=0,0539 руб.

2.4 CVP-анализ

Операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании.

CVP- анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.

CVP- анализ - анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объемом производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля, т.е. данные взаимосвязи, формируют основную модель финансовой деятельности и позволяют использовать результаты анализа для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

CVP- анализ - это система управления предприятием, интегрирующая в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющая их достижению единой цели. Данная дисциплина должна иметь свой предмет изучения: на наш взгляд, это затраты и результаты деятельности субъекта рыночных отношений. Для управления процессом оптимизации результатов деятельности CVP- анализ должен использовать методы различных дисциплин: учета, анализа, контроля, стратегического и оперативного планирования и управления, экономики предприятия, экономико-математических методов и т.д.

Структура расходов организации, анализ расходов по статьям и элементам затрат