Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства (на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

Кафедра Менеджмента и инноватики

Специальность 080502.65 Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства (на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска)»

Выполнила студентка

5 курса очной формы обучения Жердев Александр Александрович

__________________________

подпись студента

Научный руководитель Кандидат экономических наук

Зайцев______________________

подпись руководителя         

      «Допущен к защите»

Заведующий кафедрой

Доктор технических наук, профессор

Матвеев Александр Васильевич

____________________________ подпись зав.кафедрой

«_____» ________________________ 2014 г

Брянск 2014

                                      

Содержание

  1. Теоретические аспекты экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности………………………
    1. Сущности и содержание предприятий городского хозяйства……
    2. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий городского хозяйства……….
    3. Оценка экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства….
  2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска……………………….
    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия….
    2. Анализ финансового состояния предприятия………………….
    3. Анализ и оценка экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия………………….
  3. Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на примере МУП “Жилкомсервис”….
    1. Мероприятия по повышению эффективности работы предприятия посредствам оптимизации видов выполняемых работ…………
    2. Расчет эффективности предлагаемого мероприятия…………….

Заключение …………………………………………………………………..

Список использованных источников………………………………………

Введение

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом. Для оценки и измерения эффективности предприятия используется понятие экономической эффективности. Данное понятие характеризует результативность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая определяется путем сопоставления полученных результатов и затрат, расходованных на достижение этих результатов. Под результатами в экономике понимается итог использования или применения ресурсов. Результаты проявляются в различных формах: создание конкурентоспособного образца продукции, выручка от увеличивающего объема производства, количество новых изделий. Они могут быть выражены в натуральных и стоимостных формах.

На практике вопросы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятия является достаточно разработанными. Однако для нашего предприятия данная тема является достаточно актуальной. Следует уделить большее внимание аспектам экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и путям ее повышения. Экономически эффективным можно считать то производство, при котором при реализации своей продукции (работ, услуг) и при выплате всех обязательных платежей и налогов у предприятия остается чистая прибыль на развитие производства. Для достижения эффективного производства необходимо четко знать потребности в оборудовании, материалах, полуфабрикатах, численности основных и вспомогательных рабочих (персонала) для изготовления в срок продукции в установленных объемах и соответствующе установленным требованиям по качеству.

Большинство экономистов считают, что повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности , можно добиться на основе систематического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Анализ деятельности дает возможность выработать необходимую стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства. Повысить экономическую эффективность означает:

- получить больший результат при одинаковых затратах ресурсов;

- получить одинаковый результат при меньших затратах ресурсов;

- достичь большего результата с меньшими затратами ресурсов.

Предметом исследования дипломного проекта являются организационно-экономические отношения по повышению уровня экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Объектом исследования данной дипломной работы является муниципальное унитарное предприятие МУП - “Жилкомсервис”.

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия и рекомендаций по повышению экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

При достижении данной цели, необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:

- Раскрыть сущность и значение экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

- Провести анализ эффективности деятельности предприятия городского хозяйства;

- Провести анализ затрат на услуги предприятия;

- Разработать мероприятия по повышению экономической эффективности работы предприятия.

Предмет исследования – показатели хозяйственной деятельности предприятия и факторы ценообразования на его услуги.

Для решения поставленных задач в данной дипломной работе в качестве одного из основных методов использовался факторный анализ, позволяющий количественно оценить влияние факторов на тот или иной показатель.

В процессе выполнении дипломного проекта использовались следующие источники информации: бухгалтерские балансы за 2011-2013 гг., отчеты по экономической и финансовой деятельности за 2011-2013 гг., бизнес-план предприятия, устав предприятия, лицензия, выданная предприятию на осуществление деятельности, штатное расписание, должностные инструкции работников.

  1. Теоретические аспекты экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности

  1. Сущности и содержание предприятий городского хозяйства

Городское хозяйство — комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

  • местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
  • комплексный характер развития: развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
  • неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
  • разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
  • однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
  • наличие постоянного контингента потребителей;
  • специфическая связь процессов производства и потребления.

Функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.

Структура городского хозяйства:

1.Градообразующая;

-Промышленность

-Транспорт

-Наука

2.Градообслуживающая, отросли нематериального производства города:

-торговля

-общественное питание

-ЖКХ

-системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения

3 Социальная сфера, профессионально-квалификационная структура:

-наличие профессиональных специалистов и уровень их квалификации

-социально-демографическая структура

4 управленческая

-комплекс местных, государственных и общественных организаций

5 Пространственная структура :

-жилье

-производство

-торговые места

-коммунально-складские комплексы

-пригородные ресурсы

Целью деятельности любого предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.

Высокая эффективность производства является необходимой и решающей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности .

Экономическая теория определяет категорию эффективности как результативность производственного процесса, производственной системы или конкретной формы хозяйствования. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат (в любой пропорции). Исторически при всех способах производства безотносительно к формам собственности производителя интересует соотношение между затратами и результатами своей деятельности.

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия — одна из центральных проблем экономики. Для успешного решения многообразных экономических и социальных задач нет другого пути, кроме резкого повышения эффективности всего общественного производства. Процесс формирования результатов и эффективности производства (производительности системы) показан на рисунке 1.

Рис. 1. Принципиальная схема формирования результатов и эффективности производительности производственно-экономической системы.

 На предприятиях городского хозяйства выделяются следующие виды процессов :

1.Производственные процессы – это совокупность действий работающих и средств труда, необходимых для изготовления продукции;

2. Инновационные процессы – это процессы разработки новых видов продукции, технологии и системы контроля за отпуском продукции. Крупные предприятия городского хозяйства имеют подразделения, где проводятся эти работы;
3. Процессы функционального обслуживания производственных и инновационных процессов (нормирование, планирование и т.д.) – эти процессы обеспечивают взаимодействие всех элементов производства, гарантируют жизнедеятельность предприятия.     

Основными задачами производства на предприятии являются:

  • экономия общественного труда за счет упорядочения связей и отношений в производственном процессе;
  • усиление творческого характера труда работающих;
  • обеспечение коллективной и личной заинтересованности работающих в результатах труда;
  • создание надлежащих условий для осуществления всех направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия.


          Любое муниципальное хозяйство стремится быть эффективным, т.е. получить максимальные результаты при минимальных затратах, при этом, как и любая деятельность, деятельность в рамках муниципального хозяйства должна обеспечиваться различного вида ресурсами. Именно ресурсы территории определяют модель муниципального хозяйства. 

          Под ресурсами муниципального образования (МО) понимается совокупность всех возможностей территории МО, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов МСУ данного МО.
Различают материальные и нематериальные ресурсы.

К материальным ресурсам относятся:
- природные ресурсы (земля, ее недра, водные объекты, леса и пр.);
- производственные ресурсы (предприятия, иные производственные мощности);
- финансовые ресурсы (бюджет, внебюджетные источники финансов);
- организационные ресурсы (оргтехника, и пр.);
- кадровые ресурсы (квалифицированные служащие, инфраструктура подготовки и переподготовки кадров и пр.);
- иные материальные ресурсы.
Развитие территории, ее инвестиционная привлекательность во многом определяется наличием или отсутствием материальных ресурсов.
К нематериальным ресурсам относятся прежде всего:
- правовые ресурсы (объем полномочий, определенный законом);
- интеллектуальные ресурсы;
- иные нематериальные ресурсы.
Хозяйственная деятельность на территории невозможна без прав и полномочий эту деятельность осуществлять.
Все эти виды ресурсов могут относиться, а могут и не относиться к ресурсам МО. Для принадлежности к муниципальным ресурсам необходимо, чтобы данный ресурс относился к территории МО, и чтобы право им распоряжаться входило бы в полномочия органа МСУ этого МО. Полномочия органа МСУ определяются законом, т.о. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за МСУ (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным МО (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом МО). 

Критерием закрепления ресурсов за тем или иным уровнем власти является наибольшая эффективность его использования, в этом смысле за МСУ следует закреплять ресурсы, эффективность использования которых связана с тем, что МСУ - наиболее приближенный к населению уровень власти (землю, например).
Критерием закрепления ресурсов за тем или иным МО должен служить объем полномочий органов МСУ данного МО, ресурсов должно быть достаточно для комплексного решения задач, связанных с реализацией этих полномочий. 
Для осуществления экономической и хозяйственной деятельности МСУ необходимы все вышеперечисленные ресурсы.

1.2. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий городского хозяйства

В настоящее время общепринятая система показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия отсутствует для измерения эффективности одних и тех же мероприятий применяются различные методики, иногда не связанные между собой, дающие порой различные результаты.

Для определения общей экономической эффективности используется система показателей, в рамках которой различают обобщающие и дифференциальные показатели.

К числу обобщающих показателей общей экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности относятся:

по стране (региону):

показатели использования производственных фондов и капитальных вложений (капиталообразующих инвестиций): производство ВВП на рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов; прирост ВВП на рубль производственных капитальных вложений, обусловивших этот прирост; срок окупаемости капитальных вложений - отношение объема капитальных вложений к сумме прироста накоплений, полученных за счет этих капитальных вложений;

показатели использования материальных затрат: материальные затраты, приходящиеся на рубль ВВП, и т.д.;

показатели использования трудовых ресурсов: отношение ВВП к численности работников сферы материального производства и т.д.

по предприятию:

величина и темпы роста объема продаж, дохода, прибыли;

величина и темпы изменения затрат на рубль товарной (реализованной продукции);

рентабельность продукции, производства, оборота, собственного и заемного капитала;

рентабельность инвестиций, в том числе капитальных вложений;

коэффициент эффективности инвестиции, в том числе капитальных вложений (по вновь строящимся объектам);

срок окупаемости инвестиций, в том числе капитальных вложений .

В рыночной экономике важнейшим обобщающими показателями являются прибыль и рентабельность. При оценке эффективности хозяйственной деятельности по показателю прибыли, сопоставляются темпы роста прибыли с темпами роста объема продаж и затрат, которые должны соотноситься следующим образом:

,

где П - показатель прибыли, ден. ед.;

О - показатель объема продаж, ден. ед;

З - показатель затрат, ден. ед.

Различают различные виды рентабельности, выступающие в качестве показателей эффективности. Общая рентабельность является наиболее важным параметром конкурентоспособности предприятия и рассчитывается отношением прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность собственного (заемного) капитала определяется как отношение прибыли к собственному (заемному) капиталу. Рентабельность собственного капитала показывает способность предприятия возмещать капитал, а заемного - эффективность использования заемных средств. Норма прибыли на заемный капитал должна быть выше процента, уплачиваемого за представленный заем. Рентабельность продукции определяется отношением прибыли к полной себестоимости изготовленной (реализованной) продукции за отчетный период. Рентабельность оборота рассчитывается как отношение прибыли к объему реализованной продукции за конкретный период [7, c.683].

Дифференцированные показатели характеризуют эффективность использования конкретных видов ресурсов и затрат для расчета дифференцированных показателей используется два подхода: ресурсный и затратный . Методика расчета дифференцированных показателей на основе ресурсного метода представляет собой расчет показателей эффективности использования: трудовых ресурсов: трудоотдача (выработка), трудоемкость продукции (работ, услуг), относительная экономия численности персонала.

Выработка (В) показывает величину результата, приходящуюся на единицу трудовых ресурсов, и определяется по формуле

, (1.3)

где ВП - объем продукции или выполненной работы в натуральных либо условно-натуральных единицах; Чсп - среднесписочная численность работающих, чел. Трудоемкость (ТЕ) - это затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Рассчитывается по формуле

, (1.4)

где Т - время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часы.

Относительная экономия персонала () определяется по формуле

, (1.5)

где Чбаз и Чотч - численность персонала предприятия соответственно базового и отчетного периода, чел. JВП - индекс роста объема производства товарной или реализованной продукции отчетного периода по сравнению с базовым, основных фондов: определяется фондоемкостью, фондоотдачей и относительной экономией производственных фондов [8, c.250-251].

Фондоемкость (Ф) показывает величину основных производственных фондов, приходящуюся на единицу продукции, произведенной в течение определенного календарного периода, и определяется по формуле

, (1.6)

где ОФ - стоимость основных производственных фондов, ден. ед.

Фондоотдача (Фо) показывает величину результата производственно-хозяйственной деятельности, приходящуюся на один рубль стоимости основных производственных фондов, и определяется по формуле

. (1.7)

Относительная экономия основных производственных фондов () рассчитывается по формуле


, (1.8)

где ОФБАЗ и ОФОТЧ - стоимость основных производственных фондов соответственно в базовом и отчетном периодах, ден. ед.

оборотных средств: коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки и относительная экономия оборотных фондов.

Коэффициент оборачиваемости (КОБ) - это количество, совершаемые оборотными средствами в течение определенного периода (обычно года). Определяется по формуле

, (1.9)

где ОБС - среднегодовой остаток оборотных средств на предприятии за год, ден. ед. [4, c.27].

Коэффициент загрузки (КЗ) характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг), и показывает, сколько нужно оборотных средств для получения рубль реализованной продукции.

Рассчитывается по формуле

. (1.10)

Относительная экономия оборотных фондов () определяется по формуле

, (1.11)

где ОБСБАЗ и ОБСОТЧ - оборотные средства соответственно базового и отчетного периодов, ден. ед.

Так же, эффективность использования основных средств может быть оценена показателями использования материальных ресурсов - материалоемкостью, материалоотдачей и относительной экономией материальных затрат. Материалоемкость (МЕ) отражает величину материальных затрат, приходящихся на единицу произведенной продукции (работ, услуг), и определяется по формуле

, (1.12)

где МЗ - материальные затраты, ден. ед. [4, c.28]. Материалоотдача (МО) характеризует величину результата, приходящуюся на рубль материальных затрат, и рассчитывается по формуле

. (1.13)

Относительная экономия материальных затрат () обусловлена различными темпами изменения объемов производства и материальных затрат и рассчитывается по формуле

, (1.14)

где МЗБАЗ и МЗОТЧ - материальные затраты соответственно базового и отчетного периодов, ден. ед.

Затратный метод отличается от ресурсного тем, что в расчете используется не величина имеющихся ресурсов, а только та их часть, которая израсходована на создание оцениваемого объекта. Поскольку единовременными затратами являются инвестиции, то все показатели, характеризующие эффективность их использования, являются затратными. К ним относятся капиталоемкость, капиталоотдача и относительная экономия инвестиций [8, c.254-255].

Капиталоемкость (КЕ) показывает величину инвестиций (капитальных вложений), приходящихся на единицу прироста объема производства (реализации) продукции, работ, услуг, рассчитывается по формуле

, (1.15)

где КВ - капитальные вложения в производство, ден. ед.;

ВП - прирост выпуска продукции, обусловленный данными капитальными вложениями, в натуральных и стоимостных измерителях.

Капиталоотдача (КО) - величина прироста результата, приходящегося на единицу инвестиций или капитальных вложений. Рассчитывается по формуле

. (1.16)

Относительная экономия капитальных вложений () рассчитывается по формуле

, (1.17)

где КВБАЗ и КВОТЧ - капитальные вложения соответственно в базовом и отчетном периодах, ден. ед.

При оценке экономической эффективности используются и другие показатели. Например, затраты на одну денежную единицу продукции показывают величину денежных затрат, приходящуюся на одну денежную единицу проданной продукции (работ, услуг) за календарный период.

Для оценки эффективности использования финансовых ресурсов наиболее часто применяются следующие показатели.

платежеспособность предприятия. В процессе производственной, инвестиционной деятельности предприятия происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие - изменение финансового состояния предприятия.

эффективность финансовых вложений. Оценка производится путем сопоставления суммы полученного дохода от финансовых инвестиций (различные виды вложений капитала) со среднегодовой суммой данного вида активов. Для оценки эффективности заемного капитала применяется "эффект финансового рычага", который показывает, на сколько процентов увеличиться сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Положительный эффект возникает в тех случаях, когда рентабельность совокупного капитала предприятия выше средневзвешенной цены заемных ресурсов.

самофинансируемый доход. Коэффициент самофинансирования определяется как соотношение между объемом формирования собственных финансовых ресурсов и суммой прироста активов предприятия и объема потребления прибыли предприятия. В качестве собственных финансовых ресурсов выделяют доход предприятия, выручку, прибыль, амортизационные отчисления.

финансовая независимость. Коэффициент независимости характеризует долю собственных источников финансирования предприятия в общей стоимости его имущества (соотношение заемного и собственного капитала). Показателем финансовой независимости так же является финансовый ливеридж. Это показатель измеряется частным от деления прибыли, за вычетом налога на прибыль, на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, за вычетом обязательных расходов и платежей из нее, не зависящих от величины прибыли.

1.3. Оценка экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства

Устойчивое функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.

Основная задача управления городом состоит в обеспечении пропорционального развития обеих сфер местной жизни. Для успешного решения этих задач возникает необходимость создания эффективной системы управления, основанной на новом механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию города. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов. Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Среди них особое место занимает городское хозяйство, которое представляет собой жизненно важную сферу обеспечения услугами населения городов и общин .

В условиях, когда местные органы власти были составной частью государственного управления и экономика всей страны управлялась административными методами, в методах управления системой отраслей городского хозяйства не было необходимости. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитием города в целом. Так как основную роль реформирования предприятий городского хозяйства играет реформирование и оптимизация управления отраслями жилищно-коммунального хозяйства, для основной массы населения муниципального образования наиболее острым и волнующим вопросом является повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и как следствие, повышенное внимание ко всему процессу проведения жилищно-коммунальной реформы. Важнейшими направлениями проводимой реформы являются: создание конкурентной среды для предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, контроль над установлением тарифов предприятиями - монополистами, обеспечение социальной защиты населению.

Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий - одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования. В зависимости от того, какие затраты и особенно - какие результаты ставятся во главу угла, можно говорить об экономической, социально - экономической, социальной, экологической эффективности. Однако границы между всеми этими понятиями расплывчаты и сами эти понятия тесно взаимосвязаны [23, с.60]. Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальным предприятием, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как: Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

Во-вторых, в сфере управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.

В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

В-четвертых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.

Целью совершенствования организационных структур муниципальных предприятий являются оптимизация издержек, обеспечение высокого уровня управляемости и гибкости, повышение качества услуг, повышения ответственности структурных подразделений предприятия за результаты деятельности. Кроме организационных изменений, значительно влияет на результаты хозяйственной деятельности организационно-правовая форма, в которой находится предприятие. Например, в данный момент, существующая в Российском законодательстве организационно-правовая форма унитарного предприятия является плохо контролируемой и практически неуправляемой. Более приемлемы иные формы организации, например общества с участием муниципального образования. Также целью организационных совершенствований являются: модернизация производства, введение прогрессивных технологий, повышение ответственности предприятий, совершенствование системы формирования тарифов [12, с.128].

Еще одним фактором, определяющим хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, является невмешательство муниципалитета на те рынки, где с успехом работают частные предприятия. Как правило, предприятия, принадлежащие органам власти, оказываются в более привилегированном положении, поскольку их учредители имеют соответственно возможности влиять на экономическую ситуацию и условия деятельности этих предприятий. К тому же частное предприятие почти всегда осуществляет предпринимательскую деятельность лучше и дешевле, нежели государственное или муниципальное предприятие. Перенос некоторых видов деятельности из ведения городских властей в рыночную конкурентную экономику продолжается и, как показывает опыт, дает положительный эффект при условии контроля за ней. С одной стороны муниципалитет отрешается от предпринимательских задач и сосредотачивает свое внимание на непосредственных своих функциях и на традиционно своих отраслях экономики. С другой стороны, растут качество предоставляемых услуг и внимание к потребностям рядового потребителя.

В настоящее время существуют два различных направления, по которым может идти реформирование предприятий городского хозяйства. Согласно первому, основное внимание уделяется экономии бюджетных средств, повышению эффективности их использования путем постепенного перекладывания затрат на финансирование предприятий городского хозяйства на плечи потребителей. Это происходит путем повышения тарифов на услуги предприятий городского хозяйства. Однако у этого направления есть серьезные недостатки: в результате простого повышения тарифов до уровня окупаемости, у этих предприятий не возникнет стимула повышать качество предоставляемых услуг, а также со стороны населения будет резкое недовольство политикой, проводимой местными властями, а также ухудшение социальной ситуации в целом. Согласно второму направлению, основные усилия должны быть направлены на активизацию экономических путей решения существующих проблем. Нужна демонополизация рынков услуг предприятий городского хозяйства, создание конкуренции между предприятиями различных форм собственности, что повлечет сбережение ресурсов и также постепенное повышение тарифов, которое также является частью реформ.

Повышение тарифов на услуги предприятий городского хозяйства – неотъемлемая часть каждого из направлений реформирования, но целью проведения реформ является повышение качества обслуживания населения города с переводом предприятий городского хозяйства на принципы работы в условиях рыночной экономики. До нынешнего момента, повышение тарифов предприятиями городского хозяйства было оторвано по времени от каких либо качественных результатов этого повышения. Либо оно вовсе не имело своим следствием ни снижения бюджетных расходов, ни повышения качества работ и услуг в данной сфере, ни, тем более не стимулировало снижение производственных издержек в данной сфере.

В частности, система управления городскими предприятиями такова, что заказчик не имеет возможности полноценно спрашивать с подрядчика за качество производимых услуг и работ вследствие слабо развитых правовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, не разделены функции Заказчика и Подрядчика, управление и хозяйствование, по сути, находится в одних руках. Формирование городского заказа идет очень неэффективно, не во всех сферах городского хозяйства присутствуют предприятия различных форм собственности, альтернативных государственной. Городские заказы автоматически переходят к фирмам, которые работали на этом поприще до внедрения системы городских заказов, вследствие неразвитости методов и средств привлечения негосударственного сектора в жилищную систему, ущербности проведенных конкурсов. Система оплаты за жилищно-коммунальные услуги несовершенна, экономически не обоснованна. Качество предоставляемых предприятиями городского хозяйства услуг, зачастую не соответствует ни каким минимальным стандартам качества.

Проведение реформ ЖКХ обусловлено тем, что, во-первых, расходы на содержание ЖКХ всегда составляли существенную часть бюджетных расходов, прежде всего местных органов управления. Во-вторых, необходимо конкретным образом изменить отношение к имеющимся материальным ресурсам. Их экономия дает значительные выгоды всему народному хозяйству страны. В-третьих, существовавшая система обеспечения этой сферы материальными и финансовыми ресурсами не позволяла удовлетворительным образом содержать ее и обеспечить потребности населения. Изменение политико-экономических отношений административных структур управления на всех уровнях власти также предопределило необходимость реформы ЖКХ [23, с.155].

Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-, водо-, электро-, газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится 70% платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных монополий.

Социально-экономическое состояние российских регионов определяется как объективными, так и субъективными факторами и, в первую очередь, кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условиях выхода из кризиса преимущество имеют, прежде всего, те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием. Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции во всех организациях, заставляют уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики на предприятиях городского хозяйства, базирующейся на научно обоснованном планировании.

Существовавшая на протяжении десятилетий система информационной поддержки организационно-экономического управление предприятиями городского хозяйства выявила огромное несоответствие её возможностей потребностям и задачам проводимой в России жилищно-коммунальной реформы. В большинстве российских городов информационное обеспечение организационно-экономического механизма управления далеко от полного соответствия задачам, стоящим перед органами управления. Зачастую информация, необходимая для оценки эффективности того или иного мероприятия или контроля над его реализацией, является недоступной. Это происходит вследствие того, что данная информация не включена в систему информационного обеспечения управления отраслями городского хозяйства, несмотря на то, что социальная направленность реформ жилищно-коммунального хозяйства требует постоянного и внимательного учета деятельности предприятий отрасли. Система мониторинга крайне необходима муниципальным образованиям в целях совершенствования организационно-экономического управления отраслями городского хозяйства и создания наиболее эффективных механизмов управления. Мониторинг городского хозяйства должен рассматриваться как обеспечивающая подсистема системы управления и с другой стороны является одним из инструментов информационной поддержки отраслей городского хозяйства.

2.Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска

2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия

Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска создано в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановлением Брянской городской администрации от 06.09.2005г. № 3560-п «О создании муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска», распоряжением комитета по управлению собственностью города Брянска от 24.10.2005г. № 344-р «Об учреждении муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска».

Полное наименование Предприятия: муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска.

Официальное сокращенное наименование Предприятия: МУП «ЖКС» Володарского района г. Брянска.

Место нахождения Предприятия: 241000, г.Брянск, ул.Есенина,4а.

Собственником имущества Предприятия является муниципальное образование – город Брянск. От имени муниципального образования города Брянска права собственника имущества Предприятия осуществляет Брянская городская администрация и Комитет по управлению собственностью города Брянска в пределах своей компетенции (далее - собственник имущества).

Учредителем Предприятия является Комитет по управлению собственностью города Брянска (далее Комитет).

Координацию и регулирование хозяйственной деятельности Предприятия осуществляет учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г.Брянска и администрация Володарского района в г.Брянске.

Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, в том числе в иностранной валюте, печать, штампы и бланки со своим наименованием, фирменное наименование. В состав предприятия включены следующие структурные подразделения:

Мастерские участки Володарского района г. Брянска:

ЖЭУ №8

ЖЭУ №15

ЖЭУ №19

ЖЭУ №24

Аварийно-ремонтная служба Володарского района г. Брянска (АРС)

Производственная база (ПБ)

Ремонтно-строительный участок (РСУ)

Структурные подразделения, входящие в состав предприятия, не являются юридическими лицами.

Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним, и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, учредителем, и иными юридическими и физическими лицами.

Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, настоящим уставом.

Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве хозяйственного ведения.

Предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества Предприятия не несет ответственность по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Предприятие по согласованию с Брянской городской администрацией может создавать филиалы и открывать представительства.

Предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав Предприятия, а также внесенные изменения и дополнения в него.

Изменения и дополнения, внесенные в Устав, а также Устав Предприятия, принятый в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Изменения и дополнения, внесенные в Устав, а также Устав Предприятия, принятый в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Целью деятельности Предприятия является организация и выполнение работ по управлению и эксплуатации жилого фонда, удовлетворение общественных потребностей населения, выполнение городских социально-экономических заказов, получение прибыли.

Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

Управление, содержание, техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фона и Жилищного кодекса Российской Федерации;

производство капитального ремонта жилищного фонда;

осуществление коммерческой деятельности;

оказание платных услуг населению, предприятиям и организациям;

представление интересов собственников в товариществах собственников жилья (кондоминиумах) в части оказания жилищно-коммунальных услуг;

торгово-закупочная и снабженческо-сбытовую деятельность;

заключение договоров на сдачу в наем жилых помещений в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами городской администрации в пределах их компетенций;

заключение в качестве представителя администрации города соглашений с владельцами и собственниками жилых и нежилых помещений всех форм собственности о порядке управления домами и возмещения расходов по их эксплуатации и ремонту, а также заключение договоров с владельцами и собственниками строений на оказание услуг по техническому обслуживанию жилья;

сбор доходов от сдачи в наем и аренду жилых и нежилых помещений, платы за техническое обслуживание домов от арендаторов, владельцев и собственников помещений и строений, а так же платежей за оказываемые коммунальные услуги;

осуществление деятельности по оформлению документов по регистрации и снятию с регистрационного учета по месту жительства и пребывания;

производство строительных, ремонтно-строительных, монтажных, пуско-наладочных, технологических и проектно-сметных работ.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Предприятием только после получения лицензии в установленном законом порядке.

Рассмотрим организационную структуру предприятия (рис. 1).

Администрация г. Брянск

Директор

Механик Гл. бухгалтер Главный инженер Юрист Отел кадров

Диспетчеры Бухгалтеры ПТО

Заведующий Экономисты

складом

Мастера

Рисунок 1 - Организационная структура управления МУП «Жилкомсервис» Фокинского района г. Брянска

Формирование структуры управления МУП «Жилкомсервис» Фокинского района г. Брянска построено на синтезе линейного и функционального управления. Линейность характеризуется несколькими уровнями руководства.  

Рисунок 3 - Состав трудовых ресурсов предприятия по уровню образования в 2012 году, %

Далее необходимо оценить степень использования трудового потенциала. Проанализируем степень и динамику использования фонда рабочего времени. Для этого определим общий фонд рабочего времени и отработанное одним работником время. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Показатели использование трудовых ресурсов

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Среднесписочная численность

75

74

75

Отработано за год одним работником, дней

232

230

236

Отработано за год одним работником, часов

1828

1826

1876

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

7,87931

7,93913

7,949153

Фонд рабочего времени, чел-ч

219360

230076

281400

Как видно, показатели использования трудовых ресурсов улучшаются за исследуемый период. Так, постепенно увеличивается фонд рабочего времени на протяжении трех лет, что вызвано ростом численности сотрудников и увеличением средней продолжительности рабочего дня.

Остальные показатели несколько колеблются, но, в целом, тенденция сохранилась, и показатели за 2012 год по отработанному времени выше аналогичных показателей за 2010 год.

Оценка производительности труда выполнена по показателю выработки персонала (рис.3).

Рисунок 4 – Динамика выработки на предприятия, тыс. руб./чел.

Как видно из рисунка 3, выработка на предприятии увеличилась на 20% в 2011 году и снизилась на 44,4% в 2012 году в связи со снижением выручки предприятия.

Проведем анализ формирования экономических показателей деятельности МУП «ЖКС» Фокинского района.

Расчет чистой прибыли основан на ряде промежуточных подсчетов прибыли (или убытков) по основной, операционной и внереализационной видам деятельности. Чистая выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг соответствует выручке предприятия за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Полная себестоимость реализованной продукции соответствует себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, включая коммерческие и управленческие расходы.

Таблица 5 – Экономические показатели деятельности МУП «ЖКС» Фокинского р-на в 2010 – 2012 гг., тыс. руб.

Наименование

Абсолютные значения, тыс. руб.

Изменения, тыс. руб.

2010

2011

2012

2011 к 2010

2012 к 2011

Выручка

24 297

28 773

16 232

4 476

-12 541

Себестоимость

21 399

26 823

16 964

5 424

-9 859

Валовая прибыль

2 898

1 950

-732

-948

-2 682

Прибыль (убыток) от продаж

2 898

1 950

-732

-948

-2 682

Прочие доходы

1 313

1 677

2 658

364

981

Прочие расходы

1 484

1 678

1 980

194

302

Прибыль (убыток) до налогообложения

2 727

1 949

-54

-778

-2 003

Отложенные налоговые обязательства

662

132

11

-530

-121

Текущий налог на прибыль

557

366

8

-191

-358

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

1 508

1 451

-73

-57

-1 524

Из таблицы 5 видно, что выручка от реализации на предприятии снизилась за анализируемый период на 8065 тыс. руб. (или на 33,2%), а себестоимость продукции повысилась на 4435 тыс. руб. (или на 20,7%).

Рисунок 5 – Динамика выручки и себестоимости предприятия

Следует заметить, что темп снижения выручки от реализации услуг несколько выше, чем темп снижения себестоимости работ, услуг, что привело к снижению валовой прибыли предприятия на 3630 тыс. руб., и она составила отрицательную величину -732 тыс. руб.

В 2012 году произошло снижение выручки по сравнению с 2011 годом на 44%, так как часть домов перешли в управление к другой фирме.

На предприятии увеличиваются прочие доходы (на 1345 тыс. руб. или на 102%), а прочие расходы увеличились на 496 тыс. руб. или на 33,4%. Это позволило снизить отрицательную величину прибыли до налогообложения в 2010 г. (-54 тыс. руб.).

Рисунок 6 – Динамика прибыли предприятия

В целом динамику чистой прибыли можно назвать отрицательной, наблюдается значительное снижение чистой прибыли к 2012 г. на 1581 тыс. руб., и в отчетном году она составила отрицательную величину, т.е. предприятие получило убыток от своей деятельности в размере 73 тыс. руб., что говорит о значительном снижении эффективности основной деятельности в 2012 г.

Рассмотрим структуру и динамику актива баланса в МУП «ЖКС» Фокинского р-на в 2010 – 2012 гг. (табл. 6).

Исходя из таблицы, на данном предприятии наибольший удельный вес во внеоборотных активах на протяжении всего анализируемого периода занимают основные средства. Однако, их доля в 2010 г. снижается до 23,6% по сравнению с 26,6% в 2008 г. В целом стоимость основных средств на предприятии к 2010 г. уменьшается на 730 тыс. руб. или на 15,3%. Общая картина динамики основных фондов говорит о сужении деятельности предприятия.

Таблица 6 - Структура и динамика актива баланса в МУП «ЖКС» Фокинского р-на в 2010 – 2012 гг.

Статьи баланса

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение 2012 к 2010

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

+/-

%

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

15

0,1

13

0,1

11

0,1

-4

73,3

Основные средства

4 778

26,6

4 419

23,9

4 048

23,6

-730

84,7

Незавершенное строительство

31

0,2

31

0,2

31

0,2

0

100

Отложенные налоговые активы

232

1,3

232

1,3

232

1,3

0

100

ИТОГО по разделу I

5 056

28,1

4 695

25,3

4 322

25,2

-734

85,5

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

5 173

28,8

8 020

43,3

6 063

35,3

890

117,2

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

5

0,1

70

0,4

92

0,5

87

1840

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

5 800

32,2

2 783

15,0

3 821

22,3

-1979

65,9

Краткосрочные финансовые вложения

318

1,7

1 618

8,7

1 618

9,4

1300

508,8

Денежные средства

1 628

9,1

1 337

7,2

1 236

7,2

-392

75,9

ИТОГО по разделу II

12 924

71,9

13 828

74,7

12 830

74,8

-94

99,3

БАЛАНС

17 980

100

18 523

100

17 152

100

-828

95,4

Рисунок 7 – Динамика основных элементов активов предприятия

Нематериальные активы составляют незначительную долю баланса на протяжении всего анализируемого периода (0,1%). В целом стоимость нематериальных активов уменьшилась на 4 тыс. руб. или на 26,7%. Снижение нематериальных активов является показателем снижения капитализации компаний.

Долгосрочные финансовые вложения на предприятии отсутствуют, а сумма незавершенного строительства и отложенных налоговых активов неизменны на протяжении анализируемого периода. Их доля также не велика в сумме баланса (0,2% и 1,3% соответственно).

В целом на предприятии наблюдается снижение стоимости внеоборотных активов к 2010 (на 734 тыс. руб. или на 14,5%), это происходит за счет снижения стоимости основных средств (в результате амортизации) и нематериальных активов.

Анализируя показатели состава и структуры оборотных средств (табл. 1) предприятия, следует отметить, что в целом сумма оборотных активов МУП «ЖКС» Фокинского р-на снизилась на 94 тыс. руб. или на 0,7%.

Наибольшую долю среди оборотных средств в балансе имеют запасы и краткосрочная дебиторская задолженность. При этом следует отметить следующую динамику: доля запасов в 2012 г. увеличивается до 43,3% (по сравнению с 28,8% в 2010 г.), а в 2012 г. снижается до 35,3%. В целом сумма запасов на предприятии растет за период на 890 тыс. руб. или на 17,2%. Увеличение запасов увеличивает издержки, связанные с хранением и снижает показатели эффективности использования оборотных средств. Средства могут залеживаться в запасах, а не используются для расширения производства. Увеличение доли запасов в общей сумме баланса обусловлено снижением в 2011 г. дебиторской задолженности, которая составила 15% от суммы баланса (2783 тыс. руб.), а в 2012 г. ее сумма незначительно увеличилась и составила 22,3% от суммы баланса. В целом сумма дебиторской задолженности уменьшилась на 1973 тыс. руб. или на 34,1%. Долгосрочная дебиторская задолженность отсутствует. Снижение дебиторской задолженности означает возвращение средств в оборот предприятия.

Сумма денежных средств также снижается к 2012 г. на 392 тыс. руб., а их доля в балансе составляет 7,2%, что является отрицательной тенденцией, поскольку денежные средства обеспечивают финансовую независимость и стабильность предприятия. Нужно помнить, что поддержание количества денежных средств на необходимом уровне, оптимизация платежей способствуют устойчивому положению компании.

Проведем анализ пассивов МУП «ЖКС» Фокинского р-на в 2010 – 2012 гг. (Табл. 7).

Таблица 7 - Состав и структура пассивов МУП «ЖКС» Фокинского р-на в 2010 – 2012 гг.

Статьи баланса

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение 2012 к 2010

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

+/-

%

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

10 647

59,2

10 647

57,5

10 647

62,1

0

100

Резервный капитал

75

0,4

75

0,4

75

0,4

0

100

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-2 449

-

-998

-

-1 071

-

1 378

-

ИТОГО по разделу III

8 273

46,0

9 724

52,5

9 651

56,3

1 378

116,7

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Отложенные налоговые обязательства

888

4,9

1 020

5,5

1 031

6,0

143

116,1

ИТОГО по разделу IV

888

4,9

1 020

5,5

1 031

6,0

143

116,1

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

665

3,7

0

0

0

0

-665

0,2

Кредиторская задолженность

8 154

45,3

7 779

41,9

6 470

37,7

-1 684

79,3

ИТОГО по разделу V

8 819

49,1

7 779

41,9

6 470

37,7

-2 349

73,4

БАЛАНС

17 980

100

18 523

100

17 152

100

-828

95,4

Рисунок 8 – Динамика элементов источников средств предприятия

Сумма собственных средств предприятия к концу отчетного периода увеличилась на 1378 тыс. руб. или на 16,7% и составила – 9651 тыс. руб., что является положительной тенденцией в деятельности предприятия, поскольку повышает его финансовую независимость. Причем следует заметить, что увеличение стоимости собственных средств образуется в результате снижения непокрытого убытка на 1378 тыс. руб. В целом следует отметить, что доля капитала и резервов в итоге баланса увеличивается с 46,0% в 2010 г. до 56,3% в 2012 г.

Долгосрочные пассивы на предприятии увеличились к 2012 г. на 143 тыс. руб. или на 16,1%. В 2010 г. их доля в сумме пассива составляла 4,9%, а в 2012 г. их доля увеличилась до 6%.

Краткосрочные обязательства снижаются к концу анализируемого периода. Так, если в 2010 г. их доля составляла 49,1% от суммы пассива, то в 2012 г. она составила 37,7%. Эта тенденция наблюдается из-за снижения займов и кредитов и кредиторской задолженности. Снижение краткосрочных обязательств говорит о повышении ликвидности предприятия. Следует отметить, что именно преобладание в структуре баланса предприятия оборотных активов над обязательствами и увеличение величины собственных оборотных средств объясняет положительную динамику изменения показателей, характеризующих ликвидность и финансовую устойчивость.

Выполнение работ на перечисленных объектах позволило достигнуть показателей рентабельности, указанных в таблице 8 и рисунках 7-8.

Таблица 8 – Показатели рентабельности МУП «ЖКС» Фокинского р-на в 2010 – 2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение 2011 г. к 2010 г.

Изменение 2012 г. к 2011 г.

  1. Рентабельность продаж

11,9

6,8

-4,3

-5,1

-11,1

  1. Рентабельность затрат

13,5

7,3

-4,3

-6,2

-11,6

  1. Рентабельность оборотных активов

21,1

14,1

-0,4

-7,0

-14,5

Рисунок 9 – Рентабельность продаж в 2010-2012 году

В 2011 году показатель рентабельности продаж снизился 5,1%, а в 2012 году - на 11,1% и стал отрицательным, так как у предприятия появился убыток в размере 73 тыс. руб.

Рисунок 10 – Рентабельность затрат в 2010-2012 году

По рисунку 8 видно, что показатель рентабельности затрат также снижается. В 2012 году он снизился на 11,6 %. В 2010-2012 году наблюдается также снижение рентабельности оборотных активов. Это объясняется снижением прибыли от продаж и требует поиска путей снижения затрат предприятия.

Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства (на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска)