Конституционное права РФ и основные виды его источников
Курсовая работа
Конституционное права РФ и основные виды его источников
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………..………..3
1. Понятие Конституционного права Российской Федерации и
основные виды его источников……………………………………………..4
2. Законы субъектов Российской Федерации……………………………….6
3.Роль закона как основного источника конституционного права
Российской Федерации …………………………………………………........7
4. Роль нормативно правовых актов субъектов Российской
Федерации и местных органов самоуправления как источников
конституционного права России………………………………………… .....9
5. Заключение……………………………………………………………….....12
6.Список литературы ……………………………………………………........15
Введение
Каждая Конституция это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.
Нахождение баланса власти и свободы составляет главный смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.
Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования конституционного права как отрасли права Российской Федерации.
Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующие отношения конституционного характера.
Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права России как отрасли права.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1. Дать понятие конституционного права Российской Федерации и выделить основные виды его источников.
2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права Российской Федерации.
3. Проанализировать роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации.
4. Проанализировать роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России.
1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации
Сложность и многообразие конституционных норм обуславливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источниками конституционного права принято понимать «форму существования общих правил поведения (внешнюю форму их выражения), регулирующую отношения конституционного характера.
Если рассматривать конституционное право как отрасль права, то под этим термином понимается упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Следовательно, источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе образуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутри федеральные), правовые обычаи. Все они хранят правовые предписания. Признание нормативного правового акта источником конституционного права влечет за собой важные юридические последствия.
Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е характеризовали систему источников конституционного права следующими признаками Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработав. и доп. - М..: Юристъ, 2006. С.36.:
1.Множественностью форм выражения правовых норм
2.Иерархической соподчиненностью
3.Изменением соотношения внутригосударственного и международного права
4.Приоритетом закона
5.Стабильностью по отношению к другим источникам права
Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей юридической силой. Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости. К этому виду источников конституционного права как отрасли права России мы можем отнести Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г..
Основной массив источников конституционного права все же составляют законы. Закон - это «нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения «Теория государства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. - М.: Юристъ, 1999. С.14. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различаю законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции Российской Федерации, обычные федеральные.Баглай М.В. классифицирует законы по следующим основаниям Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.:
1.По юридической важности (законы, подзаконные акты)
2. По органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)
3.По форме акта (закон, указ, постановление, распоряжение…)
4.По схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)
2. Законы субъектов Российской Федерации
Законы субъектов Российской Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и распространяются только на их территории.
Субъекты Российской Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы.
Нормы конституционного права могут содержаться и в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.
Законы являются лишь небольшой частью всего принимаемого в государстве объема правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.
К подзаконным актам относятся:
1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
3. Акты федеральных органов исполнительной власти
4. Акты исполнительной власти субъектов Российской Федерации
5. Акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов на местах
Нормативные правовые акты имеют временные и территориальные пределы их действия, а также различается их функционирование по кругу лиц.
Моментом начала действия нормативного правового акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. В Российской Федерации этот срок составляет десять дней. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Нормативный правовой акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным правовым актом либо пока не истечет срок его действия.
3.Роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации.
Законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты действуют на всей территории России, либо на ее части указанной в них. По общему правилу действия нормативных правовых актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Российской Федерации в целом, нормативные правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации - в рамках их территориальных границ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления - в пределах административных границ данного муниципального образования.
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан Российской Федерации, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных граждан). В отдельных случаях принимаются специальные нормативные правовые акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).
Нормы конституционного права, служащие источником данной отрасли права, содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор - это «соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения» Теория государства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. - М.: Юристъ, 1999. С.24. Различают международные и внутрифедеральные договора.
Согласно конституционным нормам источником отрасли конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции Российской Федерации, и аналогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации. Эти органы действуют в небольшом числе субъектов Российской Федерации.
Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые. Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации по представленной кандидатуре.
Исходя их вышеизложенного определяем, что:
1. Источники конституционного права - это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера.
2. Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
3. Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.
4. Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.
5. Закрепление конституционно-правовой нормы в нормативном правовом акте подчинено объективным реалиям и сложившимся на данный момент общественным отношениям, что придает норме высокий уровень юридической значимости.
6. Закрепление конституционно-правовой нормы в законе зависит от размера территории, на которую распространяется данная норма, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.
4. Роль нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источников конституционного права России.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления входят в систему источников конституционного права и в порядке иерархичности (после Конституции Российской Федерации и федерального законодательства) регулируют правоотношения конституционного характера.
В системе источников конституционного права на уровне субъектов Российской Федерации можем выделить следующие виды нормативных правовых актов Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск: 1997. С.87.:
I. Группа - законодательные акты субъектов Российской Федерации:
а) конституции, уставы субъектов Федерации
б) законы субъектов Федерации
II. Группа - подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций)
б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации
в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации
г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве)
д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
Согласно ч.1 ст. 65 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации существует двадцать одна республика в качестве субъектов Российской Федерации. И в восемнадцати республиках в качестве основных региональных правовых актов действуют на данный момент собственные конституции. Вопрос о том, насколько данные виды правовых актов являются источниками конституционного права Российской Федерации, является спорным. С одной стороны у нас есть единая Конституция, имеющая прямое действие на всей территории Российской Федерации, с другой в каждой из принятых данными субъектами Конституций провозглашено, что их собственный Основной Закон имеет прямое действие на всей территории субъекта. Возникает вопрос: какой смысл принимать собственную Конституцию, в целом соответствующую общефедеральной, в качестве источника правоотношений конституционного характера. По сути, эти виды основных региональных правовых актов только дублируют Конституцию Российской Федерации. Тем не менее в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации сказано, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Таким образом, Конституции субъектов Российской Федерации, как и законодательство субъектов Российской Федерации необходимо рассматривать как неотъемлемые источники конституционного права как отрасли права.
Конституция Российской Федерации отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. М., 2007. Ст.12.. Следовательно, органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. Акты, регулирующие отношения в сфере конституционного права, например, расширяющие права и свободы или усиливающие их гарантии, признаются его источником Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Институт Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, 2003. С. 56..
Этот вывод не противоречит конституционному указанию в ст. 12 Конституции Российской Федерации на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Так как при любом толковании данной статьи ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией Российской Федерации органов самоуправления, осуществляющих публичную власть без издания правовых актов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного мы пришли к следующим выводам:
1. Муниципальная власть носит публичный характер, является первичным (низовым горизонтальным) видом в публично-властной системе России, тем самым являясь низовым источником в системе источников конституционного права.
2. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
4. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.
5. К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).
Заключение
В заключении данной работы остановимся на Конституции РФ, так как среди всех актов она занимает особое место. Конституция является основным источником отрасли конституционного права.
Эта роль Конституции России обусловлена следующим.
В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.
Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).
В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа.
Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правовою регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.
В работе раскрыто общее понятие источника конституционного права как отрасли права; проанализированы общие виды источников конституционного права в Российской Федерации; проанализирована роль закона как основного источника конституционного права Российской Федерации; определены роль и место международных правовых актов в системе источников конституционного права.
Рассмотренные положения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогом работы:
1. Источники конституционного права - это факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Они имеют особый порядок принятия, отмены и изменения, им свойственны многообразие и высокая юридическая значимость.
2. Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права Российской федерации как отрасли права. На федеральном уровне виды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам: законодательные акты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, судебные решения. Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли. Конституционный Суд Российской Федерации формально не относится к числу правотворческих органов, но de fakto таковым является: любые акты, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.
3. Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров, закрепленные в виде нормативных правовых актов также являются источниками конституционного права как отрасли права. К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация, а также Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь и акты других объединений части государств СНГ и Российской Федерации.
4. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории данного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. Кроме того, к источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы.
Список литературы
1. Конституция РФ 1993 г. // Гарант, 2009 г.
2. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право РФ: Учебник. -М.: НОРМА, 2003.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработ. и доп. - М..: Юристъ, 2006.
4. Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право РФ: Учебник. -М.: Юнит-М, 1997.
5. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.
6. Конституционное право России: учебно-методическое пособие. /под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. - М.: «Норма», 2007.
PAGE \* MERGEFORMAT15
Конституционное права РФ и основные виды его источников