Сценарий классного часа для 2 класса «Сороки. День встречи птиц»


Хлопянова Татьяна Витальевна

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ «СОШ№14»

Г. Новомосковска Тульской области

Сценарий классного часа для 2 класса «Сороки. День встречи птиц»

Цель: Приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у младших школьников основ экологического воспитания.

Задачи: 1.Познакомить детей с традициями и историей весеннего праздника «Сороки».

2.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам.

3.В атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативность, эмоциональную восприимчивость.

Ход праздника.

Ведущая (учитель):

Доброго здоровья, честной народ!

Дети: (здороваются)

Ведущая:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. Вот сейчас мы вам и поведаем, как в далёкую старину встречали люди весну - красну. Только сначала загадку отгадайте:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Дети: Весна красна!

Ведущая: И праздник-то у нас какой весенний – Сороки (слайд 1). День с ночью равняются, сорок птах небесных издали возвращаются. Все закликают Весну - красну. Вот и мы с вами сегодня позовем весну. Давайте будем весну закликать.

Дети читают закличку (слайд 2):

Ау, ау, аукаем – весну приаукаем!

Март, март, март - солнцу рад.

Апрель, апрель – открой дверь!

Май, май – сколько хочешь гуляй!

Забегает (девочка) сорока:

-Я быстрая птица, прилетела к вам

Сквозь чащи лесные назло ветрам.

Хорошую весть я вам принесла:

Зимы уже нет! Пришла весна!

Я, Сорока - белобока о весне стрекотала,

Ох, устала…. Ох, устала….

Ведущая: Оставайся, сорока у нас на празднике.

Сорока: Спасибо, с удовольствием. А поиграть со мной хотите?

Игра «Птицы в гнездышках»

Дети разбиваются по три человека: двое берутся за руки - они гнездо, а третий птица. В игре участвует одна лишняя птица. В начале игры все птицы вылетают из гнёзд, а по сигналу надо занять любое пустое гнездо. Какая птица не успела занять гнездо – становится водящим.

Сорока: Я всю зиму была с вами, а со мной жили и мои друзья. Они переносили и холод, и вьюги, и метели. Спасибо вам, ребята, что помогали нам в этом. Хорошие кормушки вы построили. Они никогда не пустовали. А теперь отгадайте, какие друзья вместе со мной зимовали (по мере отгадывания открываются слайды 3-9).

    Сероспинный, красногрудый

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

с первым снегом прилетает. (Снегирь)

    Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

    Чик-чирик

к зёрнышку – прыг,

клюй, не робей

кто это? (Воробей)

    Далеко мой стук

слышится вокруг,

червякам я враг,

а деревьям – друг. (Дятел)

    Верещунья, белобока,

а зовут её …..(Сорока)

    На окне дремала птица:

“Галка-галка, что вам снится?”

Отвечала птица сонно:

“Я не галка, я ….(Ворона)

    Кто там прыгает, шуршит,

клювом шишки потрошит,

голоском речистым, чистым -

Лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

Ведущая: И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие (слайды 10-13):

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

(Грач)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!

(Жаворонок)

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (соловей)

А птиц вы хорошо знаете? Сейчас я это проверю.

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топайте. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Ведущая: Что неправильно?

Дети. Мухи!

Ведущая: А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Ведущая: Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Дети топают.

Ведущая: Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Дети топают.

Ведущая: Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Дети топают.

Ведущая: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!

С песней праздник веселее,

Без неё нам жить нельзя,

Потому на конкурс песни

Приглашаю вас, друзья!

У каждой птички своя песня, давайте вспомним, как они поют (дети отвечают хором):

Утки - кря, кря, кря

Вороны - кар, кар, кар

Совы - ух, ух, ух

Воробьи - чик - чирик

Дятел – тррр – тррр

Синица - тинь, тинь.

И сейчас каждой группе нужно спеть песню « В траве сидел кузнечик». Одна половина зала поет как ворона, а вторая половина – как синичка. Молодцы, а сейчас поют обе команды вместе!

Ведущая: Славный у нас получился концерт! Думаю, после такого концерта весна непременно придет. В старину на «Сороки» было принято печь из теста жаворонков, а так же выпускать на волю живых птиц. Дети бежали на улицу и приговаривали:

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную;

Нам зима холодная наскучила,

Руки, ноги отморозила.

А я предлагаю вам вместе с ребятами с рисунка позвать еще раз весну и выпустить птичек, которых мы изготовили на уроке технологии (слайд 14).

Используемые источники

Арсенина Е. Н., Кислова Л. Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006. – 185 с.

Кузнецова Э. Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. – М.: Аквариум, 2000. – 240с.