ЧС природного, экологического и техногенного характера, ухудшения экологии, а также угрозы национальной безопасности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация ЧС по масштабам их распространения и тяжести последствия………………………………………………………………………..5

. Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации экологического характера…………………………………………………………………………14

. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации………17

4. Основные угрозы национальной безопасности РФ………………………...18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список используемой литературы……………………………………………...24

Введение

Нерациональное природопользование является причиной экологических кризисов и экологических катастроф.

Серьезными факторами дестабилизации среды жизни человека становятся технические аварии и природные катастрофы. Многие ученые, специалисты указывают на усиление связи между ними и на приобретение многими из них глобально-экологического характера.

В 90-х гг. XX века число техногенных аварий продолжало нарастать. Как во всем мире, так и в России, развитие промышленности характеризуется ростом доли используемых пожаров, взрыво-химически опасных технологий, которые являются потенциальными источниками крупных производственных аварий. Так, в 1991 г. в РФ произошло 364 аварии техногенного характера, в которых погибло 1023 и пострадало 2693 человека, в 1993 г. в результате аварий техногенного характера погибли 1050 и пострадали 3232 человека, и 1993 г. количество пожаров и взрывов по сравнению с 1992 г. увеличилось в 1,5 раза, а число погибших и пострадавших в результате пожаров и взрывов -почти в 2,5 раза. В 1997 г. количество аварий и катастроф техногенного характера по сравнению с 1996 г. возросло на 8,7%. В них погиб 1671 человек.

Наиболее опасными по экологическим последствиям являются аварии: в угольной, нефти- и газоперерабатывающей промышленности, металлургии, химической, нефтехимической и микробиологической отраслях промышленности и на транспорте.

Большие разрушения гибель людей наблюдается не только при техногенных авариях, но во время природных катастроф.

Тяжелая экономическая ситуация в России, множество территорий, где техническое преобразование и загрязнение среды привели к деградации экосистем, ухудшению здоровья населения и связанным с этим значительным экономическим потерям, привели к необходимости районирования территории страны по признакам экологической напряженности и разработки критериев выделения зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия.

На экологическую ситуацию в России большое влияние оказывает состояние окружающей среды сопредельных государств. Пример тому -взрывы, пожар и извержение продуктов при аварии в 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (Украина) стали катастрофой глобального масштаба.

Ухудшение экологической ситуации сопровождается тяжелыми социальными последствиями. Прежде всего, это касается глобального ухудшения здоровья населения.

Масштабы неблагоприятного воздействия современного промышленного производства, развития ядерной энергетики в том числе, на окружающую среду в настоящее время достигли таких размеров, что приходится констатировать наличие необратимых изменений, по существу, всех компонентов гео - и биосферы Земли: воздуха, воды, почвы, растительного и животного мира. Иными словами, здесь речь идет о патологических изменениях биосферы глобального масштаба.

Сегодня загрязнение окружающей среды различными радиоактивными отходами (РАО) также становится серьезной глобальной экологической проблемой.

Таковы прогрессивные и страшные итоги деятельности человека в XX веке. Предотвращение глобальных катастроф должно стоять впереди всех насущных проблем человечества. Требуется издавать новые законы, создающие систему мер и наказаний для нарушителей экологии планеты. И, наоборот, поощрять развитие экологически чистых производств и технологий.

Многие крупные экологические катастрофы еще не поздно предотвратить: в море —за счет создания технологий, обеспечивающих безопасный подъем со дна морей и последующее уничтожение захороненных снарядов и бомб, начиненных ипритом и другими отравляющими веществами, по быстрой очистке морей от нефтепродуктов и продуктов химических производств, ядерных установок и отходов атомного производства; на суше - за счет создания новых технологий, позволяющих восстановить озоновый слой путем внедрения новых технологий для увеличения его концентрации в стратосфере, создания новой техники и технологий, исключающих применение ископаемого топлива, а также создания новых технологий по борьбе с лесными пожарами.

Актуальность темы исследования. В современных условиях национальная безопасность Российского государства, а также жизненно важные интересы каждого человека неразрывно связаны с их защитой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Целью нашей работы является изучение ЧС природного, экологического и техногенного характера, ухудшения экологии, а также угрозы национальной безопасности.

Задачи работы:

•проанализировать материал по классификации ЧС природного , экологического и техногенного характера;

•изучить возможные угрозы национальной безопасности.

1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация ЧС по масштабам их распространения и тяжести последствия

ЧС техногенного характера.

Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.

Вид техноген-ной чрезвычай-ной ситуации

Опасные события

Транспорт-ные аварии (катастро-фы)

Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов

Пожары, взрывы, угроза взрывов

Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки, утрата радиоактивных источников

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ

Гидродинамические аварии

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

Внезапное обрушение зданий, сооружений

Обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, обрушение элементов транспортных коммуникаций

Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электроконтактных сетей

Аварии на коммуналь-ных системах жизнеобес-печения

Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах

Аварии на промышленных очистных сооруже-ниях

Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50–%, иногда достигая предаварийного уровня. В техногенной безопасности есть и другие общие черты неблагополучия: снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности, производственной и технологической дисциплины; распространены технологическая отсталость производства и низкие темпы внедрения безопасных технологий. Показатели риска возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах в России превышают показатели приемлемых рисков, достигнутых в мировой практике.

На территории страны функционирует более 45 тыс. опасных объектов. В их числе 3 600 объектов, имеющих значительные запасы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), свыше 8 тысяч взрыво- и пожароопасных объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками, 113 исследовательских ядерных установок, 12 предприятий ядерного топливного цикла, 16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Все они представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф, сопровождающихся выбросами АХОВ и радиоактивных веществ. Тяжесть последствий может усугубляться и тем, что на радиационно дестабилизированных территориях проживает 10 млн. человек, а на территориях возможного химического заражения — 60 млн. человек.

Ежегодно во время пожаров погибает 12– тыс. человек. Величина потерь от пожаров превышает общий ущерб государства от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и является, по существу, безвозвратной. Урон от пожаров не только невосполним, но и требует еще больших затрат для восстановления уничтоженных материальных ценностей.

В стране эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в предаварийном состоянии.

ЧС природного характера.

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Природные явления и процессы могут приводить к природным бедствиям, которые ежегодно уносят тысячи человеческих жизней и наносят огромный материальный ущерб. Природные бедствия представляют собой сложную совокупность разнообразных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов (НОЯ), которые в зависимости от их масштабов и интенсивности подразделяются на неблагоприятные природные явления, стихийные бедствия и природные катастрофы.

Под неблагоприятным природным явлением понимается стихийное событие природного происхождения, вызывающее сравнительно небольшие негативные последствия для жизнедеятельности людей и экономики.

Стихийным бедствием называется разрушительное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого возникла угроза жизни и здоровью людей, могут произойти разрушения или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. Стихийные бедствия — основной источник чрезвычайных ситуаций природного характера, возникающих достаточно часто и имеющих значительный масштаб.

Природная катастрофа — стихийное бедствие особо крупных масштабов и с наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды. Такие события являются редкими, но наиболее разрушительными.

Большинство неблагоприятных явлений или процессов инициируют возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера различных масштабов и служат их источниками.

Техногенная чрезвычайная ситуация — обстановка, при которой в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Основным и наиболее распространенным понятием, обозначающим чрезвычайное техногенное событие, является авария. Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

В последнее время широко применяется термин «катастрофа техногенного характера» или «техногенная катастрофа». Под техногенной катастрофой понимается крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение нормативных правовых положений и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Инцидент, как правило, не ведет к возникновению чрезвычайной ситуации даже локального масштаба. При этом выделяются несколько возможных для объекта ситуаций: нормальные условия работы (эксплуатации); нарушение нормальных условий работы (эксплуатации); проектная аварийная ситуация; запроектная аварийная ситуация; гипотетическая авария. Реагируя на различного рода опасности, общество создает соответствующие организационные структуры, внедряет технические системы защиты, осуществляет различные мероприятия по противодействию опасным явлениям и событиям, формируя таким образом систему безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях — состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность различают по видам (промышленная, радиационная, химическая, пожарная, экологическая), объектам (население, объект экономики, окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций2

.

Чрезвычайные ситуации природного характера классифицируются на:

Космогенную

Геофизическую

Геологическую

Метеорологическую

Гидрометеорологическую

Гидрологическую и пр.

Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий.

По конкретно сложившейся обстановке и тяжести последствий чрезвычайные ситуации можно разделить на:

- локальные, когда пострадало до 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности не менее 100 человек, причинен материальный ущерб до 1000 минимальных размеров оплаты труда и когда вредные последствия от ситуации не распространяются за пределы санитарно-защитной зоны;

— местные ЧС, которые по сфере воздействия не выходят за пределы муниципального образования и когда пострадало до 50 человек или нарушены условия жизнедеятельности до 300 человек, а причиненный материальный ущерб — не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда;

— территориальные ЧС, охватившие несколько районов, когда пострадало до 500 человек или нарушены условия жизнедеятельности до 500 человек, а материальный ущерб составил до 500 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

— региональные ЧС, охватывающие территорию не менее двух субъектов РФ, когда пострадало до 500 человек или нарушены условия жизнедеятельности до 1000 человек, а материальный ущерб составил до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда;

— глобальные, когда последствия ЧС распространяются на несколько областей или даже государств.

2. Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации экологического характера

Нерациональное природопользование является причиной экологических кризисов и экологических катастроф.

Экологический кризис - это обратимое изменение равновесного состояния природных комплексов. Он характеризуется не только усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие. Известен ряд экологических кризисов: относительного объединения доступных примитивному человеку ресурсов промысла и собирательства, обусловивший стихийные биотехнические мероприятия типа выжигания растительности для ее лучшего и более раннего роста, перепромысла крупных позвоночных животных, современный кризис глобального загрязнения, которому, по мнению ученых, соответствует высший этап научно-технической революции. Человек выступает при экологическом кризисе активно действующей стороной. История цивилизации доказывает, что вслед за экологическим кризисом следует революционное изменение во взаимоотношениях общества и природы.

В предыстории и истории человечества выделяют ряд экологических кризисов и революций.

) Изменение среды обитания живых существ, вызвавшее возникновение прямоходящих антропоидов - непосредственных предков человека.

) Кризис относительного обеднения доступных примитивному человеку ресурсов промысла и собирательства, обусловившего стихийные биотехнические мероприятия типа выжигания растительности для лучшего и более раннего роста.

) 1-й антропогенный экологический кризис - массовое уничтожение крупных животных («кризис консументов»), связанный с последовавшей за ним сельскохозяйственной экономической революцией .

4) экологический кризис засоления почв и деградация примитивного поливного земледелия, недостаточность его для растущего народонаселения Земли, что привело к преимущественному развитию неполивного земледелия.

) Экологический кризис массового уничтожения и нехватки растительных ресурсов или «кризис продуцентов», связанный с общим бурным развитием производительных сил общества, вызвавший широкое применение минеральных ресурсов, промышленную, а в дальнейшем и научно-техническую революцию.

) Современный кризис угрозы недопустимого глобального загрязнения. Здесь редуценты не успевают очищать биосферу от антропогенных продуктов или потенциально не способны это сделать в силу неприродного характера выбрасываемых синтетических веществ.

Экологические кризисы по характеру протекания можно разделить на две группы:

- кризисы, носящие взрывной, внезапный характер. Типичными являются промышленные катастрофы. Это и Чернобыльская авария, и взрыв на химическом комбинате в Вхопале (Индия), унесший тысячи жизней, и аварии на химических производствах в Уфе и др. Данные кризисы можно предсказать с той или иной долей вероятности. Но, как правило точное время их возникновения неизвестно;

- ползучие, медленные по характеру течения кризисы. Они могут протекать десятилетия, прежде Чем количественные изменения перейдут в качественные. Характерными примерами являются аграрные экологические кризисы: например. Аральский кризис, колоссальная экологическая катастрофа в США в 30-е годы. В США неправильная технология обработки почвы привела к огромному по масштабам развитию эрозионных процессов. В результате в течение 2-3 лет пыльные бури уничтожили плодородный слой на десятках миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. В настоящее время яркими примерами ползучего экологического кризиса являются аридизация (опустынивание огромных территорий и обезлесивание) Нерациональное ведение сельского хозяйства, вырубка лесов ведут к экологической деградации огромные территорий.

Экологическая катастрофа это природная аномалия (длительная засуха, массовый мор, например, скота и т.д.), зачастую возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на природные процессы и ведущая к остро неблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона; авария техногенного устройства (атомной электростанции, танкера и т.п.), приведшая к остро неблагоприятным изменениям в среде и повлекшая за собой массовую гибель животных организмов и экономический ущерб; одно из состояний природы .Экологическая катастрофа отличается от экологического кризиса тем, что кризис - это обратимое состояние, где человек выступает активно действующей стороной, а катастрофа необратимое явление, человек здесь вынужденно пассивная страдающая сторона. В широком понимании экологическая катастрофа это фазы развития биосферы, где происходит качественное обновление живого вещества, например, вымирание одних видов и возникновение других .3

3. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства; подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; коренное улучшение экологической ситуации в стране.


4. Основные угрозы национальной безопасности РФ

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

• экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

• активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

• реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

• подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

• обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

• обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

• подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

• принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

• коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Заключение

Национальные интересы России в экологической сфере являются неотъемлемым компонентом системы национальных интересов страны. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации находятся в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать важность этих проблем. В то же время, обострение экологической ситуации может вызывать рост социальной напряженности, ухудшение качества жизни населения, демографических показателей и в конечном итоге препятствовать экономическому росту.

Национальная безопасность страны может быть обеспечена только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. В связи с этим стратегической целью государственной политики в области экологии определено сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности 
страны.

С учетом изложенного выше основными направлениями государственной политики в области экологии, как на федеральном, так и на региональном уровнях выбраны:

–         неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

–         снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;

–         сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации ((принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ), Российская газета, 2009.
  2. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ ( ред. От 05.05.2014)

«О Федеральной службе безопасности».

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. От 12.03.2014) « Об охране окружающей среды».
  2. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н.; МЧС России –Риски в природе, техносфере, обществе и экономике, М.: Деловой экспресс, 2004г.
  3. Алексеенко В. А., Алексеенко А. П. Биосфера и жизнедеятельность. - М.: Логос, 2006.-210 с.
  4. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе нац. безопасности. М., 2007. - 74 с.
  5. Ващекин Н.П., Дезлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 2008. - 125 с.
  6. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2008. - 364 с.
  7. Гирусов Э. В. Экология и экономика природопользования. - М.: Юнити, 2005. - 455 с.
  8.  Иваненко Н. В. Экологическая токсикология. Под ред. Масленникова Н. Г. —М., —6.

2 Гирусов Э. В. Экология и экономика природопользования. - М.: Юнити, 2005. - 455 с.

3 Николаенко В. Г. Экология и жизнь. - М.: Логос, 2005 - 98 с.

23

ЧС природного, экологического и техногенного характера, ухудшения экологии, а также угрозы национальной безопасности